В ближайшие годы нам надо кардинально изменить принцип работы научных учреждений, сделать упор на разработки, имеющие инженерно-практическую значимость и востребованные народным хозяйством

Доклад Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова Е.А. на торжественном собрании, посвященном Дню принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия) Печать
03 Июля 2008 года, 00:21
Уважаемый Президент Республики Саха (Якутия)!
Уважаемые участники торжественного собрания!
Дорогие граждане нашей многонациональной республики!

Четырнадцать лет назад, 27 сентября 1990 года Верховный Совет Якутии принял Декларацию о государственном суверенитете республики. Для осмысления исторического значения этого события необходимо вспомнить атмосферу тех лет. К началу 90-х годов в стране возникла совершенно новая социально-экономическая ситуация, по сути произошла смена государственного строя. Начали стремительно развиваться экономические, социальные и политические процессы, последствия которых предугадать было трудно.
Власть, публично заявившая о необходимости проведения глубинных социально-экономических реформ, перестройки жизни общества в целом, оказалась не в силах управиться с событиями, последовавшими вслед за этими процессами. В стране наступил период политической и экономической неразберихи, в одночасье распалась великая держава мира – Советский Союз, на руинах которого продолжилась смута – борьба за власть и сферы влияния. Федеральная власть захлебывалась от избытка демократических чувств, законодательно закрепила идею суверенности и самостоятельности регионов, по сути прикрывая этими заявлениями свою беспомощность и бессилие управлять не только социально-экономическими, но и политическими процессами, происходящими в стране в целом и в каждом из её субъектов в отдельности, предоставив решать эти проблемы самим субъектам.
Проблемы регионов, как срочные, так и перспективные, Центр не занимали. А людям, гражданам страны нужно было жить, учиться, работать, получать зарплату и пенсии, растить и воспитывать детей, строить своё будущее.
В этих сложных политических условиях от тогдашнего руководства республики, от общественности и граждан потребовалось принятие особых адекватных решений, определяющих роль и место республики в новых сложившихся реалиях. И этот вызов времени был принят. Республика избрала путь государственного суверенитета в составе Российской Федерации.
Впервые идея о суверенитете – об определенной независимости и самостоятельности государственной власти субъекта в пределах единого правового, экономического и политического пространства СССР – была выдвинута союзными республиками, и они приняли декларации о государственном суверенитете на основе принципа самоопределения. 12 июня 1990 года I Съездом народных депутатов была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. В ней подтверждалась необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Декларация явилась правовым документом, утвердившим государственный суверенитет субъекта – государства в составе государства. Автономные республики, располагая правовой основой, приступили к изменению своего правового статуса.
Декларация о суверенитете представлялась именно тем звеном, ухватившись за которое можно было вытянуть всю тяжелую цепь проблем переходного периода. Якутия не могла остаться в стороне от начавшегося общенационального движения к демократическому государству, быть безучастным наблюдателем происходящих в стране процессов модернизации общественного строя. Принятию декларации предшествовало широкое обсуждение проекта по всей республике. Наравне с обсуждением проекта внутри республики, была проделана огромная работа по постановке вопроса о суверенитете с высшим руководством и органами государственной власти РСФСР и Союза ССР.
Исторической задачей Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики было установление новых форм взаимоотношений с центральной властью Советского Союза и РСФСР, преодоление унитаризма. Декларация была принята на переломном этапе развития и обозначила новый путь развития государственности нашей республики как субъекта Российской Федерации, предоставила реальные возможности для реализации ее политического, экономического, интеллектуального и духовно–культурного потенциала. Необходимо отметить, что по сути суверенитет республики с самого начала был направлен на укрепление нашего общего дома – Российской Федерации.
В условиях тотального государственного кризиса в стране – в Советском Союзе – провозглашение суверенитета самой Российской Федерацией и ее субъектами было единственным исторически оправданным действом, направленным на мирное преодоление изжившей себя административно-командной системы тоталитарного государства. Идея суверенитета положила начало экономической самостоятельности субъектов, раскрепостила общественное сознание, а ее реализация стала началом демократизации государства и общества.
Конституция Республики Саха (Якутия), принятая 4 апреля 1992 года, как политико-правовой документ исключительной важности, явилась логическим продолжением провозглашенной в октябре 1990 года Декларации о государственном суверенитете республики. Она переняла положения Декларации о государственном суверенитете республики, об экономической самостоятельности, установленном договорами и соглашениями с Российской Федерацией, о верховенстве законов нашей республики вне пределов ведения Российской Федерации.
За исторически короткий срок в республике был заложен фундамент экономической самостоятельности республики, социальной стабильности, современной структуры власти, системы республиканского законодательства. Республика получила реальную возможность для самостоятельного решения наиболее значимых вопросов, что позволило в столь сложное время сохранить в основном накопленный промышленный, научно-технический и культурный потенциал, обеспечить государственное регулирование процессов экономического реформирования, усилить социальную защищенность населения.
Основные положения Декларации о суверенитете республики – это право народов на самоопределение, их равноправие, права и свободы человека и гражданина, права коренных малочисленных народов Севера, социальная защита граждан и многое другое – нашли свое отражение в Конституции республики, принятой в 1992 году и посредством принятия законодательных актов воплощены в жизнь. Конституция Республики Саха (Якутия) принималась в непростое время, когда формы развития демократической и федеративной государственности России ещё не были определены. В условиях преобразований и кризисных явлений в стране благодаря Конституции республики мы смогли занять твердую и принципиальную позицию по защите интересов республики и наших граждан. Конституция Республики Саха (Якутия) положила начало созданию самостоятельной системы законодательства, юридическому обеспечению гарантий прав и свобод человека и гражданина, формированию цивилизованных рыночных отношений.
Конституция Российской Федерации определила, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ и суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем, сохраняется принадлежность республике всей полноты государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации.
В этой связи, Республика Саха (Якутия) в июне месяце 2001 года внесла изменения в свою Конституцию, по которому суверенитет Республики Саха (Якутия) определен как мера ее самостоятельности в обеспечении своего экономического, социального и культурного развития и обладание ею всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Конституционное определение суверенитета республики исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью.
Таким образом, за период с момента принятия Декларации о государственном суверенитете была проведена большая работа по внедрению идеи и правовых принципов суверенитета в новое правовое пространство Российской Федерации.
Многое изменилось за эти четырнадцать лет. Вместо РСФСР, провозгласившей в июне 1990 года суверенитет в составе Союза Советских Социалистических Республики, вследствие развала Союза возникло самостоятельное государство – Российская Федерация. В становлении концепции государственного обустройства Российской Федерации преобладают идеи законодательного регулирования полномочий, сделан выбор в сторону перехода от договорных отношений к законодательному, функциональному закреплению прав и обязанностей органов государственной власти РФ и её субъектов. Это – объективная реальность становления новой государственности нашей родины – Российской Федерации и наша республика, наравне с другими субъектами Федерации, должна находить новые механизмы взаимодействия, в том числе правовые, экономические, политические и договорные для укрепления государственности, своего экономического и социального потенциала.
Уважаемые участники торжественного Собрания!
Суверенитет республики в составе единой Российской Федерации стал реальной формой адаптации к рыночным преобразованиям, позволил накопить опыт оперативного реагирования на изменения в экономике, стал подлинной школой государственного управления. На федеральном уровне было достигнуто согласие в том, что у республики, десятилетиями являющейся сырьевой базой страны, есть право распоряжаться согласованной долей своих ресурсов и тем богатством, которое создается трудом людей, населяющих наш суровый край. С провозглашением Декларации о государственном суверенитете Республика Саха (Якутия) получила возможность последовательного проведения самостоятельной политики в области социально-экономических и политических реформ, в соответствии с основополагающими принципами взаимоотношений Республики Саха (Якутия) с Российской Федерацией.
Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1991 года № 277 «О полномочиях Якутской – Саха ССР в распоряжении природными ресурсами республики»; Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года, и Соглашение между Правительством Российской Федерации и республикой от 1992 года, – подтвердили и признали правомочность принятия Декларации о государственном суверенитете Республики.
Приходится признать, что российское руководство в начале 90-х годов практически устранилось от разрешения хозяйственных проблем субъектов, поддержания производства и жизнеобеспечения населения регионов страны. Более того, известно высказывание тогдашнего премьера российского правительства Е. Гайдара об убыточности так называемых «северов», а значит, избыточности населения огромной территории.
Сильная государственная власть на уровне республики была объективно необходима, чтобы решительно противостоять стихийному развитию либерализации экономики в 90-е годы, так как социальные и экономические системы северных регионов оказались наиболее уязвимыми, неприспособленными к рыночным отношениям. И это нам удалось. Республика получила новый государственный статус в составе Российской Федерации, справедливую долю доходов от эксплуатации природных ресурсов и право самостоятельно устанавливать приоритеты своего развития. С этим правом пришла также и большая ответственность за дальнейшую судьбу и благополучное развитие громадного северного края, каким является Республика Саха (Якутия). В результате удалось избежать многих проблем, которые принесли "шоковые реформы" в других регионах.
Мы осторожно подходили к преобразованию государственных институтов, их правовых форм, замене рыночными механизмами. По этой причине в свое время были избраны особые, адаптированные к местным условиям темпы, формы и методы приватизации в алмазодобывающей, угольной, газовой промышленности, транспорте и связи, занимающие решающее место в хозяйственном комплексе республики. Мы сумели закрепить за республикой основную долю собственности, находящейся на ее территории, а затем провести приватизацию в интересах народа Якутии. Значительная государственная поддержка была предоставлена предприятиям как жизнеобеспечивающих, так и стратегических отраслей производства. Все это позволило сохранить в республике многие предприятия и отрасли, а начиная с 1998 года, сформировать устойчивую тенденцию роста объемов производства. Республика стала открыта для сотрудничества с регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья.
Результаты хозяйственных, социально-экономических преобразований, наши достижения и упущения известны населению. Президент и Правительство по итогам каждого года своей работы выходят на открытый отчет перед жителями республики. Кстати, подобной практики нет ни в одном из субъектов Российской Федерации. Мы и впредь будем выходить к населению республики на открытый разговор, вместе обсуждать итоги нашей работы, делиться с планами на будущее.
Сегодня надо отметить главное. Преобразования, которые произошли за последние четырнадцать лет в нашей республике, прежде всего в её экономике, в её хозяйственном облике – не признавать, отрицать не может даже самый непримиримый оппонент. Прежде всего, республика рассталась со своим сырьевым прошлым. Получили импульс для дальнейшего развития основные жизнеобеспечивающие системы. И это сделано и делается на основе введения в хозяйственный оборот (скажем, в рыночный оборот) наших местных сырьевых и энергетических ресурсов – и это очень важно.
Мы научились решать глобальные для нас задачи хозяйственного развития программными методами. Научились самостоятельно работать на рынке товарной, технологической индустрии, научились привлекать партнеров и инвесторов долгосрочными перспективными и масштабными проектами. Мы самостоятельно обозначили экономические, финансовые механизмы стабилизации и динамичного роста валовых, экономических показателей и добились, чтобы эти механизмы заработали. Это и есть степень, оценка экономической самостоятельности, экономического суверенитета республики.
В качестве еще одной иллюстрации приведу несколько аргументов из реалий сегодняшних дней. Только за два предыдущих года валовой региональный продукт реально увеличился на 6%, денежные доходы населения – на 38%. С начала 2004 года реальные темпы роста в промышленности, транспорте, торговле, а также заработной платы значительно превышают прошлогодние темпы. Сегодня наша республика является одним из стабильно развивающихся регионов страны и устойчиво занимает лидирующие позиции на Дальнем Востоке по всем направлениям развития экономики и социальной сферы: первые места по объему промышленного производства и продукции сельского хозяйства, вводу жилых домов; вторые позиции – по экспорту и инвестициям, обороту розничной торговли.
Только за последние два года введены в эксплуатацию крупнейшие промышленные объекты, призванные определять будущее развитие региона. Импульс для дальнейшего экономического роста Якутии дали ввод крупнейшего в мировой алмазодобывающей промышленности Нюрбинского ГОКа, строительство уникального газопровода через реку Лена, пуск Нежданинского горно-обогатительного комбината, открытие регулярного пассажирского и грузового движения на железнодорожном участке «Беркакит-Томмот», соединяющего республику с единой транспортной системой страны, пуск последнего объекта каскада Вилюйских ГЭС – Светлинской ГЭС. Вы знаете все, что далеко не каждый регион может гордиться таким плотным графиком запуска больших производственных объектов.
Мы все понимаем, что вся эта созидательная работа дает свою благородную отдачу и сегодня, и вместе с тем она нацелена на перспективу. И сегодняшняя, и дальняя цель всей нашей совместной системной работы имеет единственную ценность, основную, я бы сказал, стратегическую цель – это повышение уровня жизни населения республики.
Цель конкретная и ясная. В своей практической деятельности Президент, Правительство республики и Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я) и дальше будут руководствоваться принципом: главным фактором является человек, его благополучие и благосостояние, его здоровье и образование.
Особое внимание сегодня к человеческому фактору – не случайность, не дань моде или конъюнктурным обстоятельствам. Мы убеждены, что человеческий потенциал – наше главное богатство. Наша задача – создать достойные условия труда и жизни населения Якутии, стабильное и неуклонное повышение их уровня и качества на базе современных экономических, технологических и интеллектуальных ресурсов.
Уважаемые участники собрания!
Одним из главных достижений этих трудных лет можно назвать обретение новых духовных ценностей, возрождение национального самосознания, формирование общности многонационального народа Якутии. Это есть еще одно, можно было бы сказать – человеческое измерение суверенитета.
Те социальные и духовные сдвиги, не заметить которые также нельзя, как и сдвиги в экономическом облике республики, во многом удались и укрепились в рамках принципов, провозглашенных нашей республикой в день принятия Декларации о суверенитете. Республика вложила громадные средства на развитие образования, науки, культуры и здравоохранения, внедрение здорового образа жизни, создание научного, культурного и кадрового потенциала.
Еще в начале 90-х годов была создана развернутая система оказания социальной защиты населения в виде сдерживания цен и тарифов, введения дополнительных социальных выплат, активного регулирования социально-трудовых отношений. Были приняты перспективные решения по развитию образования, науки, культуры и здравоохранения, созданию культурного и кадрового потенциала.
Все это направлено было на повышение духовно-нравственного потенциала общества. На общем фоне утраты нравственных идеалов и ценностей в стране, в республике начался активный процесс духовного возрождения всех населяющих Якутию народов, приняты меры по сохранению и развитию языков и национальных культур.
Теперь, по истечении времени, мы можем судить, что вложения в человеческий капитал, сделанные своевременно, были одним из самых справедливых вложений и имеют высокую степень отдачи.
Наша Республика еще в начале 90-х годов уверенно вышла и поныне сохраняет передовые позиции в России по темпам развития образования и здравоохранения, науки и культуры. Здесь созданы условия для становления свободной, творческой личности и развития интеллектуальных способностей молодежи республики. Только за один 2004 год – Год детского спорта и здоровья, который ознаменован проведением III Международных спортивных игр "Дети Азии" – завершены строительство здания Государственного Цирка, реконструкция стадиона «Юность», строительство общежития ЯГУ на 800 мест и другие объекты.
Республика добилась не только сохранения и расширения социальной базы, но и существенного укрепления культурного фундамента духовного возрождения всех народов, проживающих на ее территории. Республика Саха (Якутия) является одним из крупнейших культурных центров на северо-востоке Российской Федерации.
Уважаемые товарищи! Сегодня, когда мы отмечаем этот праздник, необходимо особо отметить, что в период так называемого «парада суверенитетов» часто можно было услышать опасения и даже обвинения в сепаратизме со стороны приверженцев централизации власти. Но жизнь доказывает, что долгий путь длиной более чем в 370 лет в составе России неразрывно связал все народы, проживающие в Якутии, сложив воедино интересы и чаяния, настоящее и будущее. Весь ход истории Якутии в составе России представляет собой развитие нашей республики по пути цивилизации и прогресса в атмосфере дружбы якутского, русского и других народов, населяющих нашу республику. За эти почти четыре века совместного пути во взаимоотношениях Якутии и России были и радостные события, и трудные испытания, в которых крепла дружба наших народов. Мы должны ценить и беречь это бесценное достояние, завещанное нам предшествующими поколениями как определяющий фактор политической стабильности нашего общества.
Российское общество, российская государственность вступают в новый этап своего развития. В нынешних условиях развития государственности нашей страны факторы межнациональных отношений и национального единства, вопросы укрепления государственной власти и обеспечения единства страны, поддержания уровня демократизации общественной жизни и создания государственной системы внутренней безопасности оказались на плоскости наиболее актуальных и разрешаемых во взаимосвязи проблем. Мы живем в реальном мире и казаться быть свободными от его проблем не стоит. Концепция государственного обустройства Российской Федерации на перспективу сформулирована в послании Президента РФ Федеральному Собранию, в последних законодательных актах РФ, в выступлении В.В. Путина на расширенном заседании Правительства РФ 13 сентября сего года и принимаемых вслед за этим решениях Президента и Федерального Правительства.
Принятые в последнее время федеральные законы привели к значительным изменениям в установившейся системе правовых взаимоотношений. Большим изменениям подвергнута вся система межбюджетных, налоговых взаимоотношений, отношения собственности, жестко отрегулированы компетенция обязанности различных уровней власти. Практически по новой построена структура социальной поддержки граждан.
Новые требования федерального законодательства в отдельных принципиальных моментах существенно изменились. Особо это касается вопросов владения, пользования и распоряжения недрами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на расширенном заседании кабинета министров 13 сентября выступил с обоснованием о необходимости изменений в системе власти в стране. Система исполнительной власти Российской Федерации должна быть адаптирована к работе в кризисных ситуациях и перестроена с целью укрепления страны и недопущения кризисов в любом проявлении.
В качестве таких изменений Президент страны видит введение в стране пропорциональной системы выборов депутатов Государственной Думы, избираемость высших должностных лиц регионов, которые должны избираться на законодательных собраниях по представлению Президента РФ. Механизм формирования высшей исполнительной власти в регионах будет построен по принципам, идентичным механизму образования Правительства РФ.
Приходится признать, что новые законодательные инициативы Федерального центра вызвали, как в целом в стране, так и в нашей республике, неоднозначную реакцию. Особо осторожно к оценке ситуации относятся национальные республики и те субъекты, которые в силу своих территориальных, климатических, инфраструктурных особенностей сложно вписываются в общие, усредненные схемы и рамки, прописанные в федеральных законах. Неоднозначно отношение и к идее формирования высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, новой структуры и механизмов формирования органов государственной власти в целом. В этом же контексте звучат риторики об ушедшем «золотом веке» суверенитетов и российского федерализма, которые иногда подогреваются малосодержательными, плохо аргументированными заявлениями отдельных общественных и политических деятелей.
Мы не можем дать ответ на абсолютно все вопросы, которые выдвигает наша жизнь. Мы остаемся приверженцами четких, долговременных и политически прозрачных концепций реформирования федеративных отношений, основанных на конституционных принципах. Жизнь нас убеждает в том, что закрепленный в Конституции РФ принцип федеративного государства содержит несравненно больше механизмов экономико-правового регулирования и развития федерализма, чем его первоначальное, упрощенное восприятие и понимание.
Мы (это касается и органов законодательной и исполнительной власти, правовых институтов; существенный вклад мы ожидаем и от представителей научной интеллигенции) должны улучшить и расширить теорию и правоприменительную практику федеративных отношений и места в нем нашей республики, теорию и правоприменительную практику межбюджетных и налоговых отношений, теорию и правоприменительную практику создания и совершенствования деятельности институтов местного самоуправления с учетом новых реалий и особенностей нашего региона. Мы должны работать в условиях новых правовых взаимоотношений собственности, нового законодательного разделения предметов ведения и полномочий, государственного распределения сфер ответственности и компетенций. Словом – власть в республике обязана перестроить свою работу в свете требований федерального законодательства и должна проделать эту работу, не нарушая принятых темпов социального и экономического развития республики, не перекладывая ношу на чужие плечи, не ухудшая благосостояния жителей нашей республики.
Как видите, имеется достаточно обширное и пока необработанное поле для нормотворческой деятельности для правовых институтов в целом, для высшего законодательного органа нашей республики – Государственного Собрания (Ил Тумэн) – в особенности. Понятно, что существенно изменились акценты и границы правового пространства. Однако это произошло не сегодня и Государственному Собранию (Ил Тумэн) РС(Я) предстоит работать с учетом новых реалий, совершенствовать механизмы и эффективность взаимодействия с федеральными законодательными органами в интересах республики.
В числе новых реалий, которые между тем внедряются в нашу жизнь тоже достаточно давно и последовательно, следует отметить предстоящие изменения в формировании депутатского корпуса. По сути партийная жизнь постепенно перемещается в центр политической системы новой России. В условиях многопартийности роль государства будет заключаться в создании равных условий существования различных партий, в обеспечении реального диалога и взаимодействия общества и власти посредством партийных институтов и способов деятельности партий. Государство с учетом горького опыта недавнего прошлого и наблюдений сегодняшнего дня, не менее заинтересовано, чтобы в погоне за конъюнктурой не выхолостить саму идею партийности, чтоб у нас в стране и в республике действовали структуры, объединившие под свои знамена более продвинутую и активную часть современного общества, а не безликих партийных функционеров и карьеристов.
В обществе имеется еще один, пожалуй, самый животрепещущий вопрос, волнующий практически каждого жителя республики. Какова будет судьба принятых капиталоемких программ и проектов, какую участь следует ожидать социальной сфере, работникам бюджетных учреждений? Скажу прямо: будет сложно, даже очень сложно! Однако Президент, Правительство республики твердо намерены исполнить принятое и одобренное большинством населения республики решение на последовательное внедрение в жизнь принятых перспективных программ и крупных инвестиционных проектов, способных внести существенное улучшение в уровень жизни населения.
В Республике будет продолжен курс на формирование многофункциональных, эффективно работающих промышленных предприятий, обеспечивающих выход на российский и мировой рынки. Мы должны воспользоваться и извлечь максимальную для республики выгоду из того факта, что современная конъюнктура отечественного и международного экономического рынка на энергоносители и энергоресурсы, прежде всего – растущие потребности в них, создает благоприятные условия для расширения производства и роста промышленной продукции.
Наравне с алмазодобывающим и алмазоперерабатывающим комплексами Якутии, приоритетную поддержку будем оказывать нефтяной, газовой, угольной и энергетической отраслям промышленности, которые находятся в конкурентоспособном или близком к этому положению как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В первую очередь, речь идет о создании в республике собственного топливно-энергетического комплекса и обеспечения условий её последующего развития. Важнейшей задачей в сфере промышленности станет широкомасштабное развитие нефтегазового комплекса республики.
Республика имеет запасы газа и нефти, которые выводят ее на лидирующие позиции при развитии нефтегазовой комплекса и расширения системы магистральных нефте- и газопроводов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Предстоит освоить в ближайшее время крупнейшие месторождения нефти и газа как основы подъема экономики региона: Талаканского, Ботуобинского, Чаяндинского нефтегазовых месторождений, с созданием комплекса по добыче, переработке и транспортировке углеводородного сырья.
Предстоит интенсивное развитие угольной отрасли с освоением как месторождений федерального значения, как Эльгинское, так и малых угольных разрезов. В настоящее время проводится интенсивная работа по привлечению наиболее эффективных инвесторов, готовых участвовать в реализации проекта.
В соответствии с поставленными стратегическими задачами необходимо форсировать строительство железной дороги до г.Якутска, автомобильных дорог Якутск–Вилюйск и Якутск–Амга, строительство 3-й нитки газопровода Мастах–Бэргэ–Якутск.
Большие перспективы также имеют такие отрасли промышленности, как золотодобывающая, лесной и деревообрабатывающий комплекс, добыча и обработка цветных камней, располагающие долговременными запасами соответствующих ресурсов, отработанными производственными технологиями и обученными квалифицированными кадрами. Продукции этих отраслей уже в ближайшем будущем можно будет поставлять не только на внутренний рынок, и, соответственно, получить другие источники доходов для бюджета Республики.
На днях Правительство Республики Саха (Якутия) рассмотрело бюджет республики на 2005 год. В текущем году фонд зарплаты работников бюджетной сферы составил 10,3 млрд. рублей, т.е. почти одну треть расходной части всего бюджета республики. В следующем, 2005 году, запланировано увеличить фонд зарплаты бюджетников примерно на 800 млн. рублей. Это позволит нам отстоять основные наши рубежи по заработной плате в предстоящем, пожалуй, наиболее сложном за предыдущие годы, бюджетном году. В социальную сферу будет направлена значительная часть инвестиционного бюджета республики. Будет выполняться программное задание Президента республики по строительству объектов социальной сферы, школ, учреждений здравоохранения и культуры.
Будет продолжена работа по безусловному выполнению Президентской программы социально-экономического развития села. Выполнению этой программы мы придаем особое значение как основному механизму поддержки села в нынешних условиях, как фактору дальнейшего развития хозяйственной жизни, вовлечения села в систему рыночных отношений. Как расширение Президентской программы развития села следует рассматривать принятую недавно Программу строительства объектов образования в сельской местности. Словом, все основные программы социального развития республики Правительство будем отстаивать и работать по их выполнению. (пауза)
В будущее мы смотрим с известным оптимизмом. Оптимизм нам придает мудрость наших предков, веками до нас завещавших как главное свое достояние – искусство и умение жить в мире и согласии. Жить в мире и согласии с нашей суровой природой. Жить в мире и согласии со всеми народами, населяющими и полюбившими эту древнюю землю Олонхо. Сегодня мы можем сказать, что ответственно отнеслись к этой извечной мудрости предков. В годы смуты и хаоса население республики избрало путь социального и гражданского мира, взаимной поддержки и уважения друг к другу. Наша общая святая обязанность – сохранить и продолжить вековые традиции дружбы и взаимоуважения народов, населяющих нашу республику.
Оптимизм нам придает богатый ресурсный и интеллектуальный потенциал республики, который в годы, прошедшие со времени принятия Декларации о Государственном суверенитете, еще более возрос и активно вовлекается в сферу хозяйственной и социальной жизни, принося пользу республике и всем ее жителям.
Оптимизм нам придает опыт самостоятельного решения сложных и масштабных задач политического, экономического социального развития республики, накопленный нами за годы суверенитета.
Наконец, оптимизм наш предопределен бесспорными положительными сдвигами в социально-экономическом развитии Российской Федерации, в наметившейся устойчивой динамике роста основных жизнеобеспечивающих показателей, в известной стабилизации, в ростках уверенности за завтрашний день у населения страны, в целенаправленности проводимых преобразований.
Уважаемые товарищи, исторический процесс непрерывен, и мы все, независимо от нашего желания или нежелания, являемся участниками и творцами этого процесса. В этом быстро меняющемся мире быстро меняются и общественные ценности, запросы и приоритеты. Каждое поколение дает прошлому свою оценку. Различным оценкам подвергалась, подвергается и будет подвергаться и то событие, четырнадцатую годовщину свершения которого общественность республики отмечает сегодня.
Хочется надеяться, что значение этого события преодолеет проверку временем, сохранится в избирательной памяти будущих поколений и не потеряет при этом своего основного, главного смысла и содержания – идея суверенитета нашей республики в составе Российской Федерации была выстраданной обществом мерой отстаивания коренных интересов нашего многонационального и многоликого северного края. Она вызвала к жизни лучшие творческие порывы людей, в трудные годы вдохнула в каждого уверенность и устремление в будущее. Преобразилась республика, преобразилось сознание общества. То, что произошло в умах и сердцах людей – не отнять. Суверенитет уже нельзя вычеркнуть из нашей жизни. Событие такого масштаба обречено на бессмертие.
Уважаемый Президент Республики Саха (Якутия), уважаемые участники торжественного собрания, дорогие граждане нашей многонациональной республики! Позвольте от имени руководства сказать слова благодарности и признательности политикам и хозяйственникам, высшим должностным лицам и рядовым труженикам, деятелям науки и культуры – всем, чьим самоотверженным трудом из года в год формировался и укреплялся политический, хозяйственный и культурный авторитет нашей Республики. Позвольте от имени руководства Республики Саха (Якутия) сердечно поздравить всех Вас с 14-й годовщиной события исторической важности – с Днем принятия декларации о Государственном суверенитете Республики Саха (Якутия)!