Если люди хотят, чтобы власти работали эффективно, появление общественного контроля становится необходимым.

рабочий визит Печать
18 Октября 2008 года, 03:44
Авиация ждет дотаций и снижения цен на керосин 
avia.jpg16 октября председатель правительства республики Егор Борисов провел встречи с руководством авиакомпаний «Якутия» и «Полярные авиалинии». Премьер поочередно ознакомился с результатами финансово-хозяйственной деятельности этих предприятий за девять месяцев текущего года, подробно обсудил с авиаперевозчиками основные проблемные вопросы и дальнейшие перспективы развития авиакомпаний, в том числе в связи с надвигающимся финансовым кризисом.



Отчет о предварительных итогах деятельности ОАО «Авиакомпания Якутия» председателю правительства представил заместитель генерального директора компании по экономике и финансам Валерий Евдокимов.
В 2008 году объемы пассажиров и грузов, перевозимых авиакомпанией, возросли более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего за девять месяцев этого года «Якутия» уже перевезла число пассажиров, равное общему годовому объему прошлого года. Операционная прибыль предприятия увеличилась почти на 30 млн рублей, однако чистая прибыль составляет всего порядка 13 млн рублей. Основной причиной, препятствующей увеличению рентабельности, руководство авиакомпании называет неуклонный рост цен на топливо (с начала этого года цены на авиатопливо выросли на 76%). Расходы на ГСМ в себестоимости производства компании  имеют наибольший удельный вес – почти 40 процентов. 
Просрочек по банковским кредитам, по заработной плате и по налогам у авиакомпании «Якутия» нет. Расчеты с контрагентами за поставленное топливо, за аэропортовое, аэронавигационное обслуживание и прочие услуги производятся своевременно. Оставшийся IV квартал авиакомпания планирует отработать безубыточно и сохранить достигнутый уровень рентабельности.  
Тарифы на авиаперевозки, осуществляемые компанией «Якутия» с 1 января 2008 года увеличились в среднем на 30%. Как отметил Валерий Евдокимов, увеличение тарифов было соразмерно увеличению затрат предприятия. Сказать однозначно о том произойдет ли до конца года новое повышение цен на авиаперевозки первые лица компании не взялись, поскольку ситуация на мировом рынке становится непредсказуемой.
В осенне-зимний период авиакомпания испытывает трудности с достаточной обеспеченностью авиатопливом за счет имеющейся выручки. Поэтому одной из ее главных проблем является ограниченная возможность привлечения необходимого объема кредитных ресурсов для формирования межнавигационного запаса топлива в аэропорту города Якутска. По большому счету, проблема эта опять-таки связана с резким ростом стоимости ГСМ, а также с установленными в настоящее время банковскими лимитами.
Глава правительства отметил в целом устойчивую работу авиакомпании, одобрил ход выполнения действующей «Программы обновления парка воздушных судов на период с 2007-2011 гг», которая утверждена Советом директоров компании в прошлом году. В рамках этой программы, в течение 2007-2008 гг было введено в эксплуатацию два cамолета Воеing 757-200 и два самолета Ан-140 (до конца текущего года будет приобретен еще один Ан-140 и еще один Boeing 757-200). Помимо этих машин, в распоряжении «Якутии» имеются также шесть самолетов Ту-154М и десять самолетов Ан-24.
Во время встречи была вскользь затронута тема дотирования авиаперевозок из регионов Дальнего Востока, обещанного федеральными властями. По мнению Егора Борисова, пока процесс не движется из-за отсутствия четкого механизма распределения дотаций, однако российское правительство понимает необходимость снижения цен на дальних направлениях, и соответствующие решения в ближайшее время должны быть приняты. 
Менее благоприятную картину финансово-хозяйственной деятельности нарисовали премьеру руководители ГУП «Полярные авиалинии», также отчитавшиеся перед ним об итогах своей работы за 9 месяцев.
Показатели предприятия характеризуются существенным снижением объемов грузоперевозок (на 48%) и так называемого производственного налета относительно плана (на 24%). Единственным утешением может служить лишь незначительное увеличение (на 5%) количества перевезенных пассажиров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как следствие, авиакомпания отработала девять месяцев с отрицательным финансовым балансом, убыток от основной деятельности составил 28,4 млн рублей, даже притом, что за счет господдержки расходы на керосин для «полярников» в этом году увеличились всего на 10 процентов.

Ключевая проблема авиакомпании, специализирующейся на внутриреспубликанских перевозках –  острая нехватка воздушных судов: из 69 единиц авиатехники на 1 сентября этого года в исправном состоянии находилось всего 26 единиц. Иными словами почти две трети парка «Полярных авиалиний» пребывает в «разобранном» состоянии. «Компания близка к тому, что скоро ей не на чем будет людей перевозить» - заявил присутствовавший на встрече министр транспорта, связи и информатизации РС (Я) Владимир Членов.
Общаясь с председателем правительства республики, представители авиакомпании сетовали также на возросшие аэропортовые расходы, на недокомплект летчиков и техников, которые из-за сравнительно низкой зарплаты (в среднем - 24 тысячи рублей) нередко переходят в другие авиапредприятия. Жаловались и на соседствующие региональные компании, оказывающие им конкуренцию на местном рынке авиаперевозок, в том числе с применением демпинга цен.
Резюмируя свой разговор с «полярниками», Егор Борисов выразил обеспокоенность нынешним положением дел в авиакомпании, призвал предприятие активнее участвовать в проводимых конкурсах и тендерах, в том имея в виду в рамках реализации мегапроектов. Кроме того, попросил впредь более четко формулировать свои проблемы и громко заявлять о них перед отраслевым министерством. Тем более что буквально на следующей неделе в республику с рабочим визитом прибывает делегация Минтранса РФ. Весьма вероятен приезд лично главы ведомства Игоря Левитина, который с прошлого года рассказывает об успешном эксперименте по развитию малой авиации, якобы проводимом в Республике Саха (Якутия). Однако, судя по показателям ГУП «Полярные авиалинии», об успехах нашей малой авиации пока говорить рано.

КСТАТИ:  В тот же день, 16 октября, Президент России Дмитрий Медведев подверг жесткой критике ситуацию, складывающуюся в России с ценами на авиатопливо.
На встрече с вице-премьером Сергеем Ивановым, курирующим авиационную отрасль, Дмитрий Медведев заявил: "По ценам на авиакеросин ситуация просто безобразная. Мы помним, что еще несколько месяцев назад цена нефти составляла $140 за баррель, сейчас она в два раза меньше, и это никак не отразилось на ценах на керосин у нас в стране, хотя во всем мире произошло изменение цен".
В связи с этим президент поручил Правительству РФ разобраться в проблеме, выяснить, что происходит в этой сфере, выяснить, имеют ли место сговоры и  принять самые решительные меры антимонопольного регулирования. По словам Дмитрия Медведева, такие меры могут включать в себя как штрафы, так и уголовные наказания.