Молодежь составляет треть населения республики. Это - ее перспектива, главный экономический и социальный ресурс. Руководитель любого уровня должен cознавать: от того, какое внимание мы уделяем воспитанию молодежи, во многом зависит наше будущее

рабочие встречи Печать
04 Октября 2008 года, 20:52
Новые старые проблемы образовательной отрасли minobr.jpg

В канун всемирного Дня учителя, который отмечается 5 октября, состоялась очередная встреча председателя правительства с аппаратом министерства образования РС (Я). Встречи Егора Борисова с руководством образовательной отрасли республики давно стали традиционными, прошедшая в минувшую среду стала уже седьмой за период его премьерства.
Как признаются сами работники министерства образования, каждое такое мероприятие приносит большую пользу, поскольку всякий раз на повестку не просто выносятся актуальные проблемы, но и принимаются конкретные решения. В ходе последнего диалога председателя правительства с чиновниками от образования рассматривалось четыре основных вопроса.



Детские сады в жилых домах

Прежде всего, участники встречи подробно и обстоятельно обсудили острейшую проблему нехватки мест в детских садах республики. Особенно тяжелая ситуация складывается в Якутске, где наполняемость дошкольных учреждений превышает нормативы в два раза, а общегородская очередь на получение путевок в детсады составляет около 9,5 тыс. человек, при этом она постоянно растет (для сравнения – в 2005 году в очереди состояло около 6 тыс. человек). Главные причины такого положения – высокие темпы миграции населения республики в Якутск и положительная динамика рождаемости. В 2009 году в городе ожидается ввод в эксплуатацию двух детских садов – в с.Хатассы и в 36-м квартале, но этого, безусловно, мало.
По словам присутствовавшего на встрече мэра столицы Юрия Заболева, Якутск нуждается, по меньшей мере, в 30 новых дошкольных учреждениях. Однако муниципальный бюджет не в силах потянуть их строительство, с учетом того, что стоимость одного детсада составляет в среднем 70 млн рублей. Выход из проблемы Заболев видит в том, чтобы выделять под дошкольные учреждения первые этажи зданий в новостройках, коих сегодня в столице возводится довольно много. Определенные шаги по привлечению крупных предприятий и коммерческих структур к сотрудничеству в этом направлении уже предпринимаются. Хотя и здесь имеются свои минусы, поскольку детские сады в жилых домах и торговых центрах не будут оснащены дворовыми территориями и игровыми площадками. В целом по республике, согласно расчетам Минобразования, необходимо построить 95 дошкольных учреждений на общую сумму порядка 3 млрд. рублей. Резюмируя вышесказанное, председатель правительства заявил, что возможности бюджета ограничены, а приоритетом республики в сфере образования пока по-прежнему остается строительство школ. Поэтому в решении проблемы дошкольных учреждений нужно делать упор в первую очередь на средства муниципалитетов и внебюджетные источники. «Нам необходима программа по охвату детей дошкольными учреждениями, но при этом основную финансовую нагрузку должны нести муниципальные образования и негосударственный сектор. Только за счет госбюджета такая программа приниматься не будет» - подчеркнул Егор Борисов.
Тем не менее по итогам совещания министерству экономического развития поручено подготовить проект решения Правительства РС (Я) о включении в инвестиционную программу на период 2009-2013 гг. строительства дошкольных учреждений по типовым проектам на 140 и 280 мест в административных центрах Вилюйского, Верхневилюйского, Намского, Нюрбинского, Сунтарского, Таттинского, Усть-Алданского, Чурапчинского улусов и в г.Якутске. Кроме того, решено увеличить до 50 млн рублей в год объемы софинансирования на строительство ДОУ в рамках общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия в XXI веке». Органам местного самоуправления рекомендовано расширить практику работы детских садов на дому с оплатой труда воспитателей, кратковременных групп на базе учреждений образования и культуры, а также негосударственных детских садов, созданных юридическими и физическими лицами.

Сиротливые цифры
Отдельным пунктом в повестке прошедшей встречи стоял вопрос обеспечения жильем детей-сирот. По данным Минобразования, официально в республике насчитывается около 6 тысяч ребят, оставшихся без родителей, в возрасте до 23 лет; 1225 из них состоят в очереди на получение жилья. При этом, например, в 2007 году сиротам было предоставлено всего 37 квартир, в этом году планируется обеспечить жилплощадью около 50 человек. Конечно, такими темпами проблему не решить, поэтому со следующего года объемы финансирования из государственной казны на приобретение жилья для детей-сирот существенно  увеличится. Также при содействии министерства по молодежной политике планируется внедрение практики субсидирования ипотечного строительства и приобретения жилья для молодежи из числа детей-сирот. Завершая тему сирот, Егор Борисов призвал заинтересованные министерства и ведомства пересмотреть существующие подходы в части поддержки институтов опекунства и усыновления. Дело в том, что на сегодняшний день содержание одного ребенка в школе-интернате обходится государству в 589 тысяч рублей в год, тогда как усыновленный ребенок, находящийся на воспитании приемных родителей получает всего 13,8 тысяч рублей единовременно. Естественно, это никак не стимулирует потенциальных родителей детей-сирот к их усыновлению.
В этом смысле Егор Афанасьевич посоветовал министерству образования внимательно изучить передовой опыт других регионов страны, в частности, Саратовской области, где в результате эффективной работы властей по оформлению опекунства и усыновления не осталось ни одного детского дома. «Мы должны активнее развивать семейные формы воспитания сирот, поощрять и поддерживать приемные семьи» - заключил премьер.
 

Сельские агрошколы: лучше меньше да лучше
Еще одна ключевая тема, обсуждавшаяся в ходе совещания – развитие агрошкол и подсобных хозяйств при образовательных учреждениях. По информации министерства образования, в настоящий момент в республике действует 45 агрошкол и 135 школ, имеющих собственные подсобные хозяйства. Однако четкой программы развития и даже положения об агрошколах у нас до сих пор не принято. В результате большинство агрошкол практически не выполняет своей главной функции – подготовки абитуриентов для сельскохозяйственных специальностей. Так, например, по данным статистики, в Чурапчинском районе, где действует сразу 5 агропрофилированных школ, в сельскохозяйственные вузы и ссузы по итогам прошлого года поступило лишь 18% выпускников; в Нюрбинском районе, где действует 3 агрошколы, только 12% выпускников избрали своей будущей профессией сельское хозяйство. С другой стороны, сельские школы стремятся к получению статуса агропрофилированных, поскольку благодаря этому получают дополнительную материальную поддержку от государства. Таким образом, и это признали участники совещания, сегодня нужно говорить не о расширении сети агрошкол и подсобных хозяйств, а об упорядочении и закреплении уже имеющейся базы. Проект постановления Правительства РС (Я), касающийся положений об агрошколах и подсобных хозяйствах при образовательных учреждениях, согласно требованию Егора Борисова, должен быть внесен в срок до 1 декабря текущего года. А до 1 января будущего года на рассмотрение кабинета министров должен быть внесен проект закона республики «О внесении дополнений в Закон РС (Я) «О государственной поддержке сельских образовательных учреждений». Не исключено, что после принятия соответствующих документов, количество агрошкол в республике даже сократится – в угоду качеству подготовки кадров для агропромышленной отрасли.Наконец, последний вопрос, который затронули участники совещания, был посвящен итогам летнего труда и отдыха детей. Здесь главной проблемой пока остаются финансовые трудности. В целях их устранения принято решение предусматривать в дотациях муниципальным бюджетам средства на оплату труда работников, занятых в программах оздоровления, летнего труда и отдыха детей, а также покрывать транспортные расходы по перевозке детей оленеводов из мест летнего труда и отдыха к местам обучения.              
Ключевые слова: