Приступая к обязанностям президента республики, я нацеливал свою команду на то, чтобы добиваться улучшения качества жизни в республике по всем направлениям. Не ограничиваясь только экономикой или только социальной сферой. Только крупными проектами или только сельским хозяйством.

«Дань памяти первому правительству республики во главе с Платоном Ойунским»: Выступление Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Егора Борисова на торжественном заседании, посвященном 80-летию правительства Якутии Печать
03 Июля 2008 года, 00:15
Уважаемые участники торжественного заседания!
 
Памятные даты являются хорошим моментом для раздумья, подведения логических итогов пройденного пути и сделанной работы и осмысления предстоящего пути, новых планов. Руководство республики заложило хорошую традицию - ежегодно в день 27 апреля, в День Республики, Президент РС(Я) от имени официальных органов власти республики, от имени народа официально отдает дань уважения тем, кто стоял у истоков государственности нашего народа. Сегодняшнее наше заседание является и данью памяти о первом правительстве республики во главе с Платоном Алексеевичем Слепцовым-Ойунским и днем, когда правительство ещё раз осмысливает логику деятельности, корректирует и шлифует планы своей работы с учетом новых реалий.
Памятная дата, которую мы сегодня собрались торжественно отметить, берет свои истоки с Декрета Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета от 27 апреля 1922 года «Об Автономной Якутской Советской Социалистической Республике». Этот декрет дал начало правовому оформлению новой формы государственности для народов Якутии. После провозглашения автономии, постановлением ревкома Якутской АССР от 29 мая 1922 года были образованы и с 1 июня начали свою деятельность Совет Народных Комиссаров, а также народные комиссариаты внутренних дел, земледелия, финансов, юстиции, промышленности и торговли, просвещения, рабоче-крестьянской инспекции, управление статистического бюро, связи, здравоохранения. Позже при Совнаркоме были учреждены управление путей сообщения, политотдел и военный комиссариат. Таким образом, наше заседание приходится день в день с началом работы первого Правительства Республики Саха (Якутия).
Мы высоко ценим историческое значение этого дня, который определил весь характер развития нашего общества, заложил фундамент прочных многосторонних отношений с Российской Федерацией. Совет Народных Комиссаров накопил богатый исторический опыт своей деятельности, который всегда передавался по эстафете Правительствам Якутской АССР и Республики Саха (Якутия).
Сегодня мы имеем возможность восстановить эту традицию, отдать должное многосторонней деятельности правительства в прошлом, извлечь из этого опыта то полезное, которое представляет интерес с точки зрения решения современных задач. Из богатейшей истории деятельности высшего исполнительного органа я хотел бы сегодня выделить один аспект его работы - организационное становление, формирование функций и полномочий правительства в зависимости от тех исторических событий, которые происходили в стране и республике за эти 80 лет.
Первым Председателем СНК был выдвинут выдающийся государственный и политический деятель П.А. Ойунский, который одновременно возглавлял губревком. В состав первого правительства Якутской АССР вошли Степан Аржаков - нарком внутренних дел. Карл Байкалов - командующий войсками республики, Семен Донской-II - нарком просвещения и другие видные руководители Якутии.
Правовую легитимность правительства подтвердил первый Всеякутский учредительный съезд Советов, который был созван в начале 1923 года. Историческое значение этого съезда состоит в том, что он законодательно закрепил образование Якутской АССР, утвердил основные положения работы Всеякутского съезда Советов, Якутского Центрального Исполнительного Комитета как высшего законодательного органа и Совета Народных Комиссаров как высшего органа исполнительной власти, установил направления деятельности и полномочия органов власти в управлении молодой республикой. С тех пор как правительство Якутии приступило к выполнению своих конституционных обязанностей, прошло ровно 80 лет.
На первой сессии ЯЦИК, состоявшейся 21 января 1923 г., было сформировано Правительство Якутской АССР - Совет Народных Комиссаров. Председателем был избран Исидор Никифорович Барахов, заместителем - Семен Николаевич Донской-I; а народными комиссарами - Аржаков, Стефанюк, Семенов, Скрябин и другие видные государственные деятели того времени. Автономия давала якутскому народу наряду с национальной, политической свободой, равноправием и государственной самостоятельностью возможность управлять развитием всех важнейших сфер жизнедеятельности населения республики, ее производительных сил, освоением богатств недр огромного края.
В своей деятельности оно было подотчетно и подконтрольно съезду советов, ЯЦИК и его президиуму. Роль и место правительства определялись «Основным положением конструкции Всеякутского съезда Советов», которое в то сложное время выполняло по сути дела роль конституционного правового акта. Однако документ не удовлетворял требованиям новых правовых реалий и, естественно, руководством республики осознавалась необходимость конституционного подкрепления органов власти и управления. После всестороннего изучения проекта Конституции 22 декабря 1924 г. Ill Всеякутский съезд Советов утвердил первую Конституцию Якутской АССР, провозгласившую Якутию автономной республикой и нераздельной частью РСФСР. Конституция узаконила и Совет народных комиссаров.
Конституция 1926 г. на уровне и в рамках республики была Основным ее законом, обладала вполне легитимной юридической силой, и ее положения определяли правовую основу государственной жизни республики вплоть до 1937 г., до принятия новой Конституции. Что касается органа исполнительной и распорядительной власти республики, то Совет народных комиссаров оставался таковым и по Конституции 1926 г. Однако его компетенции и функции оказались несколько расплывчатыми, что видно из статьи 50, в которой говорилось: «Совет народных комиссаров ЯАССР ведает делами управления республики, проводит в жизнь постановления Якутского Центрального Исполнительного Комитета, объединяет, согласует и контролирует деятельность наркоматов и управлений, разрешает спорные вопросы между ними, имеет право приостанавливать или отменять постановления их, доводя это до сведения Президиума Якутского Центрального Исполнительного Комитета». Как видно, произошло некоторое сужение функций и компетенции правительства за счет усиления зависимости от ЯЦИК, подотчетности и ответственности перед Всеякутским съездом советов и ЯЦИК.
В эти годы ярко проявился организаторский талант выдающихся сынов Якутии Максима Кировича Аммосова, стоявшего во главе правительства в 1925-1927 гг., председателей Совнаркома Исидора Никифоровича Барахова и Степана Максимовича Аржакова и многих других руководителей республики, беззаветно служивших своему народу.
Следующая Конституция 1937 г. дала существенно уточненную формулировку компетенции и функций Совета Народных Комиссаров, который и на этот раз сохранил статус высшего исполнительно-распорядительного органа в системе органов государственной власти и управления республики. Он стал ответственным и подотчетным новому высшему органу законодательной власти - Верховному Совету ЯАССР.
Перед правительством республики стояли огромные задачи политического, экономического и культурного преобразования крайне отсталого в дореволюционной России края. Ведая практически всеми сферами жизни республики, СНК ЯАССР добился выдающихся результатов в формировании строительной, горнодобывао-щей, лесоперерабатывающей промышленности. В довоенный период были введены в эксплуатацию Якутский лесопильный, кожевенный, кирпичный заводы. Были пущены Сангарские и Кангаласские угольные копи и карьеры по добыче строительного камня в селе Еланка и извести вблизи г. Якутска. Было развернуто впервые в условиях Якутии значительное по тем временам строительство новых предприятий по созданию основ обрабатывающей и добывающей промышленности.
Революционные сдвиги произошли в области сельского хозяйства, здравоохранения, культуры и просвещения. Грандиозные преобразования в предвоенные годы: выполнение планов первых пятилеток, борьба с неграмотностью, коллективизация, оборонно-массовая работа, утверждение нового образа жизни и мышления и многое другое были успешно реализованы при напряженной и добросовестной работе правительства республики.
Величайшим испытанием профессиональных и душевных качеств членов СНК ЯАССР стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Эти испытания по мобилизации якутян на отпор оккупантам, обеспечению населения фронтового тыла продовольствием, сбору пожертвований на нужды фронта, обеспечению золотовалютных запасов Отечества, участию в организации бесперебойной работы линии по перегону боевых самолетов из США и многое другое были с честью выдержаны и стали вкладом якутян в великую Победу. В это время дюжий талант проявил Илья Егорович Винокуров - зампред Совнаркома, потом Председатель Совнаркома.
В послевоенные годы СНК в 1946 году был преобразован в Совет Министров ЯАССР. Совет Министров утверждался Верховным Советом.
В послевоенные годы в республике быстрыми темпами развивались алмазо-, золото- и оловодобывающая, угольная, слюдяная, лесная и другие отрасли промышленности. Особенно важное значение приобрела алмазодобывающая промышленность, которая поставляла стране почти весь объем производства в СССР этого стратегического минерала. Якутия сохранила роль одного из основных золотодобывающих районов Советского Союза. В 1957-1961 гг. было построено и введено в эксплуатацию пять горно-обогатительных фабрик по добыче алмазов, а также семь крупных драг на алмазных и золотых приисках. В эти годы шел неуклонный рост объемов капиталовложений, численности промышленно-производственного персонала, увеличивалось число освоенных новых месторождений полезных ископаемых. Были созданы Якутский филиал СО АН СССР, государственный университет, с 1967 года начались трансляции передач Центрального телевидения. Были созданы совхозы как основа экономического развития села республики. По сути в эти годы были заложены фундамент и основа сегодняшней экономики Якутии. Председателями Совета Министров в те годы работали Борисов Семен Захарович, Васильев Роман Гаврильевич, Иванов Семен Александрович.
В Конституции ЯАССР 1978 г., принятой на основе Конституции СССР 1977 г., давалось более расширенное, чем прежде, изложение его функций, в том числе некоторых новых сфер его деятельности. Так, в пределах своих полномочий он обеспечивал руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством, комплексным экономическим и социальным развитием автономной республики, районов и городов; координировал деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения по вопросам, относящимся к ведению ЯАССР.
Закон «О Совете Министров Якутской АССР», принятый 14 августа 1979 г., значительно повысил роль исполнительного органа власти в управлении жизнедеятельностью республики за счет сужения компетенции и функций высшего законодательного органа власти - Верховного Совета ЯАССР, которыми обладал этот орган с 20-30-х годов почти по всем вопросам государственной жизни республики.
За этот период был сделан гигантский рывок в экономической жизни республики под руководством директивных органов, в т.ч. Правительства ЯАССР, развернулась большая созидательная деятельность. Она связана с усилением дальнейшего вовлечения природных ресурсов края в общенациональное развитие страны. Это характерно в рамках 8-й-11-й пятилеток. Итоги их оказались более разительными. Объем промышленной продукции возрос в 3,1 раза, производительность труда в промышленности увеличилась в 2,2 раза, основные промышленно-производственные фонды выросли в восемь раз. Было завершено создание крупной отечественной алмазной промышленности, введены в строй фабрика №3, Удачнинский ГОК с фабрикой №12, I и II очереди Вилюйской ГЭС и Якутская ГРЭС, газопровод Тас-Тумус - Бестях (421 км), цементный завод и завод КПД в Мохсоголлохе и др.
Во второй половине 70-х годов и в 80-х огромной строительной площадкой стала Южная Якутия, где развернулось и завершилось создание Южно-Якутской ТПК в составе угольного разреза «Нерюнгринский», железнодорожной линии Тында - Беркакит и крупного энергетического узла в Сосновом Бору. Крупные изменения произошли в аграрном секторе, который был переведен полностью на государственную форму производства.
В этих успехах большую роль играли правительства, возглавляемые Иваном Ивановичем Петровым, Сергеем Николаевичем Маркиным, Владиславом Павловичем Шамшиным, членами этих правительств были присутствующие в этом зале наши коллеги старшего поколения.
Уважаемые товарищи!
Новый этап в деятельности правительства республики начинается в условиях принятия Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики Закон «О государственном статусе Якутской-Саха Советской Социалистической Республики», принятый 26 февраля 1991 г., установил новый государственный статус нашей республики, подняв его до уровня статуса суверенной республики в составе РСФСР и СССР. Естественно, повысился и статус правительства, призванного решить принципиально новые исторические задачи - реализовать по своей линии право на территориальное верховенство, гражданство республики, верховенство государственной власти и Конституции на территории республики, право на свою собственность, право на создание своей правовой системы, отнесенной к компетенции республики, право на добровольной и равноправной основе определять свои отношения с РСФСР и Союзом ССР, вступать в договоры с субъектами и регионами РСФСР и СССР, а также устанавливать внешнеэкономические связи.
Не перечисляя другие новшества, достаточно напомнить о трех ведущих направлениях, по которым происходила реализация Декларации о государственном суверенитете республики: 1) определение государственного строя в соответствии с концепцией суверенной республики; 2) законодательное оформление статуса Якутской-Саха ССР как суверенного государства в составе РСФСР; 3) обеспечение функционирования Якутской-Саха ССР как суверенной республики. Именно в этом плане происходило строительство новой системы государственной власти и управления.
В этих условиях требовалось усиление, укрепление позиции государственной власти, что было связано с введением в республике института президентства. Важно отметить, что этот шаг также связывали с необходимостью укрепления государственности, исполнительной власти и защиты суверенитета республики. Не менее важно, что легитимность института президентства была признана Постановлением Верховного Совета РСФСР «О главах исполнительной власти республик в составе РСФСР».
20 декабря 1991 г. состоялись выборы президента республики, первым президентом был всенародно избран М.Е.Николаев. 27 декабря 1991 г. сессия Верховного Совета республики утвердила новое название республики: Республика Саха (Якутия). Было указано, что президентская власть распространяется на администрацию, правительство и на местную исполнительную структуру. Руководство правительством президент возложил на себя. В состав правительства вошли: вице-президент, заместители председателя правительства, министры и председатели государственных комитетов. Таким образом, тогда состоялся переход от системы Совета Министров к системе Кабинета министров.
В управлении экономикой на первый план вышла проблема собственности в связи с разграничением государственной собственности на территории республики на федеральную, республиканскую и совместную.
15 февраля 1995 г. был принят Конституционный закон «О Правительстве Республики Саха (Якутия)», который значительно усилил организационную, функциональную и финансово-материальную деятельность правительства в составе исполнительной власти. Возник пост председателя правительства, которому и поручались руководство и организация его работы. Подробно перечислялись полномочия правительства, которые в принципе продолжают сохраняться до настоящего времени.
За 80-летний период своей истории высший орган исполнительной и распорядительной власти республики - Совет Народных Комиссаров - Совет Министров - Кабинет министров - Правительство Республики Саха (Якутия) прошел большой, богатый событиями путь становления и развития. Понятия «деятельность правительства» и «развитие республики, государственное, экономическое, культурное возрождение и развитие ее многонационального народа» - неразделимы. Деятельность правительства всегда была самым тесным образом связана с основными этапами истории нашего народа, республики, советского государства, Российской Федераций. Правительство выступало как организатор многих фундаментальных достижений, как руководитель реализации многих перспективных программ повышения социально-экономического и культурного потенциала республики. Высшая исполнительная власть на всем протяжении своей истории обеспечивала действенность государственной власти, стабильность в отношениях между Российской Федерацией и Якутской республикой.
Деятельность правительства в последнее десятилетие направлена на строительство нового демократического и правового государства в нашем крае, на обеспечение самостоятельного развития в рамках Российской Федерации, на укрепление нового государственно-правового статуса республики. Все это вам известно, я же хочу сказать сегодня в этой торжественной обстановке о том, что в правительстве неоспоримые заслуги принадлежат представителям всех поколений людей, которые обеспечивали деятельность правительства, самоотверженно работали во имя интересов республики, ее многонационального народа.
Сегодня хотелось бы подчеркнуть роль руководителей республики разных лет, которые в трудные времена оказывались на высоте государственной мудрости и проводили политику, соответствующую глубинным, перспективным вопросам повышения государственного, социального, экономического и духовного потенциала республики. Думаю, что имена многих руководителей правительства известны народу, и они заслуженно завоевали его авторитет. Сегодня я хотел бы назвать имена некоторых из них, которые всегда на устах у народа. Это Платон Алексеевич Слепцов-Ойунский, Максим Кирович Аммосов, Исидор Никифорович Барахов, Степан Максимович Аржаков, Илья Егорович Винокуров, Иван Иванович Петров, Сергей Николаевич Маркин, Климент Егорович Иванов, Юрий Васильевич Кайдышев, Василий Михайлович Власов, Президенты РС(Я) Михаил Ефимович Николаев, Вячеслав Анатольевич Штыров. Наряду с ними можно поставить проработавших более 10 лет в составе Совета Министров Матрену Владимировну Бельчусову, Николая Васильевича Шадринова, Николая Ивановича Шарина, Секлетею Алексеевну Курчатову, Михаила Прокопьевича Габышева и многих других, и в том числе сидящих здесь гостей. Народ Якутии с благодарностью называет их имена, а это самая высокая оценка их деятельности, той роли, которую они сыграли в истории становления и развития государственности республики. Словом, нынешнему поколению руководителей республики есть с кого брать пример, есть с кем советоваться и есть, если хотите, даже перед кем держать ответ из среды своих предшественников. А это, согласитесь, момент существенный и важный. Каждый из нас понимает степень своей ответственности перед народом и республикой. Вместе с тем каждый член правительства, каждый министр еще держит постоянный, нравственный ответ перед своими предшественниками, перед легендарными наркомами и министрами 20-30-х годов, военных лет и послевоенного периода, ибо сегодняшние проблемы и задачи, которые стоят перед правительством республики, не стали легче и проще.
Новый состав Правительства РС(Я) начал работу с февраля 2003 года. Сегодня в структуре правительства 6 заместителей председателя правительства, 19 министерств, четыре госкомитета. В соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия) существенно расширена и уточнена компетенция правительства, круг его прав и обязанностей. Расширение компетенции правительства напрямую связано с определением статуса Президента Республики Саха (Якутия) как главы республики и высшего должностного лица, возглавляющего исполнительную власть. В соответствии с новой редакцией Конституции Республики Саха (Якутия), в отличие от предыдущих правительств, нынешнее правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Саха (Якутия) и несет всю полноту ответственности перед народом и президентом за проводимую в республике социально-экономическую политику.
Сегодня поставлены основные задачи: развить реальный сектор экономики, оживить сферу товаров и услуг. Что сделано в этой части?
В течение своей работы новое правительство приняло 280 постановлений, 470 распоряжений, разработано 32 проекта республиканских законов, которые направлены для рассмотрения и принятия Государственному Собранию (Ил Тумэн).
Нормативно-правовая база во всех отраслях упорядочена и налажена, стратегические и тактические задачи руководством республики поставлены. Со стороны бюджета республики проблем в части бюджетного обеспечения в таких отраслях, как ЖКХ, в выплате заработной платы работников бюджетной сферы сегодня не существует. В основном завершена работа Правительства PC(Я) по разработке и утверждению республиканских целевых программ реформирования, развития отраслей экономики и социальной сферы. Целевые программы конкретизированы по мероприятиям и привязаны к бюджетным источникам. Впервые подробно расписано каждое программное мероприятие, которое позволит действенно контролировать реализацию целевых программ РС(Я) в республике, усилить контроль за целевым использованием предусмотренных средств с применением казначейской системы. В 2003 году на территории Республики Саха (Якутия) действуют 32 целевые программы, из них федеральным целевым программам соответствуют 22. Годовой лимит финансирования программ на 2003 год составил около 10 млрд руб.
Республиканские целевые программы рассчитаны на долгосрочный период (5-10 лет), и отдача от их реализации будет через несколько лет. Вместе с тем реализация отдельных проектов и программных мероприятий, начатых в 2002 году, уже позитивно отражается на социально-экономических показателях.
Прогнозные данные 5 месяцев 2003 года говорят о первых результатах работы программ - валовой региональный продукт в сопоставимых ценах к уровню прошлого года возрос на 0,2%, по основным отраслям промышленного производства наблюдаются значительные темпы роста, особенно в мае т.г. Индекс физического объема промышленного производства находится на уровне прошлого года, без учета АК «АЛРОСА» этот индекс возрос на 8%. Добыча угля превышает уровень прошлого года на 10%, золота добыто на 36,5% больше, чем в прошлом году за этот же период. По сравнению с 2002 годом улучшены производственные показатели в лесопромышленном комплексе, отмечается оживление в промышленности строительных материалов.
Валовая продукция сельского хозяйства возросла - на 5,8%, оборот розничной торговли - на 12,6%. Реальные денежные доходы населения прогнозируются в 120% к уровню 2002 года.
Темп инфляции в республике ниже, чем в среднем по России и составил в мае 107,3% к декабрю 2002 года.
Впервые с начала года не отмечается рост просроченной задолженности по заработной плате - по состоянию на 1 мая т.г. эта задолженность составила 1 674 млн руб., или 95,5% к показателю на 1 апреля т.г. Постепенно улучшается финансовое состояние в республике. По данным за январь-апрель т.г. по экономике сложился положительный финансовый результат и составил 4,2 млрд рублей, что на 17% выше уровня прошлого года. Отмечается замедление темпов роста кредиторской и дебиторской задолженности.
Таким образом, наблюдается положительная динамика в экономике республики.
В то же время все еще низка эффективность работы на действующих производствах, велика доля неэффективных предприятий госсектора. Помимо объективных причин, которые связаны со значительным износом производственных фондов, ухудшением горногеологических условий, сезонностью производства в отдельных отраслях, некоторым снижением потребления топливных ресурсов, основная причина снижения производства и невыполнения установленных заданий заключается в слабой работе управленческого персонала, как исполнительных органов власти, так и отдельных предприятий.
45% предприятий работают убыточно, на многих предприятиях рост производительности труда значительно отстает от роста зарплаты. Недостаточна роль социального партнерства в регулировании заработной платы в зависимости от производительности труда, укрепления финансового состояния предприятий, снижения задолженности по оплате труда. Нет существенной активизации работы министерств и ведомств, каждого предприятия по достижению, прежде всего, финансового оздоровления производства.
Правительством РС(Я) эти проблемы взяты под контроль и со своей стороны предпринимаются меры по их решению.
Текущие вопросы правительство решает также планово и без больших авралов - посевная кампания проходит лучше, чем в прошлом году, обеспечена безаварийная работа ЖКХ, уже идут подготовительные работы к зимовке 2003-2004 годов, навигация открывается по установленному графику, в перевалочных портах накоплено необходимое количество нефтепродуктов.
Налажено плодотворное взаимодействие с парламентом республики, что отражается на своевременности и качестве принимаемых законов.
Правительством полностью выполнены обязательства перед администрациями улусов и городов, муниципальных образований по финансированию бюджетных ассигнований (дотаций) на восполнение доходной части смет улусов и городов, местных бюджетов и взаимных расчетов, финансирование мероприятий по ликвидации местных органов государственной власти. Важнейшими направлениями взаимодействия правительства и органов местного самоуправления в соответствующий период были вопросы формирования местных бюджетов и муниципальной собственности, разграничения полномочий, подготовки кадров муниципальной службы.
Большое внимание уделяется взаимоотношениям с федеральными органами власти и межрегиональным связям с субъектами России.
В этом году возобновилась инвестиционная активность в республике. Такие крупные проекты, как газификация населенных пунктов республики, строительство железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск, совершенствование и развитие сети автомобильных дорог, развитие золотодобывающей промышленности, привлекают интерес многих инвесторов.
Уважаемые коллеги!
Традиционное послание Президента РФ В.В. Путина привлекло внимание мировой общественности не напрасно. Президент РФ поставил перед страной и Правительством РФ, по словам Председателя Правительства РФ М.М.Касьянова, «очень амбициозные, но вполне реальные, выполнимые задачи». Повышение планки предстоящих задач, степени ответственности правительства и каждого его члена за порученный ему участок работы, укрепление вертикали исполнительной власти, приведение концепции правительства, его структуры и методов работы в соответствие с новыми реалиями развития гражданского правового общества, новых социально-экономических факторов - эти задачи конкретно поставлены Президентом Российской Федерации перед структурами исполнительной власти всей страны и субъектов Федерации. Эти задачи ставит перед нами и президент нашей республики. Только дееспособное и динамичное, самостоятельное в пределах своей конституционной компетенции, высоко профессиональное и ответственное перед президентом и народом республики правительство может обеспечить выполнение поставленных перед собой не менее амбициозных задач социально-экономического развития республики, улучшения уровня жизни населения.
В 2003 году необходимо сделать существенный задел в повышении эффективности хозяйствования через реализацию программ развития отраслей, создание новых производств, приватизацию государственного имущества, рост производительности труда, развитие предпринимательства и занятости населения. Надо, чтобы весь имеющийся потенциал работал на благо нашей республики и ее жителей.
Уважаемые товарищи!
В этот день выражаю сердечную признательность представителям всех поколений, которые обеспечивали деятельность правительства, самоотверженно работали во имя интересов республики, ее многонационального народа. Особо хочу поблагодарить бывших членов правительства республики, которые в самые трудные времена оказывались на высоте государственной мудрости и проводили политику по решению перспективных вопросов повышения государственного, социального, экономического и духовного потенциала республики. Желаю счастья и любви, здоровья и благополучия, успехов и процветания.
Спасибо.