Отношение сотрудников министерств и ведомств, администрации главы и правительства республики к гражданам, обращающимся с просьбами или за разъяснениями, должно быть очень внимательным, чтобы люди всегда получали исчерпывающие ответы на интересующие их вопросы |
доклад |
03 Февраля 2009 года, 06:01 |
Правительство республики намерено продолжить материализацию стратегических планов
В 2008 году, несмотря на
ухудшение ситуации в 4 квартале, сохранились положительные тенденции развития
экономики.
Прирост валового регионального продукта в 2008 году составил 105% к 2007 году за счет роста промышленного производства - 104,3% (без учета добычи алмазов – 112,6%), строительных работ (108%), и сельскохозяйственной продукции (101,4%). На положительную динамику индекса промышленного производства (104,3% в 2008 году против 100,2% в 2007 году) повлияла деятельность предприятий топливно-энергетического комплекса (138,5%) за счет роста добычи нефти в 2 раза, в угольной промышленности – 115%, в электроэнергетике – 104%. Сократилась количество убыточных предприятий государственного сектора экономики на 16,4%. Реальные денежные доходы населения возросли на 4,2% к уровню 2007 года. В 2008 году в Дальневосточном округе РФ по ряду показателей Республика Саха (Якутия) вошла в первую пятерку: по объему инвестиций в основной капитал на душу населения (2 место в ДФО); по вводу жилья на 1000 жителей (1 место в ДФО); по экспорту продукции (2 место в ДФО); по обороту розничной торговли (2 место в ДФО) и объему платных услуг в расчете на душу населения (4 место в ДФО); по естественному приросту населения (1 место в ДФО); по ожидаемой продолжительности жизни населения (1 место в ДФО). Республика занимает лидирующие позиции в России и ДФО в первую очередь в добывающих отраслях: добыча алмазов (1 место в РФ), добыча угля (1 место – в ДФО). Инфляция на потребительском рынке республики росла более низкими темпами (112,5%), чем в целом по России (113,3%). Стабилизировалась ситуация с задолженностью по заработной плате: – если на ноябрь задолженность составила 102 млн. рублей, то на начало 2009 года с принятием правительством РС(Я) мер позволили сократить до 3,5 млн. рублей. Вместе с тем, в четвертом квартале 2008 года отмечено влияние финансового кризиса на отдельные показатели экономики республики. В целом увеличилась доля убыточных предприятий (41% против 37% 2007 года), (январь-ноябрь 2008г к январю-ноябрю 2007г), выросли суммы просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей на 40% и 33% соответственно. В обрабатывающих производствах произошло снижение промышленного производства на 5%. Индекс промышленного производства в обработке алмазов сократился на 14 %. Снизились объемы жилищного строительства: ввод жилья составил 280,4 тыс. кв. метров, что составляет 87,6% к 2007 году. К концу года общая численность безработных составила 43,9 тыс. человек или 8,8 % от экономически активного населения (в 2007 году – 7,6 %). В тоже время ситуация на рынке труда складывается на уровне прошлых лет. Вместе с тем, текущие итоги реализации Схемы-2020 свидетельствуют о планомерной реализации основных стратегических задач развития Республики Саха (Якутия): увеличены объемы добычи нефти в связи с вводом в эксплуатацию в реверсном режиме участка «Усть-Кут – Талаканское НГКМ» нефтепровода «ВС-ТО»,решены вопросы финансирования в рамках федеральных целевых программ по строительству второго пускового комплекса Кердем – Якутск (Нижний Бестях) с совмещенным мостовым переходом через р. Лена и других объектов,переданы в недропользование ряд стратегических месторождений, возобновлено строительство железнодорожного подъезда Улак-Эльга, открыт сквозной проезд по федеральной автомобильной дороге «Колыма». Реализация инвестиционных проектов на территории повлияла на прирост инвестиций в основной капитал на 5,6% к 2007 году. Положительная динамика производственных показателей наряду с ростом инвестиционной активности позволили повысить в отчетном периоде кредитные рейтинги республики, что, как следствие, способствовало проведению Якутского экономического форума «Мегапроекты России» на высоком организационном уровне и позиционированию его как одного из ключевых экономических событий в Российской Федерации. По-прежнему рост промышленного производства обеспечивается за счет добычи полезных ископаемых (104,8 %) - угля, золота, алмазов, нефти, природного газа, газового конденсата. Отмечена положительная динамика в транспорте: возросли объемы перевозок грузов и пассажиров – 103,5% и 102,7%. В 2008 году на реализацию мероприятий 11 федеральных целевых программ поступило 12,5 млрд. рублей млрд.рублей с ростом в 1,9 раза к уровню 2007 года – поручение Министерством экономического развития выполнено. Сохранилась тенденция роста объемов работ по строительству. В 2008 году рост составил 108%, что связано с реализацией на территории республики крупномасштабных проектов (ВС-ТО и железная дорога). Крупными и средними строительными предприятиями получена сальдированная прибыль против убытка в прошлом году. В рамках реализации программы социально-экономического развития села и применения более эффективных инструментов государственного регулирования сохранены положительные тенденции в развитии агропромышленного производства: на 1,4 % вырос объем валовой продукции сельского хозяйства, на 2,9% обеспечен прирост продукции животноводства, наметилось сокращение удельного веса убыточных хозяйств. За счет повышения делового выхода и сохранности поголовья получен прирост по всем видам сельскохозяйственных животных и птицы: в т.ч. КРС – на 0,8%, лошадей – на 11,6%, оленей - на 4%. На 3,5% по сравнению с прошлым годом увеличен валовой надой молока. Вместе с тем, используемые меры оказались недостаточны. Несмотря на выполнение задания по реализации скота и птицы на убой, на 3,9% снижено производство мяса в живом весе. Сохраняется проблема выбытия из оборота пахотных земель и сокращения посевов зерновых культур (на 15,7%). За счет снижения производства зерна и овощей, на 18,8% сокращено по сравнению с прошлым годом производство продукции растениеводства. В результате неблагоприятных погодных условий на 9,3% уменьшены объемы заготовленного сена. Задания на 2008 год по выходному поголовью КРС, оленей и свиней, производству молока, яиц, сбору овощей и зерна не выполнены. Менее успешно по сравнению с прошлым годом прошла заготовительная компания по мясу (96%), овощам (60%) и рыбе (98%). Не достигнут уровень прошлого года по производству цельномолочной продукции (99%), муки (43,3%). В целом из установленных 582 заданий по всем видам продукции, работ, услуг выполнено 302 или 52%. На 100% исполнение заданий обеспечили Алданский улус, Анабарский улус, Среднеколымский улус, Усть-янский улус. В социальной сфере проведена работа по повышению эффективности управления и использования бюджетных средств, стимулированию бюджетных учреждений на экономию материальных ресурсов, оптимизацию расходов. Планомерно реализуются приоритетные национальные проекты. В отраслях образования и здравоохранения осуществлялся перевод на нормативное бюджетное финансирование, внедряются новые системы оплаты труда. В результате перехода на отраслевую систему оплаты труда, ориентированную на конечный результат, среднемесячная заработная плата работников отрасли возросла на 20% в здравоохранении, в общем образовании на 25%. Сократилось количество ветхих (до 13 % или 82 школы) аварийных (до 8% или 51 школа) школ. Среднемесячная начисленная заработная плата составила 23 062 рубля с ростом на 22,7%, рост реальной начисленной заработной платы составил 11,7%. Рост реальных денежных доходов населения на 4,2% способствовал расширению потребительского спроса. Возросли оборот розничной торговли на 7,6% и оборот общественного питания на 1,3%, увеличился объем платных услуг населению на 5,4%. Отдельно стоит сказать о выполнении порученческих пунктов квартальных постановлений об итогах социально-экономического развития в течение 2008 года. Из 96 пунктов выполнены 55, в работе находится – 23, 7 пунктов исполняются с нарушением сроков, 8 пунктов не исполнены вовсе. В 2009 году предстоит провести работу по сохранению темпов роста экономики, реализовать намеченный план действий по минимизации последствий финансового кризиса на население и экономику республики. Приоритетными направлениями должны стать: - недопущение роста задолженности по заработной плате, - сохранение рабочих мест, реализация Программы дополнительной поддержки занятости населения и снижения напряженности на рынке труда, - повышение эффективности сельскохозяйственного производства, как основы жизнедеятельности местного населения. Насыщение внутреннего рынка товарами местного производства. Особое внимание следует уделить развитию малого предпринимательства, способного к быстрой адаптации к меняющимся условиям. Необходимо продолжить модернизацию социальных отраслей в целях повышения эффективности использования бюджетных ресурсов и оптимизации неэффективных расходов в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, культуре, в жилищной политике. В связи с принятием федеральным Правительством решения о снижении затрат на капитальное строительство до 85% необходимо усилить работу с федеральными министерствами и ведомствами работу по защите 100%-х объемов финансирования из федерального бюджета строительства объектов Республики согласно федеральных целевых программ и включения дополнительных объектов к финансированию из федерального бюджета. В реальном секторе важным станет своевременная эффективная поддержка бюджетообразующих и наиболее уязвимых отраслей экономики. Принимая во внимание сложившееся состояние дел в основных отраслях экономики республики – отраслях промышленности, следует реально оценить возможные результаты и сформировать соответствующие задания. Отдельным приложением к проекту постановления предложны задания по производству важнейших видов продукции, согласно которому должна быть обеспечена поставленная задача по сохранению темпов 2008 года. В целях развития отраслей промышленного производства постановлением предусмотрена разработка ведомственных целевых программ в лесопромышленном комплексе, энергетике, концепций развития оловодобывающей и сурьмяной отраслей. В целях повышения эффективности деятельности жилищно-коммунального комплекса необходимо разработать республиканскую целевую программу по энергоресурсосбережению. Следует продолжить материализацию стратегических планов, которые обеспечат в дальнейшем наибольший экономический эффект. Это, в первую очередь, реализация крупных индустриальных проектов: ввод мощностей ВС-ТО, объектов освоения Эльгинского месторождения, развитие транспортной инфраструктуры, в том числе продолжение строительства железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск, развитие энергетической инфраструктуры, нефтегазодобычи. |