Мы не разбазариваем ресурсы направо и налево. А заботимся о том, как использовать недровые богатства республики на благо каждого якутянина.

правительственный час Печать
19 Февраля 2009 года, 03:52

Полный текст выступления Председателя Правительства РС(Я) на правительственном часе в Государственном Собрании (Ил Тумэн) 17 февраля 2009 года «О ходе реализации мероприятий по снижению негативных последствий финансового кризиса на экономику РС(Я)» 



Уважаемые народные депутаты!

2 декабря прошлого года в ходе правительственного часа мы с вами обсуждали наши основные подходы к осуществлению антикризисных мероприятий в Республике. Сегодня можно констатировать, что события последних месяцев полностью подтверждают правильность этих подходов, и главное – правильность курса Республики, которым мы шли в последние годы (в том числе я имею в виду продажу части имущественного комплекса эффективным собственникам; диверсификацию экономики; работу, направленную на увеличение федеральных трансфертов).

Несколько слов о том, какое воздействие оказал мировой кризис на экономику Республики к концу 2008 года.

Как мы и предполагали, начиная с 4 квартала 2008 года, некоторые наши предприятия и целые отрасли столкнулись с такими трудностями, как изменение конъюнктуры товарных рынков (речь идет о сокращении рынков сбыта и усилении конкуренции) и изменение условий привлечения финансовых средств.
Это, в свою очередь, было связано с существенными переменами на мировых рынках:
- падением цен на основные виды сырья (стоимость нефти упала более чем в три раза);
- снижением спроса на продукцию предприятий алмазно-бриллиантового комплекса;
- спадом металлургического производства, повлекшим за собой падение спроса на угольную продукцию.
Учитывая, что основу экономики РС(Я) составляют экспортно-ориентированные отрасли, связанные, прежде всего, с добычей алмазов, золота и топливно-энергетический комплекс (добыча угля, газа, нефти и электроэнергетика), и именно от деятельности которых напрямую зависит макроэкономическая политика и формирование бюджета Республики, мы ожидаем значительное снижение собственных доходов бюджета.
1) Наиболее тяжелое положение складывается у предприятий группы «АЛРОСА», обеспечивающей рабочими местами более 40 тыс. человек и 36% поступлений собственных доходов в консолидированный бюджет РС(Я). Если в январе т.г. Компания частично реализовала сырье Гохрану России, то в дальнейшем вопросы реализации алмазного сырья и бриллиантов не решены.
2) В связи с падением цен на нефть наблюдается снижение рентабельности ОАО «Сургутнефтегаз» на Талаканском месторождении. В связи с этим пересмотрены объемы инвестиций на территории Республики Саха (Якутия) в сторону уменьшения по сравнению с прогнозом на 2009 год (на 4 млрд. рублей). Речь здесь идёт не об объеме добычи нефти (добыча превысит прогнозные показатели) – об этом я ещё скажу.
3) Изменение конъюнктуры спроса на сырьевых рынках, спад металлургического производства, снижение цен на угольную продукцию  повлекло за собой снижение объемов реализации угля в ОАО ХК «Якутуголь». Направлены в вынужденные отпуска работники предприятия, в режиме неполной занятости в настоящее время работает 35% от общей численности коллектива.

Указанные факторы оказали существенное влияние:
- на формирование финансового результата. Так по оценке 2008 года прибыль рентабельных предприятий Республики составляет 33,8 млрд. рублей, что на 11,2% ниже по сравнению с 2007 годом;
- на осложнение ситуации на рынке труда и начало процессов сокращения работников. Общая численность безработных по итогам 2008 года составила 43,9 тыс. человек или 8,8% от экономически активного населения (в 2007 году – 7,6 %).
Я напомню, что, несмотря на ухудшение ситуации в 4 квартале, в целом темпы развития экономики по итогам 2008 года были успешными. Республика сохранила экономическое лидерство на Дальнем Востоке, характеризующееся положительными тенденциями практически по всем ключевым параметрам.
Прирост ВРП в 2008 году составил 105% к 2007 году. Реальные денежные доходы населения возросли на 4,2% к уровню 2007 года. Инфляция на потребительском рынке республики росла более низкими темпами, чем в целом по РФ. Стабилизировалась ситуация с задолженностью по заработной плате: если на ноябрь прошлого года задолженность составляла 102 млн. рублей, то на начало 2009 года принятые правительством Республики меры позволили сократить задолженность до 3,5 млн. рублей. (Правда, эта проблема все еще остается актуальной. Так, за январь т.г. задолженность вновь возросла и составила 62,3 млн. руб.).
В целом достигнутые макроэкономические показатели позволили исполнить принятый госбюджет РС(Я) на 2008 год.
По итогам 2008 года доходная часть государственного бюджета РС(Я) исполнена на 101%, фактически поступило 71,1 млрд. рублей.  Структура доходов государственного бюджета сложилась следующим образом: налоговые доходы – 46% (32,4 млрд. руб.), неналоговые – 9% (6,3 млрд. руб.), безвозмездные поступления – 45% (32,3 млрд. руб).
Исполнение расходов государственного бюджета РС(Я) составило за 2008 год около 75 млрд. рублей.  В полном объеме исполнены расходные обязательства по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом повышения на 14% с 1 февраля 2008 года, социальным выплатам и по обслуживанию государственного долга РС(Я).

С IV квартала 2008 года, как я уже отмечал здесь 2 декабря, мы активно прорабатывали вопросы антикризисных мер. Так, была подготовлена соответствующая нормативно-правовая база по антикризисной деятельности Правительства РС(Я):
- В рамках антикризисных мер распоряжением Президента РС(Я) от 22 октября 2008 года создана Межведомственная комиссия. Созданы рабочие группы по отраслевой направленности.
- Принят соответствующий План действий по снижению негативных последствий финансового кризиса на экономику Республики (распоряжение Президента РС(Я) от  16 декабря 2008 года).
- 30 декабря 2008 года распоряжением Правительства РС(Я) №1399-р лимиты бюджетных обязательств доведены до 75% от общего объема соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных государственным бюджетом РС(Я) на 2009 год. При этом в полном объеме  гарантируется выплата заработной платы, оплата коммунальных и социальных услуг, связанных с деятельностью бюджетной сферы, безвозмездных перечислений бюджетам, а также на финансирование сельского хозяйства и на обслуживание государственного долга Республики.
- В целях стимулирования субъектов малого и среднего бизнеса законом РС(Я) снижены ставки налога, уплачиваемого в рамках упрощенной системы налогообложения, с 15% до 10%.
- Утвержден Комплекс мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда в условиях возможного массового высвобождения в РС(Я) в 2009 году (распоряжением Правительства РС(Я) от 31 декабря 2008 года №1414-р). Утверждена Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в РС(Я) на 2009 год.
- 29 декабря 2008 года принят Закон Республики «О развитии малого и среднего предпринимательства в РС(Я)», предусматривающий виды господдержки: финансовой; имущественной; информационной; консультационной; правовой; образовательной; производственно-технологической.
- Утвержден Перечень государственного имущества Республики, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 ноября 2008 года № 468).
- Социально-значимые виды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства определены постановлением Правительства РС(Я) от 26 декабря 2008 года №599.
-  Распоряжением Президента РС (Я) от 23 января 2009 года создан Центр мониторинга при Администрации Президента и Правительства РС(Я)», где будут в полном объеме концентрироваться текущие сведения о проводимой работе.
- Утвержден Перечень системообразующих предприятий Республики, в который вошло 79 организаций республики (распоряжение Правительства РС (Я) от 28 января 2009 года № 37-р).
- Создана  рабочая группа по взаимным расчетам предприятий Республики и планируется создание клирингового центра с участием АКБ «Алмазэргиэнбанк» (ОАО) (распоряжение Правительства РС (Я) от 28 января 2009 года № 36-р).
Безусловно, реализация принятых нормативно-правовых актов требует консолидации усилий органов исполнительной власти Республики и Государственного Собрания (Ил Тумэн) как с федеральными органами власти, так и с предприятиями Республики.

Правительством РС (Я) ведется активная работа и с федеральными органами власти по реализации первоочередных мер, направленных на борьбу с последствиями мирового финансового кризиса:
1. Республикой Саха (Якутия) подготовлены и направлены предложения по включению предприятий РС(Я) в перечень системообразующих предприятий страны, которым будут оказаны меры  государственной поддержки.
В результате три республиканские компании – «АЛРОСА», «Якутскэнерго» и ОАО ЛОРП вошли в перечень системообразующих предприятий страны. Кроме того, в этот перечень были включены действующие на территории республики компании «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Мечел», «Полюс-золото».
В текущем году направлены дополнительные заявки Республики на включение предприятий Республики в федеральный перечень стратегических предприятий. В заявку включены предприятия, которые имеют значение не только для экономики Якутии, но и для Российской Федерации в целом, составляют основу экономики республики и являются градообразующими.
2. Проведена работа с федеральными органами по совершенствованию межбюджетных отношений, в частности по пересмотру методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Все наши предложения были учтены. В итоге объем дотации  на выравнивание бюджетной обеспеченности республики из федерального бюджета возрос с 22,8 млрд. рублей в 2008 году до 35,1 млрд. рублей на 2009 год и 48,6 млрд. рублей на 2011 год.
3. Предварительно согласовано сохранение объектов, включенных в федеральные целевые программы и Федеральную адресную инвестиционную программу.
Плановый лимит финансирования из федерального бюджета по объектам в Республике Саха (Якутия) в 2009 году составляет 13 млрд. 306,01 млн. рублей.
4. В течение всего 2008 года велась работа с федеральными структурами по возврату к старой схеме финансирования завоза грузов в районы Крайнего Севера. Итогом этой работы стало принятие ФЗ №310 от 30 декабря 2008 года, которым субъектам Российской Федерации вновь дано право предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам на цели завоза топливно-энергетических ресурсов в районы Крайнего Севера.
Кроме того, в Бюджетный Кодекс РФ внесены изменения, предусматривающие предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам из бюджета субъекта  на срок до 3 лет.
В декабре 2008 года был получен кредит из федерального бюджета на покрытие кассового разрыва в размере 700 млн.рублей, обязательства по которому (т.е. возврат в федеральный бюджет) исполнен в текущем году в полном объеме.
5. Также продолжается работа с федеральными органами власти по внесению дополнений в федеральный бюджет в части выделения федеральных субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов предприятиям и организациям, осуществляющим закупку и доставку топливно-энергетических ресурсов и продовольствия в районы Крайнего Севера, по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

Теперь подробнее о том, какие меры предприняты самой республикой.

Первый блок мероприятий касается поддержки отраслей экономики:

Мы провели работу по поддержке предприятий алмазодобывающей отрасли. Удалось решить проблему кредитования АК «АЛРОСА», привлечен кредит во Внешторгбанке в размере 44 млрд.рублей, что позволило компании произвести замещение иностранных кредитов и снизить курсовую разницу.
Кроме того, в 2008 году заключены договора с Гохраном России о поставках алмазного сырья в Госфонд России предприятиями группы «АЛРОСА» и ОАО «Нижне-Ленское».
 Решен вопрос о наделении сырьем алмазогранильных предприятий. Так 9 февраля 2009 года на конъюнктурном  совете АК «АЛРОСА» принято решение возобновить отгрузку алмазного сырья из ЯПТА «АЛРОСА» гранильным заводам, согласно поданным ими заявкам. В связи с отсутствием рынка бриллиантов, алмазное сырье будет приобретаться предприятиями в незначительных количествах, так в феврале т.г. всего на сумму 1,7 млн. долл. США или чуть более 1 лота.
По итогам рассмотрения финансово-хозяйственной деятельности  крупных предприятий Республики на уровне Президента, Правительства Республики проводится работа по определению форм и объемов государственной поддержки из республиканского бюджета, которые будут учтены при корректировке бюджета.
Определены следующие виды государственной поддержки: возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях (в бюджете на 2009 год предприятиям и организациям, осуществляющим закупку и доставку топливно-энергетических  ресурсов, предусмотрено 169,5 млн. рублей), безвозмездных субсидий и предоставление государственных гарантий по привлекаемым кредитам (в бюджете  на эти цели предусмотрено 250 млн. рублей), а также в ряде случаев увеличение уставного капитала.
При этом работа с системообразующими организациями предполагает увязку предоставляемых мер государственной поддержки с определенными требованиями в отношении этих организаций, в том числе еженедельный мониторинг их состояния, полная информационная открытость.

Меры по поддержке труда и социальной поддержке граждан:

В целях недопущения просрочек по выплате заработной платы на предприятиях РС(Я)  действует Комиссия по контролю за проведением мероприятий по сокращению задолженности по выплате заработной платы работникам предприятий и организаций РС(Я). В муниципальных образованиях улусными (районными), городскими прокуратурами созданы комиссии по контролю за своевременной выплатой зарплаты работникам.
Проводится оперативный мониторинг ситуации на рынке труда в разрезе муниципальных районов, в том числе по высвобождению занятых в связи с ликвидацией организаций или сокращением численности работников, а также в связи с неполной занятостью работников организаций.
Во всех центрах занятости населения созданы консультационные пункты для информирования и консультирования населения, открыты «горячие телефонные линии». На учебных комбинатах предприятий, при начальных и средних специальных учебных заведениях организованы краткосрочные обучающие курсы по приобретению основных профессиональных навыков для граждан, состоящих на учете на биржах труда.

Меры по поддержке финансовой системы Республики:

В целях укрепления ликвидности региональных финансово-кредитных и страховых организаций в целом увеличены уставные капиталы АКБ «Алмазэргиэнбанк» до 612,3 млн. руб. и ОАО РСК «Стерх» до 500 млн.рублей.
В адрес Министерства финансов РФ, Министерства регионального развития и Министерства экономического развития РФ направлены предложения по поддержке региональной банковской системы.

Мероприятия по поддержке жилищного строительства.

 В целях стимулирования развития рынка жилья проводятся мероприятия по выкупу у застройщиков квартир, находящихся в высокой степени строительной готовности (не менее 70%), для переселения граждан из аварийного жилья. В 1 квартале 2009 г. планируется направить на эти цели 100 млн. рублей из предусмотренного лимита бюджетных обязательств на 2009 год в общей сумме 328 млн.рублей.
Будет разработан механизм дальнейших мер государственной поддержки ипотечного жилищного строительства в РС(Я) через АКБ «Алмазэргиэнбанк».
Особое внимание будет уделено вопросам строительства жилья в сельской местности.

Мероприятия по поддержке малого и среднего бизнеса:

В 2008 году на развитие малого и среднего предприни-мательства привлечено более 66 млн. рублей федеральных средств (в 4,5 раза выше уровня 2007 года). Общий объем средств, направленных на поддержку предпринимательства в 2008 году, составил более 146 млн. рублей.
В текущем году значительно увеличены средства на реализацию  государственной целевой программой «Развитие предпринимательства и туризма в РС (Я) на 2007-2011 годы» с ростом на 132 млн. рублей к уровню 2008 года.
Создан гарантийный фонд и предоставлены поручительства предпринимателям для привлечения кредитов. Компенсируются банковские проценты по привлечению банковских кредитов. Предоставляются гранты начинающим предпринимателям из улусов республики.
Более чем 750 предпринимателей получили консультационные услуги по различным вопросам.
Начата работа по созданию Бизнес-инкубатора в Нерюнгри, создано 3 Центра развития бизнеса в районах.
Организовано обучение основам предпринимательской деятельности и повышение квалификации более 1200 предпринимателей из 8 улусов республики.

Предложения и постановочные вопросы в адрес Парламента Республики и Правительства РФ.

Наша дальнейшая работа с федеральными министерствами и ведомствами, с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ будет вестись по следующим направлениям:

1. В части компенсации выпадающих доходов бюджета РС(Я) в объеме 6 млрд. рублей в связи с ухудшением финансовых показа-телей основных бюджетообразующих предприятий Республики.

2. В части вопроса выкупа Гохраном России алмазного сырья, добываемого предприятиями группы «АЛРОСА» и ОАО «Нижне-Ленское» в объеме до 3 млрд. долларов США.

3. В части продолжения работы по сохранению объемов утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на 2009-2011 годы межбюджетных трансфертов субъектам РФ, сокращение которых повлечет за собой неисполнение принятых расходных обязательств. Мы будем также настаивать на сохранении размеров финансирования мероприятий и капитальных вложений за счет ФЦП и ФАИП.

4. Учитывая рост процентов за пользование кредитами и в целях сохранения оборотных средств, обеспечения хозяйственной деятельности и сохранения рабочих мест, правительство республики предлагает рассмотреть вопрос о предоставлении субъектам Российской Федерации субсидий для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях системообразующими предприятиями и организациями РС(Я).

5. Так как основу экономики РС(Я) составляет промышленность, развитие которой связано, прежде всего, с освоением природных ресурсов, поступление разовых платежей по месторождениям полезных ископаемых на территории Республики в условиях экономического кризиса составит дополнительный источник доходов бюджета.
Необходимо добиться перераспределения нормативов отчислений по разовым платежам при пользовании недрами по   месторождениям и участкам недр (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, ОПИ,   или участков недр местного значения) в пропорции до 60% в бюджеты субъектов РФ, и 40% - федеральный бюджет.

6. Мы будем выходить с законодательными инициативами Республики по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ  в части снижения ставки по налогу на добавленную стоимость, что приведет к высвобождению значительных средств предприятий. Эти средства могут быть направлены на инвестиции в основной капитал, на перевооружение и расширение производства.

7. Наши намерения связаны также с продолжением работы по дальнейшему снижению экспортных таможенных пошлин на нефть, что обеспечит повышение рентабельности нефтедобывающих предприятий, и как следствие будет способствовать увеличению налоговых поступлений и инвестиций.

Корректировка прогноза социально-экономического развития на 2009 год и бюджета РС(Я) на 2009 год.

Нет необходимости доказывать, что всё вышеперечисленное требует внесения корректив в прогноз социально-экономического развития Республики и соответственно бюджета РС(Я) на 2009 год.
Прогноз и доходы государственного бюджета РС(Я) на 2009-2011 годы были сформированы в соответствии с действовавшим на тот момент бюджетным и налоговым законодательством РФ и РС(Я) с учетом основных направлений налоговой и бюджетной политики, исходя из курса 23,9 рубля за 1$ США, мировой цены на нефть марки Urals 78 долларов за баррель.
Снижение темпов экономического роста и концентрация основных налогоплательщиков в нефте-, алмазо- и  угледобывающих отраслях негативно отражается на поступлении собственных доходов консолидированного бюджета РС(Я). Поэтому в январе 2009 года Президентом РС(Я), Правительством РС(Я)  проведены совещания по рассмотрению планов финансово-хозяйственной деятельности на 2009 год ведущих бюджетообразующих предприятий республики (группы «АЛРОСА», ОАО ХК «Якутуголь», ОАО «Сургутнефтегаз»). Организован выезд правительственной группы в г. Сургут по вопросам уточнения прогнозных показателей ОАО «Сургутнефтегаз» на 2009 год и строительству социальных объектов на территории Республики Саха (Якутия).

Результаты рассмотрения свидетельствуют об ухудшении финансово-экономических показателей ведущих предприятий. В связи с этим Правительством РС (Я) в основу корректировки  прогноза приняты следующие макропоказатели:

1. Средний курс доллара США к рублю по итогам 2008 года составил 24,9 руб. Соответственно, в прогнозе социально-экономического развития РС(Я) на 2009 год был заложен курс доллара в 23,9 рубля.
По предварительным январским прогнозам Минэкономразвития РФ среднегодовой курс на 2009 год за 1 доллар США составит 35,1 рубля. При этом АК «АЛРОСА» прогнозирует свои расходы и доходы на 2009 год, исходя из среднегодового курса – 35,4 руб. за 1 доллар, ОАО «Сургутнефтегаз» - 35,1 руб. за 1 доллар, цены на нефть Urals на уровне 41 доллар за 1 баррель.

2. Инфляция на потребительском рынке РС(Я) по итогам 2008 года составила 112,5% при расчетном среднегодовом значении 110%. В утвержденном прогнозе республики уровень инфляции  был принят на уровне 109,6% и среднегодовом значении в 109,1% соответственно.
При корректировке прогноза социально-экономического развития республики на 2009 год, с учетом значительной доли завозимой продукции из-за пределов республики, в условиях ослабления курса рубля и соответствующего удорожания импортируемых товаров, при сохранении темпов роста на тарифы субъектов естественных монополий, индекс потребительских цен предлагается принять на уровне 113% (среднегодовое значение).

3. Индекс промышленного производства в 2009 году составит 106,3%, что выше ранее прогнозируемого уровня в 105,9%. Соответственно, ИФО без учета алмазодобычи составит 117,88% против 116,54%.
Положительные темпы роста промышленного производства обусловлены, главным образом, увеличением прогнозируемого объема в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых 154,98% (добыча нефти в натуральном выражении в 2009 году вырастет в 2,9 раза от оценки 2008 года и в 1,8 раза от утвержденного прогнозного значения).
В обрабатывающих отраслях в целом прогнозируется тенденция снижения объемов производства (90,1%) – большей частью за счет сокращения обработки алмазов (46,15%) и производства ювелирных изделий (66,38%).

4. Прибыль рентабельных предприятий на 2009 год прогнозируется в сумме 22,8 млрд. рублей против прогнозных 43,1 млрд. рублей, сокращаясь к оценке 2008 года на 40% в основном за счет угледобывающих, алмазодобывающих  предприятий,  организаций оптовой и розничной торговли, электроэнергетики. Прибыль рентабельных предприятий без учета добычи алмазов увеличится по сравнению с оценкой 2008 года на 6%.

5. Инвестиции в основной капитал на 2009 год скорректированы до 193,3 млрд. рублей с приростом на 22,1% в сопоставимых ценах к 2008 году против утвержденного прогноза на уровне 167,8 млрд. рублей. 
Рост инвестиций в 2009 году связан со значительными вложениями ООО ЦУП «ВСТО» на завершение строительства  нефтепровода «ВСТО» – 91,9 млрд. рублей), включая все затраты для ввода в действие объектов, обеспечивающих эксплуатацию нефтепровода.
Снижение объема инвестиций при этом прогнозируется по строительству объектов АК «АЛРОСА»  (непромышленного назначения) – с 4,2 млрд. рублей до 2,5 млрд. рублей, ОАО «Сургутнефтегаз» – с сокращением объема работ по разработке Талаканского НГКМ (с 19,7 млрд. рублей до 15,9 млрд. рублей).
Прогноз инвестиций в основной капитал на 2009 год приведен с учетом сокращения утвержденных расходов для финансирования объектов по Инвестиционной программе РС(Я) 2009 года на 15% и федеральным целевым программ на 25%.

Уровень жизни и занятость населения.

 В 2009 году среднемесячная номинальная заработная плата составит 25,5 тыс. рублей, что выше уровня 2008 года на 8,5%. В добыче алмазов, угля, в обрабатывающем производстве рост среднемесячной заработной платы не ожидается. Рост среднемесячной номинальной заработной платы в отраслях социальной сферы сохраняется на уровне утвержденного прогноза на 2009 год и  составит 109,6 %.
С учетом вышеизложенного, фонд оплаты труда работников предприятий и организаций в 2009 году составит 109,7 млрд. рублей против утвержденного прогноза в 123,1 млрд. рублей.
Кроме того, при корректировке доходов государственного бюджета РС(Я) на 2009 год также будут учтены изменения условий налогообложения, принятые на федеральном уровне в рамках антикризисных мер. В частности, на 4 % снижена ставка налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в федеральный бюджет. Кроме того, в целях компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ с 1 января 2009 года предусмотрена передача  субъектам РФ 0,5 процентов ставки налога на прибыль организаций. Доля акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ,  увеличена с 60 до 100 процентов. Увеличен необлагаемый минимум, учитываемый  при расчете коэффициента Кц по налогу на добычу нефти, с 9 до 15 долларов США. В рамках предоставленных субъектам РФ полномочий в республике, как я уже говорил, снижена ставка налога по упрощенной системе налогообложения с 15% до 10% .
По предварительным расчетам  в целом по консолидированному бюджету РС(Я) прогнозируется снижение поступления собственных доходов до 10 млрд.рублей, в том числе по  налогу на прибыль организаций – около 6,5 млрд. рублей, налогу на доходы физических лиц – 3,6 млрд. рублей, неналоговых доходов – 0,9 млрд. рублей. Кроме того, в связи с неблагоприятной ситуацией и снижением цен на отечественном рынке акций принято решение об отмене продажи акций ОАО «Сахателеком» в текущем году (в источниках внутреннего дефицита государственного бюджета на 2009 год было предусмотрено 1,3 млрд. рублей).

Учитывая значительное снижение доходов бюджета, Правительством РС(Я) начата работа по оптимизации бюджетных  расходов. При этом, Минфином РФ выдвигаются определенные требования по сокращению расходной части бюджета субъектов РФ к факту 2008 года: например, капрасходы – на 30%, матзатраты – на 15%, прочие расходы – на 15%.
Правительство РС(Я) ведет активную работу по отстаиванию наших позиций с Правительством РФ, Минфином РФ по вопросу компенсации выпадающих доходов консолидированного бюджета РС(Я) на 2009 год.
Подготовлены ряд обращений, проведены встречи с заместителем Председателя Правительства РФ, министром финансов РФ А.Л. Кудриным по вопросу укрепления доходной базы бюджета Республики, принятия мер по сокращению дефицита бюджета и совершенствования механизмов межбюджетных отношений в Российской Федерации.