За счет активных геологоразведочных работ растет потенциальная ценность разведанных запасов на территории Якутии. Но для их освоения требуются не просто инвесторы, а инвесторы добросовестные.

АПК Печать
26 Февраля 2010 года, 04:30

Будущее села – в кооперации
На совещании в Чурапче сформулированы новые принципы господдержки аграрного сектора республики

selo-02.jpg20 ФЕВРАЛЯ в с.Чурапча состоялось крупное зональное совещание с участием Президента РС(Я) по вопросам  реализации республиканской целевой программы социально-экономического развития села на 2009-2011 годы. Это мероприятие вполне может стать началом нового, возможно, ключевого этапа реформирования аграрного сектора  республики.


Механизмы финансирования необходимо  менять
Нет необходимости напоминать о том, что сельское хозяйство – это определяющая отрасль экономики нашей республики, а в широком понимании – основа жизни значительной части ее населения. Однако на фоне безусловных успехов в промышленном развитии Якутии, достигнутых в последние годы, сельское хозяйство продолжает двигаться вперед крайне медленными темпами. Определенные результаты, которые выражаются в конкретных экономических показателях, конечно, есть, но очевидно главное – колоссальные финансовые вложения, направляемые из бюджетов разных уровней на развитие якутского села, по большому счету не оправдывают ожиданий. Миллиардные суммы, выделяемые на различные виды субсидирования сельскохозтоваропроизводителей республики, уходят, словно вода в песок, а эффективное агропромышленное производство у нас пока так и не появляется. При этом сельское население зачастую продолжает сетовать на якобы недостаточные объемы государственной поддержки, хотя ни в одном субъекте России не предусматриваются такие объемы бюджетного стимулирования селян, как в Якутии (у нас действует 65 видов государственной поддержки). 
По сути, правительство республики уже давно пришло к выводу, что механизмы финансирования сельского хозяйства необходимо менять. Но маховик этой отрасли, в силу ее колоссального социального подтекста, со скрипом поддается нововведениям. Не в последнюю очередь это объясняется и тем, что к пресловутой «сельской» тематике постоянно приковано внимание многочисленных «экспертов» и  политиков, на перебой предлагающих свои рецепты решения проблем якутского села. Причем рецепты эти, как правило, строятся на критике действий правительства, вроде как не уделяющего должного внимания сельскому хозяйству.
Между тем руководство республики все эти годы не устает повторять, что будущее якутского села связано только с кооперацией в самых различных ее формах: по кредитованию финансовых ресурсов, по материально-техническому снабжению, по заготовке, хранению, переработке и сбыту сельхозпродукции, по агрохимическому или транспортному обслуживанию, по строительству и ремонту объектов, по мелиорации земель и т.д.
selo-01.jpg
Технические регламенты ускоряют реформу
Высокая эффективность внедрения сельхозкооперации подтверждается конкретными результатами. На фоне постоянного развития сельской кооперации, роста численности организованных хозяйств и неуклонного снижения количества личных хозяйств объем производства валовой продукции агропромышленного комплекса республики за 7 лет увеличился более чем в 2 раза.
Сама жизнь показывает, что личные хозяйства сегодня не в состоянии быть движущей силой для развития аграрного сектора республики. Причин тому много. Но главная – это отсутствие профессионального подхода к делу. Хозяева частных подворий, располагающие малым количеством средств производства, по сути, занимаются ведением натурального хозяйства. Довольствуясь получением гарантированных субсидий, они крайне редко проявляют экономическую инициативу, практически не инвестируют средства в развитие, не заботятся об улучшении условий содержания скота или пахотных земель, не стремятся к повышению производительности труда и качества продукции. Говорить о расширении производственной инфраструктуры и рынков сбыта с их стороны тем более не приходится.
В то же время нельзя не принимать во внимание тот факт, что основную долю валовой продукции сельского хозяйства, несмотря на планомерное развитие кооперации, по-прежнему дают личные хозяйства. Просто потому, что их несоизмеримо больше. На сегодняшний день на территории республики действует порядка 96 тыс. личных подсобных хозяйств (в 2002 году было около 122 тыс.), а производственных и потребительских кооперативов насчитывается немногим больше 1 тысячи.  Даже если приплюсовать к этому 4348 крестьянских хозяйств, очевидно, что исключительно административными мерами ситуацию невозможно изменить одномоментно. Люди должны сами понять и принять кооперацию, как единственно верный способ улучшения жизни на селе.
Еще несколько лет назад председатель правительства впервые начал говорить о том, что право на государственную поддержку должны иметь только эффективно работающие хозяйства. Поначалу его слова воспринимались населением с трудом, что неудивительно. Но теперь селяне постепенно сами приходят к пониманию правильности такой позиции руководства республики.
Дополнительным стимулом к практическому воплощению назревшей реформы механизмов государственной поддержки сельского хозяйства республики явилось принятие Федерального закона №88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», который вышел в свет в 2008 году. Этот закон, а также готовящийся к принятию Технический регламент на мясо и мясную продукцию, вольно или невольно вынуждают сельхозпроизводителей адаптироваться к рыночным отношениям со всеми вытекающими отсюда последствиями. Повышение ответственности за качество продукции должно заставить селян отказаться от примитивных методов ведения хозяйства, а необходимость вкладывать средства в развитие технологической базы в конечном итоге должна привести их к массовой кооперации. При этом надо понимать, что кооперация не является способом самоустранения государства от проблем аграрной отрасли. Бюджетная поддержка будет обязательно оказываться всем жителям села, заинтересованным в сохранении и приумножении своих доходов. Но для этого сами сельхозпроизводители должны проявить встречную инициативу.
aistepanov-10.jpg
17 тысяч и 33 копейки
Место проведения зонального совещания было выбрано не случайно. Чурапчинский улус считается передовым с точки зрения развития кооперативного движения, а ведущее предприятие района – СХПК «Чурапча» по итогам 2008 года  по праву вошло в число лучших кооперативов России. Сегодня СХПК «Чурапча», созданный в 1997 году путем объединения 167 крестьянских хозяйств  и 1100 лично-подсобных хозяйств на базе Чурапчинского мясомолочного комбината, представляет собой огромный производственный механизм, выпускающий 80 видов продукции, пользующейся спросом не только внутри улуса, но и в крупнейших городах республики. Все это стало возможным благодаря эффективному комплексному решению всех вопросов ведения хозяйства, включая заготовку, переработку и сбыт продукции.
На совещание  с участием президента и председателя правительства собралось около 300 руководителей и менеджеров сельхозпроизводства из всех наслегов Амгинского, Мегино-Кангаласского, Таттинского, Усть-Алданского и Чурапчинского улусов.
С основным докладом «О мерах государственной поддержки сельскохозяйственных производителей товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)» на совещании выступил заместитель председателя правительства Айал Степанов.
Он напомнил, что с 2002 года экономика сельского хозяйства республики развивается по программно-целевому методу, получая существенную государственную поддержку для любых организационно-правовых форм собственности, включая интеграционные движения промышленных предприятий в АПК. При этом наряду с производственными показателями укрепляется социальная и инженерная инфраструктура села. Можно сделать вывод, что сегодня механизмы всех без исключения действующих целевых программ так или иначе взаимосвязаны с программой развития села, поскольку развивать сельское производство без учета социальных составляющих в нынешних условиях просто невозможно.
Специально для тех, кто продолжает упрекать правительство республики в недостаточном финансовом стимулировании селян, Степанов привел красноречивые цифры. Если в среднем в Российской Федерации финансирование сельского хозяйства составляет 2,2 тысяч рублей на душу селян, то в Республике Саха (Якутия) – 17 тысяч рублей (!) на душу селян. Если в среднем по России государство вкладывает всего 5 копеек в 1 рубль сельскохозяйственной продукции, то в Якутии – 33 копейки. 

Медленный рост и старение кадров
Конечно, такая поддержка дает определенные результаты.  К примеру, в животноводстве при ежегодном финансировании в объемах более 2,2 млрд. рублей удается сохранять на одном уровне численность поголовья крупного рогатого скота, постепенно увеличивать продуктивность коров. Ориентированность на господдержку традиционных отраслей сельского хозяйства приносит хорошие плоды в табунном коневодстве и северном оленеводстве – за 2002 -2009 годы поголовье лошадей возросло на 22% (до 159 тыс. голов), а поголовье оленей – на 51% (до 200 тыс. голов).
Эффективность реализации программы социально-экономического развития села подтверждается в четко отлаженных системах отрасли. Конечно, корректировки периодически происходят, но в целом сегодня в республике организована и нормально функционирует заготовительная сеть сельскохозяйственной и промысловой продукции, идет своим чередом техническое перевооружение объектов пищевой и перерабатывающей промышленности, расширяется сеть автозаправочных станций в отдаленных наслегах, приватизируются и оживают некогда нерентабельные ГУПы, ликвидированы просроченные задолженности по выплатам  зарплаты, совершенствуется система кредитования сельхозтоваропроизводителей.
Вместе с тем Айал Степанов в своем выступлении перечислил направления, по которым по-прежнему наблюдается недопустимо медленный рост. Прежде всего, речь идет о племенной работе, скотоводстве, земледелии и производстве кормов. И в самом деле, трудно рассуждать о каких-то выдающихся успехах, когда при фактическом удвоении финансирования отрасли за последние 6-7 лет, увеличение валового надоя молока составило всего 10 процентов. Системной проблемой вице-премьер назвал и тот факт, что сельскохозяйственным производством в республике сегодня в основном занимаются люди пожилого возраста, которым с каждым годом все труднее содержать скот, заниматься сенозаготовкой. Данное обстоятельство, кстати, зачастую также вынуждает селян все активнее объединяться в организованные формы хозяйствования  на наслежном уровне.
Но, к сожалению, как отметил Айал Степанов развитие кооперативного движения на селе идет в республике неравномерно. Где-то кооперативов нет вообще, где-то их наоборот создано больше, чем надо, вследствие чего возникают проблемы с нехваткой квалифицированных кадров.

Кооперативы вместо совхозов
В связи с этим Айал Степанов озвучил предложение правительства организовать в каждом наслеге (в зависимости от численности населения и территории), как минимум, по два вида кооперативов, включая финансовые (потребительские кредитные) и хозяйственные (производственные или потребительские – для ЛПХ и КХ, которые будут прототипами прежних совхозов). На уровне улусов при этом будет ограничиваться количество дублирующих организованных хозяйств.
Создаваемые в наслегах кооперативы должны стать учредителями или пайщиками кооперативов улусного уровня, управление которыми должно осуществляться через наслежных уполномоченных. Для привлечения финансовых средств из федерального и республиканского бюджетов в наслегах и улусах должно вестись производственно-финансовое планирование, разрабатываться программы развития сроком на пять лет.
Такие меры, по мнению зампреда, помогут создать относительно конкурентоспособное товарное производство, а системная интеграция производителей, заготовителей и переработчиков должна мобилизовать финансовые ресурсы районов и наслегов. Как следствие повысится кредитоспособность, средства государственной поддержки и земельные ресурсы будут использоваться более эффективно. Параллельно там, где этого еще нет, появятся условия для реализации инвестиционной политики за счет долгосрочных банковских кредитов. Наконец, будет на соответствующем уровне обеспечиваться выполнение технических регламентов на молоко, а в дальнейшем – на мясо и рыбу, что в свою очередь даст возможность республиканским предприятиям конкурировать на конкурсах и аукционах, согласно федеральным законам об  охоте и рыболовстве.
В целях упрощения видов субсидирования и самого механизма господдержки Минсельхозу и Минфину республики предложено в течение 2010 года разработать методику по улусам с учетом их потенциала и специализации. Это позволит с 2011 года увязать субсидирование с конечной продукцией, стимулировать ее объемы и результаты деятельности сельского хозяйства.
И наконец, самый радикальный шаг правительства: с 2011 года планируется полностью отменить квотирование на заготовку молока, ограничивавшее возможности производителей в районах, и установить единую заготовительную цену – не менее 20 рублей за килограмм, отменив разделение (2,5 руб./кг – закупочная цена, 17,5 руб./кг – ставка субсидирования). За счет субсидий в 2010 году предлагается возмещать стоимость сырого декларированного молока для дальнейшего производства молочной продукции, а также повышать закупочные цены в зимнее время и применять сортовые надбавки для того, чтобы повышалось качества молока.
«К сожалению, до сих пор сельхозкооперативы рассчитываются со сдатчиками молока натурпродуктами. Я считаю, это неправильным, потому что нарушаются основы кооперации», - отметил Айаал Степанов. Также он предупредил, что кооперативы не должны заниматься лишь куплей-продажей.
Отдельно Айал Степанов остановился на внедрении более действенных механизмов государственной поддержки по развитию коневодства и оленеводства, а также по улучшению племенной работы и увеличению объемов производства кормов.
churapcha-10.jpg
Диктовать условия должны товаропроизводители
Касаясь инвестиционной политики в АПК, вице-премьер заявил о необходимости строительства в республике порядка 400 новых коровников, более 500 сайылыков и 800 конебаз. Кстати, средства государственного бюджета инвестиционного характера на приобретение оборудования и техники, строительство ферм, летников, конебаз, молокоприемных пунктов, овощехранилищ и т.д. в целях капитализации финансовых средств отныне предлагается направлять не напрямую, а через финансового агента в лице ГУП ФАПК «Туймаада».
На совещании были также озвучены вопросы подготовки и подбора кадров, привлечения инвестиций, семеноводства, внедрения новых технологий, оформления пашен, оздоровления сельхозпредприятий. 
Одобрение руководства республики вызвало предложение главы Мегино-Кангаласского улуса Владимира Птицына, который, отмечая низкие закупочные цены, предложил внедрить схему, при которой производитель должен выступать соинвестором перерабатывающих предприятий. «Именно товаропроизводители должны формировать реальные расценки, например, на молочную продукцию и диктовать их потребительским кооперативам», - убежден Птицын.
Председатель правительства в своем выступлении отметил, что в республике уже давно появились эффективно работающие менеджеры, на примерах которых нужно учиться внедрять новые технологии и поднимать на должный уровень товарное производство. 
«Только за прошлый 2009 год из федерального и республиканского бюджетов, из внебюджетных источников в развитие агропромышленного комплекса республики направлено порядка 8,2 млрд рублей. Не считая инвестиционных вложений в строительство социальных объектов, жилья, газификацию  населенных пунктов. Это огромные деньги. Государство больше не может, как орган соцобеспечения, без конца финансировать аграрный сектор и не получать соответствующей отдачи. Каждый рубль, вложенный в развитие сельского хозяйства, должен делать сельское хозяйство республики более эффективным. Поэтому государство будет поддерживать лишь тех, кто занимается товарным производством», -  сказал Егор Борисов.
Завершая совещание в Чурапче, Президент РС(Я) Вячеслав Штыров отметил важность состоявшегося разговора и актуальность предложений, озвученных в ходе его проведения.  Глава республики подчеркнул, что первая программа социально-экономического развития села, действовавшая в 2002-2007 годах, при всех возможных недочетах, все же сыграла свою позитивную роль, так как, благодаря ней, в республике появилась и заработала собственно система господдержки села. Во второй программе механизмы государственной поддержки должны быть увязаны с конечным результатом, а не с покрытием затрат. При этом упор будет делаться на поддержку организованных форм хозяйств, тогда как подсобные хозяйства отходят на второй план, подытожил президент. 
Совещание одобрило представленные предложения по механизмам государственной поддержки сельского хозяйства на 2010 год и проект концепции инвестиционной политики аграрного сектора Республики Саха (Якутия) на период до 2011 года. Соответствующие постановления правительства скорее всего будут приняты в марте. А до того планируется провести аналогичное зональное совещание по обсуждению новых принципов господдержки в Вилюйской группе улусов.

  
Ключевые слова: