Подвиги наших отцов и дeдов должны оставаться неизменным ориентиром нравственного и патриотического воспитания молодежи.
Егор БОРИСОВ: "Выводы сделаны – пора заниматься работой" Печать
03 Июля 2008 года, 01:26

Начало нынешней весны совпало с важнейшим политическим событием – выборами Президента Российской Федерации. В Якутии 2 марта, как известно, также были избраны депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн), в ряде улусов – депутаты представительных органов местного самоуправления и, наконец, главы администраций семнадцати муниципальных районов.

 

А в январе-феврале завершились традиционные отчеты правительства республики перед населением, которые дают возможность властям предержащим не только довести до людей результаты своей деятельности за минувший год, но и получить трезвую оценку этой работы, сверить текущие планы с чаяниями народа.

Итоги выборов и прошедших отчетов правительства стали главными темами нашего разговора с Председателем Правительства Республики Саха (Якутия) Егором БОРИСОВЫМ.

Прогнозы по выборам президента оправдались

- Егор Афанасьевич, как глава Правительства и одновременно как руководитель республиканского Координационного штаба по поддержке кандидата Дмитрия Медведева вы удовлетворены результатами выборов Президента России? Насколько окончательные проценты явки избирателей и распределения голосов на территории Якутии совпали с вашими предварительными прогнозами?

- Мы рассчитывали, что в выборах примет участие, примерно, 70-75% избирателей республики, а за кандидатуру Дмитрия Анатольевича Медведева будет отдано порядка 65-70% голосов. В итоге, как вы знаете, явка в среднем по Якутии составила свыше 75%, а в поддержку Медведева высказалось 67,78% избирателей. По активности участия населения в выборах главы государства мы заняли 24-е место в России и 2-е место в Дальневосточном федеральном округе. На Дальнем Востоке Республика Саха (Якутия) находится в числе лидеров и по количеству голосов за вновь избранного президента страны – мы занимаем 3-е место вслед за Чукоткой и Камчаткой. Исходя из этого, могу с уверенностью сказать, что наши предварительные прогнозы полностью оправдались, и результатами выборов я удовлетворен. Особенно если иметь в виду, что в Дальневосточном регионе. В том числе у нас в республике, все-таки по-прежнему остается довольно много проблем, связанных с жизнедеятельностью людей и, несмотря на все плюсы, резкого повышения уровня жизни пока не наблюдается.

В то же время итоги выборов показали, что там, где положение населения по уровню доходов стабильнее, процент явки ниже. Речь в данном случае идет о промышленных центрах – Якутске, Мирном, Нерюнгри, Алдане. И, наоборот, в отдаленных, сельских районах, где уровень жизни оставляет желать лучшего, активность и по участию в выборах, и по поддержке Медведева гораздо выше.

- С чем это связано, на ваш взгляд?

- Думаю, с тем, что потребности и запросы людей в промышленных районах постоянно увеличиваются, отсюда возникает и недовольство. На селе у людей больше надежды на улучшение ситуации, они по достоинству оценивают реальные дела правительства и президента, больше доверяют властям и потому с оптимизмом смотрят в будущее.

Оптимальный парламент

- Теперь перейдем к обсуждению итогов выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия) четвертого созыва, которые впервые проходили по смешанной системе. Как вы оцениваете их результаты?

- Естественно, как уполномоченный представитель Центрального исполнительного комитета партии «Единая Россия» по Республике Саха (Якутия) и как член партии я был заинтересован в том, чтобы представительство «Единой России» в обновленном парламенте было максимальным. И с этой точки зрения итогами выборов в Ил Тумэн я доволен – в общей сложности, с учетом партийных списков и одномандатных округов, партию «Единая Россия» в Законодательном Собрании республики по предварительным итогам будут представлять 42 депутата. Коммунистическая партия, партия «Справедливая Россия» и «Аграрная партия России» получили по семь мандатов, еще семь мандатов достались независимым кандидатам. Таким образом, как мне думается, распределение сил в якутском парламенте, которое, в общем, отражает политические предпочтения всего российского общества, будет оптимальным.

- Как будут строиться взаимоотношения исполнительной и законодательной ветви власти, учитывая то обстоятельство, что большинство депутатов Ил Тумэна – представители «Единой России»? Не возникнет у парламентариев отсутствия достаточной мотивации при осуществлении своих функций?

- И президент, и правительство республики заинтересованы в том, чтобы наш парламент был работоспособным. Считаю, что нынешний его состав отвечает необходимым требованиям. С одной стороны достаточным количеством депутатов будет представлена «Единая Россия», как ведущая партия, которая сегодня взяла на себя ответственность за социально-экономическое развитие страны, и в том числе Якутии. С другой стороны, учитывая веление времени, в парламенте республики присутствуют и другие партии. На базе тех же коммунистов или справедливороссов может вырисоваться оппозиция, которая не даст Государственному Собранию работать одноколейно или под чью-либо диктовку. Хотелось бы только, чтобы оппозиция была действительно конструктивной, здоровой, имеющей объективные взгляды, обращающей внимание на реальные, а не надуманные недостатки в работе исполнительной власти. Для нас неприемлемо критиканство и популизм, которые проявлялись в прежних составах парламента. Правительство обращает внимание только на конструктивную критику, на деловые подходы и предложения.

- Почему вы считаете парламентское большинство «Единой России» положительным фактором?

- Потому что опыт прошлых лет показывает, что сложности в работе любого законодательного органа, отсутствие условий для консолидации, ненужные политические интриги возникают как раз в том случае, когда численное представительство оппонирующих партий в нем приблизительно одинаково. Для того, чтобы быстро и четко принимать решения в интересах республики, нам нужен не разобщенный, а сплоченный парламент. Другое дело, представители ведущей партии должны уметь слушать, что говорят оппоненты и грамотно использовать в своей работе все их конструктивные предложения и замечания.

Минусы смешанной системы

- Если говорить не о представительстве партий, а о конкретных личностях, то парламент республики обновился практически на две трети. По-вашему, это хороший признак?

- Безусловно. Новые депутаты наверняка привнесут свежие идеи в решение насущных проблем республики. При этом правительство свои наступательные позиции в выработке законодательных инициатив сдавать не собирается, поэтому будет и впредь доминировать в части внесения законопроектов в интересах республики и ее жителей. И, как мне кажется, мы сможем легко продвигать установленные задачи, потому что в парламент пришли люди, знающие толк в деятельности исполнительных органов власти и в большинстве своем поддерживающие наш курс.

- Смешанная система выборов, когда половина депутатов избирается по партийным спискам, а другая половина – по одномандатным округам породила и новые проблемы. В частности, некоторые одномандатные округа включают в себя сразу пять-шесть улусов. Каким образом один депутат сможет защищать интересы избирателей нескольких, притом огромных по территории районов?

- Эта система избрания депутатов, конечно, далеко не идеальная. Сейчас, учитывая такую нарезку округов, многим депутатам действительно придется сложно. Больше того, объединив с учетом количества избирателей в единые одномандатные округа некоторые районы, к примеру, Вилюйский и Жиганский, Верхневилюйский и Горный, Чурапчинский и Таттинский, мы как бы искусственно создали противостояние между этими улусами, которое, скорее всего, будет иметь определенные негативные последствия. В связи с этим надо признать, что и собственно депутатов кое-где избирали не по каким-то деловым и профессиональным качествам, а по принципу землячества.

Учитывая все вышесказанное, хотел бы призвать население и глав администраций районов к консолидации, а депутатов, прошедших в парламент по таким смешанным округам, попросил бы с одинаковым вниманием относиться ко всем своим избирателям.

На мой взгляд, было бы гораздо правильнее, если бы Ил Тумэн целиком формировался по партийному принципу. В этом случае партии, получившие представительство в парламенте, сначала определят депутатов, ответственных за каждый отдельно взятый район республики, а затем будут строго спрашивать с них. При этом главная ответственность и в целом по республике, и по конкретным улусам будет лежать на плечах политических партий. Кроме того, в парламенте не будет никаких отраслевых группировок, исчезнут корпоративные подходы при формировании парламента. Тогда как политические партии получат возможность проводить в законодательный орган не только производственников, но и представителей самых разных сфер общественной жизни – артистов, спортсменов, врачей, учителей, деятелей науки и т.д. Очень надеюсь, что следующий созыв парламента республики будет сформирован только по партийной системе.

О старых и новых главах

- Егор Афанасьевич, в семнадцати улусах республики состоялись также выборы глав муниципальных районов. И в одиннадцати районах избраны новые руководители. Подводя итоги работы прежних глав этих улусов, какие недостатки или наоборот преимущества вы могли бы отметить?

- Если говорить о тех главах, которые ушли или не сумели победить на выборах, но добились определенных положительных результатов в своей работе, могу перечислить их по фамилиям.

Прежде всего, это Николай Иванович Андреев – бывший глава Горного улуса, ныне работающий заместителем мэра Якутска. Благодаря его инициативности, началась газификация улуса, при нем был построен асфальтовый завод, крупные объекты социального направления – спортзал в Магарассах, школа в Бердигестяхе и другие. Улучшились финансовые результаты, показатели производства.

Хотел бы отметить работу Георгия Николаевича Федорова – экс-главы Усть-Янского улуса, которому удалось решить очень сложную проблему выезда более 10 тысяч граждан за пределы республики, не создавая дополнительной нагрузки на местный и республиканский бюджеты. Федоров также навел порядок в бюджетном устройстве улуса и муниципальных поселений. Он один из немногих занимался активизацией работы жилищно-коммунального хозяйства. Район после его ухода имеет устойчивое финансовое состояние.

Петр Степанович Попов в Анабарском районе неплохо поработал в плане привлечения к решению социально-экономических проблем улуса крупных промышленных предприятий, таких компаний, как АЛРОСА, «Алмазы Анабара» и «Нижнеленское». В улусе возведен ряд объектов социального направления – школы, больницы. Оказана поддержка коренным малочисленным народам республики.

Добрые слова необходимо сказать и в адрес Иннокентия Николаевича Аммосова – прежнего главы Чурапчинского улуса. Это единственный район в республике, где полностью восстановлены показатели 1991 года в сельскохозяйственной отрасли – по поголовью скота и лошадей. Проводится эксперимент по сельскохозяйственной кооперации на уровне района. Посредством этого сегодня увеличивается поголовье, заготовка, создаются конебазы и сайлычные хозяйства. Амосову на посту главы района удалось консолидировать людей, стать настоящим лидером.

Авдеев Сергей Викторович – глава Ленского района – тоже имел авторитет, усилил бюджет района за счет улучшения взаимоотношений с потенциальными инвесторами, которые пришли на территорию республики. В районе при нем началась реализация социальных программ по строительству объектов, дорог и т.д.

Вот этих руководителей хотелось бы отметить. Хотя недостатки в их работе, тоже присутствовали, но они в основном были связаны не с их личными качествами, а с объективными проблемами формирования экономической базы муниципальных образований на переходном этапе. И, конечно, эти люди, имеющие определенные заслуги перед республикой, без работы не останутся.

- А что вы пожелаете вновь избранным главам?

- Чтобы они быстрее входили в курс дела, вникали в проблемы и в своих улусах, и в целом по республике. Конкретно видели свою программу действий, соответствующую программным задачам, которые реализуются в Республике Саха (Якутия). И, наконец, чтобы их предвыборные обещания находили конкретное воплощение. При этом советую им отказаться от популистских подходов. Пусть они на деле докажут избирателям, что и вправду являются достойными главами, реализуют все обещания, которые давали в ходе выборной кампании.

Оценка работы правительства – «хорошо»

- Завершаются традиционные отчеты органов исполнительной власти перед населением. Как оценивают жители республики работу правительства?

- В целом работа органов исполнительной власти за 2007 год оценивается населением на «хорошо». Но с каждым годом требования к отчетам усиливаются, ведь это прямой диалог населения с органами исполнительной власти.

В ходе отчетов отмечались положительные моменты – все население признает, что экономическое положение в республике улучшается, особенно в сфере промышленности, транспорта, связи, науки. Народ чувствует, что сегодня начали работать в полную силу муниципальные власти. Положительная оценка дается укреплению взаимосвязи с федеральным центром по решению насущных проблем республики. И, конечно, высоко оценивают наши жители начало реализации крупных инвестиционных проектов на территории Якутии.

- Какие вопросы волнуют в первую очередь людей – в городе и на селе?

- Первое: функционирование жилищно-коммунального хозяйства. И если в прошлые годы больше говорилось о недостатках в самой структуре ЖКХ, то теперь население волнует уже качество обслуживания.

Во-вторых, безусловно, людей беспокоят проблемы социального характера – пенсионное обеспечение, поддержка малоимущих категорий. Хотя эти вещи во многом зависят от федерального законодательства. Здесь наша задача – продолжать привлекать внимание Москвы с учетом наших климатических особенностей, пробивать эти вопросы и по парламентской, и по партийной линии и по линии органов исполнительной власти. Думаю, результаты обязательно будут.

Много обращений и замечаний касается укрепления социальной инфраструктуры – строительства больниц, школ и особенно детских садов. В этом году мы вплотную приступим к проектированию детских садов, определимся с объемами строительства, разработаем соответствующую программу, а возведение школ и больниц будет продолжаться по намеченному ранее плану. Кстати, несмотря на политику оптимизации, мы сохраним все наши малокомплектные школы.

Остро затрагивается проблема тарифной и ценовой политики. В последнее время у нас есть сложности в этом направлении. Могу сказать, что по ценам на продукты питания мы договорились с 44 поставщиками республики о том, что любые повышения цен должны соответствовать индексу дефляторов. По северным улусам цены на продукты питания будут регулироваться через предприятие «Якутоптторг» по определенному перечню, они будут фиксированными. Кроме того, сейчас ведется работа с федеральным предприятием «Аэропорты Якутии» по снижению тарифов на внутриреспубликанские авиаперевозки, в апреле месяце мы примем по этому вопросу окончательное решение.

В городах нам часто задавались злободневные вопросы по ветхому и аварийному жилью. Здесь мы обязательно будем участвовать в реализации закона «О фонде содействия реформированию ЖКХ», в рамках которого в этом году на республику предусмотрено около 600 миллионов рублей федеральных средств. Если мы совместно с муниципалитетами правильно оформим все необходимые документы, то эти деньги освоим и направим на решение задач, прежде всего, в Якутске, Нерюнгри, Чульмане, Алдане, Покровске, Нюрбе, Хандыге.

По финансированию мелиоративных работ, которые в последнее время были несколько забыты, в этом году средства будут направлены, на осушение Вилюйской группы улусов и укрепление противопаводковых сооружений и плотин по речке Таатта.

По автодорогам в 2008 году будем строить дорогу на Кобяй за счет республиканских средств, дорогу «Амга» в сторону Усть-Маи. Кроме этого, начнем строительство дороги и моста в сторону Еланки (Хангаласский район), моста в Мегино-Кангаласском улусе между селами Тюнгюлю и Майя, моста через Вилюй в Мирнинском районе, моста в Томпонском районе. Приступим к проектированию и строительству муниципальных дорог в Чурапчинском, Усть-Алданском районах. Обратим внимание на межнаслежные дороги, выделяя на эти цели 50 миллионов рублей. Продолжим взаимодействие с федеральным правительством по увеличению финансирования ремонта федеральных автотрасс «Лена» и «Колыма».

«На селе нужно создавать товарное производство»

- Егор Афанасьевич, сегодня в адрес правительства звучит критика по поводу сложного положения сельскохозяйственной отрасли в республике. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Эта проблема носит системный характер. Ее корни лежат в начале 90-х годов, когда на волне приватизации мы раздали скот в частные руки, и организованные формы хозяйства практически не сохранили. Тогда появились фермерские хозяйства с малым объемом производства и личные подсобные хозяйства. С тех пор на протяжении полутора десятков лет скот и земля, по сути, находятся в собственности врачей, учителей, пенсионеров. Людей, профессионально занимающихся сельским хозяйством, сегодня – не более 15 процентов. Говоря иначе, сельскохозяйственная отрасль у нас превратилась в натуральное хозяйство, а потому говорить о повышении показателей, внедрении высоких технологий не приходится.

Но сегодня мы пришли к четкому и осознанному выводу: бесконечные дотации, пусть даже увеличенные вдвое, ощутимых сдвигов в развитии сельского хозяйства не дают. Чтобы получать доходы, нам необходимо где-то через определенные схемы кооперирования, где-то при поддержке промышленных предприятий, создавать на селе товарное производство. Предпосылки для этого у нас уже появились. Хорошие примеры организации сельхозпроизводства есть в Олекминском, Хангаласском, Намском, Чурапчинском районах. На их положительном опыте мы и будем базироваться, продолжая активно реализовывать программы развития села.

- Что вы скажете, подводя итог нашей беседе?

- Трехуровневые выборы в республике благополучно завершились. На встречах с населением правительство Якутии еще раз сопоставило свои цели и планы с запросами людей, получило предельно ясное представление о том, насколько правильны и эффективны наши действия. Задачи на год определены, необходимые выводы сделаны – пора заниматься дальнейшей работой.

 

Алексей БЕРЕЗОВСКИЙ

 

«Якутия». – 2008. – 7 марта