Так повелось, что с давних времен в просвещенном обществе роль духовного лидера, духовного катализатора изначально отводилась именно интеллигенции, людям интеллектуального труда, творческим, ищущим личностям

 

газета "Якутия" Печать
11 Ноября 2008 года, 22:16
Послание Медведева подтвердило правильность курса республики

Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ и гражданам России стало одним из главных событий последних дней.
Масштабная речь Медведева, которая длилась ровно полтора часа и во многом предопределила дальнейшие действия руководства страны, ее политический курс на обозримую перспективу, наверняка еще долго будет обсуждаться на всех уровнях.
Накануне своими размышлениями и выводами по итогам исторического выступления главы нашего государства поделился Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Егор Борисов.
 

Антикризисный тон
- Егор Афанасьевич, каковы Ваши общие впечатления от первого Послания Президента Медведева, кстати, рекордного по времени (предыдущий рекорд продолжительности аналогичных выступлений - 1 час 14 минут - был установлен Владимиром Путиным в  его обращении к согражданам в 2007 году)?
- Прежде всего, нужно понимать, что первый год президентства Дмитрия Медведева получается очень непростым для него самого, и для всей России. Кровавый конфликт на Кавказе, а затем финансовый кризис, безусловно, изменили привычный уклад на международной арене. Стало ясно, что существовавшая до сих пор система не гарантирует никакой стабильности на планете – ни политической, ни финансовой. По воле судьбы именно в этот, как я считаю, переломный для всего мирового сообщества момент у руля нашей страны встал Дмитрий Анатольевич Медведев, который, безусловно, чувствует, что пришла пора решительных действий. Сколько можно такой великой державе, как Россия, находиться в положении одного из непризнанных лидеров? Поэтому Медведев был просто обязан в своем дебютном Послании еще раз выразить предельно жесткую и красноречивую оценку причин нынешних глобальных проблем. Этот посыл, как мне показалось, задал тон всему его выступлению. Сам дух Послания был заключен в осознании огромной ответственности Российского государства перед мировым сообществом.
- Однако за рубежом далеко не всем понравились заявления Медведева во внешнеполитическом русле.
- Это вполне естественно. Но сегодня возникли вопросы, на которые настало время дать адекватные ответы. А комплекс практических мер со стороны России, о которых сказал Медведев, направлен в первую очередь на укрепление глобальной безопасности, как в военном, так и в финансово-экономическом аспекте.
Вообще, хочу подчеркнуть один момент. Многие якутяне, например, привыкли считать, что события, происходящие за пределами Российской Федерации, нас никак не касаются. На самом деле это мнение ошибочно. Любые события, особенно кризисные, непосредственным образом влияют на жизнь республики.  
Не стоит забывать, что промышленность Якутии по большей части ориентирована на экспорт. По этой причине, скажем, в 2001 году, когда в Нью-Йорке взорвали башни-близнецы и цены на алмазы резко упали, республика не получила в свой бюджет достаточного объема доходов от деятельности компании «АЛРОСА». Следовательно, мы не смогли на сто процентов выполнить свои социальные обязательства. То же самое касается и нынешних кризисных явлений. Необходимо это чувствовать, четко сознавать все их последствия. В этом смысле позиция руководства страны крайне важна, в том числе и для нашей республики. Медведев был обязан выступить и сказать то, что он сказал. Все, что мы услышали из его уст – нормально, необходимо и своевременно.

Равнение на Конституцию
- Вам не показалось, что значительную часть своего Послания Президент России посвятил не столько конкретным внутренним проблемам страны, таким, например, как недоступность жилья, сколько абстрактным рассуждениям о фундаментальных ценностях и идеалах российского общества?
- Нет, я так не считаю. Во-первых, на мой взгляд, в своей речи Дмитрий Анатольевич все-таки достаточно емко остановился на абсолютно конкретных внутренних проблемах страны. Другой вопрос, что высветить все проблемы было невозможно.
Во-вторых, Послание прозвучало в год 15-летия российской Конституции. Это обстоятельство явилось еще одной отправной точкой выступления Медведева. Президент дал понять, что постулаты, закрепленные в основном законе страны, остаются незыблемыми. По сути, он сказал нам: для того, чтобы жить хорошо, не надо изобретать велосипед, надо просто выполнять то, что записано в нашей Конституции - прежде всего, гарантировать права граждан и соблюдать законы.
При этом президент сделал акцент на том, что полноценное развитие государства возможно только в подлинно демократическом обществе, где на передний план выходит не административный аппарат, а простой человек. То есть поставил во главу угла понятие ответственности государства перед гражданами. Все остальное – усиление роли общественных институтов, совершенствование правовой системы, расширение предпринимательской свободы и т.д. – это уже инструменты, посредством которых мы должны достигнуть обозначенных в Конституции ориентиров.

Кодекс чести для чиновников
- Один из таких «инструментов» – безжалостная борьба с коррупцией. Об этом «враге» российской действительности Медведев говорил особенно жестко. С вашей точки зрения, насколько эффективно государство может вести антикоррупционную борьбу, учитывая ее нынешние масштабы?
- Борьба с коррупцией уже началась. Но после того как в стране появится пакет законов, определяющих соответствующие механизмы, эта работа, уверен, станет еще более эффективной и целенаправленной.
Вы знаете, что по инициативе правительства республики еще в прошлом году был разработан проект закона о противодействии коррупции, который даже успешно прошел два чтения в Государственном Собрании (Ил Тумэн). Но в связи с подготовкой аналогичного законопроекта на федеральном уровне, было решено повременить с его окончательным принятием. Теперь, когда федеральный антикоррупционный закон преодолел процедуру первого чтения, парламент республики наверняка вернется к этому документу. Буквально на прошлой неделе на заседании Совета по координации работы по укреплению законности и правопорядка при Президенте РС (Я) утвержден план действий по борьбе с экономическими преступлениями.
Ситуация требует того, чтобы мы не занимались чисто декларативными мерами, а находили реальные рычаги, давая серьезный отпор коррупции. Однако при этом надо создавать такие условия, чтобы решение этой важной задачи не превращалось в кампанейщину. Чтобы не использовались субъективные подходы, не допускалось преследование ни в чем не повинных людей. Для этого, на мой взгляд, необходимо, в первую очередь, дать совершенно конкретное толкование термину «коррупция». 
Лично я убежден, что в большинстве своем государственные служащие – честные люди.
Тем не менее, я предложил своим коллегам в ближайшее время разработать и ввести Кодекс чести государственных и муниципальных служащих Республики Саха (Якутия). Чтобы приступая к исполнению своих должностных обязанностей, каждый наш чиновник чувствовал огромное бремя ответственности, которое ложится на его плечи. И обязательно давал письменную расписку в том, что он не нарушит закон, будет соблюдать моральные и этические нормы поведения.
Конечно же, коррупция возникает, в первую очередь, как следствие проблем и пробелов законодательства, неэффективности отдельных его норм или наличия норм, допускающих их произвольную трактовку. И не зря Президент России обратил внимание на необходимость борьбы с этим явлением не только законодательными мерами. Коррупцию сложно будет остановить, если не будет соответствующей реакции общественности, СМИ.

«Свобода слова не означает вседозволенность»
- В качестве одного из рецептов совершенствования демократии Президент России назвал дальнейшее расширение свободного информационного пространства. Мол, ни один бюрократ не сможет контролировать тысячу каналов или интернет-сайтов. Вы с этим согласны?
- Конечно. Это будет только подстегивать и чиновников, и вообще каждого человека к тому, чтобы работать лучше и не становиться объектом критики средств массовой информации. В то же время у честного гражданина  нет причин этого бояться. Пусть боится тот, кто преступил закон.
С другой стороны, раз уж мы говорим о повышении ответственности, о создании правового демократического государства в полном смысле слова, здесь не должно быть двойных стандартов. Поэтому и СМИ, получающие от президента своеобразный карт-бланш, тоже обязаны нести ответственность, не распространять лживые сведения, не искажать факты, не заниматься клеветой. Увы, некоторые журналисты, в том числе у нас в республике, в погоне за дешевой популярностью и материальной выгодой пренебрегают  этим, демонстрируя свой непрофессионализм. 
Свобода информационного пространства не должна означать вседозволенность, и я уверен, что в этом направлении на законодательном уровне вскоре будут предприняты конкретные меры.


«Партии должны служить обществу»
- Егор Афанасьевич, а как вы восприняли заявление Дмитрия Медведева о возможном увеличении сроков полномочий главы государства – до 6 лет, и Государственной Думы – до 5 лет? Характерно, что при этом он одновременно потребовал более частой ротации руководителей политических партий. Некоторые наблюдатели высказываются на этот счет весьма негативно, особенно в свете того, что в целом его выступление было пронизано стремлением к установлению в России подлинной демократии.
- Тут необходимо кое-что уточнить: речь идет о продлении полномочий не действующего президента и не действующего парламента. Если эти нормы и вступят в силу, то только для следующего главы государства, который будет избран в 2012 году, и для следующего созыва Государственной Думы.
Если вы хотите знать мое мнение, то я с предложениями Медведева полностью согласен. Срок полномочий президента и парламента в четыре года был оправдан в 90-е годы, когда страна только нащупывала пути своего развития. Сегодня мы чувствуем, что в социально-экономическом плане в России постепенно наступает стабильность. И для того чтобы думать не только о текущих делах, но и решать более перспективные стратегические задачи, четырех лет действительно недостаточно.
Что касается законодательного закрепления обязательной ротации руководящего партийного аппарата, ограничивающей срок пребывания в должности лидера той или иной партии – не думаю, что эти рамки будут меньше 5-6 лет.
- Но ведь, в сущности, это - исключительно внутрипартийные дела, кого избирать своим вождем. Зачем президенту вмешиваться? К примеру, убери сейчас Жириновского с поста руководителя ЛДПР, и партия развалится…
- Президент ведет разговор не о внутрипартийных делах, а об ответственности партий перед обществом. И если в случае ухода Жириновского ЛДПР действительно перестанет существовать, это только подтвердит, что это партия – не для общества, а для одного человека.

«Время всенародных выборов глав регионов еще не пришло»
- Медведев сказал, что будет правильно, если предложения по кандидатурам руководителей исполнительной власти субъектов Федерации Президенту будут предоставлять только партии, набравшие наибольшее число голосов на региональных выборах. На ваш взгляд, это обоснованное решение? И не означает ли оно, что возврата к всенародным выборам глав регионов в ближайшие годы мы не дождемся?
- Конечно, могут возникнуть сомнения в связи с предлагаемым отъемом у региональных законодателей права выдвижения кандидатов на пост главы субъекта и закреплением этой обязанности за партиями, одержавшими победу на региональных выборах. Ведь в этом случае главы субъектов будут подотчетны в первую очередь выдвинувшей их партии, а уже во вторую – местным законодательным органам власти. Но такие сомнения возникают с позиции сегодняшнего дня.
Если же взглянуть на перспективу, когда региональные парламенты, в том числе наш Ил Тумэн, будут формироваться исключительно по партийному принципу, то нововведения должны принести только пользу.
Поскольку требования избирателей к поддерживаемым ими партиям ужесточатся, а сами партии ощутят еще большую ответственность и активизируются в борьбе за голоса избирателей. То есть гражданское общество будет от этого только развиваться.
Относительно всенародных выборов глав регионов хочу сказать следующее. Жизнь показала, что на текущем этапе мы к ним еще не готовы. Ведь нередко эти выборы сопровождались противостояниями и конфликтами, приводили к власти безответственных, не способных отстаивать интересы народа, руководителей.   Убежден, время для всенародных выборов губернаторов наступит тогда, когда в нашей стране сформируется истинно гражданское общество.


«Муниципальные начальники давно нуждались в надлежащем контроле»
- Приветствуете ли вы намерения Президента РФ изменить принцип формирования Совета Федерации и Государственной Думы РФ, а также усилить полномочия представительных органов местного самоуправления?
- В части представительства в парламенте политических партий, набравших от 5 до 7 процентов голосов – почему бы и нет? Хотя если посмотреть на итоги прошлогодних выборов, ни одна из партий, которые не прошли в Госдуму, не попадает в указанный Медведевым промежуток от 5 до 7 процентов. Лучший показатель среди партий-неудачниц продемонстрировала Аграрная партия России, набравшая 2,3% голосов.
Все этого говорит о том, что процесс интеграции партий, близких по взглядам, продолжится. Чтобы достичь рубежа в 5%, разные политические силы будут объединяться, поглощать друг друга. А, в конечном счете, рано или поздно, я уверен, в России укоренится двухпартийная система. По поводу нового порядка формирования Совета Федерации скажу следующее. Народная или гражданская инициатива, вносимая населением через своих представителей, конечно, глубже отражает интересы, потребности и настроения широких социальных групп. И поэтому в Верхней Палате российского парламента регионы должны представлять только люди избранные народом, а не назначенные.
То же самое касается тезиса Дмитрия Медведева о том, что органы местного самоуправления должны иметь возможность в случае необходимости отстранять от должности глав муниципалитетов.
Если руководители регионов сегодня, находясь под дамокловым мечом Президента Российской Федерации, чувствуют свою ответственность, то на уровне муниципальных образований должного механизма контроля сейчас просто нет. В результате случается такое, в том числе и у нас в республике, что глава администрации района может ничем не заниматься, но при этом ссылаться на то, что его избрал народ, а следовательно он якобы никому, кроме народа не подчиняется. А у народа нет механизма изъятия его полномочий. Поэтому наделение представительных органов местного самоуправления правами, позволяющими им жестче контролировать муниципальных начальников – шаг очень правильный и своевременный.
- Не создаст ли это напряжения в отдельно взятых городах и районах, где позиции глав и местных советов депутатов в чем-либо принципиально не совпадают?
- Для этого на федеральном уровне будет прописан четкий механизм регулирования.
- А если предположить, что такой механизм не будет прописан на федеральном уровне?
- Думаю, он обязательно появится. Но,  в крайнем случае, правительство республики инициирует его самостоятельно.

Баланс структур и полномочий
- Кстати, Егор Афанасьевич, согласны ли вы с тем, что низкий процент принятия законопроектов, представленных региональными парламентами, является следствием плохой информированности регионов о законодательном процессе на федеральном уровне? Именно так представил ситуацию Дмитрий Медведев.
- Возможно, это относится к другим регионам. Относительно наших инициатив – ответственно заявляю, что в Республике Саха (Якутия) как законодательный орган, так и исполнительная власть достаточно грамотно и своевременно вносят свои законодательные инициативы. Я бы даже поспорил на счет большей компетентности наших специалистов по сравнению со специалистами парламента страны и федеральных министерств.
Другой вопрос – степень информированности, методы и принципы работы федеральных законодателей с нашими инициативами. Не говорю уже об определенных «подводных течениях» в коридорах исполнительной и законодательной власти страны. Во всем этом есть проблемы, и, тем не менее, мы активно работаем. И если в 2006 году процент принятия законодательных инициатив регионов составлял всего 2%, то ныне он поднялся до уровня более 10%.
- Наверняка позитивно власти республики восприняли заявление Медведева об окончательном упорядочении территориальных федеральных органов?
- В рамках административной реформы мы проводим планомерную системную работу по оптимизации структуры органов исполнительной власти республики. Такую же работу по рационализации управленческих структур надо проводить и по территориальным федеральным органам. Эта необходимость назрела давно. Руководство республики ранее не раз заявляло о том, что на сегодня численность работников федеральных министерств и ведомств у нас в полтора раза превышает численность госслужащих республики. Напомню также, что еще два года назад при проведении проверки исполнения административной реформы Министерством экономического развития и торговли РФ было обнаружено 1468 избыточных и 263 дублирующие друг друга функции госорганов исполнительной власти. К сожалению, эта ситуация сохраняется и сейчас, и пришла пора навести, наконец, порядок в этом вопросе – прийти к оптимальному балансу разграничения полномочий между Федерацией и регионами, и сформировать менее громоздкую схему размещения территориальных структур, которые будут эффективно взаимодействовать с органами власти субъектов. 


Пять «И» в Якутии уже работают
- Президент подчеркнул, что действия российского руководства в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырёх «И» – институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Кроме того, присовокупил к этим четырем еще и пятое «И» - интеллект. Насколько эти пять составляющих совпадают сегодня с экономическим курсом нашей республики?
- Хотел бы сразу отметить, что экономической сферы Медведев коснулся лишь вскользь. Все-таки политический блок был основным в его Послании. По всей вероятности пакет антикризисных мер России в экономике Президент России приберег для оглашения на саммите G20 («двадцатки») в Вашингтоне, который состоится 15 ноября.
Тем не менее, базовые приоритеты в развитии экономики он представил ясно. И очень приятно, что эти приоритеты целиком совпадают с нынешними устремлениями нашей республики.
Если вы внимательно изучили нашу Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года, то знаете, что по мере ее реализации развитие получат опорные территориально-производственные кластеры в Южной, Западной, Северо-Восточной Якутии. Эти кластеры как раз и представляют собой тесную взаимосвязь пяти «И», озвученных Президентом России.
Вот смотрите. Движение в экономике республике пошло после того, как мы определили, что основой ее развития является создание определенной Инфраструктуры. В свою очередь развитие инфраструктуры невозможно без Инвестиций и Инноваций - передовых технологий, которые нужно внедрять для более эффективного и ускоренного экономического роста. Понятно, что основа всего – это Интеллект, потому что все, что мы реализуем, делается конкретными людьми. В современных условиях без высокого интеллекта, без хороших знаний, научных подходов, никак не обойтись. Поэтому сегодня мы активно строим и открываем в республике новые высшие и профессиональные учебные заведения. Получили одобрение в вопросе создания на базе ЯГУ Северо-Восточного федерального университета.
Наконец, еще одно «И» - Институты. Еще в 2002 году, за три года до появления Общественной Палаты России,  в республике был сформирован Общественно-консультативный Совет при Президенте РС (Я) как один из эффективных инструментов демократического взаимодействия власти и общества. Впоследствии выяснилось, что и в этом отношении мы поступили верно. Движение по пути совершенствования общественных институтов мы будем сохранять и впредь.
Благодаря своим профессионально подготовленным специалистам, требовательному руководству республика вообще является зачинателем многих нововведений в Российской Федерации. К счастью, сегодня можно с удовлетворением признать, что все пять «И» в нашей республике успешно работают.

Школьная тема
- В своем Послании Медведев сделал акцент на школьном образовании. В этом смысле, похоже, власти нашей республики также поступили верно, несколько лет назад сделав упор на строительстве школ, внедрении инновационных образовательных программ?
-  Президент прав в том, что школа – место, где ребенок проводит значительную часть своего времени – должна играть основную роль в образовании и воспитании наших детей.
Как Председатель Правительства я ежегодно провожу традиционные встречи с аппаратом Министерства образования республики, где мы обсуждаем наиболее проблемные вопросы отрасли, ставим задачи на ближайший год. К сожалению, по количеству ветхих школ наша республика все еще находится на первом месте в России. Об этом нынешнее руководство республики знало и шесть лет назад, когда мы только приступали к своим обязанностям. Поэтому строительство новых школ стало одним из наших приоритетов.
За то время, что республику возглавляет Вячеслав Анатольевич Штыров, на территории Якутии построено уже более восьмидесяти новых школ. И эта работа будет продолжаться. Только теперь, надеюсь, не без помощи федеральных властей.

«Задачи понятны, приступаем к их реализации...»
- Вы уже обсуждали Послание Президента РФ на уровне правительства республики?
- Да. Мною даны конкретные поручения членам правительства по тем или иным вопросам, затронутым Дмитрием Анатольевичем. С учетом поставленных Президентом России задач,  нам необходимо выработать свои подходы, ясно представлять себе цели и задачи с тем, чтобы четко формулировать проблемные вопросы перед федеральным правительством. В ближайшие две недели будет подготовлен четкий план действий, который подпишет Президент РС (Я), после чего мы непосредственно приступим к реализации Послания на территории нашей республики.
Повторю, меня очень радует, что сегодняшние позиции руководства республики по текущим и перспективным вопросам с учетом стратегических направлений развития полностью совпадают с теми  соображениями, которые высказал в своем выступлении глава государства. Это подтверждает правильность наших действий, дает уверенность в завтрашнем дне, настраивает на еще более продуктивную и качественную работу.