В погоне за информационными сенсациями и яркой картинкой средства массовой информации часто проходят мимо по-настоящему интересных событий в республике. А самое печальное – мимо хороших инициатив общества, ради которого они и работают.

актуально Печать
14 Октября 2008 года, 22:52
Про странную критику и бюджетную политику

parlament-1.jpgНа прошлой неделе в ходе пятого очередного пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) народные депутаты обсудили проект первого в истории трехлетнего бюджета республики. Бурные дебаты продолжались в течение нескольких часов, документ вызвал много споров, но в итоге успешно преодолел процедуру первого чтения.


Плюсы трехлетнего плана

 

Главный плюс предложенного проекта, признаваемый всеми специалистами, заключается в том, что правительство все-таки решилось сверстать не только бюджет -2009, но и среднесрочный финансовый план на 2010-2011 годы, хотя согласно законодательству вполне могло пока этого не делать, как этого не сделали многие другие регионы страны. Преимущества трехлетнего бюджетного планирования не вызывают сомнений. Однако рядовому обывателю порой непросто разобраться в сложных экономических терминах и формулировках, поэтому попробуем объяснить смысл этих преимуществ более доступным языком.
Итак, во-первых, благодаря увеличению сроков бюджетного планирования повысится уровень исполнения расходных обязательств. Это значит, что за так называемыми распорядителями бюджетных средств, министерствами и ведомствами, отныне будут заранее законодательно закреплены все ресурсы, которые они получат в предстоящие три года. Следовательно, у них появится возможность спокойно и грамотно планировать свою деятельность в рамках соответствующих программ не на один, а сразу на три года. Это, в свою очередь, позволит им гораздо более рационально расходовать государственные деньги, тщательнее контролировать эффективность их использования. Взять, к примеру, те же многочисленные тендеры, провести которые не всегда получалось в рамках одного года. Сжатые сроки проведения конкурсов зачастую негативно влияли на конечный результат. Теперь такая порочная практика должна стать исключением из правил, а потому и общее качество работы предприятий и организаций республики, и уровень предоставляемых ими услуг, обязаны повыситься.
Во-вторых, новый подход к бюджетной политике обеспечит не только сбалансированность госбюджета, но и устойчивость местных бюджетов. Это значит, что теперь районы и города республики будут на три года вперед видеть объемы дотаций, предоставляемых им из фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Более того, они будут спокойны и уверены в том, что, несмотря ни на что, запланированные суммы не только не изменятся в сторону уменьшения, а наоборот будут ежегодно индексироваться в соответствии с текущими темпами инфляции. Аналогичные изменения произойдут и в отношениях между бюджетами муниципальных районов (городов) и поселений.
 
В-третьих, изменятся принципы осуществления капвложений, поскольку и к этому всегда очень сложному вопросу теперь можно будет подходить более взвешенно. Не рвать на части однолетний инвестиционный бюджет, а методично, в порядке значимости и важности, расписывать строительство и ремонт социальных объектов на более широкую перспективу.
Наконец, в-четвертых, благодаря трехлетнему бюджету, планируется полностью перевести оплату труда работников бюджетной сферы на отраслевой принцип. Действующая Единая тарифная сетка, по мнению специалистов, уже не отвечает экономическим реалиям, не учитывает особенностей деятельности в различных отраслях, не стимулирует работников к повышению качества труда, а потому не способствует повышению зарплаты. Дальнейшая индексация ЕТС исчерпала свои возможности, и только переход на отраслевую систему призван исправить ситуацию, повысить мотивацию труда бюджетников, величину их доходов и уровень жизни. Если подытожить вышесказанное, то, по сути, переход на трехлетний бюджет должен привести к устранению неэффективных расходов, снижению государственного долга, увеличению собственных доходов республики, большей устойчивости местных бюджетов. Все это соответственно повлияет на обеспечение более доступных и качественных услуг, а в конечном итоге повысит уровень жизни населения.

 Долговой профицит
Как и в предыдущие годы, парламентарии с особым пристрастием подошли к изучению нового бюджета, а его долгосрочный характер только усилил их депутатский интерес. Поэтому неудивительно, что некоторые народные избранники сразу взялись выискивать в нем изъяны и недочеты, в конце концов, законодательная ветвь власти на то и существует, чтобы контролировать художества власти исполнительной и указывать ей на недоработки. Говорить о том, что новоиспеченный бюджет идеален, конечно, нельзя. Но на этот раз показалось, что несколько традиционно настроенных против правительства парламентариев, всегда находящих поводы для критики, буквально превзошли себя в откровенно популистских выступлениях, которые сводились к голословным обобщениям и абсолютно дилетантским поправкам.Прежде всего, им не давал покоя заявленный в параметрах бюджета-2009 профицит объемом в 1,2 млрд рублей.  Эти средства они предложили целиком направить на поддержку села. Однако присутствовавшие на сессии министр финансов Вадим Новиков и министр экономического развития Алексей Стручков прямо сказали о том, что данный профицит создан специально – для погашения плановых долговых обязательств республики. Законодательство Российской Федерации обязывает региональные власти закладывать средства на возврат внешних долгов только в счет текущих налоговых доходов, поэтому иного способа решить эту насущную проблему у правительства не было. В условиях надвигающегося мирового финансового кризиса проблема действительно не требует отлагательств.
В противном случае процентное обслуживание долгов на рынке обойдется республике слишком дорогой ценой. Понятно, что в условиях, когда Минфин РФ вынужден вкачивать бюджетные средства в отечественные банки для поддержания штанов реального сектора экономики, ни о каком размещении облигаций и займов уже не может идти речи. И это касается не только Якутии, но и всех остальных регионов, включая Москву и Санкт-Петербург.
Но и после этого некоторые упорствующие слуги народа продолжали настаивать на своем. Депутат Филипп Охлопков, например, даже вспомнил про статью Бюджетного кодекса, в которой оговаривается, что регион может иметь до 40 млрд рублей внешнего долга. Правда, Охлопков, видимо, не в курсе, что средние процентные ставки по кредитам выросли уже до 25-30% годовых, и это еще не предел. Между тем бюджет – это не коммерческий проект, не финансовый план бизнес-структуры, которая может заложить себе на будущее экономическую эффективность. Бюджет – это, прежде всего, инструмент для обеспечения государственных функций, нормальной жизнедеятельности республики. Или уважаемый депутат желает, чтобы нагрузку по выплате сумасшедших процентов потом понесли рядовые бюджетники? 

А кто за все в ответе?
По меньшей мере странно в этой связи звучали и громкие, явно политизированные заявления оппозиционно настроенных депутатов о том, что в бюджете не чувствуется развития, и что он излишне зависим от федеральных дотаций.
По-видимому, эти депутаты не достаточно хорошо знакомы с самой методикой формирования новой бюджетной политики, определенной федеральным законодательством. Поскольку в ее основе теперь лежит методика, определяющая планомерную индексацию фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, с учетом особенностей каждого из них. Иными словами, мы получаем второй по величине объем дотаций в стране вовсе не потому, что постоянно просим. А потому что такова система распределения средств, учитывающая климатические, транспортные и другие особенности.
Как справедливо заметил 1-й вице-спикер парламента Геннадий Вадюхин, это раньше высокая доля дотаций из федерального бюджета считалась плохим признаком, а сейчас они выделяются нам на финансирование соответствующих полномочий, переданных на уровень региона, с учетом местных условий.
В 2008 году положительная тенденция развития экономики республики сохраняется, налоговая база неуклонно растет. Но это не останавливает тех, кто пытается без повода пристыдить правительство республики за мнимое бездействие в развитии собственной налоговой базы.Конечно, Якутии еще далеко до «высокого звания» бездотационного региона. Но кое-кому не мешало бы помнить и о немаловажных объективных факторах, определяющих ее сегодняшнее положение. К примеру, о том, что с некоторых пор 95% налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью уходит в федеральный бюджет, а разовые платежи за право получения лицензий на разработку месторождений и НДС забираются в общую копилку страны в полном объеме. Кое-кому следовало бы и чуть внимательнее слушать новости, потому что за то время пока шла очередная сессия, цена нефти на мировых рынках упала ниже отметки $90 за баррель. В условиях глобального финансового кризиса будущее нашей по большей части экспортно-ориентированной промышленности вообще выглядит достаточно непредсказуемо. Притом с правительства никто не снимает ответственности за жизнь республики. Поэтому правительство отдает себе отчет в том, что в бюджете 2009, 2010-го и 2011-го годов должно быть достаточно средств на поддержание в эффективном состоянии государственной и муниципальной собственности республики, читай наших школ, больниц, детских садов, учреждений культуры. Должно быть достаточно средств на финансирование материальных затрат в ЖКХ и энергетике, на завоз продовольствия и кормозаготовку,  на выплату зарплат работникам бюджетных учреждений, на строительство социальных объектов. 

Березкин не согласен

Да, нужно признать, что сегодня власти республики не могут регулировать цены на продовольственную продукцию, завозимую извне, практически никак не могут влиять на удорожание топливно-энергетических ресурсов.
Да, сегодня есть предпосылки к увеличению до 70% доли фонда оплаты труда в структуре бюджета, и правительству необходимо продолжать работу по оптимизации государственных учреждений, привлечению коммерческих предприятий к исполнению бюджетных услуг по тем или иным социальным направлениям.
Да, к огромному сожалению, если инфляция будет такими темпами вымывать установленную индексацию, сложно будет говорить о быстрых темпах реального роста доходов населения. И по этой причине в ходе исполнения трехлетнего бюджета властям, вероятнее всего, обязательно придется искать возможности по дальнейшему повышению заработной платы бюджетников. Но такова объективная картина, и рассуждать об иждивенческом подходе здесь никак неуместно. Республика, конечно, должна стремиться к увеличению собственных доходов, но в первую очередь она должна рационально использовать бюджетные деньги, делать структуру расходов таковой, чтобы в будущем при любом изменении федерального законодательства финансирование бюджетной сферы оставалось устойчивым и ритмичным.
В заключении хотелось бы привести слова бывшего министра финансов республики, а ныне депутата Госсобрания (Ил Тумэн) Эрнста Березкина, который, оценивая проект нового трехлетнего бюджета, сказал буквально следующее:
- Трехлетний бюджет – это несомненный шаг вперед, даже если бы мы приняли его с большим дефицитом. Смысл бюджета в том, что он не должен быть катализатором неплатежей в экономике республики. Если бюджет целиком и полностью выполняет свои обязательства, значит все предприятия, работающие в республике, гарантированно застрахованы от потрясений. Если бюджет хорошо спланирован и обеспечивает финансирование всех расходов – это и есть залог развития республики. С этой точки зрения новый бюджет сформирован очень грамотно, и я никогда не соглашусь с теми, кто его критикует.
«Вечно недовольные», которых в нынешнем составе парламента можно легко перечесть на пальцах одной руки, естественно, снова ничего не добились. В подавляющем большинстве народные депутаты подошли к рассмотрению главного финансового документа осмысленно и конструктивно. Проект бюджета, сформированного, к слову, с учетом устойчивого развития экономики, успешно принят в первом чтении. Дальше предстоит более детальная его проработка.