На селе сегодня важно создавать такую культурную среду, которая служила бы социальной интеграции населения, объединяла и вдохновляла людей

 

финансы Печать
07 Октября 2009 года, 19:58
Правительство утвердило проект бюджета республики на 2010 год

budzhet-11.jpg6 октября на внеочередном заседании правительства утверждены проект Закона РС(Я) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2010 год» и среднесрочный финансовый план на 2011-2012 годы.

Медленно, но верно
Проект бюджета-2010 разрабатывался в сложных условиях, вследствие чего правительство республики даже официально обратилось в Госсобрание (Ил Тумэн) с просьбой отложить его внесение на один месяц.
С чем это связано?
Во-первых, внесли свои негативные коррективы последствия глобального финансово-экономического кризиса.
Во-вторых, по этой же причине тяжело и долго готовился проект бюджета страны, который был утвержден только 23 сентября. При этом планы предоставления финансовой помощи регионам на федеральном уровне в течение года несколько раз пересматривались. Это обстоятельство в свою очередь вынуждало Минфин РС(Я) просчитывать различные варианты бюджета, включая крайне консервативные. По словам Егора Борисова, министерство Вадима Новикова трижды меняло подходы к формированию проекта главного финансового документа на следующий год. Параллельно руководством республики, лично председателем правительства проводилась активное взаимодействие с Минфином РФ, где регулярно обсуждались и согласовывались возможные параметры бюджета, объемы межбюджетных трансфертов. Стоит подчеркнуть, что в условиях кризиса федеральные власти непосредственно соотносили объемы финансовой поддержки субъектов с тем, насколько строго регионы придерживаются единой бюджетной политики, предлагаемой государством, в том числе соблюдения ряда жестких рекомендаций.
В итоге эта работа медленно, но верно дала свои результаты. В окончательном виде проект бюджета республики оказался максимально сбалансированным, исходящим из реальной ситуации и в части сокращения расходов, и в части индексации социальных обязательств.

Вопрос обеспечения социальных доплат пенсионерам остается открытым
Как отметил премьер, сумма предназначаемой республике дотации из Фонда финансовой поддержки регионов на 2010 год на выравнивание бюджетной обеспеченности, которая заложена в проект государственного бюджета страны (39,2 млрд рублей), никаких претензий не вызывает. Здесь, кстати, стоит сказать о том, что по многим субъектам межбюджетные трансферты были оставлены на уровне прошлого года или сокращены, тогда как Якутия получила все, что обосновала.
Единственным вопросом, который пока не урегулирован с федеральным правительством, остается механизм реализации нового пенсионного законодательства. Напомним, что принятый в июле этого года федеральный закон № 213-ФЗ предусматривает установление с 2010 года социальных доплат к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в соответствующем регионе. С учетом новых величин прожиточного минимума пенсионеров, утвержденных на сентябрьском заседании Правительства РС(Я), общая сумма социальных доплат для пенсионеров республики в 2010 году составит порядка 1,5 млрд рублей. Большая  их часть (1 млрд 293 млн рублей) по состоянию на сегодняшний день ложится тяжелым бременем на бюджет республики. Однако правительство Якутии намерено убедить Минфин и Минрегион РФ в том, что финансирование доплат должно осуществляться при более существенной поддержке федерального бюджета. К слову, аналогичную позицию занимают и другие регионы.

Расходы и доходы
Министр финансов Вадим Новиков, озвучивая параметры проекта бюджета республики, сообщил, что его доходная часть определена в размере порядка 73 млрд 514 млн рублей (в том числе: 28,673 млрд рублей – налоговые поступления; 4,419 млрд рублей – неналоговые доходы; 40,421 млрд – федеральные трансферты). Расходная часть составляет 77 млрд 880 млн рублей. Таким образом, бюджет запланирован с дефицитом в сумме 4 млрд 373 млн рублей.
Министр перечислил основные направления бюджетных расходов, которые определены в Бюджетном послании Президента РФ. Это пенсионное обеспечение, социальные и государственные обязательства, реализация нацпроектов, поддержка жилищного строительства и т.д.
Новиков обратил внимание коллег, что в расходной части учтены дополнительные обязательства в объеме 4 миллиардов рублей. Из них порядка 1 миллиарда составят затраты, связанные с переходом на новую систему оплаты труда в бюджетных учреждениях, в том числе, на муниципальном уровне. В целом фонд оплаты труда бюджетных учреждений в 2010 году увеличится на 5% (при этом зарплата государственных служащих по федеральным требованиям повышаться не будет).
До 300 млн (в 3 раза) увеличена статья расходов по организации школьного питания, еще 310,9 млн предусмотрено на повышение размера детских пособий. Кроме того, как сказано выше, в бюджете предусмотрены не планируемые ранее средства на социальные выплаты пенсионерам (пока из расчета 50% от требуемой суммы в 1,293 млрд рублей).
С другой стороны, в связи с кризисными явлениями существенно сократились объемы доходов бюджета, в первую очередь от поступлений налога на прибыль. Во многом это продиктовано ухудшением конъюнктуры на алмазном и угольном рынках и соответствующими потерями крупнейших налогоплательщиков республики – АК «АЛРОСА» и ХК «Якутуголь». Снижение прибыли ожидается и на предприятиях других отраслей экономики – в транспортной сфере, строительном комплексе, финансовом секторе. Отчасти на уменьшение налога на прибыль повлияло и снижение налогооблагаемой базы ОАО «Сургутнефтегаз».
Не лишним будет напомнить, что при формировании проекта бюджета-2010 пришлось учитывать ряд законодательных новшеств, отрицательно повлиявших на его доходную часть. К таковым следует отнести, в частности, недавно принятое решение о 100-процентном  отчислении налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью в федеральную казну (ранее 5% оставалось в регионах). А также корректировку федеральной методики расчета нормативов распределения доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов. Для Якутии, исходя из численности населения старше 18 лет, этот норматив изменен со знаком минус.
В плюс же можно занести увеличение поступлений акцизов на нефтепродукты (здесь норматив возрос в 2.5 раза) и налога на имущество организаций (на 15%).
Завершая тему, стоит упомянуть о предложении Владимира Членова, высказавшегося за увеличение транспортного налога, поскольку  подобные меры уже одобрены на федеральном уровне. Коллеги поддержали  предложение главы Минтранса, протокольно поручив Минфину просчитать возможные варианты.

Дефицит оправдывают прежний опыт и кредитные рейтинги
Вопреки ожиданиям, объем капитальных вложений в проекте бюджета составил 4,3 млрд рублей, хотя первоначально его планировалось сократить до 2 млрд рублей. В то же время, по словам Егора Борисова, он рассчитывал, что дефицит может быть вдвое меньше утвержденного. Итоговые параметры оказались несколько иными, но глава кабинета министров не видит в этом ничего страшного.
Как считает премьер, успешно ликвидировать дефицит правительству поможет дальнейшее тесное взаимодействие с федеральным центром и опыт работы по выпуску внутренних облигаций. В этом смысле весьма важным  фактором, считает Борисов, является подтверждение международными агентствами  высоких долгосрочных рейтингов республики и стабильного прогноза по всем долгосрочным рейтингам, что обеспечивает ей дополнительные кредитные возможности. Рейтинги четко отражают хорошие показатели исполнения регионального бюджета и гладкую структуру погашения долга. К слову, государственный долг Республики Саха (Якутия), согласно проекту, в 2010 году составит 19 млрд рублей, но львиная его доля – это всего лишь бюджетные гарантии, которые выделяются в рамках поддержки хромающих отраслей экономики. Еще один довод в пользу того, что республика благополучно справляется с долговой нагрузкой – благоприятная оценка комиссии Счетной Палаты РФ, недавно проводившей очередную проверку в Якутии. «Ревизоры Счетной Палаты признают, что мы грамотно управляем госдолгом и даже намереваются распространить этот наш положительный опыт в других субъектах Российской Федерации» -  констатировал премьер.
Накануне обсуждения проекта бюджета в парламенте, Егор Афанасьевич также счел своим долгом еще раз пояснить коллегам, что трансферты, выделяемые республике – не являются мнимой зависимостью бюджета республики от федеральных дотаций, а лишь отражают обоснованную методику бюджетной политики государства, определенную законом, с учетом территориальных и климатических особенностей Республики Саха (Якутия).

Расходы на приоритетные госпрограммы будут увеличены
При обсуждении параметров бюджета больше всего вопросов со стороны руководителей министерств и ведомств было связано с сокращением государственных целевых программ. Министр экономического развития РС(Я) Алексей Стручков объяснил, что в связи с кризисом и согласно жестким требованиям федерального центра бюджетные ассигнования на финансирование действующих программ сокращены почти в 2,5 раза.  
Вместе с тем, доводы отдельных министров по поводу сокращения расходов на приоритетные целевые программы, возымели действие. Согласно поручению премьера, к рассмотрению проекта бюджета на уровне парламента во втором чтении, должны быть внесены некоторые изменения в части увеличения расходов на такие  важнейшие направления, как молодежная политика, развитие предпринимательства, здравоохранение, образование (2010 год объявлен в РФ Годом учителя).
В ходе заседания правительства были также утверждены параметры среднесрочного финансового плана на ближайшие три года. Так, доходы на 2011-2012 годы предварительно определены в размере 76 млрд и 74,6 млрд рублей соответственно, расходы –  78 млрд и 74,6 млрд рублей.