Межнациональное согласие  – это великое достояние многих поколений якутян, которые всегда дорожили северной сплоченностью и взаимным уважением всех народов, проживающих в одинаково суровых условиях нашей республики.

федеральный уровень Печать
16 Августа 2016 года, 17:15

Глава Якутии попросил президента страны ускорить реализацию проекта создания Жатайской судоверфи

volga-16-0415 АВГУСТА Глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов в качестве члена президиума Государственного совета России принял участие в очередном заседании этого совещательного органа, которое состоялось в городе Волгограде под председательством Владимира Путина и было посвящено перспективам развития водного транспорта и внутренних водных путей.

Когда альтернативы нет
В начале заседания, проходившего прямо на берегу Волги, президент страны назвал обсуждаемую тему чрезвычайно важной для отечественной экономики. Он напомнил, что судоходные пути расположены в 60 регионах, где проживает 80% населения России и производится до 90% внутреннего валового продукта.
При этом Владимир Владимирович сразу подчеркнул, что для ряда регионов, которые обеспечиваются северным завозом, водный транспорт вообще не имеет альтернативы.
volga-16-10«Мы сегодня с утра разговаривали с руководителем Якутии, и он мне доложил, что северный завоз идёт нормально, всё по графику. Но не всегда так бывает, в том числе и из‑за состояния рек», - отметил глава государства (этим утром Владимир Путин позвонил Егору Борисову, чтобы поздравить его с днем рождения).
В числе ключевых направлений развития водного транспорта было названо преодоление инфраструктурных ограничений, прежде всего обеспечение гарантированных глубин для судового хода, что должно автоматически повлиять на повышение рентабельности флота и воссоздание популярных сквозных маршрутов.
volga-16-11Также глава государства обратил внимание на необходимость стимулирования речного круизного туризма и достижения сбалансированности перевозок между разными видами транспорта, поскольку транспортировка грузов по водным путям гораздо дешевле, чем по автомобильным магистралям, которые к тому же перегружены.
По словам Путина, федеральному правительству следует принять оперативные меры для изменения логистики грузопотоков в пользу речного транспорта.
Наконец, третья основная задача, о которой сказал президент, - обновление речного флота. Правда, президент сразу предупредил, что вопрос это непростой, обсуждаемый уже не первый раз.

Положения нового техрегламента объективно невыполнимы
Именно проблема реновации речного флота является сейчас наиболее серьезной и для транспортного комплекса Якутии.
volga-16-08В своем выступлении Егор Борисов сделал акцент на том, что республика объективно не сможет справиться с выполнением требований нового Технического регламента о безопасности внутреннего водного транспорта, обязывающего оснащать все нефтеналивные суда двойным дном и двойными бортами.
«Мы сегодня спустили на воду только два судна, а нам необходимо до 2018 года спустить 66 судов. Это реально не получается», - доложил Егор Афанасьевич, попросив установить более щадящие сроки – не с 2018-го, а с 2022 года. Тем более что ответственность ложится тяжелым бременем и на судовладельцев.
volga-16-19В целях исполнения регламента за счет республиканского бюджета выделено 550 млн. рублей, однако их хватит пока на модернизацию только десяти танкеров класса «река-море».
Кроме того, новый техрегламент касается и чисто речных судов грузоподъемностью до 600 тонн, активно используемых на малых и арктически реках в рамках северного завоза. Таких в республике около 40 единиц. По мнению Егора Борисова, говорить об их реновации сегодня вообще бессмысленно, с учетом того, что львиная доля расходов региона уходит на доставку грузов в неблагоприятных гидрологических условиях, а финансовое состояние судоходных компаний не улучшается.
volga-16-06В этой связи Борисов предложил исключить из соответствующего решения Правительства РФ пункт об оснащении двойным дном и двойными бортами судов грузоподъемностью менее 600 тонн. А в качестве одного из возможных вариантов для поддержки северного завоза призвал обнулить ставку налога на добавленную стоимость для компаний, осуществляющих услуги по перевозке грузов водным транспортом в Арктическую зону.
«Нам позарез нужно поддержать северный завоз. Конечно, не хватает инвестиций, поэтому в порядке исключения наиболее сложным субъектам допустить все‑таки какие‑то налоговые облегчения.
volga-16-13Освобождаемые средства могли бы отправить на инвестиции на реновацию флота», - пояснил Егор Борисов, добавив, что бассейн реки Лена занимает 23 процента от общего объема водных путей Российской Федерации.
По оценкам властей Якутии, при введении подобных налоговых послаблений сумма «сэкономленных» средств составит свыше 950 млн рублей.

Стратегический инвестиционный проект
В заключение Егор Борисов поставил вопрос об ускорении реализации инвестиционного проекта по реконструкции и модернизации Жатайского судоремонтно-судостроительного завода и созданию Жатайской судоверфи.
volga-16-00«Мы сегодня с Минпромторгом и Минэкономразвития начали этот инвестиционный проект. Просим, чтобы он был реализован быстро для решения задач, поставленных новым техническим регламентом», -  обратился к президенту страны Егор Борисов.
Упомянутый выше проект в ближайшие годы будет служить не только залогом доставки грузов в арктические районы, но и способствовать успешной реализации стратегических планов развития Якутии.
В рамках обсуждения выступили также представители судостроительных предприятий, главы ряда других регионов, члены Правительства России.
Владимир Путин выразил надежду, что состоявшийся разговор даст результаты. Все необходимые для этого меры найдут отражение в итоговом решении, которое будет доработано в соответствии с предложениями участников заседания президиума.