Общественный контроль не должен сводиться только к подозрениям или голым обвинениям в коррупции представителей власти. Хотя большинство чиновников – порядочные и честные люди.

В Якутии свой подход к энергетике Печать
03 Июля 2008 года, 01:06

Правительство Республики Саха (Якутия) с особым вниманием подходит к реализации утвержденной правительством Российской Федерации программы реформирования электроэнергетической отрасли. По мнению Егора Борисова, первого заместителя председателя правительства республики, доктора экономических наук, при ликвидации перекрестного субсидирования необходимо учитывать особенности региона. На эту тему с Борисовым беседует наш корреспондент.

- Решение о ликвидации перекрестного субсидирования на территории России было принято Правительством РФ и закреплено постановлением №226, утверждающим методы ценообразования на электрическую и тепловую энергию. Как вы считаете, чем руководствовалось Правительство, принимая подобное решение?

- До сих пор единая энергетическая система РФ функционировала таким образом, что одни территории дотировали другие, одни потребители дотировали других. С точки зрения законов рыночной экономики такой подход влечет негативные последствия, причем не только для энергетики, но и для экономики России в целом. Кроме того, подобная практика создает нежелательное представление об экономической политике страны с точки зрения потенциальных зарубежных партнеров - перекрестное субсидирование означает невозможность построения прозрачной тарифной и инвестиционной политики.

- Тем не менее, вы полагаете, что не следует спешить с ликвидацией перекрестного субсидирования на территории Республики Саха (Якутия)?

- Важно понимать, что многие энергосистемы Дальнего Востока, в частности Республики Саха (Якутия), являются изолированными. Наша энергетическая система разделена на три не сообщающихся между собой энергорайона: западный, где основным потребителем является алмазная компания «АЛРОСА», центральный, где расположены сельскохозяйственные районы, столица республики и функционирует строительный промышленный комплекс, и южный, где активно развивается добывающая промышленность. И лишь через южную Якутию обеспечивается переток электроэнергии от Нерюнгринской ГРЭС за пределы республики - на Дальний Восток. Населенные пункты и промышленные (в основном золото- и оловодобывающие) предприятия, расположенные на севере республики, потребляют электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую разрозненными дизельными электростанциями.

Если безоговорочно реализовать требования, сформулированные в постановлении Правительства РФ №226, то мы можем столкнуться с большими трудностями. Поэтому мы считаем, что на территории Республики Саха (Якутия) ликвидация перекрестного субсидирования должна происходить по специфическому сценарию.

- Основная проблема заключается именно в том, что Якутская энергосистема изолирована?

- Дело в том, что изолированная энергосистема АК «Якутскэнерго» в ближайшее время все равно не станет частью конкурентного рынка электроэнергетики. Значит, наши потребители не смогут ощутить те преимущества, которые даст либерализация отрасли. Зато им придется столкнуться с ростом тарифов.

Основная проблема заключается в высокой себестоимости якутской энергии, которая вырабатывается дизельными станциями. Еще бы! Двести электростанций, находящиеся на больших расстояниях друг от друга, должны быть обеспечены топливом - это очень дорого. 6 рублей 21 копейка за 1 кВт/час - такова себестоимость электроэнергии, вырабатываемой дизельными электростанциями. И это неподъемный тариф для жителей северных районов.

А вот электроэнергия, вырабатываемая каскадом Вилюйских ГЭС, Нерюнгринской ГРЭС и Якутской ГРЭС, стоит намного дешевле. И сегодня мы усредняем величину тарифов на территории республики. В результате потребители электроэнергии в северных регионах субсидируются потребителями более дешевой электроэнергии. Объем этих субсидий составляет около 1300 миллионов рублей в год. Именно столько денег необходимо будет выделить на дотации населению и предприятиям, выполняющим государственные заказы, если мы попытаемся реализовать программу ликвидации перекрестного субсидирования без оглядки на специфику энергосистемы.

- Все же существует ли та группа потребителей или отрасль в экономике республики, для которой уход от перекрестного субсидирования принесет реальную пользу?

- Перераспределение нагрузки на потребителей может быть выгодно, например, компании «АЛРОСА», поскольку в западном регионе произойдет снижение тарифов на электроэнергию.

Да, ликвидация перекрестного субсидирования положительно скажется на работе энергетической отрасли, которая получит возможность подняться над уровнем нулевой рентабельности и обеспечит устойчивую систему расчетов за электроэнергию. Появится возможность развивать энергосистему не только за счет тарифной политики, но и за счет внешних инвестиций.

Но надо учитывать и другое. В центральной Якутии тарифы повысятся, на севере кратно повысятся. И только на юге республики тарифы останутся на прежнем уровне. Именно поэтому у правительства республики есть все основания опасаться негативных социальных, экономических и даже политических последствий резкого ухода от перекрестного субсидирования.

- С одной стороны, ликвидация перекрестного субсидирования неизбежна, а с другой - она таит в себе и определенную сложность. Каким, на ваш взгляд, может быть решение этого вопроса?

- Правительство республики учло возможности и потребности всех хозяйствующих субъектов, а не только населения и бюджетных предприятий. Сейчас мы выходим на руководство РАО «ЕЭС России» с предложением принять во внимание особенности энергообеспечения потребителей Республики Саха (Якутия).

Кстати, об этих особенностях нашего региона говорил и руководитель РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс на совещании по проблемам социально-экономического развития Дальневосточного региона, которое было проведено в августе во Владивостоке Президентом страны Владимиром Путиным. Словом, мы выступаем за постепенный поэтапный уход от перекрестного субсидирования - в течение 7-10 лет. Только так мы сможем выдержать дополнительную нагрузку на бюджет.

- Рассчитываете ли вы на поддержку со стороны бюджета Российской Федерации?

- Несмотря на то, что именно Правительство Российской Федерации ратует за изменение принципа тарифообразования в регионах, очевидно, федеральный бюджет не готов взять на себя дополнительную нагрузку. И вряд ли он закроет все наши потребности в дотациях населению - ему это не под силу. Реалистично рассчитывать на 20-30-процентную поддержку.

- Напоследок поделитесь, пожалуйста, своим видением перспектив развития энергетического комплекса Республики Саха (Якутия).

- Огромная территория республики, равная по площади территории государства Индия, должна устойчиво обеспечиваться электричеством и теплом. Этот принцип лежит в основе всех наших планов и проектов.

Сегодня могу сказать, что в течение ближайших четырех лет якутская энергосистема не станет частью энергосистемы России - построить нужное количество сетей за это время объективно невозможно. А еще нам нужны очень большие инвестиции, чтобы восстановить существующие линии электропередачи, которые строились несколько десятков лет назад.

И еще раз подчеркну: мы обязаны очень внимательно отнестись к вопросу предотвращения социальных рисков, возникающих в ходе развития отдельных отраслей нашей экономики.

Наше досье

За последние 5 лет правительство Республики Саха (Якутия) вложило в развитие ОАО АК «Якутскэнерго» 320 миллионов рублей. В этом году в объекты энергосистемы будет вложено еще 120 миллионов - большей частью в развитие сетей и линий электропередачи.

25 октября 2002 года на заседании правительства республики был утвержден инвестиционный бюджет на будущий год, предусматривающий 253 миллиона рублей инвестиций в объекты электроэнергетики. Принято решение о том, что из его средств будет осуществляться финансирование строительства ВЛ-220 кВ Мирный – Сунтар - Нюрба, реконструкция бесхозных линий электропередачи и трансформаторных подстанций в сельской местности, а также проектирование строительства мини-ТЭЦ.

Иван Вересов

«Российская газета». - 2002. - 13 ноября