В моей работе самый главный принцип — правильно формулировать задачи. Верная постановка задачи  — уже половина успеха. Я на этом стою и своих коллег постоянно нацеливаю задачи ставить правильно

ЕГОР БОРИСОВ: 50 ОТВЕТОВ НА 50 ВОПРОСОВ Печать
03 Июля 2008 года, 01:18

Как вы уже прочитали на первой странице нашей газеты, вчера в Доме правительства № 1 по случаю своего 50-летия принимал поздравления Председатель Правительства РС(Я) Егор Борисов. К этой дате была подготовлена рукопись книги, в которой юбиляр в соответствии с числом прожитых лет дает 50 ответов на 50 вопросов, затрагивающих самые разные сферы жизни, государственного устройства, собственной биографии. Столь обстоятельный диалог, конечно же, оказался очень насыщенным, развернутым и интересным, и нам осталось только пожалеть, что газетная площадь не сможет вместить его полностью. Поэтому сегодня для публикации мы выбрали лишь ту часть беседы, где Егор Афанасьевич предстает как руководитель нашего правительства и государственный деятель.

 

- Егор Афанасьевич, каким вы считаете современное социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия) в Дальневосточном федеральном округе?

- Наши собственные показатели определяют наше место в округе. А они на самом деле неплохие. По многим статистическим данным, мы лучшие в регионе. И динамика у нас устойчивая. Это безусловное достижение нашей экономики и социальной сферы. В первом полугодии 2004 года республика опередила все субъекты ДФО по многим показателям. Их настолько много, что и перечислять нет смысла. Но один показатель можно привести: число родивших на 1000 человек в республике - 15,2, а в целом по ДФО - 11,5, число умерших - соответственно 10,3 и 16. Как видите, разница существенная. Такое положение радует. Но меня как руководителя правительства больше беспокоят проблемы обеспечения гарантированной устойчивости и динамики развития экономики, выхода на новые рубежи. Нас тревожат перспективы финансового положения в связи с новым федеральным регламентом межбюджетных отношений. И работа на этом направлении требует серьезного аналитического подхода, здесь надо проявлять не только принципиальность, упорство, но и гибкость.

- Возможен ли, на ваш взгляд, возврат к государственному регулированию основных сфер экономики и социальной политики?

- На отдельных стратегических направлениях оно просто необходимо. Я имею в виду вопросы энергетики, транспорта, связи, состояния магистральных дорог и трубопроводов, контроля над деятельностью естественных монополий. А в условиях Севера - это вопросы жизнеобеспечения и безопасности населения. Вообще вся деятельность системы власти должна подчиняться интересам людей, запросам населения, а не потребностям собственной государственной машины. Раньше у нас было наоборот. Но сейчас есть понимание: где и в какой мере это допустимо. В демократической Америке и старой Европе механизмы госрегулирования давно строго регламентируются законами.

- Где и как, с вашей точки зрения, проявились самые заметные потери и достижения прошлого десятилетия?

- На такой вопрос сразу трудно ответить. Но одно заметно, и это печально, - мы обижаем своих ветеранов и многих людей старшего поколения. Уровень, условия их жизни стали намного хуже, а в ближайшем будущем не видно просвета. Старикам очень тяжело держаться без материальной поддержки детей или внуков. У нас постепенно хиреет и научная мысль, разваливаются высококлассные школы. Мы отстаем в развитии высоких технологий и инновационных проектов. По всей стране ухудшилась жизнь в сельской глубинке. Выросла организованная преступность, процветают наркомания и проституция. Мы ослабили экологический контроль, сворачиваем природоохранные мероприятия. Потерян и статус мировой военной сверхдержавы, но по этому поводу не стоит плакать. Вместе с тем наблюдается много положительных явлений - обретенные свободы и права, движение к цивилизованному гражданскому обществу. Начинает восстанавливаться отечественная экономика, улучшаются качественные показатели сферы обслуживания и услуг. Возрождаются культурные традиции и духовные ценности. Там, где есть порядок, дисциплина и ответственность, есть и положительные сдвиги во всех измерениях.

- Социальная политика на Севере имеет свои специфические особенности. Хотя они и известны, но зачастую не учитываются на федеральном уровне. Каковы перспективы решения этой проблемы?

- Нельзя утверждать, что на федеральном уровне не учитываются наши специфические условия: экстремальные и затратные. Просто этого совершенно недостаточно, чтобы обеспечить должное благополучие и безопасность населения северных территорий. На наш взгляд, надо законодательным путем и бюджетным финансированием поднять нормативную сетку и повысить коэффициенты обустройства всей социальной сферы. Об этом много лет говорят власти северных регионов, но вопрос не решается. Мне думается, с наступлением экономической и финансовой стабильности в стране изменятся и подходы федеральных властей к нашим проблемам. Нельзя допустить, чтобы жить на Севере стало хуже.

- Имеет ли Север право на статус особых территорий? Как, например, в Канаде?

- Я давно проявляю интерес к этой проблеме. Нынешний принцип районирования северных территорий сформировался с середины 50-х годов. И тогда в эту зону вошли не только собственно северные регионы, а например, некоторые районы Забайкалья и даже Тувы. Поэтому необходим федеральный закон об особом статусе арктических территорий, расположенных, например, от какой-то (60-й или 70-й) параллели с коррективами ближе к Северо-Западу и Северо-Востоку. Это охватит площадь с населением всего 3-4 млн человек. В законе следует определить особые гражданские права и обязанности населения этих территорий, права и обязанности органов государственной власти по регулированию миграционных потоков, вести строгий регламент всякой производственной деятельности и соблюдения экологической безопасности, природоохранных мероприятий, защиты прав коренного населения. Главной привилегией в области социальных льгот следует, на наш взгляд, считать предоставление статуса полноправных государственных служащих всем работникам бюджетной сферы и сферы услуг. Такой подход позволит решить важные жизненные проблемы: поднять уровень заработной платы, пенсионного обеспечения, государственной поддержки. Думается, подобные меры отвечают стратегическим и геополитическим интересам государства.

- Давайте теперь перейдем от геополитических вопросов к региональным, к нашей собственной экономике, ее сферам, которые находятся в непосредственной области вашего управления. Начнем с энергетики, без которой на Севере, как известно, просто не выжить...

- У нас в республике разработаны концепция развития энергетики и программа среднесрочных мероприятий по её реализации. Этот документ учитывает все основные параметры потребления электроэнергии в производственных и бытовых целях, жизнеобеспечение населения. Крупномасштабной задачей является создание кольцевой линии электропередачи Вилюйская ГЭС - Якутская ГРЭС - Нерюнгринская ГРЭС. Это обеспечит гарантии энергетической безопасности республики. К сожалению, в свое время нам не удалось преодолеть сопротивление экологического движения против строительства Адычанской ГЭС. Это было ошибкой, выразившейся теперь в очень отрицательное влияние на развитие северных районов. Потому в перспективе следует учесть высокую целесообразность проекта Учурской ГЭС с ориентацией на экспортную поставку электроэнергии в Китай. Важнейшей социальной задачей является перевод всех сельских и поселковых домов и квартир, где нет газоснабжения, на электроотопление. Их доля в общем энергопотреблении незначительна. Продолжать топить дровами печи и котельные стало уже накладным для природы. При таком подходе через 20-30 лет в радиусе 50-100 км от крупных населенных пунктов не останется лесных массивов. Устойчивое и надежное электроснабжение сел и поселков позволит ускорить развитие среднего и малого бизнеса, наладить энергоемкое технологическое производство, поднять уровень социальной обустроенности. Энергетика - наше будущее.

- В этой связи не обойти и перспектив газафикации республики...

- Здесь тоже все мероприятия проводятся в соответствии с президентской программой. Работы будут расширяться за счет инвестиционных проектов. Как вы знаете, мы уже вышли на заречную группу районов, что недавно казалось просто нереальным. Значительное продвижение газификации зависит от развития топливо-энергетического комплекса в регионах, прилегающих к республике. В этом плане существует ряд обнадеживающих проектов. Они находятся в стадии разработки, лицензирования и согласования. Программа газификации имеет долговременный и многопрофильный характер. И не надо воспринимать её суть как обязанность правительства обеспечить голубым топливом отопительные системы домов и квартир. По трассе газопроводов целесообразно открывать новые производства, требующие устойчивой и значительной теплоэнергии. К примеру, небольшие предприятия малого и среднего бизнеса. Местные органы власти обязаны продумать это дело, которое создаст новые рабочие места и станет источником наполнения бюджета населенных пунктов, куда пришёл газ. Пока же газ только заменил уголь и дрова, заметных перемен производственно-технического и социально-экономического характера очень мало. Меня как инженера-механика интересует и оборудование, которое используется. Оно очень разнообразное, порой самодельное. И в большинстве своем - очень неэкономичное. А между тем все должно строго соответствовать нормативным стандартам, в одном ряду должны быть требования безопасности, надежности и экономичности.

- О бездорожье российских просторов много писали еще классики русской литературы. В последние десятилетия в центральных регионах наконец-то стали появляться современные автомагистрали. Сейчас большие работы ведутся по завершению трассы Чита - Хабаровск. А какие перспективы ожидают нас?

- Если бы республика занимала территорию, равную, к примеру, Франции, то есть в пять раз меньшую, имела такой же ландшафт и климатические условия, - проблемы якутских автодорог решались бы в десятки раз быстрее и дешевле. Но это просто для сравнения, а не для утешения. Зато нас во многом спасала и до сих пор спасает родная матушка-зима. Автозимники и конные извозы были основными транспортными артериями республики до середины 50-х годов прошлого века. Сейчас ситуация сильно изменилась. Мы разработали программу дорожного строительства, проводим реконструкции и ремонт трасс федерального и республиканского значения. Будем поддерживать внутрихозяйственные и проселочные дороги, продолжать строительство дорог Якутск - Вилюйск, Якутск - Усть-Мая. Планируем пробить автозимник до Нелькана с выходом на Охотское море. Главная задача - привлечь инвестиции для решения проблем дорожного строительства. А это в значительной мере зависит от перспектив реализации проектов топливо-энергетического комплекса и наших природных ресурсов.

- Транспорт и связь играют основную роль не только в передвижении людей, грузов и передаче информации, но и обеспечивают наше присутствие в мире событий и участие в них...

- Мы вступили в эпоху новых технологий. Они более всего присутствуют в отрасли связи и коммуникаций. Президент и правительство республики понимают актуальность использования новых технологий и коммуникаций в решении многих проблем не только экономики и науки, но и образования и культуры. Потому мы принимаем все усилия для поддержки, развития этих отраслей на современном уровне. Наша задача не отстать от новых тенденций. Если же говорить о развитии автотранспорта, то здесь, в частном секторе, все решается на уровне товарного рынка. Есть проблемы современных пассажирских автобусов городского и междугородного сообщения для работы в условиях суровой зимы. В последние годы у нас закрылись многие местные авиалинии.

Требует обновления самолетный парк. Речной флот начинает возрождаться. И здесь нужны новые маломерные суда. Все эти проблемы нам известны, и мы будем последовательно их решать. Есть перспективы в развитии малой авиации, что пребывает пока в абсолютном забвении. Больше по причинам отсталости нашей психологии и неуверенности в новых формах любой деятельности. Необходимо всесторонне изучить это дело от нормативно-разрешительных документов до системы организации обучения и подготовки специалистов управления и обслуживания, создать необходимую техническую базу. Например, на Аляске, где все население штата около 540 тыс. человек, имеется около 15 тысяч маломоторных самолетов. Базируется эта техника на водоемах и в рукавах рек. Используется в основном летом. А стоимость одного такого самолета равна цене автомобиля представительского класса. Есть над чем подумать нашим предпринимателям и небедным людям. Многие давно ждут, когда железнодорожная магистраль дойдет до Якутска, но ждать мало, надо готовиться по-серьезному. Это событие станет переломным в социальной и экономической жизни целого ряда заречных районов.

- Этот вопрос вам как доктору наук, бывшему директору научно-исследовательского института. Когда-то наука в нашей стране была на почетных передовых рубежах, да и в республике занимала заметное место. Какую оценку ей вы можете дать сейчас?

- Научное сообщество в России переживает трудные времена. В СССР к науке было больше внимания, особенно к физическим и математическим дисциплинам - в связи с запросами военно-промышленного комплекса и обороны в целом. Потому ученые и называют XX век веком физики. А XXI век будет веком биологии. В прошлом столетии ученые создали атомную бомбу, а в текущем - будут решать задачи бессмертия и долголетия рода человеческого. В недавнем прошлом интересы экономики также требовали поддержки геологических и геофизических исследований. И они помогли создать нефтяную и газовую промышленность - основной источник советского бюджета. В Якутии наука занимала достойное место и всегда имела хорошую поддержку. Наш научный центр был и остается одним из ведущих в СО РАН. По ряду направлений исследования якутских ученых имеют мировое признание. Академик В.П.Ларионов, выдающийся ученый и мой близкий друг, много рассказывал о больших перспективах нашей науки и доказывал это на убедительных примерах. Сегодня президент и правительство республики понимают и поддерживают, в меру возможностей, своих ученых. Академия наук РС(Я) - это не исследовательский центр, а корпоративное объединение ведущих ученых республики. Его предназначение - анализ состояния и координация направлений научно-исследовательской деятельности в интересах прогресса, социально-экономического и культурного развития РС(Я).

- В Якутии сегодня довольно много высших образовательных учреждений. Большое количество студентов обучается в Москве и в других городах России, а также за рубежом. Существует ли учет потребности республики в специалистах с высшим и средним специальным образованием? Как решаются вопросы их трудоустройства по специальности?

- Вы затронули очень важную проблему. И я даже не могу ответить сразу и достоверно. То, что у нас очень большое количество студентов и стажеров, известно хорошо. По какому плану и на какую перспективу? Кто это знает, зачем и почему? Ответы на эти вопросы требуют учета и анализа большого объема информации. В полном объеме такой информации у меня нет. Подготовить хорошего специалиста по нужной профессии - это немалые деньги. Но дело стоит этих денег, если специалист отработает их в республике. Это совершенно правильная постановка вопроса. Другой принципиальный вопрос - молодой специалист должен получить работу по избранной профессии. Если мы направляем его на учебу - мы обязаны это обеспечить.

- В последние годы заметны достижения в области культуры и искусства. И это радует. Какие главные задачи как глава правительства вы возлагаете на учреждения культуры и искусства?

- Меня тоже радуют достижения наших деятелей литературы и искусства, укрепление материальной базы учреждений культуры. Главная задача этих учреждений - воспитание молодежи на культурных и духовных ценностях, наполнение свободного времени и досуга населения интересными, привлекательными программами. Сегодня в Якутске созданы хорошие материальные условия для решения этих задач. Со временем такие же условия, естественно, применительно к численности населения, необходимо создавать и в отдаленных районах.

- Хорошо известно, что основным налогоплательщиком в республике является АК «АЛРОСА». Бюджет республики в значительной степени формируется за счет этих поступлений. В последнее время в обществе и в СМИ активно обсуждаются попытки изменить устав компании, сделать ее открытым акционерным обществом, а затем скупить акции и приватизировать. Вы можете это как-то прокомментировать?

- Позиция президента и правительства республики в этих вопросах остается неизменной. Мы против любых посягательств на те договоренности, которые существуют между федеральным центром и республикой. А что касается устава компании - это юридический документ, утвержденный акционерами. Он был принят в полном соответствии с федеральными законами. Некоторые вопросы деятельности компании, взаимодействия с правительством республики и взаимные обязательства были согласованы и утверждены Президентом России. Безусловно, время и изменения в некоторых законодательных актах требуют внесения коррективов в уставные документы и договорные обязательства. Вопросы информационной «прозрачности» компании и либерализации алмазного рынка требуют взвешенного подхода и разумных решений. Но они не должны затрагивать принципиальные интересы республики и трудового коллектива компании.

- В области федеративных отношений в последнее время заметно стремление центра подчинить себе многие функции и полномочия, которые прежде были делегированы субъектам. Не будет ли это иметь негативных последствий для населения республики?

- Решение проблемы противоречий и совершенствования федеративных отношений - это очень долговременный процесс. Действительно сегодня Госдума, представленная однопартийным большинством, пытается форсировать решение существующих противоречий в пользу федерального центра в ущерб интересам субъектов. Это просматривается в Бюджетном кодексе и в ряде законодательных актов. А скоротечное протаскивание проекта нового суперзакона - прямая «подстава» президента страны. В силу исторических традиций и воспитания наше старшее поколение все перемены жизни и свои надежды всегда связывало только с первым лицом государства. А тут такая неуклюжая суета с этим законом. Населению даже не успели объяснить: где здесь хорошо и где плохо? Представлялось правильным провести в отдельно взятом субъекте «обкатки» этого проекта.

Сейчас действительно идет массированный накат на регионы по всем позициям властных полномочий. Мы не против, если это осуществляется на благо населения регионов. Но мы хорошо знаем, что чрезмерная централизация власти - зло, проверенное временем. Во всем цивилизованном мире идет процесс децентрализации, а мы движемся в обратном направлении. Что касается сути самого вопроса, то Республика Саха (Якутия) в одном ряду с другими субъектами России проходит испытание в движении к реальному федерализму.

- С какими надеждами и сомнениями ваше поколение вступило в XXI век? Что вы думаете о прошлом и будущем этого поколения?

- Наше поколение еще 10-15 лет будет составлять самую образованную и профессионально подготовленную прослойку общества. За нами огромный опыт и обширные познания жизни. Если говорить о прошлом, оно было нелегким и тревожным. Наше мировоззрение формировали Советская власть и коммунистическая идеология. Наше экономическое мышление было социалистическим, как и общественное сознание. Означает ли это, что мы - социально-политические динозавры? Отнюдь нет. В советской системе и социалистической экономике было немало рациональных составляющих. Их надо развивать в условиях демократического гражданского общества и рыночной экономики. Например, система детского воспитания и молодежного движения должна базироваться на государственной поддержке. Без идеологической шелухи, на нравственных и духовных началах. Социальные гарантии и социальная защита населения должны иметь системный порядок. Организации научных исследований важно придать целенаправленный характер. Государственное регулирование развития территорий и стабилизация жизненного уровня населения должны стать делом всей внутренней политики. Всё это заложено в нашем профессиональном опыте. И я убежден, что в жизни нашего поколения еще не наступил вечер.

- Современный мир вступил в эпоху глобализации. Какие ее вызовы дошли до наших окраин? И в чем могут заключаться ответные действия?

- Понятие глобализации имеет разное толкование. Самое примитивное: богатые становятся богаче, бедные - беднее. Богатый Север жирует за счет ресурсов Юга и так далее. Как бы мы ни относились к вызовам глобализации, они уже переступают порог нашего дома. Мировая паутина Интернета - наглядный продукт глобализации. Всемирная торговая организация (ВТО) - инструмент экономической глобализации. В человеческом измерении глобализация имеет конкретные свойства. По логике и этике глобализации экономические и финансовые элиты превращаются в новых ростовщиков. По существу, они отчуждаются от национальных интересов и обязательств. Мы это видим на примере олигархов и новых русских, и такое будет с новыми якутами. Сейчас идет процесс интернализации капитала и собственности, недр и всего жизненного пространства, и нам от этого не уйти. С экономической точки зрения, под угрозой будут традиционные отрасли хозяйствования и местное производство в силу своей низкой конкурентоспособности и высокой себестоимости. Будут исчезать затратное товаропроизводство и нерентабельные хозяйства. А таковых у нас большинство. Нам предстоит пересмотреть свои первичные взгляды и подходы на многое. И тогда мы сможем интегрироваться в происходящий процесс и занять достойное место в современном сообществе. А наша перспектива - переход на инновационные проекты и технологии, наукоёмкое производство.

- И какое же место будет занимать Якутия в системе социально-политических координат в обозримом будущем? Какой вы видите эту перспективу?

- Это зависит от нас с вами. От динамики нашей жизнедеятельности. Поступательные движения времени в несколько раз будут опережать темпы развития в XX веке. Во всех сферах жизни, особенно связанных с научно-техническим прогрессом, с высокими технологиями и инновационными инициативами. Задача руководства республики и активной части нашей общественности - грамотно и своевременно реагировать на новые вызовы времени и обеспечивать условия жизнедеятельности населения на качественно высоком уровне. С этой целью мне представляется чрезвычайно актуальным разработка стратегии инновационного развития Республики Саха (Якутия) до 2050 года в контексте с соответствующей программой Российской Федерации. Условно этот проект можно обозначить «СИР: Саха (Якутия) – 2050». Подвижки в этом направлении у нас происходят очень медленно. В республике инновационную деятельность осуществляют только 2% предприятий промышленности, транспорта и связи. Объем инновационной продукции исчисляется всего несколькими миллионами рублей. Это означает, что мы очень отстаем в развитии собственной творческой энергии. В настоящее время разработан проект Концепции инновационной политики республики на период до 2010 года. Это первая попытка осмыслить наши задачи в этой области и определить механизмы реализации инноваций. Стратегия должна учитывать ресурсные возможности и особенности экономики республики. Инновационный процесс должен, прежде всего, охватить предприятия малого и среднего бизнеса и сделать их доминирующим фактором в системе налогообложения и наполнения республиканского бюджета. Наш прогноз ориентирован на осуществление технологического прорыва во всех сферах жизни населения республики и должен занять достойное место в единой и сильной России.

- Разрешите пожелать вам, вашему правительству и всем жителям республики успехов в решении этой важной задачи, а также еще раз от имени журналистов и читателей «Якутии» поздравить вас с юбилеем!

«Якутия». – 2004. – 17 августа