Конечно, народ вряд ли будет бороться с зеленым змием, если глава администрации или руководитель предприятия потворствует употреблению спиртного. И наоборот, если начальник своим собственным примером показывает негативное отношение к пьянству, подчиненные потянутся за ним

по букве закона Печать
13 Июля 2010 года, 07:54

Право на Послание

В своей программной речи, адресованной членам депутатского корпуса, будущий президент Егор Борисов отметил, что для решения общих задач в интересах республики намерен постоянно и максимально конструктивно взаимодействовать с ними, а равно с представителями всех ветвей и уровней власти, институтов гражданского общества. При этом он заявил, что новой действенной формой совместной работы главы региона с парламентом станут ежегодные послания Президента РС(Я) Государственному Собранию (Ил Тумэн).


Надо признать, что данная инициатива Егора Борисова – принципиально новая для нашей республики – вызвала немалый интерес со стороны наблюдателей. В большинстве своем население восприняло ее с одобрением, так как в масштабах страны традиция ежегодных обращений первого руководителя к парламенту и народу прижилась хорошо. Да и эффективность такого рода обращений сомнений не вызывает: они как бы задают ориентиры развития, координируют действия властных структур и настраивают общество в целом на решение тех или иных важнейших задач.
Однако нашлись и скептики, посчитавшие намерение президента республики необычным, и вроде как даже противоправным. Мол, поскольку Борисов не избран всенародным голосованием, а всего лишь утвержден парламентом, то и выступать с посланиями к представительному органу, утвердившему его на посту главы исполнительной власти, он не может.
На самом деле даже намеки на якобы неправомерность упомянутой инициативы президента республики абсолютно несостоятельны, и указывают лишь на слабое знание законодательства тех, кто намеренно пытается выискивать в любых действиях президента огрехи.
Причем соответствующие постулаты очень четко прописаны не где-нибудь в подзаконных актах, а в Конституции (Основном законе) Республики Саха (Якутия). В частности, пунктом 3 статьи 56 Конституции РС(Я) к ведению Государственного Собрания (Ил Тумэн) относится заслушивание посланий Президента РС(Я), а пунктом 2 статьи 72 установлено, что Президент РС(Я) обращается с посланиями к Государственному Собранию (Ил Тумэн) и выступает с обращениями к народу.
Как минимум самонадеянно и суждение о том, что должность президента республики отныне не является выборной. Так как Федеральным законом от 11 декабря 2004 года №159-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под понятием «наделение» полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации законодатель ввел ни что иное, как новый порядок выборности глав регионов.
Кстати, постановлением №13-п от 21 декабря 2005 года необходимое разъяснение о выборности высших должностных лиц субъектов РФ в связи с жалобами ряда граждан дал Конституционный суд России.
В этом документе, по сути, сказано следующее. Выявленная конституционно-правовая природа института высшего должностного лица субъекта РФ обуславливает возможность наделения гражданина РФ соответствующими полномочиями не обязательно только посредством прямых выборов населением субъекта. В то же время законодательный орган государственной власти субъекта, формирующийся путем проведения выборов на основе всеобщего равного прямого избирательного права, является полноправным органом народного представительства и потому принимает все государственно-властные решения, входящие в круг его полномочий, в том числе вопрос наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ.
Иначе говоря, юридически положения о наделении гражданина РФ полномочиями, скажем, губернатора области или президента республики нисколько не нарушают закрепленные в Конституции РФ права граждан участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органах государственной власти. Все остальное – досужие рассуждения, лишенные разумных оснований, лежащие вне плоскости действующего законодательства и вне реалий современного политического устройства Российской Федерации.