Отношение сотрудников министерств и ведомств, администрации главы и правительства республики к гражданам, обращающимся с просьбами или за разъяснениями, должно быть очень внимательным, чтобы люди всегда получали исчерпывающие ответы на интересующие их вопросы

стенограмма Печать
06 Декабря 2008 года, 00:17

Полный текст выступления Е.А.Борисова на правительственном часе в Государственном Собрании (Ил Тумэн) 2 декабря 2008 года

В связи с определенными разночтениями, которые возникли в средствах массовой информации при освещении правительственного часа в Государственном Собрании (Ил Тумэн), состоявшегося 2 декабря, приводим полный текст выступления  Председателя Правительства РС (Я) Е.А.Борисова на этом мероприятии.

Добрый день, уважаемые народные депутаты!
Добрый день,  уважаемые участники правительственного часа!
Конечно, темы, которые сегодня рассматриваются,  актуальны для всех –  не только для депутатов, не только для правительства, но и в целом для населения Республики Саха (Якутия). Они связаны не только с текущим состоянием экономики, но и с предстоящим ближайшим будущим.
Я хотел бы начать с информации по тем мерам, которые принимаются на уровне Правительства Республики Саха (Якутия) по антикризисным делам. Но, прежде всего,  я хотел бы остановиться на ожидаемых итогах по основным макроэкономическим показателям нашей экономики до конца текущего года, с учетом того, что остался один месяц.
Должен сказать о незначительных отклонениях от утвержденного прогноза на 2008 год,  с сохранением на сегодняшний день положительных тенденций в целом в экономике республики и ростом валового регионального продукта, примерно, на 104-105 процентов – в основном за счет увеличения инвестиций в Республике Саха (Якутия) в основной капитал.
Ожидаемые итоги по крупным параметрам примерно такие. Прежде всего, это валовой региональный продукт, как я уже  сказал - 104-105 процентов, индекс промышленного производства - 103-104 процента. Это рост достаточно большой. Среднемесячная заработная плата по итогам года составит 24 тысячи рублей. Фонд оплаты труда в целом по республике составит 106 миллиардов рублей. Это тоже значительно больше, чем в прошлом году. Прибыль предприятий республики составит, примерно, 37-39 миллиардов рублей. То есть те ожидаемые показатели, которые мы  просматривали в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия),  подтверждаются. Также исполнение бюджета с учетом корректировок, которые мы вместе с вами проводили,  тоже будет в полном объеме. Такие прогнозы мы сегодня для себя сделали,  и 2008 год для нас будет и по исполнению бюджетов достаточно нормальным.
Сегодня при всем этом с учетом того, что происходит и на мировом рынке, и с учетом того,  что происходит в российской экономике,  есть определенные проблемы. Прежде всего, это традиционные наши проблемы, связанные с промышленностью: с золотодобывающей промышленностью,  оловодобывающей, сурьмяной промышленностью. Те прогнозы, которые предусматривались в этом году, не выполнятся. Есть определенные объективные факторы, конечно, есть и субъективные.
У нас традиционно оставалось проблемой (и сегодня она сохраняется) производство товаров народного потребления на местах - местное производство, пищевая промышленность, перерабатывающая, мебельная промышленность, лесопромышленность. С этой точки зрения мы в этом году сдвигов тоже не добились.
Кроме того, в четвертом квартале с учетом конъюнктуры на мировом рынке по алмазам сегодня сложности появились у компании "АЛРОСА" и у наших алмазодобывающих предприятий – "Алмазы Анабара" и "Нижнеленское". Это связано с прекращением реализации на мировом рынке сырья по тем ценам, которые сложились в последние годы. Поэтому здесь тоже возникли определенные сложности, которые мы будем испытывать по итогам четвертого квартала.
При всем этом у нас принимаются соответствующие меры, о которых  я буду говорить. Естественно, финансовый кризис, который появился в мире, повлиял и на российскую экономику, впоследствии повлияет и на нашу экономику. Главное, чтобы мы понимали это, разбирались и принимали правильные решения.
Прежде всего, речь идет о кредитных финансовых институтах Российской Федерации. Они связаны с ростом процентных ставок и с ухудшением условий кредитования. На сегодняшний день и в Республике Саха (Якутия) мы уже начинаем это чувствовать. Это касается не только физических лиц, но и юридических лиц.
Второе. Это финансовые потоки в условиях высокой неопределенности. Сегодня  речь идет о крупных предприятиях российского государства,  которые уже входят в правительственные коридоры с учетом того, что не достает оборотных  финансовых ресурсов. Для того чтобы решать эти вопросы, необходимо найти определенные возможности государственной казны в целом для поддержки отраслей экономики Российской Федерации. Сегодня особенно страдают предприятия добычи полезных ископаемых, особенно твердых полезных ископаемых. Вы наверняка уже слышали о том, что в некоторых субъектах Российской Федерации,  где есть добывающие предприятия, особенно твердых полезных ископаемых,  корректируются принятые бюджеты на 2009 год в части сокращения доходной части. Есть некоторые субъекты, которые потеряли 50 процентов доходной части в своих бюджетах.
Конечно,  есть сегодня факторы,  которые связаны  с неточностью инвестиционной  динамики в целом по Российской Федерации. Падают инвестиции в основной капитал. Здесь,  конечно,  можно приводить много примеров. Это крупных  инвесторов,  связанных с добычей полезных ископаемых,  особенно, как я сказал,  по твердым полезным ископаемым.
Четвертое. Основным фактором нынешнего кризиса является конъюнктура мирового рынка, потому что Россия сама по себе является сырьевой и экспортной страной. У нас конъюнктура рынка по доходам и в целом по деятельности предприятий  влияет на показатели падения цен на основные ресурсы.
К чему приводит действие данных факторов? Прежде всего, это трудная доступность к финансовым, денежным средствам, которые всегда выделяли в основном банковские учреждения,  тем более в условиях нашей Якутии. В результате создаются определенные трудности по доступности к кредитным деньгам. Даже сегодня некоторые предприятия уже испытывают сложности. Конечно, эти факторы приведут к торможению инвестиционной активности в целом по Российской Федерации. Многие регионы уже испытывают сложности, Республика Саха (Якутия) в целом на данном этапе этого не чувствует, но мы прогнозируем, что определенные сложности будут. Что снижение роста реального сектора экономики будет,  или,  в крайнем случае,  будет замедление. Этот вопрос тоже сегодня мы должны взять под четкий контроль, и в каком аспекте нам надо двигаться, необходимо будет тоже думать, об этом еще поговорим.
И самое главное – это инфляционные процессы, то есть инфляция может вырасти. На сегодняшний день по итогам 2008 года с учетом роста инфляционных процессов в 4 квартале по республике на 3 процента от прогнозных подходов инфляция у нас выросла.
К чему приведут такие негативные явления? Конечно, на предприятиях будут сокращения  численности работающих. Вы сегодня, наверняка, уже слышите информацию, что в Москве начался этот процесс в достаточно массовом порядке. И,  как следствие, появляется нагрузка на социальные институты. Безработица и другие моменты, возникающие в связи с сокращениями работающих на производстве, вызывают определенную социальную нагрузку на государство.
Конечно, мы будем делать все возможное, чтобы реальные доходы населения не сокращались. Но такая динамика может появиться уже в ближайшее время. И, конечно, произойдет рост цен на товары потребления, особенно на отечественные товары.

Уважаемые товарищи!
Кризис этого года в Российской Федерации отличается от кризиса  1998-го года. Кризис 98 года был локальным кризисом для российского государства. После этого мы выходили из ситуации в целом по российскому государству за счет сырьевых ресурсов. Конъюнктура цен в мировой экономике была благоприятной,  и в результате конкретных  действий Правительства Российской Федерации мы за последние годы подняли российскую экономику достаточно быстро и поставили на положительный лад развития.
Сегодняшний кризис исключает такие возможности для российского государства,  потому что  нынешний кризис на сегодняшний день охватывает не только Россию. Страдает вся мировая экономика. Вы видите, какова конъюнктура цен на те главные ресурсы, которые экспортировало российское государство. Цены падают, и это касается не только цен на углеводородное сырье,  но и на твердые полезные ископаемые. Поэтому достаточно сложно представить картину кризиса в целом по российскому государству и особенно - выход из этой ситуации в будущем. На это надо объективно смотреть, хотя при всем при этом и Президент России объявлял,  и Правительство Российской Федерации сегодня подчеркивает, что приняты все меры.
За эти годы созданы определенные запасы финансовых ресурсов по стране,  и в предстоящие два-три года у России есть определенные возможности откорректировать свою экономическую политику, поддержать реальную экономику за счет накопленных средств, которые имеет российское государство.

Что делается в Республике Саха (Якутия)?  Что мы должны представлять?  По каким направлениям работать, и на что сейчас обращать внимание?Президент республики своим распоряжением создал межведомственную комиссию по разработке мер по снижению негативных последствий финансового кризиса на экономику Республики Саха (Якутия) под председательством Председателя Правительства республики. Эта комиссия сегодня работает.
С учетом внесенных предложений комиссия будет расширена за счет депутатов. Мы согласились с этим предложением, потому что нам необходимо заниматься не только созданием определенной нормативной базы, но и законодательной базы. 
В октябре-ноябре мы разбирались с теми предприятиями, которые более болезненно воспринимают кризисные явления. Это, прежде всего, конечно, компания «АЛРОСА». У нас состоялись встречи на уровне Министерства финансов Российской Федерации, на уровне руководства компании. Уже с сентября «АЛРОСА» испытывает определенные сложности по сбыту своей продукции. И по четвертому  кварталу по объективным причинам экономические показатели будут снижены, потому что мировая конъюнктура алмазов упала на достаточно низкий уровень. Особенно это касается американского рынка, потому что более 50 процентов продукции алмазных производителей реализуются на американском рынке.
Также мы рассмотрели гранильную промышленность, ювелирную промышленность, определились, как дальше действовать. По итогам этого года гранильная, ювелирная промышленности со своими планами справляются, но в будущем появятся сложности, связанные с недостатком оборотных средств и проблемами их восполнения за счет кредитных ресурсов.
Мы рассмотрели деятельность Ленского объединенного речного пароходства с учетом того, что компания тоже круглый год держит свою экономику за счет привлеченных средств, и сегодня испытывает недостаток  оборотных средств. По «ЛОРПу» предусмотрены определенные меры.
Также финансовая деятельность авиакомпании "Якутия" была рассмотрена. Компания сегодня пока не испытывает сложностей, в течение первого полугодия пока тоже не будет испытывать сложности.
Такую же ситуацию мы рассмотрели в нашей внутренней компании "Полярные авиалинии". Там достаточно непростая ситуация сложилась еще раньше из-за  сложностей внутреннего рынка и износа самолетов этой компании. Здесь тоже дополнительные меры рассматриваются,  и мы будем дальше с ними более плотно работать. Хотя определенная помощь уже оказана, но ситуацию  выправить пока не можем.
Перерабатывающая промышленность сегодня рассматривается,  ФАПК "Якутия", которая в 2007 году возобновила свое производство. Конечно, результаты неплохие, но чтобы создать  рентабельное производство ФАПК "Якутия"  потребуется еще один год. Здесь мы тоже принимаем меры.
Ну и другие хозяйствующие субъекты были рассмотрены для того, чтобы их поддержать,  и в декабре месяце мы  дальше продолжим в этом направлении работать.
Малое предпринимательство. Мы возлагаем большие надежды на это направление, потому что сегодня единственной базой для того, чтобы занять людей,  является малое и среднее предпринимательство. В этом направлении мы вместе  с вами принимаем решение, что в 2009 году увеличим поддержку среднего, малого предпринимательства кратно. Программу мы уже откорректировали и вносим вам на рассмотрение - на 200 миллионов рублей увеличить программные мероприятия. Кроме того,  в достаточно  сложных условиях составляем реестр имущественного комплекса для поддержки предпринимательства.
У нас есть четкое представление ценовой и тарифной политики. Несмотря на сложности, которые появлялись при формировании тарифов, в том числе с учетом финансового кризиса. Мы встречались с энергетиками, которые попросили увеличить тарифы на семь процентов на решение тех острых вопросов,  которые есть в энергетике. Но все-таки мы договорились и убедили, что тарифы повышать не надо и по всем направлениям в этом вопросе мы впредь будем подходить очень корректно. При этом нашли пути решения тех острых вопросов, которые поставил "Якутскэнерго". В этом направлении будем дальше работать. Тарифы утверждены и должны быть неизменными в течение всего 2009 года.
Сегодня с учетом того что в Республике Саха (Якутия) не хватает финансовых кредитных ресурсов, мы уже со второго полугодия 2008 года начали думать о необходимости поддержать свои собственные кредитные финансовые институты, которых не много.  Речь идет о банках на территории Республики Саха (Якутия), а именно об "Алмазэргиэнбанке". Он не связан с центральными или межбанковскими кредитами, этот банк сегодня чувствует себя нормально, мы обсуждали это на Совете директоров банка. Принято решение усилить этот банк. Уже довели уставный капитал до 700 миллионов рублей, и еще будем увеличивать, по всей вероятности, потому что у нас появляются определенные сложности по ипотечному кредитованию. Остановлено строительство 56 многоквартирных домов по одной простой причине - те участники, которые были по ипотечному кредитованию, прекратили финансирование из-за отсутствия кредитных ресурсов у населения. Поэтому нам придется вернуться к старой схеме и привлечь "Алмазэргиэнбанк" для того, чтобы поддержать ипотечное кредитование в республике.
Также у нас сегодня получает определенные сложности страховой бизнес.  В условиях кризиса рынок страхования должен тоже получить определенную поддержку в Республике Саха (Якутия). Мы года три назад создали компанию "Стерх", которая за короткое время вышла на дальневосточный рынок и сегодня является крупной компанией на Дальнем Востоке. В основном на Дальнем Востоке работают филиалы центральных страховых компаний. Принято решение довести уставный капитал страховой компании "Стерх" до 500 миллионов рублей. И эта работа сегодня тоже завершается. Поэтому по собственным кредитным и финансовым институтам мы все-таки такой позиции придерживаемся, она оправдана на сегодняшний день в кризисных условиях,  и мы дальше будем двигаться.
Сегодня особое внимание уделяется Республиканской инвестиционной компании. Здесь,  конечно,   могут быть сложности, связанные с размещением средств. Все расчеты, все действия были ориентированы в начале года и в середине года на благоприятные условия развития экономики и финансово-кредитного рынка Российской Федерации. Но вот кризис показывает, что могут появиться определенные сложности. Мы встречались с контрагентами, которые заключали с инвестиционной компанией договора по размещению средств. На сегодняшний день все условия с контрагентами выполняются на 100 процентов. Были какие-то сомнения, слухи о том, что в некоторых якобы структурах размещенные средства могут потеряться и так далее - все эти вопросы отрегулированы. 
Мы сегодня ведем очень тесные контакты с бюджетообразующими предприятиями с учетом прогноза на 2009 год (имеются в виду такие крупные налогоплательщики как "АЛРОСА", "Сургутнефтегаз",  "Транснефть" и другие предприятия республики)  для того,  чтобы четко представлять прогнозы доходной части бюджета республики на 2009 год. Эта работа в последнее время ведется очень интенсивно,  и мы пока принимаем решение,  что начинать корректировку основных параметров бюджета нет необходимости. Это очень важно для нас, хотя этот вопрос может возникнуть в любое время в течение 2009 года с учетом развития кризисной ситуации в Российской Федерации. На данном этапе такой необходимости мы не видим.
Сегодня возникают вопросы перехода на новую систему оплаты труда.  И этот вопрос мы тоже досконально изучали. Мы все-таки пришли к тому, что торопиться не надо. Будем переходить по готовности  каждой отрасли на эту систему. Такое решение принято, согласовано и в течение 2009 года мы будем работать в этом направлении. Это никоим образом не влияет на уровень зарплаты,  которую мы предусмотрели в бюджете, в его расходной части.
Мы сегодня не только принимаем меры в пределах Республики Саха (Якутия), ставятся вопросы и на федеральном уровне. Прежде всего, чтобы оказать помощь нашим предприятиям, в частности, по конкретным отраслям экономики -  газовой промышленности, цветной металлургии и так далее - обратились в банки (ВТБ, Сбербанк и другие) об оказании в соответствии со 173-м федеральным законом, который принят 13 октября, определенной помощи по предоставлению субординированных кредитов. Конечно, для этого вопроса требуется определенное обоснование, время, мы по ним работаем.  Мы встречались с руководством Министерства финансов Российской Федерации, Гохрана Российской Федерации, компании "АЛРОСА", чтобы поддержать нашу алмазогранильную  промышленность. Здесь есть определенные наметки, но появились сложности, потому что государство сегодня уделяет больше всего внимания предприятиям с участием государства. Но это не исключает того, что мы будем добиваться, чтобы наши частные предприятия были поддержаны государством по выделению кредитов, введению отсрочки уплаты НДС. Эта работа согласуется, нашла отражение в проектах решений  наших вышестоящих органов.
Сегодня перед федеральным центром поставлен очень актуальный вопрос. Речь идет о завозе товаров в Республику Саха (Якутия), а именно об исключении из Бюджетного кодекса пункта, который запрещает выделение кредитов под досрочный завоз за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Мы испокон веков этим занимались, но два года назад Бюджетный кодекс запретил кредитовать. В прошлом году в связи с этим мы испытывали очень большие сложности. С этой точки зрения с руководством Министерства финансов Российской Федерации мы встречались, разговор был на уровне Правительства России,  и сегодня в 4 часа мы этот вопрос еще раз поставим на селекторном совещании перед федеральным правительством. Минфин России объективно оценил эту позицию  и сегодня поддерживает,  и,  по всей вероятности, через Государственную Думу мы будем вносить корректировку в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Какие еще меры мы сегодня будем принимать? Сегодня мы изучаем и, по всей вероятности, будем принимать меры по дальнейшей финансовой государственной поддержке по инвестпроектам. Речь идет о работе с федеральным центром по сохранению всех наших крупных инвестиционных проектов в федеральных целевых программах по тем или иным предложениям, которые мы уже продвигаем с учетом поручения Президента и Правительства России. Сейчас там идет интенсивная работа. Поддержка - это имеется в виду инвестпроект «Южная Якутия»,  это строительство линий электропередачи Олекма - Сунтар и Томмот-Майя в рамках дальневосточной программы и так далее.
Сегодня мы просматриваем вопросы о целевой капитализации средств социально значимых предприятий республики. Некоторые наши предприятия имеют задолженность перед нашими институтами финансовыми, включая Министерство финансов. Поэтому мы будем изучать и с учетом сложности капитализировать их, чтобы поддержать наши предприятия.
С учетом возможностей бюджета республики будем оказывать определенную поддержку, и изучать возможность компенсации процентных ставок с учетом роста продажи кредитов. И, я думаю, правительство будет инициировать в этом направлении свои конкретные предложения.
Конечно,  конкретным отраслям уделяется очень большое внимание. Это,  прежде всего, сельское хозяйство. Здесь те намерения, которые мы предлагали в поддержку через бюджет и другие механизмы,  все полностью будут реализованы.
Я должен сказать о том, что в начале 2009 года мы по бюджету должны создать определенный запас прочности. Поэтому просим тот проект, который внесен на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн),  проект бюджета 2009 года с перспективой по 2011 год, должен быть поддержан. Прежде всего,  имеется в виду позиция по профициту.  Мы благодарны, что вы в первом чтении это поддержали, но эту позицию надо выдерживать и дальше. Не должно быть  речи о дополнительных каких-то расходах, которые, к сожалению, во время обсуждения вносятся депутатами и другими государственными органами власти. Все они должны быть исключены. Этот вопрос мы должны четко и ясно себе представлять.
По доходной части бюджета на следующий год будем испытывать определенные сложности по налогам на прибыль. Вы слышали, что Президент Российской Федерации и премьер Российской Федерации уже объявили, Госдума уже провела снижение налога на прибыль в части федеральной на четыре пункта,  но при этом рекомендовано, чтобы субъекты Российской Федерации тоже рассмотрели эту позицию. Мы думаем,  что нам надо очень осторожно подойти. Может быть, определенное замедление поступления в бюджет платежей по налогам на доходы физических лиц, хотя мы предполагаем по прогнозам, что резкого сокращения не будет. Но в связи с определенной оптимизацией персонала  хозяйствующих субъектов,  этот вопрос может найти отражение в нашем бюджете. Может появиться рост задолженности по налогам с учетом неустойчивости деятельности наших предприятий. Все это мы должны рассчитать и проблемы по доходной части очень четко себе представлять.
Конечно,  нам необходимо при всем при этом поддержать малый бизнес,  и Правительство Республики Саха (Якутия) в ближайшем будущем будет инвестировать внедрение  по налогу на вмененный доход. Здесь будут определенные сложности, но мы на это должны пойти, чтобы поддержать малое и среднее предпринимательство.
По расходной части я говорить не буду. Это связано, прежде всего, с распределительными функциями. Главное,  мы должны уделить внимание доходной части. А по расходной части речь пойдет только об оптимизации, о наведении порядков расходования государственных средств, об эффективности их использования. Хотя здесь, конечно, предметов для разговора очень много.
Учитывая в целом видение Правительства Республики Саха (Якутия) с учетом реализации тех мероприятий, которые мы сегодня озвучим, анализируя создавшуюся в Российской Федерации ситуацию, все-таки мы считаем, что нами выбраны правильные направления в целом по социально-экономическому развитию республики. И главное наше преимущество, я считаю – и мы должны это понимать правильно – это наличие долгосрочной  стратегии развития и уже начавшейся диверсификации экономики республики.  Если бы наша экономика, как прежде, носила  моноотраслевой характер, имеется в виду алмазная промышленность, то сегодня мы уже начали бы испытывать большие сложности, которые испытывает непосредственно сама компания и, соответственно, бюджет республики. То,  что мы начали своевременную диверсификацию экономики республики, которую можно было еще и раньше начать, приносит свои плоды, и  дает определенный оптимизм, что мы 2009 год переживем более-менее нормально,  нежели другие субъекты Российской Федерации.
Вот то, о чем  я хотел информировать по первому вопросу. Если вопросы будут, я готов отвечать.

Председательствующий.
Уважаемые коллеги, я напоминаю, что у нас по сложившейся практике правительственный час предполагает доклад, содоклад и вопросы к докладчику, если возникают. Тогда я предлагаю (содоклада, наверное, не будет) перейти к вопросам, да? (Голос из зала: "Сначала, может быть,  оба вопроса послушаем?")   Оба вопроса - по Республиканской инвестиционной компании,  вы имеете в виду? (Голоса в зале.) По Республиканской инвестиционной компании, Егор Афанасьевич.

 

Борисов Е.А. Вопросов не будет, да?

 

Председательствующий. Нет. По Республиканской инвестиционной компании у вас будет еще дополнение,  кроме той  информации, которую вы сказали?

 

Борисов Е.А. То есть две информации заслушать, потом вопросы, да?

 

Председательствующий. Да.

 

Борисов Е.А. По второму вопросу.

Уважаемые народные депутаты, уважаемые коллеги!

18 ноября этого года у меня состоялась встреча с председателями комитетов парламента республики и с некоторыми депутатами, где мы обсуждали вопросы формирования бюджета 2009 года и текущее состояние экономики республики. Я обратился с предложением о том, что было бы хорошо,  если бы  мы представили информацию по деятельности «РИК» депутатам республики, в том числе и населению республики. Это предложение было поддержано и руководством парламента,  мне предложено информировать вас об этом на правительственном часе.
С другой стороны,  в конце ноября перед сессией я получил еще и запрос группы депутатов, которые тоже попросили информировать их.  Но с учетом того, что я уже свое предложение дал, и оно было поддержано руководством парламента раньше, это обращение осталось без внимания. Сегодня оно как бы представляется в совокупности с учетом всех этих обстоятельств.
Прежде чем осветить этот вопрос,  я хотел бы напомнить вам  предысторию,  в каких сложных условиях было принято решение и как мы добились этих денег,  на которые сегодня обращено большое внимание общественности, депутатов и всех остальных.
Прежде всего,  я хотел бы напомнить вам о решении Высшего Арбитражного суда от 23 октября 2006 года. Этим решением было отменено решение Правительства Республики Саха (Якутия) о приватизации "Якутугля" по одной простой причине, что "Якутуголь" не является собственностью Республики Саха (Якутия). После этого происходило  много событий в течение полугода. Тогда было подготовлено предложение вернуть 11 миллиардов рублей из  бюджета Республики Саха (Якутия) тому покупателю,  который предъявил бы 25 акций плюс одну. Это больше были не политические вопросы, а юридические, правовые вопросы. Было много разговоров. 
После долгой и достаточно сложной работы и Президента республики, и Парламента, и Правительства республики появилось определение Высшего Арбитражного суда от 30 марта 2007 года,  основой которого сегодня явилась именно продажа угольных активов. В этом определении заложены все механизмы использования и контроля за расходованием средств от продажи угольных активов Республики Саха (Якутия),  тех средств, о которых мы говорим.
Я просто зачту один пункт. Пункт 3.3 гласит о том, что "денежные средства,  полученные от продажи акций "Якутугля",  Республика Саха (Якутия) через органы управления акционерного общества "РИК" направляет по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на: 1) строительство железной дороги, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации за № 242 от 15 мая 2004 года,  и 2) финансирование инфраструктурных проектов на территории Республики Саха (Якутия)". Это определение является основополагающим документом по использованию средств акционерного общества "РИК", которые поступили от продажи угольных активов. Продажа состоялась после принятия этого определения.
Всего было выручено 42 миллиарда 168 миллионов рублей в части Республики Саха (Якутия). Из них 2 миллиарда 209 миллионов рублей было выплачено -  налог на прибыль и вознаграждение тому посреднику, который был определен, в федеральный Фонд имущества,  414 миллионов рублей, это по условиям договоров и условиям мирового соглашения,  и расходы,  связанные с реализацией - 1 миллион рублей. Получив эти средства (42 миллиарда 169 миллионов),  мы должны были руководствоваться в дальнейшем определением Высшего Арбитражного суда.  Но прежде достаточно много времени ушло на определение полномочного органа,  и мы только 13 марта 2008 года добились распоряжения Правительства Российской Федерации в определении полномочного органа Министерства финансов Российской Федерации. Этого решения требовало  мировое соглашение.
Дальше. 22 июля 2008 года,  вышло постановление Правительства России о мерах  по продолжению строительства железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск, где были определены четкие ориентиры расходования средств в целом федерального бюджета и Республики Саха (Якутия) по строительству железной дороги. И здесь мы,  не дожидаясь принятия распоряжения Правительства Российской Федерации, знали уже свою долю израсходования средств по строительству железной дороги. И по другим объектам в начале года были приняты решения Президента Республики Саха (Якутия).  В соответствии с основным направлением (проект уже целый год гулял) мы приняли решение о расходовании средств на 2008 год по тем или иным основным направлениям,  которые утвердил министр финансов, зампред Правительства Кудрин Алексей Леонидович  5 мая 2008 года. То есть с  начала года Президент и Правительство приняли решение о расходовании средств в пределах этих распределений.
Мы сегодня вас должны информировать о фактическом исполнении расходования средств. Однако прежде я хотел сказать,  на что мы должны расходовать эти средства. Прежде всего, на железнодорожный транспорт. У нас делится на два направления: производственная инфраструктура и социальная инфраструктура.
На производственную инфраструктуру,  на железную дорогу,  запланировали израсходовать из 42 миллиардов рублей  около 14 миллиардов 800 миллионов;  3,6 миллиардов - на дорожное хозяйство;  1 миллиард 384 миллиона - на воздушный транспорт,  на строительство терминала  в аэропорту города Якутска; на газификацию - 9 миллиардов 50 миллионов рублей; на электроэнергетику - 2 миллиарда 573 миллиона рублей; на агропромышленный комплекс,  на создание инфраструктуры в поселке Витим - 1 миллиард 57 миллионов рублей.
На социальную инфраструктуру всего должно было быть израсходовано 4,9 миллиардов рублей. Из них на строительство инфраструктурных  проектов в районе строительства и эксплуатации железнодорожной линии "Беркакит-Томмот-Якутск" - 1 миллиард 104 миллиона рублей, на жилищное строительство - 948 миллионов рублей, на строительство объектов образования - 1 миллиард 320 миллионов рублей, на физкультуру и спорт, на строительство так называемого олимпийского комплекса - 1 миллиард 126 миллионов рублей, на создание инфраструктуры коммунального хозяйства - 270 миллионов рублей, на берегозащитные сооружения - 163 миллиона 900 тысяч рублей.
Вот такие расшифровки. Мы сегодня уже должны дать по этим направлениям конкретные расходы по плану этого года. Сегодня из 42-х миллиардов рублей 10 миллиардов рублей уже израсходовано. Из них на железную дорогу - 5 миллиардов 436, на дорожное хозяйство - 571, на воздушный транспорт - 8 миллионов 373 тысячи рублей, на газификацию - 3 миллиарда 26 миллионов рублей, на электроэнергетику - 351 миллион рублей.
В социальной инфраструктуре - на строительство  инфраструктурных проектов в районе строительства железной дороги - 170 миллионов рублей, на жилищное строительство - 261 миллион рублей, на образование, на физкультуру и спорт - пока не начали. На коммунальные расходы - 52 миллиона рублей, на берегозащитные - пока нет.
Вот такие расходы сегодня мы несем. Но здесь возникает несколько вопросов. Прежде всего, один серьезный вопрос связан со строительством железной дороги.  Вопрос в том, что Республика Саха (Якутия) будет расходовать не все средства на строительство железной дороги. У нас есть твердая договоренность с Правительством Российской Федерации, есть определенное,  четкое представление,  как мы должны израсходовать и строить железную дорогу. Получается так, что на строительство железной дороги (начало строительства от Томмота) должно было  быть израсходовано 134 миллиарда рублей. Это строительство участка Томмот-Кердем, это Нижний Бестях, мост через реку Лену до Якутска с теми проектными объектами, которые должны построить в городе Якутске - это всего 134 миллиарда рублей. Сегодня мы часть уже профинансировали. В этих 134 миллиардах рублей со стороны Якутии будет 14 миллиардов рублей 792 миллиона рублей и плюс 1,5 миллиарда из бюджета республики. Почему в бюджете оказались 1,5 миллиарда?  Это наше обязательство, которое мы в свое время принимали в части строительства участка Беркакит-Томмот. Поэтому всего 14 миллиардов 792 плюс 1,5  миллиарда - это наше участие в строительстве железной дороги в соответствии с постановлением,  которое принято 15 мая в 2004 года за № 242. Все. Больше нашего участия в 134 миллиардах нет. На сегодня федеральная сторона должна профинансировать еще 104 миллиарда. Как они расшифровываются, за счет каких источников они должны строить нашу железную дорогу?  Прежде всего, за счет средств, заложенных в программу «Модернизация транспортной системы России» (по ней нам осталосьвсего получить 3,2 миллиарда.
Дальше. «Программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, в которую тоже включено строительство железной дороги.  Эта часть –  29,9  миллиарда рублей. И, наконец, «Программа развития транспортного комплекса РФ»,  которая принята в этом году постановлением Российской Федерации, включающая строительство моста - это еще 71,6 миллиарда рублей.   Таким образом, повторяю, что 104 миллиарда, которые осталось профинансировать на строительство железной дороги,  кроме наших 10 миллиардов - это будут федеральные деньги. Поэтому сегодня ставить вопрос о том, что якобы Якутия собирается своими деньгами строить железную дорогу,  нет никаких оснований. Это тот момент, который я хотел бы подчеркнуть.
Все остальные финансовые ресурсы пойдут на создание инфраструктурных объектов в Республике Саха (Якутия) в соответствии с мировым соглашением, о котором я сегодня проинформировал.
Сегодня беспокоит многих то,  насколько сегодня эффективно размещены и насколько обезопасены с учетом наступающего кризиса наши финансы и свободные деньги, которые есть у акционерного общества "Республиканская инвестиционная компания". Как я уже говорил, мы размещали их в условиях нормально действующей стабильной экономики. Никто не предполагал, что  в начале года или середине года наступит мировой кризис, у нас появятся определенные сложности, никто этого не прогнозировал. Поэтому эти опасения, которые сегодня озвучены, имеют абсолютно справедливую основу. Поэтому еще раз отмечу,  что мы ведем достаточно интенсивные переговоры с нашими контрагентами.
Всего осталось 32 миллиарда рублей.  Из них 11,5 миллиардов заложены в банках как депозит; 10,5 миллиардов размещены в банках с учетом обмена на векселя;  на доверительное управление - около 4 миллиардов рублей. Представлены займы в основном предприятиям Республики Саха (Якутия) - 1,6 миллиарда рублей. Для текущего использования в текущих счетах банков   осталось около 4 миллиардов рублей. Это мы должны использовать до конца года.
По всем размещенным средствам мы вели разговор с теми или иными нашими контрагентами. Конечно,  возникли слухи, якобы средства, размещенные в банке «Кит-Финанс» - это деньги, которые  в определенных объемах потерялись. Эти слухи тоже не имеют основания.  В кризисных условиях при взаимодействии с федеральным правительством приняты меры,  в том числе по отношению к «Кит-Финансу». Сегодня «Кит-Финанс» попал под опеку "РЖД" и "АЛРОСА".  То есть эти две структуры сегодня получили все разрешительные документы владения этим банком,  и в результате этот банк сегодня уже является достаточно устойчивым в своей перспективе кредитным учреждением. На сегодня все свои обязательства «Кит-Финанс» выполняет. Была встреча с руководством "АЛРОСА" и РАО "РЖД", персонально я встречался.  Все гарантии есть,  при этом и на уровне Министерства финансов в лице Кудрина подтверждают, что там, где мы разместили свои финансовые ресурсы, включая другие банки, они на данном этапе являются более устойчивыми.
Сегодня ведется по доверительному управлению ...(неразборчиво)  диалог. Это ведущие управляющие компании страны. У них тоже могли бы появиться определенные сложности, но из тех встреч, которые мы провели с ними, с учетом кризиса они пока выполняют все условия. Убеждены, что мы деньги не потеряем. Как будут развиваться события, посмотрим, дальше будем с ними работать, чтобы эти суммы были полностью гарантированы. Что касается возврата, по тем срокам, которые мы определили. Я информировал, что налоги, которые платил РИК, составляют с начала его деятельности 2,6 миллиарда рублей.
Вот то, о чем я хотел вас информировать.