Одна из сложнейших проблем, тормозящих сегодня развитие республики – это низкий уровень ответственности. Я говорю об ответственности всех без исключения, имея в виду хотя бы соблюдение элементарных человеческих правил и норм поведения, проживания. Об ответственности людей за свои поступки, за свой участок работы, за свои семьи, за своих детей и родителей

газета "Якутия" Печать
22 Июня 2011 года, 16:18

Владимир Федоров: «Егор Борисов вернул народу чувство сопричастности к процессам, происходящим в Якутии»

Общественность республики продолжает подводить итоги первого года работы Егора Афанасьевича Борисова на посту Президента Республики Саха (Якутия). Приводим мнение народного депутата РС(Я) Владимира Федорова, опубликованное в газете «Якутия» от 22 июня 2011 года.

И требовать, и помогать

Мне, наверное, легче других говорить об итогах первого года президентства Егора Афанасьевича Борисова. В силу своей депутатской деятельности я неоднократно выступал с критическими замечаниями в отношении руководства республики. А когда критикуешь, пытаясь привлечь внимание к проблеме, а не обозначить свое присутствие на трибуне, легче оценить, меняется ли ситуация к лучшему или худшему.
Сейчас ситуация однозначно меняется. Мы начинаем жить сегодняшними проблемами, а не одними перспективами далекого, рассчитанного до 2020 года будущего. Развитие сельского хозяйства, жилищное строительство, поддержка предпринимательства — все это в близкой перспективе кажется ничуть не менее важным, чем строительство ВСТО или разработка уранового месторождения в Алданском районе.
Будучи руководителем органа исполнительной власти, Егор Афанасьевич имел возможность прочувствовать реакцию общества, когда глобальные задачи, обозначенные перед Якутией, заслоняли рядового человека. И одна из несомненных заслуг Борисова в том, что он сумел вернуть народу чувство сопричастности к внутриполитическим процессам, происходящим в Якутии. Достичь этого Егор Афанасьевич смог, вернув институту президентства, да и самой исполнительной власти публичность.
Сегодня руководство республики вступает в диалог с обществом, регулярно общается с жителями через СМИ, а то и напрямую. Это особенно актуально, учитывая отмену прямых губернаторских выборов в стране. Это возвращает обществу инициативу, желание участвовать в жизни своей родины. Это консолидирует разрозненные политические и общественные силы для решения общих задач. А готовность к диалогу подразумевает готовность к критике.
Жизнь показывает, что, поставив себя выше оценок общества и признания своих ошибок, власть становится уязвимой. Приведу свежий пример. На этой неделе проходила парламентская сессия, где депутатам задавались вопросы. Один из них — «Как получилось, что, проверяя в прошлом году Министерство ЖКХ и энергетики, Контрольный комитет Ил Тумэна не обнаружил тех нарушений, что сегодня вскрылись сотрудниками правоохранительных органов, послужив основанием для возбуждения уголовного дела в отношении министра? «Парламент республики предыдущего созыва уделял больше внимания своим контрольным функциям, в результате чего его отношения с исполнительной властью были напряженными. Зато не было и такого количества уголовных дел в отношении отраслевых руководителей. Замечания и критика со стороны народных депутатов пусть и вызывали споры и разногласия, но в то же время работали на профилактику. «Зачистив» Госсобрание от острой критики, ослабив контрольные функции парламента, власть ослабила и собственную «иммунную систему». В итоге — уголовные процессы.
Политика открытого диалога и готовность к критическим замечаниям, провозглашенные Егором Афанасьевичем,— это важное стратегическое решение. Пойти на такое нелегко, здесь требуется гражданское мужество. Но я уверен, это позволит президенту более эффективно управлять республикой, избегая ошибок и подводных камней.
В перспективе можно говорить о формировании независимой Контрольно-счетной палаты Якутии. И Егор Афанасьевич в одном из своих заявлений уже дал понять, что поддержит такое начинание.
Кроме того, мне импонирует кадровая политика главы республики, сочетающая прагматизм и модернизацию. Без сомнения, и удачен, и по-житейски мудр был выбор на роль премьер-министра Галины Иннокентьевны Данчиковой — человека компетентного, очень работоспособного и избавленного от вируса карьеризма. Не случайно она получила безоговорочную поддержку парламента.
Мы видим, как на ключевые посты привлекаются люди разных политических взглядов. Так, министром сельского хозяйства и продовольственной политики назначен справедливоросс Иван Слепцов, а социальную политику остался курировать коммунист Александр Власов. Это наглядно доказывает, что в основе подбора кадров лежат, прежде всего, деловые качества. В Кабинет министров приходят новые, молодые люди с опытом — управленческим, хозяйственным, политическим. Такое сочетание позволяет уравновешивать внедрение новых, прогрессивных методов управления с глубоким знанием проблемы и пониманием происходящего. Здесь неизбежны ошибки. Однако президент демонстрирует нам готовность их исправлять. Он формирует работоспособный Кабинет министров, а не замкнутую номенклатурную касту.
Будучи депутатом Госсобрания (Ил Тумэна) от Якутска, я хотел бы особо подчеркнуть работу Е.Борисова с властями столицы. Не секрет, что конфликтная ситуация «губернатор — глава столицы» является весьма распространенной в российских регионах. Сегодня такого противостояния нет. И даже когда в адрес столичных властей звучат резкие замечания со стороны президента, город не остается наедине со своими проблемами. К их решению подключается Кабинет министров, консолидируется роль территориальных органов, задействуются иные механизмы поддержки. Это очень важно — не только требовать решения, но и помогать его найти! Аналогичным образом выстраиваются и отношения с другими муниципалитетами. Правда, в последнее время несколько настораживает слишком уж активное вовлечение органов исполнительной государственной власти в решение муниципальных задач. Стоит задуматься: вмешиваясь, в том числе в те вопросы, которые муниципалитетам по силам решать самим, не оказывает ли руководство республики им медвежью услугу, отучая от самостоятельности? Здесь важно соблюсти баланс, чтобы в будущем не задушить то, что принято именовать «инициативами снизу».
Президент сегодня активно вовлекает общество, политиков, депутатов, чиновников всех уровней в решение задач, стоящих перед Якутией. Можно услышать и поддержать его в этом начинании, а можно и остаться в стороне, продолжая занимать позицию стороннего критика и обличителя. Нет ничего проще и бессмысленнее. А выбор — за каждым из нас.

Владимир ФЕДОРОВ,
депутат Госсобрания (Ил Тумэн)