Мы медленно приспосабливаемся к рыночным реалиям. Многие до сих пор не готовы органично влиться в быстро трансформирующуюся систему экономических отношений, перестроить свое сознание и почувствовать сопричастность к формированию в республике новой инновационной политики

Выступление на встрече с руководством Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) IV созыва по вопросам взаимодействия Правительства и Госсобрания РС(Я) Печать
03 Июля 2008 года, 00:52

Егор БОРИСОВ: «Нам нужен конструктивный диалог».

Уважаемый Председатель Государственного Собрания! Уважаемые руководители комитетов Государственного Собрания! Уважаемые коллеги!


С учетом того, что в республике сформирован новый парламент, Правительство Республики Саха (Якутия) намерено начать скоординированную совместную работу для решения задач, стоящих сегодня перед Республикой Саха (Якутия).
Главная цель нашей работы в соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия) определена Президентом Республики Саха (Якутия) - это повышение благосостояния жителей Республики Саха (Якутия). Для достижения главной цели в Республике Саха (Якутия) сформулировано много задач, над реализацией которых работает Правительство Республики Саха (Якутия). Только при совместной и конструктивной работе органов исполнительной и законодательной ветвей власти можно добиться более определенных и эффективных результатов.
Наш сегодняшний разговор будет посвящен основным направлениям взаимодействия Правительства Республики Саха (Якутия) с Государственным Собранием (Ил Тумэн). Мы хотим озвучить перед вами, условия, в которых нам предстоит работать, основные цели и задачи, которые нам необходимо решать совместно, с учетом результатов совместной работы органов государственной власти Республики Саха (Якутия), проделанной за последние годы.
Прежде чем перейти к главному вопросу - к совместной законотворческой деятельности Правительства Республики Саха (Якутия) и Государственного Собрания (Ил Тумэн), я хотел бы остановиться на конкретных экономических и социальных вопросах, связанных с деятельностью Правительства Республики Саха (Якутия) как исполнительного органа власти.
Я хотел бы остановиться на положительных моментах, способствующих продвижению экономики Республики Саха (Якутия) и на отрицательных моментах, тормозящих наше развитие, которые нам совместными усилиями предстоит преодолеть.
Среди положительных моментов, прежде всего, следует отметить экономическое лидерство республики на Дальнем Востоке, характеризующееся следующими параметрами:
1) объемом и динамичным ростом валового регионального продукта (230 млрд.), оборотом организаций (268,4 млрд. руб.), промышленной продукцией (отгружено более 150 млрд. руб.), экспортом, доходами бюджета (55,9 млрд.), вводом жилья (309,6 тыс. м2), социальных объектов, инвестициями в основной капитал (124,6 млрд.), объемом розничной торговли (73,7 млрд.);
2) высоким инвестиционным и кредитным рейтингом, установленным международными агентствами. Сегодня мы имеем международный долгосрочный рейтинг "А+", что означает стабильный прогноз. Республика Саха (Якутия) является единственным субъектом на Дальнем Востоке, получившим такую оценку от международных агентств;
3) наличием в Республике Саха (Якутия) значительных перспективных отраслей, ориентированных на международные и общероссийские рынки. То есть имеется определенная четкая база для дальнейшего развития экономики республики, стабильная социальная ситуация с устойчивой тенденцией развития.
Стабильная социальная ситуация с устойчивой тенденцией развития подтверждается наличием:
1) положительной динамики естественного прироста населения (коэффициент естественного прироста на 1000 населения увеличился с 3,7 в 2001г. до 6,0 в 2007г.). Такой показатель естественного прироста населения имеет меньше десяти субъектов Российской Федерации;
2) сравнительно молодых экономически активных трудовых ресурсов. Это тоже ощутимый фактор, потому что он связан с перспективой развития Республики Саха (Якутия);
3) высокого образовательного уровня населения (При сравнительно небольшой численности населения республики очной и заочной формами обучения в учреждениях высшего профессионального образования охвачено более 40 тыс. человек);
Необходимо отметить, что сегодня в Республике Саха (Якутия) наблюдается в целом благоприятная экологическая ситуация.
Следующий фактор, являющийся основой развития экономики - это наличие на территории республики уникальных природных ресурсов. Разведанные запасы минерально-сырьевых ресурсов, находящихся на территории нашей республики - нефть, газ, уголь, лес, золото и пр. - оценены в 78 триллионов рублей.
В своей работе нам необходимо также учитывать и факт выгодного расположения Республики Саха (Якутия) на пресечении кратчайших путей между Азией, Европой и Америкой, в связи с чем проявляется большой интерес к работе в республике со стороны крупных бизнес-структур.
Основополагающим фактором на сегодняшнем этапе нашей работы является наличие в Республике Саха (Якутия) эффективно функционирующей региональной исполнительной власти во главе с Президентом республики, конструктивно работающей с основными субъектами экономической деятельности, начиная с муниципальных образований и заканчивая федеральными структурами.
Последнее, что хотелось бы отметить среди факторов, создающих положительные моменты в тенденции роста экономики Республики Саха (Якутия) - это то, что республика имеет долгосрочные программы развития, а именно Схему развития производительных сил Республики Саха (Якутия), энергетики и транспорта до 2020 года и 21 республиканскую целевую программу, где определяется развитие конкретных отраслей экономики.
Вот основные моменты, являющиеся опорой для социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на ближайшие 15-20 лет.
Однако наряду с этим мы обязательно должны учитывать объективные и субъективные негативные факторы, присутствующие в нашей жизни. Они были, есть и их преодоление является одной из самых главных наших задач, которые необходимо решать для того, чтобы двигаться вперед.
1) Первый объективный фактор связан с экстремальными природными климатическими условиями республики.
2) Второй объективный фактор связан с большими территориями, очаговым характером расселения с низкой плотностью населения.
3) Третий объективный фактор - это хрупкость и уязвимость природного баланса северных экологических систем.
При формировании экономической политики, мы всегда должны учитывать указанные природно-климатические, географические особенности республики.
Также к негативным факторам относятся:
4) Моноотраслевой характер экономики с превалированием алмазодобывающей промышленности, вступающей в сложный период технологического перехода на подземный способ добычи (более 60% собственных доходов бюджета - от алмазной отрасли). Для экономики республики, для будущего развития нашего субъекта становится рискованным базироваться только на одной отрасли.
5) Ограниченные возможности ведения сельскохозяйственного производства (плодородный почвенный слой невелик и сильно подвержен эрозионным процессам, по уровню влагообеспеченности вся территория республики находится за порогом границы рискованного земледелия), далеко не достаточное товарное производство в этой отрасли и повышенные затраты в капитальном строительстве.
6) Следующий момент, который необходимо нам иметь в виду, самый главный тормозящий фактор развития экономики республики - наличие инфраструктурных препятствий к диверсификации экономики:
- отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, обуславливающее изолированность Республики от магистральных транспортных сетей и слабую внутреннюю доступность с сильной зависимостью от сезонного фактора;
- отсутствие единой энергетической системы, затратность и неэффективность структуры энергоисточников, обуславливающие необходимость значительного перекрестного субсидирования;
- технологическая изолированность энергосистемы Республики от единой энергетической системы России;
- неразвитость инженерной и социальной инфраструктуры, например, отставание в обеспеченности населения РС (Я) инженерными коммуникациями от общероссийских показателей. Удельный вес жилых площадей, оборудованных газом, составляет 47%, водопроводом - 22%, канализацией - 20%, горячим водоснабжением оборудовано 48,6% жилфонда;
При имеющихся темпах строительства жилья и других социальных объектов мы не можем получить желаемый результат вложения инвестиционных средств, ввиду неразвитости инженерной и социальной инфраструктуры.
Большие затраты мы несем по причине наличия ветхого жилья (2,2 млн.кв.м. - 12,2% от общей площади жилого фонда против 3,2% в целом по РФ и 5,5% по ДФО) и изношенных коммунальных сетей.
7) Развитие местного производства значительно отстает от требований времени. Слабое развитие сферы услуг для населения. Недостаточный уровень развития в Республике Саха (Якутия) малого предпринимательства. Продвижение Республики Саха (Якутия), положительная тенденция развития экономики, параметры, которых мы добиваемся в росте валового регионального продукта, в обороте организаций и предприятий, в основном достигается за счет промышленности, за счет экспорта нашей продукции. При этом республика испытывает сегодня большие сложности в вопросах производства местной продукции, товаров народного потребления, промышленного и продовольственного направления. Этот фактор зависит от нас самих, здесь наблюдается меньшее влияние внешних факторов, присутствующих в экономике Республики Саха (Якутия).
8) Высокая степень зависимости республиканского бюджета от федеральных трансфертов и неналоговых платежей (поступления средств из Федерального бюджета в виде безвозмездных перечислений занимают наибольший удельный вес в структуре доходов государственного бюджета. За пять лет рост данного источника доходной части бюджета Республики составил от 33,0% в 2002 году до 46,6% в 2008 году). При всей положительной деятельности Правительства Республики Саха (Якутия) по увеличению трансфертов со стороны федерального центра это может потом обернуться определенной зависимостью Республики Саха (Якутия) от федерального бюджета и межбюджетных отношений с федеральным центром. Поступление средств из федерального бюджета за последние три года мы увеличили почти в два раза. Это, на первый взгляд, положительная картина, положительные результаты деятельности Правительства Республики Саха (Якутия). Но с учетом того, что мы поставили перед собой задачу через определенное время выйти на уровень доноров субъектов Российской Федерации, то увлекаться этим нет необходимости. Сегодня расходы бюджета на обеспечение социальных стандартов очень повышены (объем расходов государственного бюджета РС(Я) за период с 2001 года по 2006 год увеличился в 2,16 раза - с 30,2 млрд. рублей до 65,3 млрд. рублей. Рост расходов обусловлен повышением цен и тарифов, увеличением заработной платы работников бюджетной сферы, принятием дополнительных расходных обязательств).
9) Значительные контрасты наблюдаются между отдельными районами, городскими, сельскими и муниципальными образованиями, доходами городских и сельских жителей. Сегодня можно привести одну цифру - территориальная дифференциация доходов населения между доходами населения промышленных и сельскохозяйственных районов находится в соотношении 5:1.
При всех перечисленных положительных тенденциях, негативных моментах Правительство Республики Саха (Якутия) видит конкретную цель работы исполнительной власти, и она будет являться неизменной - это повышение уровня жизни и занятости населения.
Для этого надо создать условия динамичного развития инфраструктуры и реального сектора экономики. Сегодня определены пути развития экономики через диверсификацию экономики, то есть создание новых отраслей на базе тех или иных проектов, которыми мы в последние два-три года занимаемся очень интенсивно.
Наша задача состоит в привлечении инвестиций в определенные отрасли экономики. Она должна решаться эффективно, более быстрыми темпами. Здесь потребуется согласованная работа всех ветвей власти, совершенствование федеративных отношений и развитие местного самоуправления. Над этими вопросами сегодня мы вместе работаем. Для реализации этой цели нам необходимо решать конкретные задачи.
1) Первая - создание инфраструктуры как основы развития экономики. Указанная задача будет решаться посредством реализации Схемы развития республики, специальных государственных программ и иных нормативных правовых актов, принятых в Республике Саха (Якутия).
2) Вторая - оздоровление действующих базовых отраслей экономики. Сегодня базовые отрасли экономики дают 230 миллиардов рублей валового регионального продукта. На базе традиционно существующих направлений экономики Республики Саха (Якутия) мы можем в ближайшие годы добиться 300-350 миллиардов рублей валового продукта. Это есть определенная тенденция, по которой можно и дальше развивать экономику республики.
3) Третья - совершенствование управления государственными финансами, капиталом, имуществом. Совершенствование управления государственными финансами, государственным капиталом и имуществом, создание определенных условий для частного капитала, создание условий партнерства государства с частным капиталом - все это должно быть создано в ближайшее время.
Для решения поставленных задач необходима работа и в организационном плане:
1) Мы будем продолжать такой эффективный механизм «сверки» нашей работы с ситуацией на местах как традиционные отчеты органов исполнительной власти перед населением, традиционные встречи с главами муниципальных образований, взаимодействие с Парламентом республики для решения наиболее проблемных вопросов.
2) Будем более тесно работать с улусами, продолжать работу, начатую в арктических улусах.
3) С учетом предстоящих изменений в экономике республики работа балансовых комиссий министерств, ведомств и Правительства республики выйдет на новый уровень - если мы больше времени уделяли на оздоровление финансово-хозяйственной деятельности наших предприятий, то теперь мы будем требовать их развития и прибыльной деятельности с учетом интересов Республики.
4) Время подтвердило оптимальность сформированной структуры Правительства - и дальше будем совершенствовать её, в зависимости от поставленных задач, повышая исполнительскую дисциплину и ответственность непосредственно министров и руководителей ведомств, хозяйствующих субъектов.
5) Мы продолжим тесное взаимодействие с федеральными министерствами и ведомствами, которое за последние годы приносит свои плоды. Зримыми результатами такой работы является одобрение Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) Правительством Российской Федерации и принятие им соответствующего постановления; решение спорных вопросов по имущественному комплексу.
6) Правительство и дальше будет активно инициировать законопроекты, необходимые для поступательного социально-экономического развития Республики.
В целях реализации обозначенных выше задач, стоящих перед Республикой Правительство Республики Саха (Якутия) ставит перед собой задачу сохранить ту наступательную позицию в нормотворческой деятельности при взаимодействии с парламентом республики. Мы сохраним достигнутый в подготовке законопроектов уровень, мы знаем, по каким направлениям будем дальше работать, конструктивно взаимодействовать, успешно и созидательно сотрудничать с парламентом на основе доверия и уважения для эффективного управления экономикой республики.
Поэтому считаем необходимым отметить следующие основные приоритеты и направления взаимодействия Правительства Республики Саха (Якутия) с Государственным Собранием республики.
1. Взаимодействие в сфере разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом 258-ФЗ, принятым 29 декабря 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» субъектам Российской Федерации передано более 70 полномочий. На сегодня стоит вопрос законодательного обеспечения исполнения переданных полномочий.
Сегодня Правительству Республики Саха (Якутия) и Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) IV созыва в целях полноты реализации переданных полномочий в Республике Саха (Якутия), необходимо до конца обеспечить внесение и принятие проектов законов Республики Саха (Якутия), направленных на реализацию федеральных законов № 258-ФЗ, № 230-ФЗ.
Ряд законов в этом направлении уже принят. Кроме того, Правительством Республики Саха (Якутия) будет вноситься в течение года еще ряд законопроектов, регулирующих полномочия республики в области образования, охраны окружающей среды, охоты и охотничьего хозяйства, государственной охраны памятников истории и культуры и другие.
2. Взаимодействие в сфере реализации приоритетных национальных проектов, Схемы комплексного развития и размещения производительных сил, транспорта и энергетики в Республике Саха (Якутия) до 2020 года
Под особый контроль в Республике Саха (Якутия) поставлена реализация приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Развитие АПК» в Республике Саха (Якутия).
В этих направлениях в республике достигнуты определенные результаты, но они сегодня не в полной мере отвечают потребностям населения республики. Для дальнейшей реализации приоритетных национальных проектов Правительству и Государственному Собранию (Ил Тумэн) необходимо создать определенные условия посредством принятия соответствующих законов и других решений.
Самой главной проблемой сегодня является проблема создания механизма доступности жилья для тех слоев населения, которые имеют доходность ниже среднереспубликанских показателей.
Необходимо создать условия борьбы за здоровый образ жизни, создание определенных условий доступности качественного медицинского обслуживания.
В целях эффективной реализации в Республике Саха (Якутия) крупных социальных, экономических и промышленных мегапроектов, рассчитанных на социально-экономический эффект, от Правительства Республики Саха (Якутия) и Государственного Собрания (Ил Тумэн) потребуется координация совместных действий и согласование позиций в целях обеспечения поддержки и законодательного обеспечения экономических программ развития республики.
В частности, эти вопросы соответствуют конкретной реализации Схемы комплексного развития размещения производительных сил, транспорта и энергетики.
Здесь вопросов много, это, прежде всего, совершенствование разрешительной системы путем передачи полномочий в этих вопросах на уровень субъектов Российской Федерации, в частности, на примере Республики Саха (Якутия). Сегодня возникают определенные сложности с началом прихода стратегических партнеров, стратегических инвесторов на территорию Республики Саха (Якутия). К сожалению, федеральное законодательство не регулирует ответственность крупных бизнес-структур, приходящих в субъекты Российской Федерации, в социальном плане или в вопросах развития субъекта Российской Федерации. Поэтому сегодня есть определенная необходимость создания законодательной базы регулирования деятельности наших стратегических партнеров на территории субъекта, в частности Республики Саха (Якутия).
Например, по итогам 2007 года "Сургутнефтегаз" как ответственная компания, заключившая соглашение с Правительством Республики Саха (Якутия), заплатила почти 2 миллиарда рублей налогов, не добывая нефть на территории Республики Саха (Якутия). А если начнет добывать, то поступление налоговых платежей в бюджет республики увеличится. При этом другие компании, в частности железнодорожно-строительные, которые заработали в прошлом году более 6 миллиардов рублей, заплатили Республике Саха (Якутия) всего 64 миллиона рублей. Это намного меньше того, что соответствует требованиям налогового законодательства. При этом они никакую ответственность перед нами не несут. Поэтому необходимы документы, регулирующие в законодательном плане взаимоотношения партнеров, приходящих работать на территорию Республики Саха (Якутия). Этот вопрос требует оперативного вмешательства со стороны органов власти Республики Саха (Якутия).
3. Взаимодействие в сфере бюджетного законодательства
Начиная с текущего года, в связи с изменениями бюджетного законодательства Российской Федерации принципиальное значение приобрели вопросы среднесрочного финансового планирования, которые призваны обеспечить преемственность и предсказуемость не только бюджетной, но и макроэкономической, налоговой и денежно-кредитной политики, способствовать повышению устойчивости бюджетной системы, повысить обоснованность планирования бюджетных расходов. В соответствии с указанными изменениями приняты законы Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2007 года 525-З N 1095-III «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» и «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2008 год» и среднесрочный финансовый план Республики Саха (Якутия) на 2008-2010 годы».
Уважаемые коллеги! В этом вопросе мы должны сегодня занять более жесткие и определенные позиции, мы должны переходить на долгосрочное планирование не только экономики, но и бюджетных расходов для того, чтобы создать более ясную картину формирования бюджета, финансового плана, чтобы видеть определенные расходы с учетом перспектив развития нашей республики в ближайшее время. И, самое главное, мы должны заранее создавать условия не только для деятельности бюджетных учреждений, но и для расходов, которые мы формируем на поддержку тех или иных отраслей экономики республики. Правительство Республики Саха (Якутия) уже начинает в эти дни работать над формированием бюджетов следующих лет, и при том следующий бюджет будет формироваться не с учетом только 2009 года, но и 2010 года.
4. Взаимодействие в сфере реализации предвыборных программ политических партий, представленных в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) IV созыва впервые избрано по смешанному принципу. Каждая партия к выборам пришла с конкретной предвыборной программой. Основные цели и задачи предвыборных программ партий направлены на созидательное развитие Республики Саха (Якутия), улучшение благосостояния и социальной обеспеченности жителей Республики Саха (Якутия).
Должен отметить, что все программы, планы действий региональных отделений партий, должны соответствовать программам, утвержденным законами Республики Саха (Якутия), в которых республика определила план действий, пути развития на предстоящие пять лет. Только в том случае, если мы найдем определенные дополнительные финансовые ресурсы и получим дополнительные доходы, мы будем иметь возможность откорректировать эти программы в соответствии с предложениями партий, представленных в парламенте республики.
Правительство Республики Саха (Якутия) видит, что во многих моментах программы партий совпадают с основными критериями, основными требованиями, заложенными в республиканских программах, которые сегодня уже работают. Эти моменты программ политических партий должны браться под конкретную опеку со стороны Правительства Республики Саха (Якутия) и непосредственно парламента республики.
5. Взаимодействие в сфере совершенствования федерального законодательства
Одна из главных задач, которую мы и раньше видели, и сегодня ставим - это взаимодействие в сфере совершенствования федерального законотворчества. Это очень сложный участок. Со стороны Государственной Думы в последнее время остаются без должного внимания законодательные инициативы субъектов Российской Федерации. Но при этом Республика Саха (Якутия) должна занять наступательную позицию в вопросе реализации законодательной инициативы в Государственной Думе Российской Федерации в социально и экономически значимых для Республики Саха (Якутия) вопросах.
1) Во-первых, это вопросы пенсионного обеспечения.
По-прежнему актуальными для жителей Республики Саха (Якутия) остаются проблемы пенсионного обеспечения северян. О недостаточности размера пенсий для жизни пенсионеров северных регионов свидетельствует тот факт, что, несмотря на тяжелые природно-климатические условия, пенсионеры порой вынуждены работать только потому, что размер их пенсии значительно ниже прожиточного минимума. В республике во главе с Президентом Вячеславом Штыровым идет постоянная системная работа по решению вопросов пенсионного обеспечения северян, эта работа и дальше должна продолжаться. Инициативы Республики Саха (Якутия) направлены на установление специфичных условий и норм пенсионного обеспечения с учетом низкого уровня жизни, повышенных цен на товары и услуги, более ранней утраты трудоспособности в связи с тяжелыми, экстремальными северными условиями. Первое направление, по которому я вас призываю, как и раньше продолжать работать вместе.
2) Второе направление взаимодействия в области федерального законотворчества - это сфера недропользования.
Прежде всего, нам необходимо вернуться к рассмотрению принципа "двух ключей", который мы потеряли в 2003 году. Сегодня есть определенные несовершенства федерального законодательства, или конкретного Федерального закона "О недрах", где не произведено разграничение предметов ведения и полномочий по владению, пользованию, распоряжению этими участками недр между уровнями государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К сожалению, до сих пор такого механизма мы еще не имеем на федеральном уровне.
Также проблемы возникли и в связи с реализацией Лесного кодекса Российской Федерации, который установил запрет разработки месторождений полезных ископаемых в зеленых зонах. Необходимость пересмотра этих требований сегодня уже возникает.
Кроме того, участие субъектов Российской Федерации в регулировании рациональным использовании участками недр, установленного Законом "О недрах", не имеет механизма реализации, так как внесенные предложения могут быть федеральными органами могут быть отклонены без объяснения причин и ответов. Это особенно важно в связи с мегапроектами, реализуемыми на территории Республики Саха (Якутия).
3) В сфере природопользования, охраны окружающей среды тоже требуется наша инициатива, в том числе в целях регулирования вопросов недропользования. Требуется совершенствование, поиск новых направлений, а также экологическое воспитание населения.
4) Нам необходимо продолжить работу по обеспечению дальнейшего рассмотрения, принятия проектов федеральных законов, внесенных Республикой Саха (Якутия) в области совершенствования пенсионного обеспечения, налогового и бюджетного законодательства. Каждый законопроект направлен на улучшение социального и экономического положения северян.
6. Взаимодействие в сфере приведения законодательства Республики Саха (Якутия) в соответствие с федеральным законодательством
Взаимодействие Правительства Республики Саха (Якутия) и Государственного Собрания (Ил Тумэн) в сфере приведения законодательства республики в соответствие с федеральным законодательством является залогом успешного взаимодействия с федеральными органами власти Российской Федерации для решения конкретных экономических, социальных и даже политических вопросов Республики Саха (Якутия). Сегодня мы имеем определенную картину, по каким направлениям нам дальше работать, не ущемляя свои конституционные права субъекта Российской Федерации.
Уважаемые коллеги! Правительство Республики Саха (Якутия) заинтересовано в совместной конструктивной работе с Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Нам необходим конструктивный диалог для решения общих задач, которые стоят перед нами.
Спасибо.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов
Якутск

1 апреля 2008 года