До сих пор нам удавалось убеждать центр учитывать особенности Якутии. Нужно и впредь сохранять такую же принципиальную позицию.
доклад Печать
10 Сентября 2009 года, 20:16
Полный текст доклада Е.А. Борисова на IV Дальневосточном международном экономическом форуме

«О программных методах развития горнодобывающего и нефтегазового комплексов в свете основных положений Стратегии развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года » (г. Хабаровск, 8 сентября 2009 г.)

Уважаемые участники форума, дорогие коллеги

Программный метод управления экономикой региона является основным механизмом в деятельности Правительства Республики саха (Якутия). Это позволяло и позволяет нам решать проблемы республики комплексно и более эффективно.
Необходимость ускорения развития Дальнего Востока, в том числе Республики Саха (Якутия) требует разработки на федеральном уровне программ отраслевого характера по решению существующих комплексных проблем. Особое место здесь занимает развитие отраслей по освоению недровых богатств Востока Российской Федерации.
Социально-экономическая модернизация восточных регионов России, перспективы развития экономики напрямую связаны с эффективным освоением природных ресурсов,  общемировое значение которых привлекает внимание всех государств и особенно стран АТР.
Богатая минерально-сырьевая база во многом определяет вектор экономического развития Дальнего Востока, создает конкретные предпосылки для повышения качества жизни населения региона и благосостояния граждан России.
Вклад Республики Саха (Якутия) в минерально-сырьевую базу Дальнего Востока и России в целом весьма значителен, что достаточно четко отражено в проекте Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 года. Сегодня на федеральном уровне переосмыслена сама роль Республики Саха (Якутия), ее геополитическая значимость, как для Дальнего Востока, так и для всей нашей страны.
Якутия занимает ведущие места по добыче алмазов, золота, угля. На ее территории разворачивается масштабная добыча нефти и газа, проводятся подготовительные работы к началу освоения месторождений урана, серебра, железа, полиметаллов. Создана развитая горнодобывающая промышленность, в которой более чем на 500 участках недр работают порядка 250 крупных и средних предприятий-недропользователей, в т.ч. мирового и российского уровня.
По состоянию на начало 2009 года государственным балансом полезных ископаемых по республике учитывается 39 видов минерального сырья на более чем полутора тысячах месторождений. Доходы от минерально-сырьевого комплекса составляют 60% доходной части государственного бюджета республики.
Имеющаяся сырьевая база и прогнозный потенциал недр при соответствующих вложениях в геологоразведочные работы могут обеспечить долговременные потребности Республики Саха (Якутия) и России в таких важнейших видах полезных ископаемых, как уголь, нефть и газ, уран, железо, алмазы, золото, серебро, олово, сурьма, вольфрам, ниобий, редкоземельных элементах и других видах минерального сырья.
Региональные поисковые работы на нефть и газ, твердые полезные ископаемые в республике, как и на других территориях Российской Федерации, выполняются в основном в рамках федеральных программ геологоразведочных работ по изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы.  В республике, кроме того, реализуется своя государственная целевая программа проведения геологоразведочных работ на период 2007-2011 годы и до 2020 года. В 2007 году финансирование геологоразведочных работ на территории республики составило 8 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета 1,3 млрд. рублей, в 2008 году – 11 млрд. рублей и 1,45 млрд. рублей соответственно.
Вместе с тем геологическая изученность территории Республики Саха (Якутия) по-прежнему остается одной из самых низких в Российской Федерации и не отвечает темпам развития добывающей промышленности. К примеру, за последние 10 лет геологическим картосоставлением охвачено всего 6% территории республики.
В рамках реализации федеральной долгосрочной государственной программы изучения недр,  стратегических планов и программ крупнейших российских компаний-недропользователей, документов долгосрочного развития республики, включая утвержденный Правительством России Инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии», мы предлагаем предусмотреть увеличение ежегодного софинансирования из федерального бюджета. Основная цель – расширить географию сейсморазведочных работ и параметрического бурения на нефть и газ за счет слабоизученных перспективных территорий Западной и Восточной Якутии, тяготеющих к нефтепроводу ВС-ТО, что обеспечит вовлечение новых территорий в геологоразведочное изучение за счет средств недропользователей.
Необходимо отметить, что при разработке федеральных программ изучения шельфовых территорий арктических морей и прилегающих районов континентальной суши, северные территории Республики Саха (Якутия) постоянно оцениваются как нефтегазоносные с высоким прогнозным углеводородным потенциалом, но их освоение откладывается, как правило, на более отдаленную перспективу. В этих условиях необходимо закрепить в федеральных программных документах предложения Республики Саха (Якутия) по возобновлению геологоразведочных работ с целью изучения ее арктических территорий.
Рассматривая перспективы развития горнодобывающих отраслей, следует остановиться в первую очередь на системообразующей для республики отрасли, каковой является алмазодобыча.
В целях дальнейшего развития алмазодобывающей промышленности в настоящее время в республике осуществляется переход на подземный способ добычи алмазов, продолжается строительство новых подземных рудников. Завершено строительство подземного рудника по добыче алмазов «Интернациональный», а также первого этапа строительства подземного рудника «Мир». Строятся подземные рудники «Айхал» и «Удачный». Для дальнейшего строительства требуются значительные капиталовложения –  не менее 60,5 млрд. рублей.
Однако в условиях негативного влияния глобального кризиса реализация продукции алмазодобывающих предприятий существенно снизилась. По оценке экспертов, рынок сырых алмазов сократился примерно на 60-80% по сравнению с пиковыми значениями рынка в 2008 году.
Государственная поддержка остается на сегодняшний день единственно возможным способом сохранения алмазодобывающего комплекса, от деятельности которого напрямую зависит дальнейшее социально-экономическое развитие республики. Главными мерами здесь остаются выкуп Гохраном России алмазной продукции, а также предоставление государственных гарантий на реструктуризацию задолженности алмазодобывающих предприятий перед кредитными организациями. Действенным способом поддержки алмазогранильной отрасли может стать изменение налогового законодательства в части установления нулевой ставки НДС к операциям по реализации природных алмазов субъектами добычи обрабатывающим предприятиям. Это позволит эффективно защищать интересы российских огранщиков и создаст благоприятный климат для привлечения инвестиций в реальный сектор производства.
По объемам золотодобычи республика занимает третье место в России. В связи с истощением минерально-сырьевой базы золота на россыпных месторождениях в настоящее время активно обсуждаются перспективы золотодобычи в Яно-Колымской золоторудной провинции, освоение которой сдерживается по причине отсутствия транспортной и энергетической инфраструктуры.
Ресурсный потенциал Яно-Колымской провинции, расположенной на территории Якутии и Магаданской области, составляет не менее 5000 т золота,  кроме того он значителен по полиметаллам, олову, медным рудам, редким металлам, различным видам неметаллических полезных ископаемых. Таким образом, существуют серьезные предпосылки для формирования на Северо-Востоке России крупного горнопромышленного кластера мирового уровня.
К первоочередным мероприятиям по освоению Яно-Колымской золоторудной провинции следует отнести совместную разработку Правительством Республики Саха (Якутия) и Администрацией Магаданской области, при активном участии крупнейших российских золотодобывающих компаний, Концепции развития провинции, создание Единого координационного органа, формирование инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства.
Необходима интенсификация поисковых и геологоразведочных работ с увеличением объемов финансирования из Федерального бюджета с целью перевода прогнозных ресурсов золота в балансовые запасы. Требуется  существенное увеличение субсидий на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в рамках действующих федеральных целевых программ, строительство линий электропередачи к месторождениям полезных ископаемых.
Для успешной реализации данного комплексного проекта, требующего значительных капитальных вложений, необходима соответствующая поддержка с использованием форм и механизмов государственно-частного партнерства и предоставлением государственных преференций недропользователям на период поиска, разведки и освоения Яно-Колымских крупномасштабных месторождений.
По добыче угля Республика Саха (Якутия) занимает первое место среди регионов Дальнего Востока. На долю республики приходится свыше трети (35%) добываемого угля на востоке страны. В перспективе в угольной промышленности взамен выбывающих мощностей Нерюнгринского угольного разреза планируется ввод новых угольных предприятий.  Сейчас в республике строится одновременно три угольных шахты, но наиболее перспективными являются проекты освоения Эльгинского месторождения и строительства Инаглинского угольного комплекса.
С проблемами в финансировании одного из стратегических для республики и всего Дальнего Востока проектов по освоению Эльгинского месторождения углей в Южной Якутии, столкнулась сегодня и компания «Мечел». Основной мерой государственной поддержки является исполнение поручения Председателя Правительства РФ о выкупе пулом системообразующих банков облигаций ОАО «Мечел», предназначенных для финансирования проекта освоения Эльгинского месторождения, а также использование механизма предоставления государственных гарантий Российской Федерации по данному проекту.
Существует и ряд других проблем, которые в будущем могут стать препятствием для дальнейшего развития угольной отрасли на Востоке страны. В их числе недостаточная провозная способность дальневосточных железных дорог (особенно участок Восточного БАМа до порта Ванино); недостаточная производительность дальневосточных портов по перевалке углей; использование в теплоэнергетике отходов обогащения коксующихся углей. Эти вопросы тоже требуют консолидации усилий государства и бизнеса.
С целью увеличения экспортного потенциала угледобывающих предприятий необходима незамедлительная реализация мероприятий по развитию транспортной и портовой инфраструктуры Дальнего Востока. Комплекс соответствующих мер целесообразно предусмотреть в рамках формирования мер по реализации Стратегии развития Дальнего Востока до 2025 года.
По объему разведанных запасов олова Россия входит в десятку ведущих стран мира. Основная  сырьевая база по оловодобыче сосредоточена на Северо-Востоке  России.  Сегодня в Якутии, в целях сохранения этого производства, разрабатывается антикризисный план деятельности единственного в республике оловодобывающего предприятия.
С учетом того, что вопрос сохранения добычи олова, является для государства стратегическим, необходимо также срочно принять меры господдержки  производителей олова. Считаю необходимым совместно с Минпромторгом России разработать и включить в Стратегию развития металлургической промышленности соответствующий раздел по развитию оловодобывающей промышленности.
Кроме того, в указанной Стратегии необходимо учесть развитие черной металлургии в Южной Якутии, где расположена крупнейшая железорудная база по  ДФО и Восточной Сибири. В рамках утвержденного Правительством России инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» предусмотрено создание Южно-Якутского железорудного горно-металлургического объединения, включающего Тарыннахский и Таежный ГОКи.

Уважаемые коллеги!

Основополагающим программным документом в сфере развития нефтегазового комплекса всего Дальнего Востока является Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учётом экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР. Реализация мероприятий Восточной газовой программы, наряду со строительством трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», позволит значительно поднять уровень социально-экономического развития Дальнего Востока России.
Правительством Республики Саха (Якутия) совместно с ОАО «Газпром» в июле 2007 года подписано соглашение о сотрудничестве, заключен договор о газификации, завершена разработка Генеральной схемы газификации и газоснабжения Республики Саха (Якутия). С середины 2008 года ОАО «Газпром» начата практическая реализация Программы. Пять крупнейших месторождений нашей республики (Чаяндинское, Таас-Юряхское, Верхневилючанское, Среднетюнгское и Соболох-Неджелинское) отнесены к месторождениям, имеющим стратегическое значение для газоснабжения Российской Федерации. В 2008 году Чаяндинское НГКМ  передано в недропользование ОАО «Газпром», как собственнику Единой системы газоснабжения России. Начаты геологоразведочные и проектные работы.
ОАО «Газпром» сохраняет свои обязательства согласно лицензионному соглашению и плану мероприятий по освоению и  разработке Чаяндинского месторождения, в соответствии с которым начало разработки нефтяной оторочки планируется в 2014 году, газовой залежи — в 2016 году. К началу добычи газа (2016 год) с Якутского центра газодобычи  в рамках Восточной газовой программы будет введен в эксплуатацию  магистральный газопровод Якутск-Хабаровск-Владивосток, начало строительство которого планируется с 2011 года.
В ходе недавнего визита в Якутию председателя Правительства России В.В.Путина, им было поддержано предложение руководства республики о возможности расширения минерально-сырьевой базы ОАО «Газпром» за счет дополнительного предоставления холдингу «Газпром» месторождений, которые уже переданы в федеральный фонд, но пока не вовлечены в производство.
Освоение месторождений на Дальнем Востоке сопряжено со значительными издержками на создание инфраструктурных объектов, и в связи с этим, важно определить меры государственной поддержки инвестиционных проектов в газовой сфере, реализуемых в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Такими мерами, в частности, могут стать налоговые «каникулы» на период окупаемости проекта и снижение либо отмена экспортной пошлины на добываемый газ.  Данные предложения Республики Саха (Якутия) также получили одобрение Председателя Правительства России.
Восточная газовая программа по своим масштабам не уступает строительству Байкало-Амурской магистрали, поэтому ее реализация требует консолидации усилий многих федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ОАО «Газпром» и других российских компаний по опережающему созданию инфраструктуры – возведению автомобильных дорог, линий электропередачи, формированию базовых поселков и городов.
Целесообразно разработать План мероприятий по опережающему формированию транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры для реализации перспективных проектов комплексного развития территорий, в том числе отраслей нефтегазового комплекса на востоке страны.
В условиях кризиса и наметившихся проблем с экспортными поставками газа в западном направлении, задача диверсификации рынков сбыта российского газа с созданием экспортных направлений в страны АТР становится еще более актуальной, в связи с чем, темпы реализации Программы должны быть существенно увеличены.
Кроме того, на наш взгляд, необходима проработка отдельного программного документа, возможно, в рамках мер по реализации Стратегии развития Дальнего Востока до 2025 года. Речь идет о Комплексе мер по господдержке предприятий по добыче и переработке природных ресурсов на начальном этапе их освоения.
Нами принят стратегической документ «Основные направления развития нефтяной и газовой промышленности Республики Саха (Якутия) до 2020 года», синхронизирующий мероприятия принятых региональных и федеральных стратегических документов, а также инвестиционных программ предприятий нефтегазовой отрасли.
Схема развития нефтегазового комплекса республики включает  реализацию двух основных проектов трубопроводного транспорта - строительство трубопроводной системы ВС-ТО и магистрального газопровода «Якутский центр газодобычи – Хабаровск» в рамках реализации Восточной газовой программы, которые серьезно расширяют рынок сбыта нефти и газа, как за пределы  республики, так и на экспорт. В декабре текущего года завершается строительство I этапа нефтепровода ВС-ТО «Тайшет-Сковородино». С его запуском республика существенно увеличит объемы добычи. Если в 2008 году всего было добыто 675 тыс.тонн нефти, то к 2010 году объем добычи составит порядка 3 млн.тонн, к 2025 году – 15 млн.тонн. нефти в год.
Планируется создание 5 крупных перерабатывающих производств – строительство в г.Ленске газохимического комплекса с переработкой 20 млрд.куб.м. природного газа в год, нефтеперерабатывающего завода с переработкой до 1 млн.тонн нефти в год, трех газоперерабатывающих заводов в г.Алдане, в Центральной Якутии и на Средневилюйском ГКМ – каждый с выпуском более 500 тыс.тонн в год высококачественного моторного топлива. Развитие на территории региона отраслей глубокой переработки сырья, выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, активное внедрение инновационных и энергоресурсосберегающих технологий приобретает для нас сегодня особое значение.

Уважаемые участники форума!

Реализация всех вышеперечисленных проектов предусмотрена в рамках программного стратегического документа – Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденного Правительством РФ. Важно отметить, что основные положения нашей Схемы учтены при разработке проекта Стратегии социально-экономического развития  Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года.
Глобальный финансовый кризис обострил необходимость принятия срочных государственных мер и решений для обеспечения географической и отраслевой диверсификации экономики Российской Федерации.  В этой связи мы еще раз заявляем о необходимости ускорить принятие Стратегии Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года и приступить к ее практической реализации с разработкой Плана мероприятий по реализации Стратегии.
Кроме того, на наш взгляд, целесообразно также формирование новой  федеральной целевой программы по развитию Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 года с выделением детальных подпрограмм по каждому из субъектов с пятилетними циклами ее реализации. Нам приятно, что в докладе заместителя министра регионального развития эта позиция подтверждена.
Разработка новая федеральной целевой программы необходима, прежде всего, потому, что все проекты, реализуемые бизнесом, должны быть увязаны по времени с созданием необходимой энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры –  а это уже прерогатива государства. Приведу только один пример. Реализация «Газпромом» проектов по созданию Якутского газового центра, как я уже говорил, разделена на этапы, первый из которых должен завершиться к 2016 году.  Но срок действующей Дальневосточной программы развития истекает в 2013 году. Такая нестыковка, безусловно, самым негативным образом влияет на ход выполнения запланированных нами задач, размывает цели, ставит под сомнение эффективность принятых ранее на государственном уровне решений.
Мне хотелось бы подчеркнуть, что идею о разработке новой редакции Программы развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года Президент РФ Д.А.Медведев назвал абсолютно правильной.
Нет сомнений, что от того, насколько скоро будет утверждена Стратегия и насколько скоро будут приняты новые программы, сегодня напрямую зависит четкое, поступательное развитие Дальневосточного региона.
Спасибо.