Общественный контроль – это активное наблюдение за действиями властей и сотрудничество с органами власти. Участие в выявлении тех или иных проблем. Публичное обсуждение и оценка качества решения этих проблем. При необходимости выработка альтернативных решений.

актуально Печать
16 Декабря 2008 года, 02:28
Бюджет спасения 2009-11
парламент приступает к завершающей фазе
рассмотрения главного финансового документа республики


parlament-1.jpg16 декабря начнет свою работу VII (очередное) пленарное заседание Государственного Собрания (Ил Тумэн). В предварительной повестке последней в этом году парламентской сессии значится 47 пунктов. Самыми обсуждаемыми по традиции обещают стать финансовые вопросы. Прежде всего,  рассмотрение во втором чтении проекта государственного бюджета РС (Я) на 2009 год и на плановый период до 2011 года.


Октябрь – это вам не декабрь...

Напомним, что в первом чтении первый в истории республики трехлетний бюджет был принят еще в начале октября на V сессии Ил Тумэна. Вкратце напомним также его параметры. В 2009 году доходы прогнозируются в объеме 78, 880 млрд рублей, расходы – 77,754 млрд рублей (профицит – 1,126 млрд). В 2010 году доходы и расходы – 84,605 млрд рублей, в 2011 году –  95,091 млрд рублей.
Больше всего дебатов на предыдущей сессии вызвал как раз заявленный профицит в 1,1 млрд рублей. Однако доводы членов правительства, объяснивших парламентариям, что превышение доходов над расходами в бюджете было заложено специально с целью погашения плановых долговых обязательств республики, тогда возымели свое действие. 
Также стоит освежить в памяти читателей тот факт, что отдельные депутаты при обсуждении главного финансового документа республики на прошлой сессии вменяли в вину правительству отсутствие
развития бюджета. Аргументация таких смелых умозаключений сводилась к якобы излишней его зависимости от федеральных дотаций.
Однако и здесь абсолютное большинство народных избранников заняло принципиально иную позицию, достаточно верно рассудив, что увеличение объема дотаций –  не негативный, а наоборот очень даже позитивный признак. Поскольку дополнительные поступления из федеральной казны связаны вовсе не с финансовой немощью республики, а с пересмотром собственно методики формирования бюджетной политики страны. В частности, с теми климатическими, транспортными и другими особенностями нашего региона, которые сегодня стали учитываться при распределении ассигнований из фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
И еще один момент, на котором, пожалуй, стоит остановиться, вспоминая первое чтение бюджета. Надо отметить, что тогда, в начале октября, о понятии «мировой финансовый кризис» все уже, конечно, слышали. Но баррель нефти тогда стоил еще почти 90 долларов (сейчас около 50 долларов), а потому масштабы его последствий для России, и для ее регионов все представляли несколько иначе, чем теперь, на исходе года.

Надо оставаться реалистами

В минувшее воскресенье председатель правительства республики Егор Борисов встретился с главами парламентских комитетов, чтобы поделиться с депутатами мнением исполнительной власти республики накануне обсуждения судьбоносного документа, каковым является закон о бюджете.
За несколько часов до этого разговора премьер вернулся из Москвы, где в течение нескольких дней работал в Минфине России. Главный итог своей работы Борисов довел до сведения парламентариев сразу: как заверили его в Минфине РФ, никакого сокращения бюджетной поддержки республики со стороны федерального центра в 2009 году не будет.
То, что принятый в первом чтении бюджет республики – максимально реалистичный и оптимальный подтверждает печальный пример многих других регионов, утвердивших в своих бюджетах завышенные объемы. Теперь, по словам Егора Афанасьевича, руководителей таких субъектов в Москве принуждают аврально пересматривать ранее утвержденные бюджеты и урезать их на 30-50%. Тогда как правительство Республики Саха (Якутия), вняв рекомендациям Минфина РФ относительно возможных последствий кризиса, загодя не стало строить замков из песка.
В результате по состоянию российской экономики на данный момент бюджет республики какому-то глобальному пересмотру можно не подвергать. Все теперешние расчеты полностью обоснованы, согласованы с налогоплательщиками, и, что особенно, важно с федеральным руководством.
Вместе с тем у депутатов никто не отнимал права защищать интересы своих избирателей. Поэтому в ходе детальной проработки проекта бюджета после процедуры первого чтения в него было тем не менее внесено 589 поправок на общую сумму порядка 55 (!) млрд рублей. В том числе 499 поправок на сумму более 41 млрд было внесено в Инвестиционную программу РС (Я). Надо иметь в виду, что речь в данном случае идет не только о следующем годе, а обо всем плановом периоде. Хотя и на один 2009 год народные избранники предложили поистине неподъемную сумму увеличения расходов бюджета – 28,5 млрд рублей, в том числе 22,5  млрд – по капитальным вложениям; 2,8  млрд рублей – по сельскому хозяйству; еще 3,8 млрд рублей – по так называемому социальному блоку. 
При всем понимании благих побуждений депутатов и актуальности многих насущных проблем, которые они пытаются решить, внося свои поправки, председатель правительства дал понять коллегам, что в нынешней ситуации им надо оставаться реалистами. Этот посыл, как показалось, был воспринят руководителями парламентских комитетов достаточно адекватно. 

Социальные обязательства превыше всего

Особенности бюджета 2009 года, по словам премьера Борисова, характеризуются несколькими существенными факторами.
Во-первых, с учетом определенных проблем, которые неизбежно возникнут у ряда  бюджетообразующих предприятий республики, в наш главный финансовый документ заложены меньшие по сравнению с 2008 годом объемы поступлений от налога на прибыль (примерно, на 2 млрд рублей) и от налога на доходы физических лиц (здесь налоговые поступления будут меньше на сумму более 1 млрд рублей).
Во-вторых, опять-таки в силу наступившей экономической нестабильности, правительство отдает себе отчет в том, что осуществить реализацию 49-процентного госпакета акций «Сахателекома», ранее запланированную на 2008 год, на данном этапе будет сложно, если не сказать невозможно.  Таким образом, бюджет может не досчитаться еще порядка 1,3 млрд рублей, ранее подразумевавшихся в доходной части.
В-третьих, несмотря на все кризисные явления, правительство не могло позволить себе невыполнения социальных обязательств. В первую очередь имеется в виду увеличение заработной платы бюджетников на 11,2%.  
Нет сомнений, что со всеми этими факторами пришлось бы здорово помучиться, если бы не тот позитивный момент, о котором уже говорилось  выше. Благодаря стараниям правительства Республики Саха (Якутия) на федеральном уровне была усовершенствована методика распределения средств из фонда финансовой поддержки субъектов. За счет этого Якутия в 2009 году получит на 12,5 млрд рублей больше, чем она должна была получить по старой методике.
Интересно что скажут на это уважаемые депутаты, в октябре называвшие такую политику руководства республики иждивенческой? Особенно в свете того, что сегодня в коридорах Минфина с протянутой рукой ходят практически все российские губернаторы, которых оттуда отправляют прямиком в коммерческие банки – брать кредиты под не греющие душу проценты.
Уже сейчас ясно, что для многих регионов бюджет 2009 года станет бюджетом выживания. Для Республики Саха (Якутия) сегодняшние параметры бюджета 2009 года пока некритичны, а, следовательно, наш бюджет, во всяком случае пока, можно считать бюджетом спасения.
При этом глава правительства еще раз акцентировал внимание депутатов на том, что с учетом возможных изменений нынешней экономической конъюнктуры и других кризисных явлений вероятность пересмотра параметров бюджета в последующем все-таки остается весьма высокой. Не исключено, что это может произойти даже в I квартале 2009 года.
Но если объемы бюджета и будут корректироваться, то никак не за счет сокращения расходов по социальным обязательствам (заработная плата, сельское хозяйство), а за счет сокращения других статей.

Объекты республики не должны попасть под жернова оптимизации 

Говоря о капитальных вложениях, необходимо иметь в виду, что в этом аспекте значительную долю составляют внебюджетные источники, которые направляются по линии федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП) и федеральных целевых программ (ФЦП). В 2009 году общая сумма средств по ФАИП и ФЦП, которые должна получить республика равняется 16,5 млрд рублей (для сравнения весь инвестбюджет республики составляет всего около 4,3 млрд рублей). Еще порядка 13 млрд рублей на капвложения будет выделено из средств ОАО «Республиканская инвестиционная компания». Таким образом, в общей сложности в 2009 году на капитальные вложения в республике запланировано 33,8 млрд рублей (из них всего 4,3 млрд – за счет бюджета республики).
Общаясь с депутатами, Егор Борисов также довел до их сведения, что в связи с кризисом по распоряжению руководства страны объемы ФЦП будут оптимизироваться. Однако правительство республики делает сейчас все  возможное, чтобы под жернова оптимизации не попали наши объекты, в частности объекты электроэнергетики и инфраструктурные объекты по проекту «Комплексное развитие Южной Якутии».
Одновременно правительство активно продвигает вопрос о выделении энного объема средств по линии Фонда регионального развития на дополнительное строительство школ и других объектов в республике.

Повышение зарплат  госслужащих урежут?
В ходе встречи с парламентариями Егор Борисов также внес пояснения депутатам относительно пункта повестки «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия)», касающегося повышения заработной платы государственных служащих.
Согласно федеральному закону, в течение 2008-2009 годов зарплата чиновников по России должна быть увеличена на 80%  - напомнил премьер. Уровень зарплат республиканских госслужащих остается самым низким по стране. Конечно, больше всего от этого страдает среднее управленческое звено, где из-за недостаточного уровня зарплат наблюдается высокая текучесть кадров. Как посетовал Егор Борисов, у него заместители министра получают меньше чем директора школ.
С 1 января 2009 года якутским чиновникам планировалось прибавить месячное денежное вознаграждение на 40%, однако в условиях мирового экономического кризиса от первоначальных замыслов решено отказаться. Правительство республики предложило осуществлять повышение зарплаты госслужащим поэтапно, в зависимости от складывающейся ситуации.