Мы должны все время думать о совершенствовании республиканской системы льгот, о персонификации каждого льготника. Без этого мы не сможем осуществить столь необходимые качественные преобразования в сфере ЖКХ, транспорта, медицины, образования, социального обеспечения, санаторно-курортного обслуживания

Выступление Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова Е.А. на II Международном форуме "Транспорт России-2008" (Сочи, май 2008 г.) Печать
03 Июля 2008 года, 00:50

Создание опорной транспортной сети РС(Я) и решение проблемы «северного завоза»

Республика Саха (Якутия) - самый крупный по площади (3,1 млн кв. км) субъект Российской Федерации, занимающий 1/5 территории страны. Около 40% территории республики занимает группа северных и арктических районов (свыше 1,1 млн кв. км.).
Сегодня Республика Саха (Якутия) является экономическим лидером Дальнего Востока. Основа развития нашей экономики - наличие на территории республики уникальных природных ресурсов, разведанные запасы которых оцениваются в 78 триллионов рублей. Эти несметные запасы должны работать на будущее Российской Федерации, способствовать повышению уровня благосостояния государства, его населения.
Однако сегодня существуют определенные факторы, которые тормозят развитие экономики Якутии. К этим факторам можно отнести экстремальные природно-климатические условия, огромные территории с низкой плотностью населения, хрупкость и уязвимость природного баланса северных экологических систем.
Но, безусловно, главный тормоз нашего развития - инфраструктурные препятствия к диверсификации экономики. В первую очередь, отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, обуславливающее изолированность Республики от магистральных транспортных сетей и крайне ограниченную внутреннюю доступность с сильной зависимостью от сезонного фактора.


***
Положение усугубляется неразвитостью и технической отсталостью существующей транспортной сети, плотность которой в 5-6 раз меньше, чем в среднем по России. Основу транспортной инфраструктуры составляют внутренние водные пути и автодороги, включая грунтовые дороги и автозимники, составляющие более 60%. Это определяет резко выраженный сезонный характер транспортного обслуживания (срок навигации 3,5 - 4 месяца) и необходимость создания больших сверхнормативных запасов (80% внутреннего рынка товаров и услуг формируется за счет «северного завоза» товаров в летний период со средним сроком их обращения 380 дней, а для арктических районов Якутии со сроком обращения более полутора лет.
Всеми видами транспорта охвачена лишь южная часть республики, а обширные северные территории обслуживаются, кроме авиационного, сезонными видами транспорта - речным, атвозимниками; арктические районы - морским судоходством.
Зона круглогодичного транспортного обеспечения составляет 8,2% территории республики, где проживает 14,6% населения, соответственно, зона с ограниченными сроками завоза (сезонного завоза) составляет 91,8%, где проживает 85,4% населения.
Высокая стоимость перевозок воздушным транспортом, отсутствие транспорта высокой проходимости является сегодня реальным лимитирующим фактором решения жизненно важных социальных и производственных задач.
При этом на сегодняшний день основной объем грузов - нефтепродуктов, промышленных и продовольственных товаров поступает в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в общем грузообороте составляет около 50%.
В себестоимости товаров транспортная составляющая достигает 40 процентов. Вследствие этого, требуются огромные средства на сезонный завоз и хранение. Поэтому жизненно важное значение для Севера имеет вопрос пополнения и реновации флота, в особенности класса «река-море». Только этими судами возможен завоз энергоносителей и продовольствия для государственных нужд в арктические районы северо-востока России и загрузка морских танкеров, прибывающих по Северному морскому пути.
***
Транспортные затраты оказывают значительное влияние на повышение издержек производства предприятий республики. На каждую тонну товарной продукции как произведенной в республике, так и ввезенной из-за ее пределов, требуется транспортной работы в несколько раз больше, чем в других регионах России. Это приводит к прямому удорожанию ресурсов, потребляемых в республике по сравнению с регионами, где расположены основные центры производства потребляемых ресурсов.
Ежегодно на финансирование поставок продукции только для государственных нужд направляются огромные средства, их общая сумма в 2006 году составила 4,4 млрд. рублей, в 2007 году - 3,6 млрд. рублей.

***
Ликвидацию проблемы сезонности завоза грузов в республику и кардинальное улучшение системы транспортного обслуживания республики мы видим в создании опорной транспортной сети круглогодичного действия. Главным звеном в реализации данной задачи и ключевым стратегическим объектом является завершение строительства железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск с возведением совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через реку Лена в районе г.Якутска, а также синхронное с этим строительство и реконструкция автомобильных дорог, речных коммуникаций и инфраструктуры транспорта, которые составят основу всесезонной транспортной сети. Узловым пунктом в создании такой сети, безусловно, выступает Якутский транспортный узел, который сформируется на стыке наземных, речных, морских и воздушных путей сообщения.
Эффективность переключения на железную дорогу основной доли грузопотоков ввозимых в Республику материальных ресурсов заключается в сокращении перевозочных расходов и уменьшении объема кредитования товарных запасов за счет сокращения срока их хранения в среднем на 83 дня. Это позволит интегрировать в зону круглогодичного транспортного сообщения центральные, восточные и западные районы республики с охватом более 80% населения Якутии. Благодаря реализации проекта строительства железной дороги, значительно снизится стоимость проектов новых перерабатывающих предприятий, сооружение которых сегодня неэффективно из-за отсутствия транспортной инфраструктуры.
Совмещенный мостовой переход через реку Лена должен обеспечить круглогодичную связь столицы республики и ее левобережной территории с сетью железных дорог России, соединить в единую транспортную сеть федеральные автомобильные дороги «Лена», «Колыма» и «Вилюй», обеспечив круглогодичное сообщение между Республикой Саха (Якутия), Амурской, Магаданской, Иркутской областями и Хабаровским краем.
Благодаря этому будет гарантирована своевременная доставка в центральные и восточные районы республики всех жизненно необходимых грузов. Будут созданы условия применения судов смешанного «река - море» плавания без промежуточной их догрузки, что приведет к снижению транспортных издержек. Автомобильный транспорт получит возможность круглогодично обеспечивать перевозки грузов в труднодоступные районы республики по более коротким расстояниям.

***
В результате реализации указанных мероприятий предполагается следующее:
- общее снижение затрат по завозу ресурсов для нужд республики в результате перехода к новой схеме материального обеспечения составит средневзвешенно в зависимости от родов грузов и районов доставки от 30 до 70%. С учетом возрастающего грузопотока это даст общую экономию средств от 2,5 до 12-15 млрд. рублей ежегодно;
- снижение затрат на вывоз продукции в сочетании со снижением затрат на материальное обеспечение создаст условия для развития новых конкурентоспособных производств в лесопереработке, производстве минеральных удобрений, черной металлургии, нефтепереработке и других отраслях, повысит эффективность действующих производств. Это приведет к созданию новых рабочих мест (15-20 тыс.), увеличению совокупных налогов в бюджет на 1-4 млрд. рублей ежегодно;
- стоимость потребительской корзины снизится не менее чем на 15-20%;
- существенно возрастет транспортная доступность и транспортная подвижность населения;
- оптимизируется работа речного транспорта, значительно сократится число порожних рейсов судов от Якутска вверх по р. Лене; рейсооборот речных судов уменьшится на 4 тыс. км по сравнению с ныне действующим вариантом; не менее чем на треть увеличится производительность судов в короткий период навигации для арктических районов.
- создание дороги стимулирует развитие культурных, научных и других связей Якутии с другими регионами Российской Федерации, будет способствовать развитию туризма.
Осуществление масштабного проекта путем создания опорной транспортной сети республики с завершением строительства железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск и развитием всех видов транспорта в совокупности даст мощный мультипликативный эффект для резкого улучшения транспортных коммуникационных путей не только Якутии, но и Дальнего Востока, Восточной Сибири, позволит в значительной мере решить проблемы «северного завоза».
Достижению всех вышеперечисленных целей будет способствовать успешная реализация Стратегии развития транспорта Российской Федерации до 2020 года, которая полностью поддерживается Правительством РС (Я).