Свободные от контроля общества государственные и муниципальные чиновники, как правило, незаметно утрачивают связь с ним. Как следствие, могут приниматься решения, далекие от  интересов населения.

послесловие Печать
09 Сентября 2008 года, 22:29
Без проблем не бывает прогресса

итоги форума «Мегапроекты России»

ysia5.jpgЯкутский экономический форум «Мегапроекты России» завершил свою работу. Его результаты сейчас активно обсуждаются на всех уровнях. Общие оценки и отдельные мнения, конечно, могут и будут разниться: жаждущие отыскать минусы непременно найдут поводы для критики. Но с позиции объективного наблюдателя усомниться в большой практической пользе прошедшего мероприятия невозможно. Образно говоря, форум внес существенные прояснения в затянутые густой пеленой туч и облаков перспективы развития крупных отечественных инвестпроектов. И беспросветно пасмурная погода с дождем и ветром, царящая в столице нашей республики последние
дни, этому не помешала.  

ysia6.jpgВпрочем, вполне могла помешать. Когда из-за неблагоприятных метеоусловий самолет одного из главных участников форума министра регионального развития Дмитрия Козака задержали, организаторы встревожились не на шутку. В связи с этим пришлось даже срочно перекраивать программу заключительного дня работы форума. Хотя в какой-то момент показалось, что перенос ключевых докладов Вячеслава Штырова и Дмитрия Козака сначала с субботы на воскресенье, а затем с десяти утра воскресенья на послеобеденное время, наоборот, добавил всем проходившим дискуссиям плюрализма, оригинальности взглядов и суждений,  а главное значимости. Ведь по первоначальному сценарию Козак и Штыров должны были задать курс форуму, выступить в роли его основных модераторов, уже в дебюте расставить акценты, обозначить болевые точки. В итоге же их выступления оказались своеобразным финалом, логическим завершением или послесловием ко всему, что обсуждалось и предлагалось ранее.
А обсудить в эти два дня – спокойно, трезво, без надрыва – удалось многое. Тематика форума была препарирована участниками настолько пристрастно, что никаких сомнений в его актуальности, важности, нужности не возникало даже у самых закоренелых скептиков. В том, что это было не мероприятие для галочки, а давно назревший содержательный диалог власти и бизнеса убеждал настрой всех участников, заряженность на принятие твердых обоснованных решений, неподдельное сопереживание всему происходящему и интерес буквально к каждой теме, к каждому презентованному проекту.
Может быть, поэтому сейчас непросто однозначно сказать, что именно запомнилось больше всего. Безусловно, запомнилось все. Запомнилось открытие форума и стартовая программа под названием «Восточный бизнес-диалог», где на авансцену почти сразу вышли потенциальные зарубежные инвесторы из Германии, Японии, ОАЭ, Китая, Южной Кореи, других государств. Суть выступлений всех иностранных делегатов сводилась к большой заинтересованности в сотрудничестве с Якутией в области энергетики, угольной, нефтегазовой, промышленности, цветной металлургии. При этом иностранцы в один голос признавали мощный рост экономики России и инвестиционную привлекательность Республики Саха, которую, к слову, на форуме не раз называли мегарегионом.
yasia1.jpgВ свою очередь, первый зампред правительства РС (Я) Геннадий Алексеев, а затем его коллега и тезка первый зампред правительства Хабаровского края Геннадий Апанасенко подробно обозначили масштабность планов и задач, которые должны быть реализованы в двух наиболее перспективных регионах Дальнего Востока. В смысле привлекательности для инвесторов, в том числе зарубежных, Якутию сейчас можно смело сравнить с невестой на выданье, а Хабаровский край с завидным женихом. И представители мировых иностранных компаний дали понять, что они не прочь завести более тесные отношения с нашей республикой. Что они готовы вкладывать в нашу экономику финансовые и технологические ресурсы, потому что прогнозные показатели, которых мы должны достигнуть к 2020 году не могут не впечатлять.
Запомнились сессии и конференции, организованные по отдельным направлениям, где экспертное сообщество обсуждало различные проблемные аспекты, сопутствующие интенсивному промышленному развитию страны. В увязке с реализацией мегапректов речь шла и о вопросах защиты экологии, и о необходимости сохранения зон традиционной деятельности коренных малочисленных народов, и о потенциальном расширении возможностей малого и среднего бизнеса, и о будущем  конкретных отраслей, в частности авиации, энергетики, металлургии.
Запомнилось чрезвычайно актуальное совещание по снятию ограничений экономического роста субъектов Сибири и Дальнего Востока. Ограничения эти, напомним, выражаются преимущественно в недостаточно развитой транспортной инфраструктуре, слабой энергетической базе и отсутствии комфортных условий для проживания населения. 
ysia9.jpgПри обсуждении социальных проблем северян, были поставлены вопросы по корректировке федерального закона «О госгарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера» и недостаточности выделенного на ближайшие три года объема средств на исполнение 125-ФЗ  «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (пока на эти цели предусмотрено порядка 24 млрд рублей).  Надолго врезалось в память абсолютно бесспорное и яркое заявление депутата Госдумы РФ Валентины Пивненко, сказавшей буквально, что люди должны быть в приоритете всех мегапроектов.
В русле диалога о насущной необходимости развития инфраструктуры, а вместе с тем и ресурсного потенциала дальневосточных регионов, используемого пока далеко не в полной мере, участники форума призывали к скорейшему утверждению Стратегии социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа до 2025 года, в которую обязательно должны быть включены основные положения Схемы комплексного развития производительных сил РС (Я) до 2020 года и предложения соседних субъектов.
Много внимания на форуме было уделено хроническим проблемам транспорта – железнодорожного, авиационного, речного. Как всегда красноречивый министр транспорта, связи и информатизации Якутии Владимир Членов в очередной раз доказывал всем, насколько ощутимую отдачу мы получим от завершения строительства железной дороги до Якутска. По словам Членова, железная дорога не просто откроет дополнительные возможности освоения недровых богатств республики, увеличит транспортную доступность для населения, но и станет новым толчком к повышению активности со стороны инвесторов и импортеров из стран АТР, прежде всего, из Китая. ysia8.jpgМежду тем, в ходе работы форума было подписано дополнительное соглашение к инвестиционному договору о выделении из федеральной казны суммы в размере более 49 млрд рублей на завершение строительства железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск (Нижний Бестях).
Иногда в размеренном течении прений форума возникали полемические диалоги. К примеру, замминистра регионального развития РФ Дмитрий Аратский, постоянно выражавший сомнения по тем или иным вопросам реализации мегапроектов, озвучил мнение, что колоссальные инвестиционные вложения (более 3 трлн рублей) могут спровоцировать издержки существующего производства. Но его оппонент замминистра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов не согласился с Аратским, подчеркнув, что все принятые стратегические проекты как раз и направлены на усиление и модернизацию имеющегося производственного потенциала страны, с учетом его специфики и потребностей. «Все решения правильные – механизмы неправильные» - резюмировал Наумов, очень емко и точно определив этой короткой фразой главный симптом вялотекущего мегапроектного процесса.
И все-таки апофеозом экономического форума, если угодно, его торжественной развязкой стали два очень созвучных доклада – Дмитрия Козака и Вячеслава Штырова, которые были представлены участникам форума в воскресенье после обеда.Очень порадовало, что глава Минрегионразвития России – влиятельного ведомства, имеющего теперь единоправные полномочия по формированию и распределению трансфертов, направляемых в региональные бюджеты и непосредственно курирующего инвестиционную политику, в своем выступлении «Инструменты государственной инвестиционной политики и реализация крупных инвестиционных проектов» был предельно сосредоточен на конкретике. Не зацикливался на обтекаемых формулировках, а честно называл вещи своими именами.
ysia10.jpgПрежде всего, Дмитрий Николаевич коснулся качества работы Инвестиционного Фонда РФ, с момента создания которого прошло уже три года. Но в связи с нестабильностью правового регулирования средства фонда по-прежнему распределяются выборочно и не вполне корректно – на основе устных договоренностей между Минэкономики и Минрегионразвития РФ. Поэтому, по мнению Козака, нужно срочно определиться с порядком формирования средств фонда. К сожалению, сегодня порой случается так, что сначала региону выделяются деньги на изготовление проектно-сметной документации, а когда ПСД уже разработана, проводится повторный анализ и проект заворачивается. Козак констатировал, что в не зависимости от того есть ПСД или нет, если решение принято, то оно должно быть выполнено. Другое дело, что на первоначальном этапе теперь потребуется более жесткий и взвешенный подход ко всем поданным заявкам на выделение субсидий из Инвестфонда, но это ужесточение ни в коем случае не должно распространяться на уже взятые ранее обязательства. На сегодняшний день соответствующие заявки подали 23 региона страны на общую сумму 145 млрд рублей, при этом глава Минрегионразвития заверил, что по большинству из них будут вынесены положительные решения.
Далее Дмитрий Козак заострил внимание на необходимости повышения прозрачности власти, внедрения принципа «единого окна» и единого инвестиционного консультанта в лице «Внешэкономбанка», упрощения процедуры бесчисленных согласований и заключений, установления жестких сроков по каждой заявке. «Объемы средств Инвестфонда должны быть прогнозируемы, а все принятые обязательства – профинансированы. До конца этого года мы будем понимать, как правильно использовать этот необходимый инструмент развития нашей экономики» - заключил Козак.
ysia4.jpgРовно об этом же спустя несколько минут говорил и Вячеслав Штыров. В своем докладе под названием «Российские мегапроекты: анализ и управление рисками» президент Якутии был еще более убедителен. Показалось, что он не обошел стороной ни одной проблемы, не упустил ни одной детали, мешающей инвестпроектам набрать полный ход.
В унисон Дмитрию Козаку Штыров раскритиковал противоречивость постоянно меняющейся правовой среды и обилие административных проволочек, настоял на необходимости внедрения принципа «единого окна», а вернее сказать единого исполнителя, принимающего решения по всем вопросам. Как заявил глава республики, сегодня в связи с началом действия Инвестфонда приведения в соответствие требуют около 1000 нормативных актов, а несогласованность в принятии решений, как правило, возникает из-за многочисленности госорганов, отвечающих за реализацию инвестиционных проектов. Помимо этого, Вячеслав Анатольевич посетовал на давящие темпы инфляции, реальные показатели которой расходятся с прогнозными. Но, самое главное, очень методично и аргументировано, руководствуясь масштабными исследованиями, проведенными якутскими учеными, высветил проблему отсутствия культуры анализа и управления рисками, которые неизбежно возникают при реализации инвестпроектов. Риски эти носят различный характер – от финансовых, политических и правовых до чисто управленческих и технологических. Но только при соблюдении всех связанных с этими рисками ограничений реализация мегапроектов может быть успешной.
«Без проблем не бывает прогресса» - бросил где-то между строк Штыров, после чего предложил ряд конкретных мер для скорейшего решения всех или, по крайней мере, основных проблем, тормозящих возможное развитие экономики страны: внести все необходимые изменения в нормативно-правовую базу, сократить согласующие госорганы и предоставить возможность регионам самим быть едиными исполнителями при реализации инвестпроектов, активно развивать государственно-частное партнерство, ужесточить сроки прохождения отборов заявок на получение средств Инвестфонда, в рамках государственно-частного партнерства заставить государство нести ответственность за инфляционные процессы.
Когда Вячеслав Штыров уходил с трибуны под громкие аплодисменты, даже в зале Саха театра как будто стало светлее, хотя погysia2.jpgода за окном оставалась все такой же хмурой.
Недомолвок больше не оставалось. Под занавес форума два крупных государственных чиновника расставили все точки над «i», сделали исключительно верные выводы, о которых говорилось на протяжении двух дней его работы, и – что самое важное – пришли к общему знаменателю. 

***

Р.S. Узнав о том, что на якутский форум не приедет Владимир Путин, некоторые местные аналитики поспешили принизить его статус и реальную выгоду для Якутии. Мол, коли премьер-министр проигнорировал форум, стало быть, форум этот ничего не решит и станет очередным пшиком.
На самом деле форум показал, что федеральный центр и регионы движутся в одном направлении. Понимая, что сегодня, в кризисный для России момент жесткого внешнеполитического давления, только собрав в единый кулак волю власти и возможности бизнеса, не боясь говорить об ошибках и недостатках системы, можно достичь всех поставленных целей.

 

Ключевые слова: