Развитие республики, как любого другого региона - это сложный процесс, требующий гармоничного сочетания многих составляющих. И в первую очередь речь идет о факторах, лежащих в гуманитарной сфере, в области человеческих отношений, духовного и культурного состояния общества

Коммерсантъ Buisness Guide Печать
14 Июня 2012 года, 16:49

Егор Борисов: «Мы за комплексный подход»

14 ИЮНЯ 2012 года вышел в свет очередной выпуск (№21) «Business Guide»
 –  тематического приложения к газете «КоммерсантЪ», на этот раз посвященного развитию Восточных регионов России. Одним из собеседников издания стал Президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов, ответивший на ряд вопросов «BG».

BUSINESS GUIDE: Как бы вы могли охарактеризовать ситуацию в экономике региона в сравнении со страной в целом и макрорегионом, включая АТР?
ЕГОР БОРИСОВ, Президент Республики Саха (Якутия): Показатели развития экономики республики стали в 2011 году, мы считаем, одними из лучших за последние десять лет. Реальный рост ВРП превысил 6% к 2010 году, индекс промышленного производства составил 110,5%. Республика лидирует среди регионов Дальневосточного федерального округа по запланированным инвестиционным проектам. Доля инвестиций в ВРП Республики Саха (Якутия) возросла до 35%, что является основным признаком растущей экономики. Растут и объемы иностранных инвестиций: за десять лет они увеличились почти в десять раз — до $1,4 млрд.
Итогом поступательного роста экономики республики стало также увеличение реальных доходов населения на 1,5% (по РФ — 0,5%), заработной платы — на 6,9% (по РФ — 3,6%). Опережающими темпами продолжает увеличиваться рождаемость. Коэффициент смертности у нас значительно ниже, чем по России и Дальнему Востоку.
В то же время основные проблемы республики лежат в экономической сфере. Главным фактором, сдерживающим развитие промышленности и других отраслей, остаются инфраструктурные ограничения. Централизованным энергоснабжением охвачено лишь около трети территории республики. На нужды локальной энергетики ежегодно завозится свыше 85 тыс. тонн дизельного топлива. В этих условиях потребители централизованной зоны энергоснабжения несут дополнительную ценовую нагрузку. Высокий уровень тарифов заставляет крупные промышленные предприятия строить собственные генерирующие мощности, что увеличивает сроки окупаемости вложенных средств и приводит к снижению инвестиционной привлекательности республики. Только 20% территории республики обеспечено круглогодичной транспортной доступностью. Из-за этого сдерживается реализация инвестиционных проектов, освоение новых месторождений, не используются преимущества географического положения Якутии по созданию транспортных коридоров Европа—АТР, не говоря уже о том, что ограничиваются права граждан на свободу передвижения.
В развитии социальной инфраструктуры ключевой проблемой является значительное количество аварийных и ветхих зданий общеобразовательных школ, нехватка дошкольных образовательных учреждений. Очень актуальна для республики также проблема аварийного и ветхого жилья. Острым остается вопрос по выезду граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по возмещению затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
BG: Существует ли необходимость создания надрегиональной координирующей госструктуры? Как относитесь к самой идее корпорации, что нужно в этой идее изменить/улучшить и т. д., чтобы этот проект заработал?
Е. Б.: Вопрос создания корпорации, предусмотренной проектом Федерального закона о развитии Сибири и Дальнего Востока, сам по себе не нов. Данный подход хорошо себя зарекомендовал на региональном уровне. В ряде субъектов РФ создаются агентства по привлечению инвестиций. Результатом работы таких агентств является локализация производств на территории региона. Вторым видом подобных структур могут быть специализированные «проектные офисы» регионов — центры развития государственно-частного партнерства. Их задача — пакетировать инфраструктурные проекты таким образом, чтобы привлекать внебюджетные инвестиции на условиях государственно-частного партнерства.
То есть на вопрос «Необходимо ли создание корпорации?» ответ очевиден: необходимо. Но обязательно надо иметь в виду, что для реализации инфраструктурных проектов уже создан Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Он, по сути, и должен стать той структурой, которая будет реализовывать инфраструктурные проекты на основе механизмов государственно-частного партнерства от имени РФ. Тем более учитывая тот факт, что фонд уже начал работу по отбору и согласованию приоритетных инвестиционных проектов региона.
Что касается корпорации — агента по привлечению инвестиций, то ее разумно создать при новом министерстве по развитию Дальнего Востока России, задачами которого являются привлечение на территорию макрорегиона прямых инвесторов и локализация здесь производства на основе кластерной политики с целью максимизации добавленной стоимости.
Поэтому мы за комплексный подход.
BG: Какой опыт других регионов в привлечении инвестиций, реиндустриализации и т. п. вы готовы использовать, а какой — нет?
Е. Б.: Мы видим успехи таких регионов, как Калужская, Ленинградская области, Республика Татарстан, которые активно локализуют производства на своей территории. Благодаря этому решается проблема безработицы, идет развитие современных производственных технологий, формирование налогооблагаемой базы консолидированных региональных бюджетов.
Считаю, что нам в республике нужно сосредоточить усилия прежде всего на организации обрабатывающих производств на основе местного сырья, в том числе по выпуску нефтепродуктов, газохимии, обогащению железных и урановых руд, переработке угля. Но для того чтобы эти проекты реализовать, необходимо привлечь инвестиции в развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, что является достаточно сложной задачей.
BG: Как увеличить эффективность мер государственной поддержки Восточной Сибири и Дальнего Востока?
Е. Б.: Очень важным видится использование особых хозяйственных условий: льготное налогообложение, устранение административных барьеров, упрощение градостроительных и земельных процедур, что позволит форсировать реализацию инвестиционных проектов на территории Сибири и Дальнего Востока. Эти меры потребуют внесения изменений в налоговое, бюджетное, таможенное законодательство, законодательство в области лесных и земельных отношений, в сфере экологии и в других отраслях.
Требуется также изменить порядок наполнения и расходования средств Инвестиционного фонда РФ таким образом, чтобы через него в рамках будущих налоговых поступлений от реализации комплексных промышленно-инфраструктурных проектов обеспечивался возврат внебюджетных средств, направляемых на финансирование строительства инфраструктуры данных проектов.
Следовало бы также предусмотреть создание региональных особых экономических зон с развитием инфраструктуры за счет средств бюджета субъекта и инвестора без привлечения средств федерального бюджета, но с соответствующими льготами и преференциями.
BG: Что радует в федеральной политике последних лет? Что хотелось бы скорректировать?
Е. Б.: Отрадно, что наши ранее утвержденные планы во многом корреспондируются с целями, задачами, показателями, установленными президентом России в стратегических указах от 7 мая. В основном эти параметры и темпы развития у нас уже заложены в проекте долгосрочной Программы социально-экономического развития республики на период до 2025 года и основных направлений до 2030 года.
Мы приветствуем создание отдельного министерства по развитию Дальнего Востока. Важным является и то, что возглавил его опытнейший политик и хозяйственник Виктор Иванович Ишаев, прекрасно знающий всю проблематику региона.
В то же время к федеральной политике остаются вопросы. Например, нас по-прежнему волнует проблема разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами федерации.
Мы настаиваем на внесении изменений в закон N185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В частности, в статью 14 в связи с невозможностью выполнения требований по созданию частных управляющих компаний и частных коммерческих организаций коммунального комплекса в арктической зоне Республики Саха (Якутия), в результате чего районы, относящиеся к арктической зоне, не могут попасть в федеральную адресную программу капитального ремонта многоквартирных домов.
Мы считаем, что надо в новой редакции принять закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и поправить главу Трудового кодекса «Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Необходимо также скорейшее принятие федерального закона «Об Арктической зоне РФ», федерального закона «Об оленеводстве» в целях поддержки северного оленеводства как формы самобытного уклада народов Севера и так далее.

 http://www.kommersant.ru/doc/1948207