Стабильность – это неплохо. Но от стабильности нужно обязательно переходить к повышению качества жизни. Иначе стабильность рано или поздно приводит к стагнации.

из первых уст Печать
21 Июля 2008 года, 11:21

Егор Борисов:egor.jpg

«На федеральном уровне надо четко обосновывать свои подходы»
 

В течение июля Председатель Правительства РС (Я) Егор Борисов проводит длительную командировку в Москве, где именно сейчас, на стадии формирования нового бюджета страны на 2009-2011 годы, решаются многие принципиальные вопросы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Накануне Егор Афанасьевич рассказал о предварительных итогах своей работы в столице за минувшие две недели.  


Плоды транспортного постановления

- Обобщая результаты многочисленных встреч с федеральными чиновниками, руководителями министерств и ведомств, переговоров, которые уже состоялись, что бы вы назвали главным успехом? Говоря проще, чем порадуете, Егор Афанасьевич?

- Самая приятная новость – на днях окончательно оформлено постановление Правительства РФ о внесении изменений в Федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России на период до 2015 года».  Данное постановление, как вы помните, было  подписано Владимиром Путиным еще в мае, сразу по завершении транспортного форума в Сочи. Однако, несмотря на это, нам предстояло еще раз сверить все параметры, защитить объемы, поскольку на деле буквально по каждому внесенному объекту шли повторные согласования.
Рутинной работы здесь возникало очень много, большое количество отдельных вопросов нужно было буквально пробивать в Минфине, в Минэкономики России. Пришлось побегать.  Хотя и на начальной стадии нам приходилось далеко не просто. В связке с отраслевым министерством велась практически непрерывная работа. Когда речь идет о таких важнейших стратегических документах, мелочей быть не может.
17 июля вечером мы получили оформленное постановление в окончательной редакции. К счастью, ни один из наших объектов из программы  не исчез, хотя некоторые другие объекты в целом по России из нее были исключены.  Безусловно, это можно назвать успехом, ведь в документ вошли невероятно значимые для республики проекты.
Прежде всего, 50 милиардов рублей предусмотрено на возведение совмещенного мостового перехода через Лену в районе города Якутска. Серьезные средства заложены на реконструкцию аэропортовых комплексов в Якутске, Магане, Удачном, Жиганске и Усть-Нере.  Кроме того, в программу вошло строительство и реконструкция участков автодорог «Лена», «Колыма» и «Вилюй», строительство пускового комплекса железнодорожной линии Томмот – Нижний Бестях (Якутск). В последний момент мы выбили включение в программу реконструкции выправительных сооружений Ленского бассейна (более 1,2 млрд рублей).
Каждый объект приходилось защищать, отстаивать, доказывать его необходимость. Конечно, в том, что  в измененной  ФЦП «Модернизация транспортной системы России»  уделено такое внимание нуждам нашей республики, большую роль сыграло утверждение Схемы комплексного развития РС (Я) до 2020 года. Это еще одна сторона эффективности Схемы. Поскольку мы не просто утвердили стратегический план развития региона, но и дали импульс к развитию всего Дальнего Востока. Многие проекты, ранее казавшиеся нереальными, скоро начнут реализовываться.
Кстати, второй очень важный вопрос, которым я по поручению Вячеслава Анатольевича Штырова вплотную занимаюсь в течении последних недель  - это выработка и утверждение наших предложений по корректировке Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» на период до 2013 года. 


«Энергетика -  наш приоритет федеральной программы развития Дальнего Востока»


- Чего здесь удалось добиться?
- Была организована большая работа с Министерством регионального развития РФ для того, чтобы сохранить в рамках программы наши объекты, предусмотренные ранее. Мы провели два рабочих совещания у заместителя министра регионального развития Владимира Бланка. Вели обсуждение на уровне отраслевых министерств, в частности Минэнерго. Потому что нашим приоритетом являлось включение в проект постановления  средств Минэнерго как заказчика строительства ряда объектов электроэнергетики на территории Якутии. 
- О каких именно объектах идет речь?
- Во-первых, строительство ВЛ-220 Кв Нерюнгринская ГРЭС – Нижний Куранах – Томмот – Майя на участке от Томмота до Майи (общая сумма 12,8 млрд рублей). В 2009 году на эти цели должно быть заложено 2 млрд рублей, в 2010 году – 2,5 млрд, в 2011-м – 3,8 млрд и, наконец, в 2012-13 годах – еще 4, 5 млрд. Если кто-то не знает, напомню, что раньше финансирование данного объекта оговаривалось только с 2011 года. Теперь, благодаря нашей корректировке, возведение линии начнется уже со следующего года. Тем самым мы приблизимся к решению принципиальной задачи, поставленной в свое время Владимиром Путиным – к объединению нашей изолированной энергосистемы с единой энергосистемой России.
Во-вторых, строительство социально значимой линии Сунтар – Олекминск. Не секрет, что в Олекминском районе в целях энергообеспечения ежегодно сжигается более 25 тысяч тонн дизтоплива, но все равно устойчивая работа при этом не обеспечивается. С вводом новой линии, которую мы должны осилить за короткий срок, всего за три года, Олекминский улус будет гарантированно обеспечен электричеством. Из внебюджетных источников на эти цели уже в этом году выделяется около 1 миллиарда рублей, из федеральной казны порядка 2,5 млрд поступит в будущем году и еще 943 млн рублей – в 2010 году.
Наконец, еще один вопрос, безусловно, актуальный для нашей республики, который мы защитили в ходе корректировки программы  –  это завершение строительства детского противотуберкулезного диспансера в Якутске, не имеющего аналогов на Дальнем Востоке. Правительство РФ поддержало предложения Республики Саха (Якутия) и Минздравсоцразвития по дополнительному финансированию на строительство этого медицинского учреждения.
Однако расслабляться пока рано, работа по-прежнему продолжается. Постановление по корректировке программы еще не принято, хотя основные детали согласованы и, думаю, что к концу августа – началу сентября оно будет утверждено. Постановление по модернизации транспортного комплекса подписано, но и здесь нет повода почивать на лаврах. Поскольку, к примеру, в статьях расходов на ликвидацию грунтовых разрывов на федеральных дорогах (85,8 млрд рублей) или на строительство и ремонт дорог республиканского и местного значения (834,8 млрд рублей) на сегодняшний день сформированы только общие объемы субсидий, а их распределение между субъектами в соответствии с методикой только предстоит. И за эти средства еще надо бороться.
Активно продолжается наша работа и по проблемам завершения  строительства железной дороги до Якутска. Постановление по этому чрезвычайно важному вопросу мы уже трижды согласовывали. Сейчас оно вновь внесено на рассмотрение председателя правительства России.


 

В Минфин, как на работу


- А как правительство республики участвует в процессе верстки бюджета страны, который впервые будет приниматься сразу на три года?
- Участвуем постоянно. Поверьте, что я в Минфин почти каждый день хожу, почти как на работу. (Смеется). Плотно сотрудничаем с Министерством регионального развития, с учетом того, что полномочия по вопросам межбюджетных отношений переданы именно этому ведомству. Там разрабатывается  новая методика формирования отношений между бюджетом России и регионами.  Планируется в очередной раз изменить формулу предоставления трансфертов на исполнение полномочий субъектов и на обеспечение сбалансированности бюджетов. От того, как этот документ будет оформляться, напрямую зависит, сколько денег мы  получим из федерального бюджета. После проработки в Министерствах, он будет рассматриваться на трехсторонней комиссии – Правительства, Госдумы и Совета Федерации.
Мы вносим свои предложения, пытаемся связать  увеличение расходов с  природно-климатическими условиями, жестким температурным режимом, ограниченной транспортной доступностью и особенностями завоза товаров в республику. Многие недовольны тем, что Якутия имеет самые большие трансферты в стране. Депутаты нередко возмущаются, и поэтому здесь надо очень четко и жестко обосновывать свои подходы.


Разговор с Гордеевым: о рыбе, волках и хлебе

На прошлой неделе вы также участвовали в заседании Коллегии Минсельхоза России, а после встречались с главой этого ведомства Алексеем Гордеевым. О чем шла речь на этой встрече?
- Как член Коллегии на заседании я участвовал в обсуждении проблемы организационного и правового обеспечения регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве, очень актуальной сегодня для всей России. А во время личной встречи с Гордеевым поставил перед ним ряд важных вопросов, которые требуют внимания отраслевого министерства по отношению к нашей республике.
- О чем именно говорили?
- Я озвучил перед Алексеем Васильевичем целый комплекс вопросов, в основном касающихся финансирования.
 Во-первых, обратился с просьбой о выделении при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год средств на проведение научно-исследовательских работ в рыбохозяйственных водоемах республики. Для проведения таких работ из бюджета республики каждый год выделяется определенная сумма. Но этих денег хватает только на исследования в основных водоемах – на Лене, Колыме, Яне, Индигирке. А малые реки и большие притоки крупных рек изучением не охватываются, хотя наверняка в них имеются значительные резервы для вылова рыбы, что может влиять на прирост валовой продукции сельского хозяйства. Не забывайте, что в Якутии насчитывается 9 тысяч рек общей протяженностью 28 тысяч километров и больше 700 тысяч озер с богатыми рыбными запасами.
Второй момент. Мною было заявлено о необходимости внесения изменений в новые Правила организации по ветеринарному оформлению кожевенного производства, утвержденные в прошлом году. Проблема в том, что клеймение и биркование каждой шкурки обходится в 50-60 рублей. Таким образом, охотники и зверозаводы  должны ежегодно выплачивать ветеринарным службам только за оформление промысловой пушнины больше 8 миллионов рублей. В то же время ветеринары физически не смогут в короткие сроки обработать такое гигантское количество шкурок, что по цепочке повлечет срыв поставок пушнины. Я уже не говорю о том, что клеймение шкур несмываемой краской приводит к снижению товарности сырья. По экспортным видам, таким как горностай и песец, вообще никакие пятна на пушнине не допускаются. Я предложил отменить клеймение каждой шкурки и оставить в силе действовавшее ранее положение о выдаче обыкновенных ветеринарных свидетельств.
Третье. Правительство Якутии попросило предусмотреть софинансирование из федерального бюджета расходов на регулирование численности волков, ежегодно наносящих ущерб оленеводам и коневодам в размере более 30 млн рублей. Только в таежной части республики обитает не менее 5 тысяч волков. Урон, наносимый ими диким копытным, вообще не поддается учету. Средств бюджета республики на эту работу не хватает, поскольку тарифы на авиауслуги постоянно ползут вверх.
Кроме того, мы коснулись вопроса дополнительного выделения субвенций на тушение лесных пожаров и софинансирования организации перевозки детей оленеводов на время летних каникул в оленеводческие бригады, ежегодно на это требуется 10 млн рублей. Обсудили возможность субсидирования строительства агрогородков в Томмоте и Витиме. Поговорили о необходимости увеличения кредитного портфеля Якутского филиала «Россельхозбанка» и  выделения нашей республике квоты на продовольственное зерно из интервенционного фонда. Потому что если сейчас этого не сделать мы будем не в состоянии сдержать резкий рост цен на хлеб, учитывая нашу сложную транспортную схему и длительный товарооборот. Если этого не сделать, то завтра хлеб у нас будет стоить 35-50 рублей.
Большинство наших предложений Алексей Васильевич Гордеев поддерживает. Но для того, чтобы все они были реализованы, нам еще понадобится и время и силы.
- Желаем вам, Егор Афанасьевич, дальнейшей успешной и плодотворной  работы в федеральных министерствах и ведомствах.
- Спасибо. А мне со своей стороны хотелось бы поблагодарить своих заместителей – Геннадия Федоровича Алексеева, Галину Иннокентьевну Данчикову, министра экономического развития республики Алексея Александровича Стручкова, министра транспорта Владимира Михайловича Членова, других представителей министерств и ведомств нашей республики. Все они очень здорово и результативно, каждый – на своем участке,  занимаются этой непростой, часто рутинной, но жизненно необходимой работой.