Несмотря на огромные усилия по поддержке крупного бизнеса и масштабную диверсификацию экономики, которая, безусловно, является локомотивом развития нашего региона, роль малого предпринимательства для республики остается очень высокой
актуально Печать
05 Февраля 2010 года, 02:54
Зачем отчет идет в народ?

Если набрать в любой поисковой системе Интернета словосочетание «отчет органов исполнительной власти перед населением», то полностью соответствующие запросу страницы будут связаны исключительно с Республикой Саха (Якутия). Объясняется это просто – до недавнего времени подобная практика была уникальной для Российской Федерации. Правда, сегодня ситуация меняется, так как эффективность данного метода взаимоотношений власти и народа почувствовали и признали на самом высоком федеральном уровне. Глава государства Дмитрий Медведев в своем прошлогоднем Послании прямо указал на необходимость обязательного введения регулярных отчетов органов исполнительной власти перед населением во всех регионах.    
_______________________________________________________________
"...Хотел бы, чтобы руководители субъектов    Федерации постоянно сверяли свою деятельность с общественным мнением, не замыкались в кабинетах. <...>
Надо общаться, не надо стесняться выходить в народ. Надо прислушиваться к тому, что говорят, спорить в необходимых случаях, но власть все время должна быть в диалоге с народом..."

(Из выступления Д.А.Медведева на заседании Государственного Совета РФ 22 января 2010 года)
_________________________________________________

Как все начиналось
Позитивный опыт Якутии теперь официально взят на вооружение другими субъектами. В ряде регионов механизм проведения отчетов по аналогии с нашим уже закрепляется законодательными и нормативными актами. Однако в самой республике некоторые комментаторы по-прежнему не унимаются, безосновательно желая поставить проведение отчетов не в заслугу, а наоборот в вину своему правительству.
Республика Саха (Якутия) в последние годы нередко выступает зачинательницей многих здравых идей, в дальнейшем естественным образом экстраполируемых на другие регионы. И объясняется это не только грамотностью менеджмента Якутии, но и ее неповторимостью. Характеристиками, которых нет больше нигде в России, и которые вынуждают руководство республики искать и придумывать что-то особенное.
Где, скажите, еще в стране есть субъект, имеющий столь колоссальную по масштабам территорию и такую низкую плотность населения? Где еще в России вы найдете регион, где на 980 тысяч жителей приходится 445 муниципальных образований, причем 409 из них – крохотные сельские поселения? Где еще имеется такое количество населенных пунктов, расположенных в труднодоступных местностях?
Конечно, управлять территорией в таких условиях непросто. И не от хорошей жизни в 1998 году, когда страну поразил приснопамятный дефолт, когда люди месяцами не получали зарплату, руководство республики во главе с первым президентом Михаилом Ефимовичем Николаевым решило отправиться в народ. Поговорить с людьми честно и открыто, может быть даже покаяться и получить заслуженную порцию критики. Как говорится, чтоб сердце успокоилось.
Однако народ, несмотря на тяжелейшее состояние экономики, благоприятно воспринял такой шаг правительства. Органы исполнительной власти республики на удивление многих получили тогда одобрение и поддержку со стороны простых людей – тружеников сел и городов Якутии.
С тех пор, как принято говорить, утекло много воды. К счастью, ситуация в экономике разительно преобразилась. Ушли в прошлое долги по зарплате и десятки обанкротившихся предприятий. В республике началась вторая волна индустриализации. С освоением новых отраслей открылись огромные перспективы развития промышленности. Неуклонно растут инвестиции. Хотя и медленно, но набирает обороты сельское хозяйство. На этом фоне повышается уровень жизни населения. Происходят определенные реформы в политической и административной системе. Уже почти десяток лет мы живем в условиях местного самоуправления, пытаясь уйти от пороков централизации власти.
И все же отчеты правительства, а теперь и муниципальных начальников перед населением по-прежнему остаются востребованы. И в первую очередь их ждут отнюдь не чиновники, а, конечно, население – жители сотен наслегов и десятков районов нашей республики. Ждут, чтобы поделиться своими проблемами и чаяниями. Чтобы узнать новости из первых уст. Чтобы воспользоваться возможностью напрямую спросить или попросить о чем-то. Чтобы, если угодно, заглянуть в глаза руководителям, от действий которых зависит их судьба.
И если кто-то говорит, что на местах народу никакие отчеты не нужны, значит, этот кто-то просто никогда не присутствовал на таких мероприятиях.

Ничто не заменит живого общения
Вне зависимости от того, в каком населенном пункте проходят отчеты, народ всегда идет на них в массовом порядке и зачастую без всякого принуждения. Причем существует поразительная, но абсолютно доказанная пропорция: чем меньше жителей в конкретном населенном пункте, тем существеннее процент их явки на встречи с представителями органов власти.
Некоторые «доброжелатели», негодующие по поводу якобы напрасной траты бюджетных средств на отчетные командировки предлагают использовать альтернативные методы общения чиновников с народом, к примеру, современные средства связи.
Идея, безусловно, хорошая. Только пока, увы, неосуществимая. Во-первых, на сегодняшний день число абонентов доступа в Интернет составляет в республике всего 59 тысяч, что почти в десять раз меньше численности только совершеннолетних жителей республики. При этом нельзя забывать о том, что в подавляющем большинстве Интернет доступен лишь горожанам, а на селе, как ни крути – тотальная информатизация это пока дело будущего, но никак не настоящего. К тому же, там где доступ во всемирную сеть все-таки есть, пользоваться компьютером умеет даже далеко не вся «продвинутая» молодежь, не говоря уже о людях старше 40-50 лет, которые и в городах-то пока с большим скрипом осваивают Интернет.
Впрочем, если даже представить, что вся Якутия будет напичкана дешевым доступом в Интернет, никакие высокие технологии все равно не смогут заменить живого общения. Тот, кому доводилось бывать на отчетах, знает, что по своей драматургии, по нерву они бывают невероятно сложны для ответственных представителей власти. Для чиновников, выезжающих на отчеты, это далеко не легкая прогулка, как может показаться на первый взгляд, а серьезная проверка на профессионализм. И в финале их далеко не всегда ждут восторженные овации.
В отличие от былых партийных советских отчетов, которые слушали только члены КПСС, нынешние отчеты доступны каждому гражданину. И надо признать, что многие идут общаться с правительственными гостями не из праздного любопытства. Почти у всех есть определенные вопросы, претензии, нарекания, пожелания.

Географическая ротация
Кстати, за годы проведения отчетов жители республики привыкли к ним настолько, что стали воспринимать их как должное. Поэтому когда несколько лет назад власти республики решили ограничиться выездами только в районные центры, народ в отдаленных наслегах выразил недоумение и даже возмущение. Тогда правительство пришло к выводу, что необходимо охватывать отчетами все населенные пункты республики без исключения, а если вдруг из-за непогоды куда-то не удастся добраться в феврале, представители власти обязательно приедут туда позднее.
Стоит сказать и о том, что отчеты значительно укрепляют и повышают политическую грамотность населения. Это особенно важно и полезно в условиях продолжающегося вживления в безынициативную постсоветскую почву института местного самоуправления. Результаты такого ненавязчивого воспитания заметны. Если в былые времена народ, как правило, считал, что правительство должно заботиться абсолютно обо всем, то теперь он уже прекрасно различает вопросы, находящиеся в компетенции государственной власти от вопросов, которые должны решать местные руководители, проводящие, кстати, свои отдельные отчеты.
Зеркально повышается ответственность и, если можно так сказать, прилежание самих отчитывающихся. Зампреды, руководители министерств и ведомств старательно готовятся к выездам на места. Чтобы не попасть впросак, внимательно изучают проблемы, поставленные в этих населенных пунктах в предыдущие годы, проверяют решены они или нет. Поверхностный подход к отчетам со стороны правительства  исключен из практики. С некоторых пор чиновникам категорически запрещено механически зачитывать отчеты. Выступать перед населением обязаны строго руководители министерств и ведомств, а никак не исполнители.
С учетом того, что 90% населенных пунктов республики – это сельские поселения, все правительственные бригады при подготовке к отчетным мероприятиям проходят обязательный инструктаж по вопросам развития аграрной отрасли, досконально прорабатывают проблемы села.  В этом смысле, кстати, отчеты расширяют кругозор и самих чиновников. Допустим, какой-нибудь представитель министерства здравоохранения в ходе проведения отчета больше узнает не только о проблемах медицины, но и о проблемах транспорта, строительства, промышленности. И наоборот, государственный служащий из негуманитарного ведомства проникается заботами своих коллег, занимающихся здравоохранением, образованием или культурой.
Иногда, слушая пересуды о бесполезности отчетов, возникает крамольная  мысль: а как вообще должно работать правительство, если не проводить отчеты и не сверять свои действия и ориентиры с мнением народа.
Ведь мы не возмущаемся, когда отчеты проводят депутаты. Наоборот, выражаем горячее неодобрение, если какой-нибудь народный избранник перестает отчитываться перед своими избирателями, не докладывает о выполнении их наказов. Но ведь конечная цель деятельности органов исполнительной власти в принципе мало отличается от законотворческой, потому что тоже направлена на обеспечение благополучной жизни населения, читай, тех же самых избирателей. 
Еще одно ошибочное мнение заключается в том, что чиновники якобы ездят на отчеты в свои родные места. Любой желающий представитель общественности вправе посмотреть и изучить документы о проведении отчетов и убедиться, что практически всегда график командировок составляется с учетом ротации групп по географическому принципу. И если, к примеру, в прошлом году некий министр побывал в одной группе районов, то в следующем его непременно отправят по другим «адресам».
Для наглядности возьмем график председателя правительства Егора Борисова. В 2010 году он посетит с отчетами Горный и Амгинский улусы, в 2009 году был в Намском и Усть-Алданском, в 2008 году –  в Таттинском и Мегино-Кангаласском и т.д. При этом ни для кого не секрет, что сам Егор Афанасьевич родом из Чурапчинского района.
И уж, конечно, не соответствует действительности то, что отчеты проводятся специально под выборы. Если уж говорить о мерах административного воздействия на избирателя, для этого существуют гораздо более действенные механизмы, тем более что большие выборные кампании, в отличие от отчетов, проводятся у нас не каждый год.

Кому заправку, кому землемера...
И, наконец, последнее. Результаты проведения отчетов, их эффективность анализируются очень внимательно. И вывод о том, что они приносят значительную пользу в вопросах социально-экономического развития республики, не подвергается сомнениям.
Ни один вопрос, прозвучавший в ходе отчетов, не остается не замеченным. Все просьбы, жалобы, предложения тщательно изучаются, и часть из них принимается к исполнению. 
Так по итогам отчета органов исполнительной власти республики перед населением за 2008 год принято постановление Правительства РС(Я) от 24 мая 2009 года № 209 «О реализации в 2009-2010 годах предложений, высказанных населением республики в ходе обсуждения отчета органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) о работе в 2008 году». В рамках этого документа утвержден перечень, включающий в себя 286 предложений населения республики, принимаемых к исполнению правительством.  На 25 января 2010 года из 286 пунктов исполнены 196 (68,5%), остальные находятся в работе. Точно также утверждается перечень предложений населения республики, принимаемых к рассмотрению при формировании государственного бюджета.
Спектр этих предложений настолько широк, что перечислить их все не представляется возможным. Где-то речь идет об обеспечении северных районов воздушными судами круглогодичного действия, где-то об открытии автозаправки, где-то о строительстве жилья для сирот, где-то об организованном обучении сварщиков для нужд муниципального образования, где-то о выделении специалиста по межеванию земель. В одном наслеге нужно обновить оборудование для котельной, в другом оказать помощь для организации спуска вод во время весеннего паводка, в третьем -   обустроить дополнительный пункт милиции. Тот район нуждается в приобретении аппарата искусственной вентиляции легких для ЦРБ, этот  – в строительстве нового спортивного комплекса. Проблем в республике много, они разные, их количество не уменьшается. И невозможно решать их сидя только в теплых правительственных кабинетах.
С другой стороны, бывая на отчетах, правительство параллельно инспектирует деятельность местных органов власти, выполнение ими принятых ранее решений, а в отдельных случаях даже черпает на местах реальные новаторские идеи.  Как сказал в своем Послании Федеральному Собранию РФ Президент России
Д.А.Медведев, «люди, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, должны иметь все возможности для реализации своих благородных устремлений». Такие возможности правительство республики дает населению именно в ходе отчетов.
Поэтому чтобы знать, как и чем живет население, исполнительные органы власти Республики Саха (Якутия), вопреки домыслам и досужим рассуждениям, будут и впредь проводить отчеты, выходить в народ, внимательно слушать людей, а затем использовать полученный опыт в своей работе. К слову, такой опыт полезно использовать и отдельным представителям негосударственных СМИ, изрядно засидевшимся в душных столичных офисах.

Добро пожаловать на отчеты!