Молодежь составляет треть населения республики. Это - ее перспектива, главный экономический и социальный ресурс. Руководитель любого уровня должен cознавать: от того, какое внимание мы уделяем воспитанию молодежи, во многом зависит наше будущее

газета "Якутия" Печать
26 Июня 2013 года, 13:49

Три года Борисова: итоги и перспективы

3godaborisovaСтаж работы три года — непререкаемая формула для кадровиков, для них она важнее любых дипломов и рекомендаций. Срок, который дает понять, на что способен человек, как освоил специальность и какие задачи ставит для себя в профессии. В эти дни исполняется три года с момента вступления в должность президента Якутии Егора Борисова. Попробуем оценить его трехлетний стаж.

Хронология начала
Вспомним, как это было. 31 мая 2010 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ об отставке по собственному желанию Вячеслава Штырова, руководившего республикой целое десятилетие. Исполняющим обязанности президента стал председатель правительства Якутии, член политсовета партии «Единая Россия» Егор Борисов.
Региональное же отделение партии внесло на рассмотрение Дмитрию Медведеву три кандидатуры на пост президента Якутии — Егора Борисова, главы Администрации президента республики Айсена Николаева и помощника полпреда Президента РФ в Сибирском федеральном округе Валерия Попова.
Глава государства 10 июня внес на рассмотрение Якутского парламента первый номер из предложенного списка — Егора Борисова. А через неделю Ил Тумэн на восемнадцатом очередном пленарном заседании утвердил его в должности президента Якутии. За предложенную кандидатуру отдал свой голос 61 депутат из 68 присутствовавших на заседании. Против проголосовали двое, еще пятеро воздержались.
В представлении Егор Борисов тогда не нуждался, он уже семь лет занимал пост главы республиканского правительства, а вообще в органах власти Якутии работал с 1991 года. Однако процедуру необходимо соблюдать, поэтому полпред Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев представил кандидата якутским парламентариям. Он сказал тогда: «Я хочу подчеркнуть, что решение президента РФ Дмитрия Медведева — очень важный шаг. Новому руководителю республики надо будет не только не сдать достигнутых Якутией позиций, но и добиваться новых достижений. Я лично знаю Егора Борисова и уверен, что он с этим справится».
А теперь для большей ясности событий трехлетней давности давайте вспомним фон, на котором они происходили.

Незабываемый кризис
К лету 2010 года слово «кризис» из лексикона экспертов и журналистов стало постепенно исчезать, но совсем не потому, что он завершился. Просто, во‑первых, это слово было к тому времени уже настолько затерто, что его при каждой возможности стали заменять эвфемизмами вроде «сложная экономическая ситуация», «известные события» и т. д. А во‑вторых, все те же эксперты и журналисты стали все чаще говорить о посткризисных явлениях, то есть о прохождении пика и стабилизации ситуации.
Кстати, в том же июне 2010 года в парламенте прошли публичные слушания по исполнению бюджета 2009 года, приведем для наглядности некоторые из прозвучавших тогда показателей. При первой корректировке бюджета‑2009 доходная часть за счет сокращения налоговых поступлений похудела сразу на 8,5 млрд рублей, это при том, что по итогу исполнения за тот год в бюджет поступило 83,5 млрд рублей.
Недополучили в итоге практически десятую часть.
Хотя уже тогда говорилось о наметившихся позитивных моментах, выражались они всего лишь в прекращении падения. Вот, например, одна из цитат материалов слушаний: «Глубина падения внешнеторгового оборота сократилась с 75% за январь-июнь 2009 года до 37% по оценке за 2009 год». Там же было сказано, что к концу года замедлилось снижение промышленного производства. И вот еще одна оптимистичная фраза: «В сентябре 2009 года после годового периода стагнации впервые отмечены предпосылки к восстановлению экономики республики».
Конечно, к лету 2010 года кризис прошел, но забыть о нем было нельзя, он не мог не оказать влияния на последующие события. К слову, в первоначальной редакции бюджет республики на 2010 год принимался с доходной частью 73,6 млрд рублей. А доходная часть бюджета 2013 года после мартовских корректировок — 130,7 млрд рублей. Есть что сравнивать. Задача выхода экономики на докризисный уровень уже решена, вот теперь и о кризисе, и о посткризисных явлениях мы действительно начали забывать.

Из чего выбирать
Итак, Егор Борисов вступает в полномочия президента и на первой же пресс-конференции говорит, что «выдающийся созидатель и реформатор» Вячеслав Штыров передал власть «не в момент бурь и потрясений, а в стабильный период». В свою очередь Вячеслав Штыров в своем обращении к жителям Якутии 7 июня сказал: «У нас в республике созданы все предпосылки для того, чтобы она динамично развивалась по всем направлениям». Главным заделом экс-президент называет принятую и утвержденную на федеральном уровне «Схему развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 года», которую уже давно кратко именовали «Схема‑2020». Он также отметил, что в Якутии создана самая лучшая управленческая команда.
На первый взгляд все понятно, стратегические пути развития определены, осталось восстановить потери, нанесенные кризисом, и двигаться дальше тем же путем и в том же составе. Сейчас кажется, что в 2010 году и думать было нечего новому президенту, а просто продолжать начатое, исполняя даже несколько техническую роль в этом процессе.
Но, с другой стороны, кризис перечеркнул немало федеральных программ, возьмем для примера программу повышения сейсмоустойчивости жилых домов (Якутия могла получить под нее около 1 млрд рублей из федерального бюджета), которую только сейчас реанимируют, а тогда о ней просто «забыли». Кроме того, когда в 2009 году заходил разговор о реализации «Схемы‑2020» (не в Якутске), автор неоднократно слышал от маститых экономистов и федеральных чиновников, что, мол, Якутия правильно сделала, что проработала стратегические планы, но не стоит удивляться, если начало работы по ним будет отложено на 2012 или даже 2015 год. Сейчас звучит нелепо, так, например, программа «Комплексное развитие Южной Якутии» вышла на завершение первого этапа (экспертиза проектов), а «Газпром» осенью начнет непосредственные работы на Чаянде. Но тогда очевидности такого развития событий не было.
То есть теоретически вполне мог встать вопрос о серьезной корректировке планов, переписывании «Схемы‑2020» вплоть до полного обновления с куда менее амбициозными задачами. Вот такой выбор для нового президента — держаться за еще докризисную стратегию развития или приступить к выработке новых планов. Егор Борисов, как видится сегодня, нашел свое решение этого вопроса.

«Схема» — единственный путь
Что бы ни говорили некоторые коллеги, но уровень открытости власти для СМИ и общества при президенте Егоре Борисове стал просто невообразимым. До 2010 года никто и подумать не мог о том, что глава республики будет давать регулярные пресс-конференции несколько раз в год, постоянно встречаться с общественностью в самых разных уголках Якутии. Президент регулярно ездит по республике и общается с якутянами напрямую, выслушивая вопросы простых граждан. Но сейчас хочется выделить другое новшество Егора Борисова, направленное на то, чтобы республика четко знала, какие задачи стоят перед Якутией и как власти намерены их решать.
10 ноября 2010 года президент Якутии впервые в политической практике Якутии выступил с Посланием к депутатам республиканского парламента. Послания с той поры стали ежегодными и приобретают все более публичный и общественный характер, являясь по сути обращением главы республики к каждому ее жителю, определяя стратегию развития на ближайший год и долгосрочную перспективу. О том, каким путем Якутия пойдет дальше, в ноябре 2010 года было заявлено прямо и конкретно.
«Схема‑2020» — это единственно верный путь к ускоренному развитию всех отраслей и секторов экономики региона, росту конкурентоспособности местных товаропроизводителей, решению многих и многих социальных проблем, повышению уровня и качества жизни населения республики», — заявил президент. Впрочем, он и ранее говорил о том, что отказываться от своих планов республика не будет, но теперь эти слова прозвучали как твердая окончательная позиция. Мало того, определились в Послании 2010 года и новые приоритеты, и, что особо примечательно, новые подходы. Не просто формальные технические решения, а целая новая идеология.

Партнерство общества и власти

«Наши стратегические планы не должны находиться в сфере внимания только органов власти. Они должны стать мобилизующим фактором для всех жителей республики, заставить все общество поменять свое отношение к реформам, происходящим в экономике и социальной сфере», — сказал Егор Борисов в своем выступлении. И эта мысль, что ответственность за республику и ее будущее несет каждый ее житель, красной нитью прошла через все Послание 2010 года.
«Несомненно, власть обязана создать такие условия, чтобы модернизация отвечала в первую очередь интересам населения. Но еще важнее, чтобы сами якутяне научились проявлять экономическую инициативу, находить и использовать новые возможности, которые уже появляются у них и будут появляться дальше по мере развития крупномасштабных проектов», — говорил Егор Борисов.
Вовлечение общественности в работу органов власти, в социально-экономическую жизнь пойдет в дальнейшем в основном по пути создания общественных советов самого разного уровня. Созданы Общественная палата при президенте, общественные советы при каждом органе власти. В феврале 2013 года для контроля за ходом аварийно-восстановительных работ по предложению Егора Борисова был образован общественный совет в поселке Тикси, членов которого избирали сами жители. Весной по примеру Тикси создаются общественные советы в населенных пунктах, подвергшихся подтоплению при паводке.
Эффективность перечисленных органов разная, и самим обществом эти палаты и советы оцениваются также неоднозначно. Но ведь такие задачи, как изменение атмосферы недоверия к власти и вовлечение каждого жителя республики в плодотворную совместную работу, не решаются сразу, тем более, когда так много зависит от самих людей. По инициативе президента заложена основа, создана конструкция, наполнить смыслом которую должны уже сами якутяне.

Новая Якутия
Затронув практически все стороны общественно-политической и социальной жизни республики, президент в своем Послании поставил обязательное условие выхода Якутии на новые уровни и достижения стратегических задач. «Мы часто повторяем умное слово «модернизация», которое, по сути, означает усовершенствование. В усовершенствовании нуждается наша экономика. В усовершенствовании нуждаются наша промышленность, наше образование, здравоохранение. В усовершенствовании нуждается государственный аппарат. Но на самом деле модернизация, может быть, больше всего необходима сегодня самому обществу. Людям надо постепенно менять свой психологический настрой, свои взгляды на то, что происходит вокруг, научиться мыслить и работать по-новому»,  — сказал он.
Экономические планы и задачи остались прежними, и они должны изменить жизнь республики, но прежде всего должны измениться сами якутяне, и тогда Якутия станет другой, она будет лучше и богаче, об этом говорил президент. Это уже было похоже на провозглашение идеологии новой Якутии, может, прозвучит излишне громко, революцию сознания.
В связи с этим и культуре, и духовности уделяется в республике большое внимание, перечислять многое сделанное нет смысла, дела на слуху. Хотелось бы только напомнить, что они — не разрозненные явления «сами в себе», а сознательная государственная политика. «Я не устану повторять, что спастись от апатии, пассивности, неспособности найти свой путь в жизни можно только через повышение уровня общей культуры, развития просвещения и духовности», — сказал в своем Послании 2010 года Егор Борисов.
Мы не зря так подробно остановились именно на том, самом первом Послании, хотя после него были еще два. Но именно в 2010 году президент определил основные направления дальнейшего развития на долгосрочный период и их обоснование. И среди слов о модернизации особое место занимает позиция президента по отношению к сельскому хозяйству. В 2010 году было вслух сказано, что так больше жить нельзя и отрасль ждут большие перемены, а к 2013 году глубина обновления села вышла уже на новый уровень, даже по сравнению с заявлениями 2010 года.

Уникальная отрасль
Разговор о сельском хозяйстве начнем с того, что, как неоднократно говорилось, Якутия — это промышленно-аграрный регион, и сельское хозяйство в республике занимает особое место, имеет политическое и социальное значение, выходя за рамки экономической отрасли. Кроме нашей республики больше нигде в мире не занимаются сельским хозяйством в таких экстремальных климатических условиях.
И как заявил в 2010 году Егор Борисов, ни в одном регионе России не направлялось столько средств на поддержку сельского хозяйства, как в Якутии. К 2010 году сумма выделяемых средств из республиканского бюджета составляла порядка 6 млрд рублей в год по более чем 60 видам хозяйственной деятельности. При этом президент отмечал, что в условиях Севера АПК без дотаций существовать не может. Однако сохранять существующее положение вещей не входило в его планы.
«Несмотря на множество испытаний, которые обрушились на сельское хозяйство в 90‑е годы, в условиях реформ мы все же сумели сохранить базу для его будущего развития. Но мы не сумели своевременно выработать правильную политику поддержки села, соответствующую требованиям рынка», — говорил президент в 2010 году. Речь шла о переходе от политики выживания, сохранения АПК Якутии как такового к созданию полноценной отрасли экономики, конкурентоспособной и опирающейся на промышленное товарное производство продукции.
О полной отмене субсидий речи не шло, в 2011 году их общий объем оставался на том же уровне. Однако начался процесс передачи ряда полномочий муниципалитетам, то есть непосредственно селу от республиканских органов власти. Сначала в рамках пилотного проекта в четырех улусах республики, в 2012 году уже на всей территории, что было закреплено соответствующим законом.
Кроме того, начался процесс создания агроконцернов, например, в области птицеводства за счет объединения Нерюнгринской, Якутской и Нюрбинской птицефабрик. Ну, и, конечно, речь шла о повышении экономической активности самих селян, чтобы они перестали жить на дотациях, ничего не предпринимая. Быстрых и конкретных результатов никто и не ждал, но очень скоро все преобразования оказались под вопросом. Засуха, саранча, наводнения, затопившие угодья, — все это произошло в 2012 году. Казалось, новую сельскохозяйственную политику ждет крах и следует вернуться к практике выживания.
Но президент под давлением обстоятельств не отказался от выбранного курса на создание полноценного АПК в Якутии, просто поменял подход, сделав его глубже. Как он заявлял в СМИ, на селе невозможно развивать экономическую составляющую без общего развития, нужен комплексный подход, при котором, в первую очередь, создаются новые возможности для селян, облагораживаются территории, инфраструктура, выстраивается комфортный быт. А уж на базе этого будет развиваться экономическая товарная составляющая, в том числе за счет увеличения предпринимательской активности жителей деревни.
В результате появился всем известный указ и 2013 год был объявлен Годом села. «Якутия» посвятила множество публикаций этой теме, и будет их еще немало, так что в этой статье подробно останавливаться на реализации указа не будем.

Закон для всех
Есть еще один вопрос политики президента Егора Борисова, который носит системный характер, а в последнее время приобрел скандальную актуальность. На пресс-конференции в Москве в среду президенту задали вопрос об отставке министра Александра Подголова из-за липового диплома о высшем образовании. Ранее ушел в отставку Георгий Куркутов, и лишился должности замминистра ЖКХ.
Егор Борисов, отвечая на вопрос, отметил, что в его команде собрались профессиональные высококвалифицированные люди, но закон един для всех. Президент сказал, что, когда три года назад вступал в должность, он понимал, что в обществе сложилась атмосфера недоверия к власти, а поэтому ответственность каждого чиновника необходимо повышать. И теперь, когда происходят и выявляются нарушения, какими бы хорошими специалистами ни были чиновники, они отвечают за каждый проступок.
К слову, работать с кадрами президент начал сразу, с 2010 года. Оставив костяк правительства, он ввел в него новых людей, таких, например, как назначенный зампредом Павел Маринычев или Дмитрий Глушко, занявший пост вице-президента. Эти имена сразу бросались в глаза еще и из-за молодости назначенцев.
А в мае 2011‑го произошла серьезная административная реформа, о которой сам президент сказал: «Это будет полная перезагрузка, а не просто замена нескольких руководителей и структуры отдельных ведомств». В правительстве было упразднено семь, преобразовано шесть, переименовано восемь и создано три новых структуры.
Тут надо понимать то, что изменение структуры правительства не простая прихоть руководства и имеет свою логику. К концу 2010 года были определены четкие задачи, и к маю Егор Борисов подобрал инструментарий для их решения. Каждое министерство, каждый комитет создавались под конкретную цель, которой должно соответствовать и название. Также и руководители подбирались исходя из поставленных задач, которые, кстати, могут меняться.
Так, например, из ведения Минтранса вывели в отдельный комитет связь и информатизацию, а сейчас комитет получил статус министерства. А теперь вспомним, что почти три года идет процесс создания электронного правительства, решаются серьезные вопросы обеспечения республики качественной связью, поэтому в таком преобразовании не видно ничего нелогичного. В то же время Минтранс получил прибавку к названию «дорожное хозяйство», что также не простая прихоть, дорожному строительству придается крайне большое значение. И после полной перезагрузки 2011 года процесс совершенствования структуры власти продолжает меняться, исходя из возникающей ситуации и, как принято говорить, актуальных вызовов.
О стратегических планах республики и приоритетных направлениях можно судить по речам президента, а можно и по названиям органов власти, министерств и госкомитетов. И если, как говорится, короля делает свита, то и уровень чиновников может быть оценен по тем результатам, которых добился их руководитель, президент.

За горизонтом
Читатель, наверное, ждет, когда же мы перейдем к стандартной и привычной процедуре подведения итогов — цифрам, процентам, графикам. На прошедшей в среду в Москве пресс-конференции журналисты ждали этого от самого Егора Борисова. А он не стал говорить о том, что было, ни о преодолении посткризисных явлений, ни о целевых показателях по итогам 2012 года. Зато он сказал, что население Якутии к 2022 году, через десять лет, вырастет до миллиона человек и на каждого будет приходиться один миллион рублей произведенного валового регионального продукта, то есть ВРП республики достигнет триллиона рублей при нынешних 530 миллиардах! «Вот такие амбициозные планы ставим, это, может быть, кому-то сложно представить, но мы такую задачу будем реализовывать. И мы это обязательно сделаем», — сказал Егор Борисов.
Говорил президент об объектах, которые начнут строить в 2014 году, о среднесрочных и долгосрочных горизонтах, за которые можно заглядывать, оперируя программно-целевым бюджетом (а там все программы до 2017 года). Конечно, очередной раз сказал о «Схеме‑2020», проекты которой уже попали в Программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2015 года и реализуются в республике полным ходом, и полном соответствии наших программных документов требованиям федерального правительства, и их соответствии стратегии развития макрорегиона и майским указам президента Владимира Путина.
Президент Егор Борисов живет не одним годом, не тремя или пятилетним сроком президентства, это только тактические моменты, обычный рабочий процесс, которым он занят каждый день. А каждый из этих дней посвящен перспективе 2020 года, созданию процветающей республики, в которой не будет места апатии и депрессии. Объем задач просто плохо сопоставим с цифровыми показателями всего лишь трех лет.
И при этом с особенным воодушевлением говорит Егор Борисов о той части работы, которая направлена на интересы людей, решение их повседневных проблем. Он не устает повторять, что главная цель — это благосостояние каждого якутянина. И он, кажется, не ждет оценки своей работы прямо сейчас, потому что она еще не доделана, предстоит еще многое, и оно того стоит.
 
Виталий Андрианов