Можно много рассуждать о том, что сделано, а что не сделано. Но главное заключается в том, что мы повернулись лицом к нашему северу
cвободная трибуна Печать
06 Декабря 2008 года, 03:12
Егор Борисов.
Наветы и ответы
(материал опубликован в газете "Якутск Вечерний"
№48 (739) от 5 декабря 2008 года)

yv.jpgПредседатель правительства республики Егор Афанасьевич Борисов является одним из самых упоминаемых и цитируемых руководителей и политиков в Якутии. И при этом – одним из самых критикуемых. Поскольку с президента спрашивать неудобно, Егору Афанасьевичу, как второму лицу в республике, часто приходится отвечать «за все». «Якутск Вечерний» трудно заподозрить в любви к премьеру. Во взглядах на некоторые вещи, события и поступки мы принципиально расходимся. Однако право на ответ мы всегда уважали. Поэтому сегодня предоставляем Егору Афанасьевичу возможность ответить «за все». Лично. И своими словами.
В монологе премьера нами не изменена ни одна буква. В текст не вставлено ни одного комментария.
 

 

  
Я никогда не считал себя человеком, закрытым от народа. Но в своей жизни всегда ставил и ставлю на первое место работу, а уже потом все остальное, включая и общение с прессой. Однако за последние годы в Республике Саха (Якутия) произошло много важных событий, о содержании которых у кого-то иногда, в силу неправильной их трактовки различными комментаторами и журналистами, могло сложиться не совсем верное представление. Обычно не обращая внимания на такие публикации, в какой-то момент я пришел к выводу, что все-таки стоит объяснить людям некоторые вещи более подробно и обстоятельно.
  Не припомню случая, чтобы действующий председатель правительства нашей республики использовал в качестве трибуны страницы негосударственного издания. Причем высказывал свою позицию не в виде стандартного интервью, а в формате прямого открытого обращения. Поэтому сегодня я с удовольствием пользуюсь предоставленной мне возможностью. 

Власти нужна честная критика
Не открою Америки, если скажу, что честная и справедливая критика власти просто необходима, без нее не может быть нормального развития, движения вперед. Здоровая и конструктивная критика, вообще свобода слова – неотъемлемые элементы подлинно гражданского общества. Кстати, именно об этом недавно говорил в своем первом Послании и Президент России Дмитрий Медведев, призвавший нас к активному расширению свободного информационного пространства, которое будет только способствовать укреплению фундаментальных ценностей демократии.
Тем не менее, свобода слова, по моему глубокому убеждению, не означает вседозволенности. Свобода слова не дает права сознательно искажать либо превратно истолковывать факты, компилировать выхваченные из разных контекстов фразы, распространять лживые сведения, высказывать огульные обвинения, вводя в заблуждение огромное количество людей. Намеренно отыскивая во всем только отрицательные моменты и не обращая внимания на положительные.
В данном случае, я говорю о довольно частых попытках навязывания населению Республики Саха (Якутия) негативного отношения к ее президенту и правительству со стороны отдельных политиков, комментаторов.  Характерно, что вместо открытого разговора за общим столом в поисках истины авторы подобных попыток предпочитают использовать опосредованные способы –  публичные трибуны или газетные полосы. Но за все это время от них не поступило ни одного сколько-нибудь дельного предложения, которое можно было бы учесть.   Ведь конструктивная критика, от кого бы она ни исходила, всегда воспринимается правительством нормально и учитывается в работе.
Хуже всего, что среди тех, кто старается во что бы то ни стало опорочить руководство республики, сформировать тем самым определенное общественное мнение (а говоря прямо – среди тех, кто, не задумываясь, обманывает народ), к сожалению, оказались достаточно авторитетные в республике люди, пользующиеся уважением и доверием значительной части населения.
Смысл их нападок при всем разнообразии риторики можно свести к нескольким весьма умозрительным тезисам. Нынешнее руководство республики, по словам уважаемых критиков, за последние годы фактически лишило Якутию имущества, «распродало» все ликвидные активы, отдало на откуп частным компаниям богатейшие природные богатства, и, таким образом, оставило нынешнее и грядущие поколения жителей нашего северного края чуть ли не у разбитого корыта.
В качестве основных аргументов приводятся, к примеру, так называемая «федерализация» АК «АЛРОСА», реализация активов республики в ОАО ХК «Якутуголь» и ОАО «Эльгауголь», продажа контрольного пакета акций ОАО «Сахателеком». 

Эффект сообщающихся сосудов
Перед тем как дать предметные ответы на все абсолютно надуманные, с моей точки  зрения, претензии, позволю себе небольшое отступление.
Нет смысла скрывать, что свою немалую лепту в формирование имиджа «нехорошего» правительства вносят и отдельные представители средств массовой информации. Псевдоаналитики, привыкшие пользоваться не достоверными фактами, а домыслами и слухами. Люди, не имеющие ничего общего с профессиональной журналистикой, однако именующие себя экспертами или обозревателями, которые в погоне за дешевой популярностью или  материальной выгодой готовы выдать за правду все, что им заказано.
Подобные информационные провокации в некоторых СМИ, к сожалению, стали нормой. Эти СМИ наживают свою популярность, чаще всего используя неудовлетворенность  людей теми или иными обстоятельствами жизни. Нагнетая неверие населения во власть, вообще в завтрашний день. Это давно известный, достаточно примитивный, но, тем не менее, активно применяемый механизм эксплуатации обыденного сознания. Поэтому некоторые издания сделали негласным правилом своей работы простой принцип: чем больше ты ругаешь власть, тем выше твои тиражи. Цель оправдывает средства, и для ее достижения нечистоплотные журналисты не гнушаются ничем. В то же время, когда в судебные инстанции уходят соответствующие исковые заявления о защите чести и достоинства, это тут же преподносится как преследование «свободной прессы».
Оставаясь безнаказанными, псевдоаналитики сами начинают верить в истинность своих домыслов. А уверенности им придают в первую очередь те политики, которым в угоду личным амбициям или каким-то конкретным целям, или просто в силу их убеждений в определенный момент становится выгодно делать неоднозначные заявления, произносить скандальные речи. 
Таким образом, возникает своеобразный эффект сообщающихся сосудов. Когда в одном из них неоправданной критики и желчи убавляется, в другом – прибавляется.  В конце концов, принимать за правду, мягко говоря, не вполне достоверные сведения начинают даже люди, достаточно устойчивые к «легким слухам».
Возможно, кому-то подобные рассуждения покажутся излишними, бросающими тень на свободу слова. Подчеркну: я ни в коей мере не хочу обидеть представителей СМИ, выполняющих значимую и трудную работу, играющих огромную роль в нашей жизни. Я хочу лишь обратить внимание общества, насколько важны в любом деле, в том числе в журналистике, профессионализм и порядочность.
Теперь – к главному.

«АЛРОСА»: мы выиграли больше, чем могли потерять
________________________________________________
«Председатель правительства Егор Борисов полностью утратил контроль за процессами, происходящими в компании «АЛРОСА», чем поставил под угрозу государственные интересы республики…»

(Александр Гаврильев, народный депутат РС (Я), из выступления на 39-м пленарном заседании Государственного Собраня (Ил Тумэн) III-го созыва, ноябрь 2006 г.

________________________________________________

Не ошибусь, если скажу, что началом попыток дискредитации президента Штырова и правительства Борисова в узких политических интересах определенных деятелей послужил имущественный спор, связанный с алмазной компанией. В 2004-2005 годах, когда этот спор достиг своего апогея, в республике впервые зазвучали политические лозунги типа: «Руки прочь от «АЛРОСА!». На улицы стали выводить молодых людей, размахивающих флагами, объявлять о создании каких-то фронтов, искусственно накалять обстановку. Тема «АЛРОСА» на какое-то время стала излюбленным коньком отдельных наших публичных политиков.
На самом деле во всей этой истории политики было очень мало. Речь шла о чисто юридической и совершенно оправданной с правовой точки зрения претензии федерального центра к правительству Республики Саха (Якутия).
Для тех, кто запамятовал, напомню вкратце суть дела.
В 2001 году Счетная палата Российской Федерации - высший контрольный орган страны, проводя проверку деятельности акционерной компании «АЛРОСА» по вопросам соблюдения Налогового кодекса за 1999-2000 гг.,  обнаружила, что приобретение права собственности Якутией на имущество ПНО «Якуталмаз» и последующая передача этого имущества в аренду АК «АЛРОСА» были проведены с нарушением федерального законодательства. Следовательно, республика на протяжении длительного периода получала в свой бюджет арендные платежи незаконно. Впоследствии это же подтвердила ревизия Главного контрольного управления при Президенте РФ. 
«Незаконность» состояла в том, что при заключении Соглашения о разграничении госсобственности между Правительством России и Правительством Якутии в ноябре 1992 года не были учтены пункты Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года, регламентирующего принципы такого разграничения. В данном постановлении четко говорилось, что ПНО «Якуталмаз» в числе предприятий добывающей промышленности относится исключительно к федеральной собственности. Тогда как Михаил Николаев, тогдашний председатель Верховного Совета ЯССР, подписывая историческое Соглашение с Борисом Ельциным, включил «Якуталмаз» в собственность республики. Кстати, вполне допускаю, что на том этапе взаимоотношений субъектов с федеральным центром противоречие,  заложенное в двух вышеозначенных документах, можно было разрешить полюбовно, путем внесения в них необходимых изменений относительно «Якуталмаза» в пользу нашей республики. Такое решение, будь оно принято своевременно, могло на корню устранить саму возможность возникновения последующего правового казуса. Но, к сожалению, этого сделано не было.
Спустя десять лет, новая российская власть обнаружила данную оплошность. Вдобавок еще поставила под вопрос легитимность формирования долей в уставном капитале компании. С позиции здравого смысла права республики на имущество ПНО «Якуталмаз» сомнений не вызывали, но с правовой точки зрения выходило так, что мы получали арендные платежи незаконно. Некоторые федеральные чиновники предлагали даже взыскать с республики средства, незаконно выплачивавшиеся ей на протяжении длительного времени. 
Поэтому правовой спор вокруг «АЛРОСА» был действительно сложным, тяжелейшим.  Материалы многотомной переписки правительства республики с Москвой, касающиеся данного имущественного конфликта, возможно, когда-нибудь будут опубликованы. Лично у меня есть большое желание в деталях рассказать населению Якутии обо всех перипетиях спора, длившегося с 2001 по 2007 год.  Рассказать о тех усилиях, которые пришлось приложить президенту республики, многим членам правительства, депутатам парламента и нашим юристам для отстаивания интересов Республики Саха (Якутия) в алмазно-бриллиантовом комплексе. Рассказать о том, какими долгими и рутинными были переговоры, встречи, совещания по этим проблемам. И о том, как нам удалось постепенно, шаг за шагом убедить высокопоставленных представителей российской власти в необходимости вести диалог в иной, чем было предложено первоначально, плоскости, с учетом интересов нашей республики. 
В результате при сохранении максимально возможного баланса интересов региона и центра, мы не потеряли имущество, нашли способ восполнить средства бюджета, которые получали фактически незаконным путем, и, более того, приумножить их. Во-первых, после внесения определенных изменений в Бюджетный кодекс РФ Республика Саха (Якутия) стала единственным субъектом России, получающим в свою казну налог на добычу алмазов в стопроцентном объеме, хотя в иных случаях регионам достается лишь 40% налога от добычи твердых полезных ископаемых. И заметьте, в отличие от арендных платежей, эти средства будут поступать в наш бюджет не до 2018 года, как было предусмотрено в старом соглашении, а постоянно. Считаю нелишним еще раз напомнить, что прежний арендный договор по «Якуталмазу» был заключен в 1992 году сроком всего на 25 лет, платежи шли по убывающей динамике и должны были прекратиться в 2018 году.
Во-вторых, в рамках компенсации выпадающих доходов мы значительно облегчили финансовую нагрузку на наш бюджет, переложив на федеральный бюджет содержание целого ряда учреждений науки и образования, объектов инфраструктуры. В том числе аэропортового хозяйства и автодороги «Вилюй», завершение строительства которой должно было обойтись бюджету республики в сумму около 28 миллиардов рублей. Теперь эта дорога будет достроена до 2015 года за счет федеральных средств и решит многие проблемы, главная из которых – отсутствие связи с внешним миром у жителей наших отдаленных населенных пунктов.
Наконец, благодаря достигнутому мировому соглашению, Республика Саха (Якутия) не просто оставила в своей собственности 40% акций и таким образом сохранила свое участие в управлении АК «АЛРОСА». За счет капитализации компании республика еще многократно увеличила стоимость своей доли.
Мы ни в чем не проиграли, хотя, если вспомнить, то некоторые горе-специалисты с нашей стороны предлагали действительно проигрышные варианты решения проблемы. Например, целиком обменять на 40-процентную долю республики в «АЛРОСА» компанию «Нижне-Ленское» и наш пакет в «Якутугле».  
В итоге же по факту мы получили значительно больше, чем имели. Если до этого ежегодные арендные платежи от «АЛРОСА» в бюджет РС (Я) составляли 8,3 млрд рублей, то в 2007 году, при помощи механизмов восполнения выпадающих доходов, республика получила 9,8 млрд рублей.
Повторяю: имущественный спор по «АЛРОСА» закончился в нашу пользу. Это очевидно для каждого здравомыслящего человека. Не признавать этого, по меньшей мере, странно.

Мина замедленного действия
Точно так же, по принципу сообщающихся сосудов, нам упорно продолжают записывать в пассив историю с «Якутуглем».
«Они продали компанию, не думая об интересах населения!», «Пронесли вырученные деньги мимо бюджета!», «Пустили огромные средства на строительство железной дороги, которую федералы все равно бы рано или поздно построили! – многозначительно негодуют наши оппоненты.
Давайте снова отставим в сторону политику. И  для начала вспомним, что в 2001 году «Якутуголь» находился на грани банкротства.
В течение последующих трех лет усилиями президента Штырова и правительства республики как главного акционера «Якутугля»  предприятие было полностью реанимировано. Мы реструктуризировали кредиторку, решили проблему долгов по зарплате. Правильно используя конъюнктуру цен, реализовали программу по переоснащению предприятия горной техникой. Одним словом, в короткие сроки вывели «Якутуголь» из глубочайшего кризиса и сделали привлекательным для потенциальных инвесторов. У нас появилась возможность реализовать блокирующий пакет акций компании по максимальной стоимости, чтобы, с одной стороны, приобрести крупного стратегического партнера, а с другой – выручить средства для реализации на территории республики крупных проектов.
Теперь совершим еще один небольшой экскурс в прошлое. В июнь 1995 года, когда Правительство РС (Я) в лице Юрия Кайдышева и Правительство РФ в лице Виктора Черномырдина подписали Соглашение о сотрудничестве в области топливно-энергетического комплекса, где  было зафиксировано, что в случае акционирования «Якутугля» Республика Саха (Якутия) должна получить всего 30% акций предприятия.
В самом конце 90-х другой председатель правительства республики Василий Власов, подписывая документ о пролонгации вышеуказанного соглашения с тогдашним замминистра топлива и энергетики РФ Авалишвили, попытался исправить допущенную ошибку, и соответствующая статья из него была исключена. Но, к сожалению, новое соглашение оказалось нелегитимным из-за несоответствия  статуса подписанта со стороны правительства России. Проще говоря, подпись замминистра Авалишвили не могла перебить подписи премьера Черномырдина.
Заложенная в соглашении 1995 года  мина замедленного действия сработала через десять лет, в 2005 году, когда 25% + 1 акция «Якутугля» уже готовились к продаже. Блокирующий пакет мы все-таки реализовали, поскольку подразумевалось, что на аукцион выставляется часть доли республики, а не Российской Федерации. Но, таким образом, наши права на оставшиеся 75% минус 1 акция были автоматически оспорены – началось еще одно большое имущественное разбирательство, причины которого опять-таки уходили корнями в 90-е годы.
23 октября 2006 года Высший арбитражный суд Российской Федерации вынес решение: «Признать недействительным распоряжение Правительства РС (Я) от 18.12.2002 года №1512-р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия «Якутуголь». После выхода в свет такого документа, фактически отменившего приватизацию ОАО ХК «Якутуголь», возникла реальная угроза, что мы вообще потеряем влияние на компанию, а при определенных требованиях должны будем вернуть обратно из бюджета республики вырученные от сделки с ОАО «Мечел» 11,58 млрд рублей, которые были направлены на нужды республики.
И вновь нам пришлось бросить все свои силы на защиту интересов республики. Вступать в продолжительную переписку, вести длительные бескомпромиссные переговоры. 

Кому нужна железная дорога? 
____________________________________________________________

«Есть корова, два человека претендуют на неё. Один из них говорит, что молоко от этой коровы моё, другой говорит, нет, моё. В итоге соглашаются, ладно, чтобы никому не досталось это молоко, давайте мы забьем корову на мясо и продадим. Вот какой имущественный судебный спор сегодня идет. Мы вместе с Правительством России приняли решение забить корову, при этом решили, что деньги пойдут на выполнение обязательств республики в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации о строительстве железной дороги»

(Эрнст Березкин, народный депутат РС (Я), из выступления на 37-м пленарном заседании Госсобрания (Ил Тумэн) III-го созыва, ноябрь 2006 г.)
_________________________________________________________
 
Мы и здесь не опустили руки, не сдались, продолжили бороться. Безусловно, огромную роль в этой борьбе сыграла поддержка Владимира Владимировича Путина, который во время своего визита в Якутск в январе 2006 года дал понять федеральному правительству, что и «Якутуголь», и «Сахателеком», и «Арктическое морское пароходство», и другие спорные активы должны оставаться в собственности республики. Потому что Якутия много вложила в эти предприятия.
30 марта 2007 года мы все-таки добились, чтобы Высший арбитражный суд России отменил свое, ранее принятое решение.  Хотел бы обратить особое внимание, что до нас ни одному региону, судившемуся с Росимуществом по собственности, не удавалось выиграть хотя бы одного  дела. Мы же выиграли, отсудив сразу четыре стратегических предприятия – «Якутуголь», «Арктическое морское пароходство», «Сахателеком» и «Технический центр телерадиовещания».
Сверх того, если рассматривать ситуацию масштабно, мы еще защитили правомерность всей системы договорных отношений, сложившейся в России в 90-е годы. Ведь не секрет, что Росимущество пыталось доказать, что и Соглашение о разграничении государственной собственности между РФ и РС (Я) от 25 ноября 1992 года якобы было подписано необоснованно.
Подчеркиваю: суд по «Якутуглю» мы в итоге выиграли. Тем не менее в этой ситуации  вынуждены были идти на определенные компромиссы и по условиям мирового соглашения направить часть средств, вырученных от приватизации «Якутугля», на софинансирование строительства железной дороги (как исполнения ранее принятых обязательств республики) и на финансирование инфраструктурных проектов, очень значимых для нас. И здесь критиканы нашли новую благодатную для себя тему: кому нужна железная дорога?
По логике некоторых комментаторов, федеральный центр заставил республику достроить «железку» за свои деньги, чтобы затем передать в федеральную собственность. Но так могут рассуждать только люди, не знающие, что общая проектная стоимость завершения строительства железнодорожной ветки Беркакит – Томмот – Якутск (Нижний Бестях), включая совмещенный мост через Лену, составляет 131,8 млрд рублей. Из этой суммы на долю Республики Саха (Якутия) согласно достигнутых договоренностей приходится финансирование всего порядка 16,5 млрд рублей. Остальной объем средств (более 100 млрд рублей) в рамках утвержденных целевых программ «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» и «Модернизация транспортной системы РФ до 2010 года» обеспечивает федеральный бюджет.
А позвольте спросить: кто больше заинтересован в завершении строительства железной дороги до Якутска? Федеральный центр? Или Республика Саха (Якутия), ежегодно выбрасывающая миллиарды рублей на досрочный завоз грузов. Правительство России? Или Правительство Республики Саха (Якутия), не имеющее возможности снижать цены на ГСМ для потребителей, потому что договора поставок топлива заключаются за год до очередной навигации?
Или, может быть, железная дорога не нужна нам? Не нужна нашему населению, не имеющему возможности чаще выезжать в центральную Россию, потому что дорогостоящие авиаперелеты не субсидируются, а билет до Москвы большинству якутян не по карману?
К сведению читателей, только в этом году нашей железной дорогой воспользовалось около 114 тысяч жителей республики. В будущем, по данным Минтранса РС (Я), этот показатель ежегодно будет достигать 500 тысяч человек.
И, наконец, нельзя не отметить еще одну немаловажную деталь, о которой кто-то вероятно не знает или предпочитает умалчивать. Посредством передачи в федеральную собственность куска железнодорожной ветки Беркакит – Томмот – Якутск (Нижний Бестях) мы добились полной реструктуризации долга республики в размере порядка 70 миллионов долларов (около 2 млрд рублей) по так называемому «золотому кредиту» – еще одному печальному наследству 90-х годов. Тем самым мы сэкономили для нашего бюджета весомые деньги, вместо того, чтобы выплачивать их в натуральном выражении.

Угольный цейтнот

«…Вы сказали, что мы должны продать "Якутуголь", "Эльгауголь", использовать эти деньги на строительство железной дороги, и должны оформлять в федеральную собственность. Мне не понятно, ведь они претендуют не на 100 процентов, они претендуют на 35. Почему 100 процентов мы должны передать в федеральную собственность?»  

(Зоя Корнилова, народный депутат РС (Я), из выступления на 30-м очередном пленарном заседании Госсобрания (Ил Тумэн) III-го созыва, март 2006 г.)

Теперь о том, почему вообще необходимо было продавать «Якутуголь». Дело в том, что ситуация в угольной отрасли республики к 2005 году стала критической. Уважаемые оппоненты говорят, что после продажи компании мы потеряли механизмы социальной защиты населения. Однако они не говорят о том, что могло произойти, если бы компания до сих пор оставалась в собственности республики.
С одной стороны, мы действительно добились и имели успешно функционирующее на тот момент горное предприятие, выполняющее установленные задания и обеспечивающее поступление в бюджет республики значительных налоговых средств. С другой стороны, мы отчетливо понимали, что промышленные запасы Нерюнгринского месторождения неумолимо иссякают (в начале 2007 года запасов под открытую добычу оставалось менее 200 млн тонн). Нетрудно прикинуть, что из расчета стабильной добычи в объеме 10-15 миллионов тонн угля в год, потенциала «Якутугля» хватило бы максимум на 12-15 лет. Это означало, что через 12-15 лет в связи с затуханием работ на разрезе мы должны были поставить под вопрос дальнейшую судьбу всего Нерюнгринского района с населением в 90 тысяч человек.
При этом нужно иметь в виду, что привлекательность «Якутугля», а соответственно и его рыночная стоимость в связи с причинами, о которых я сказал, также пропорционально снижалась. Продавать «Якутуголь» отдельно становилось сложно.
Сохранить жизнь «Якутуглю» мог только Эльгинский проект. Но для разработки нового месторождения требовалось вложить до 3 миллиардов долларов, а республика не располагала для этих целей даже 1 миллиардом рублей. Да, мы имели лицензию, которую каким-то чудом удавалось несколько раз продлевать. Но, по сути, ОАО «Эльгауголь», созданное с целью освоения самого крупного месторождения каменного угля в России (около 2,7 млрд тонн), ничего, кроме этой лицензии, не имело. Оговоренные в соглашении сроки начала строительства горнодобывающего предприятия не выдерживались. В связи с изрядно затянувшимся периодом предварительных работ по проекту, рано или поздно нас все равно бы лишили права на разработку месторождения. Все это вкупе вызывало объективную необходимость привлечения к проекту мощного внешнего инвестора.
И надо сказать, что желающих заполучить Эльгу по дешевке было предостаточно. Среди них фигурировали и «Мечел», и «Евраз-холдинг», и Магнитогорский металлургический комбинат, и целый ряд зарубежных корпораций.
Зато желающих приобретать «Якутуголь», по сути, не было. Таким образом, мы имели в распоряжении медленно затухающий и никому не нужный в будущем «Якутуголь» и «Эльгауголь» - перспективный, востребованный, но практически ничего не стоящий без инфраструктуры. Естественно, в этой ситуации решение о продаже активов республики в двух этих компаниях не по отдельности, как того хотелось многим, а консолидировано, представлялось единственно разумным и оптимальным.
Однако структура собственности «Эльгаугля» была довольно пестрой – никто из ее акционеров не имел контрольного пакета акций компании. Якутии принадлежал пакет в 39,4% акций, 29,5% владело ОАО «Российские железные дороги», еще 28,8% - ЗАО «Восточная строительная контрактная корпорация», небольшой пакет (около 2,5%) приходился и на «Якутуголь».
Руководство республики достигло договоренностей с железнодорожной монополией о том, чтобы  продавать свои доли в «Эльгаугле» единым лотом. Но возникли определенные противоречия по цене, наши запросы оценивались как слишком высокие и нереалистичные. Перед нами же стояла важная задача –  при всех сложностях выручить от реализации двух предприятий как можно больше средств и направить их в развитие республики. Не проесть их, не растранжирить, а инвестировать в инфраструктуру. Урегулировать все эти нюансы в комплексе было невероятно сложно. Выражаясь шахматной терминологией, мы попали в жесткий цейтнот.
Лишь после долгих настойчивых переговоров Вячеслава Анатольевича с руководством страны, в ноябре 2006 года появился протокол Штырова – Кудрина – Грефа, ставший основой для последующего заключения мирового соглашения по «Якутуглю».

Оптимальная приватизация
В какой-то степени имущественный спор даже сыграл нам на руку. Ведь в отсутствие источников для развития угольной отрасли правительству республики, так или иначе, все равно пришлось бы продавать и «Якутуголь», и свою долю в «Эльгаугле».  Но шансов сделать это настолько выгодно, как это произошло в 2007 году, при иной конъюнктуре было намного меньше.
Что получилось в итоге? Государственные пакеты акций ОАО ХК «Якутуголь» (75% минус 1 акция) и ОАО«Эльгауголь» (39,365%) были приватизированы путем внесения их в уставный капитал вновь созданного ОАО «Республиканская инвестиционная компания» (РИК) - общества, со 100-процентным участием Республики Саха (Якутия). Затем, в октябре 2007 года, совместно с имуществом ОАО «Российские железные дороги», владевшим 29,5% акций ОАО «Эльгауголь» и небольшим 60-километровым отрезком строительства железной дороги на участке Улак – Эльга, эти пакеты были благополучно реализованы на 108 (!) шаге аукциона примерно за 58,2 миллиарда рублей структуре все того же «Мечела». Порядка 42,168 млрд из общей суммы отошли в пользу ОАО «РИК». Из них 37,430 млрд выручено от продажи «Якутугля», еще 4,728 млрд – от продажи «Эльгаугля».
Мы реализовали угольные активы тогда, когда стратегические интересы Якутии и Правительства РФ практически совпали. Нелишним будет также еще раз отметить, что «Якутуголь» в тот момент находился в оптимальной точке своего развития. Благодаря дальновидности руководства республики, предварительно прочно укрепившего материально-техническую базу и обеспечившего высокую  рентабельность предприятия.
Кое-кто пытается поставить в вину действующему правительству то, что мы реализовали весь имеющийся пакет. Мол, нужно было оставить себе определенную долю, чтобы иметь возможность хотя бы как-то влиять на тарифную политику новых собственников и обеспечивать социальную защиту трудового коллектива. Должен разубедить приверженцев такой позиции: серьезного инвестора всегда интересует именно контрольный пакет акций. Иначе он просто не пойдет на сделку и не станет вкладывать средства в проект. То есть  при иных условиях нам бы не удалось найти стратегических партнеров и выручить от продажи крупные суммы.
Если бы мы оставили у себя, скажем, 49%, то за счет капитализации эта доля впоследствии все равно бы уменьшалась и стала бы совсем ничтожной. Позднее мы еще вернемся к этой теме.
А пока подведем черту. Итак: чего нам удалось добиться в итоге, после реализации угольных активов?
Первое: мы избежали возможных плачевных для республики последствий имущественного спора по «Якутуглю», о которых я говорил выше.
Второе: при всех издержках, мы все-таки дали жизнь Эльге, обеспечили будущее угольной провинции, сохранили развитие отрасли в Южной Якутии. Отныне «Якутуголь» стал базовым предприятием для освоения Эльгинского месторождения, поэтому инвестор не закроет его, а будет использовать технические и кадровые ресурсы компании для начала добычи угля.
И, наконец, третье: за счет устойчивого развития совместного проекта мы сумели не только кратно увеличить поступление налогов в бюджет, но и получить в свое распоряжение значительные инвестиционные ресурсы, сконцентрированные в ОАО «РИК». Благодаря этим ресурсам, мы будем создавать новую собственность республики – объекты инфраструктуры, которая тоже будет работать и приносить доход.

Компания специального назначения
_______________________________________________
«…Теперь, после продажи «Якутугля», у нас практически нет механизмов для социальной защиты населения в сфере тарифов на уголь. Деньги поступили в «РИК», куда контролирующие структуры республики соваться не должны. Но с какой стати Ил Тумэн не имеет права на информацию о том, сколько же денег в итоге было получено в ходе этой значимой для республики сделки и, главное, на что они расходуются?»

(Борис Бубякин, экс-председатель Контрольного Комитета Госсобрания (Ил Тумэн), из интервью порталу «SakhaNews» 18.11.2008 г.)
_________________________________________________________

Проект «РИК» в каком-то смысле стал для нас спасительной соломинкой и, хочу особо подчеркнуть, полностью удовлетворил руководство Российской Федерации.
В свете новых обстоятельств - имущественного спора и условий заключенного впоследствии мирового соглашения, а также утверждения на уровне Правительства РФ Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 года, ОАО «Республиканская инвестиционная компания» приобрела статус компании специального назначения.
Согласно условиям мирового соглашения от 30 марта 2007 года, денежные средства, полученные от продажи акций ОАО «Якутуголь», Республика Саха (Якутия) через органы управления «РИК» обязана направлять только на финансирование конкретных инфраструктурных проектов на территории Якутии и на строительство железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск.
Никакого дополнительного распределения средств «РИК» быть не может. Их расходование в иных целях категорически не допускается, а соответствующий контроль осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Население республики, как и депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн), безусловно, имеет право на информацию о том, на что тратятся средства ОАО «РИК». Тем более что ее никто и не скрывает. Буквально на этой неделе в парламенте республики состоялся правительственный час, посвященный отчету о деятельности Республиканской инвестиционной компании.
Могу еще раз привести некоторые конкретные цифры по направлениям расходования денежных средств, полученных от продажи акций ОАО ХК «Якутуголь»:общий объем этих денежных средств, как я уже говорил  –37 млрд 430,5 млн рублей. Из них на строительство железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск направляется 14 млрд 792 млн рублей, плюс еще 1 млрд 104 млн рублей – на возведение инфраструктурных проектов в районе ее строительства и эксплуатации. На развитие дорожного хозяйства республики направляется  -  3 млрд 640 млн рублей; на газификацию населенных пунктов республики – 9 млрд 050 млн рублей; на строительство объектов
электроэнергетики – 2 млрд 573 млн рублей; на строительство агропромышленных комплексов (городков) в Витиме и Томмоте – 1 млрд 057 млн рублей; на строительство пассажирского терминала аэропорта г.Якутска – 1 млрд 384 млн рублей; на жилищное строительство – 948 млн рублей; на строительство объектов образования – 1 млрд 320 млн рублей, объектов физкультуры и спорта – 1 млрд 126 млн рублей; на строительство объектов коммунального хозяйства – 270 млн рублей и на берегозащитные сооружения в окрестностях Якутска, Олекминска, Зырянки, Ытык-Кюеля и Амги – 163 млн рублей.
Что же касается функций контроля, в данном случае, с учетом стратегических интересов всего государства, а не только нашей республики, таковые переданы на более высокий уровень - в Министерство финансов Российской Федерации, с которым совет директоров ОАО «РИК» обязан согласовывать все свои действия. Однако и со стороны Президента Республики Саха (Якутия) через соответствующие органы также установлен жесткий контроль над расходованием средств ОАО «Республиканская инвестиционная компания». 

Государство  – не всегда эффективный собственник
Телекоммуникационные активы республики на пике имущественных споров с федеральным центром также подверглись угрозам отчуждения. Росимущество предъявило требование, что в соответствие с указом Президента РФ мы должны полностью передать предприятия связи, в том числе ОАО «Сахателеком», в собственность России - в целях «обеспечения единого информационного пространства страны».
Это было тем обиднее, что Республика Саха (Якутия) в свое время, начиная с середины 90-х годов, вложила десятки миллионов рублей в развитие компании. Как раз в тот период я занимал должность зампреда правительства, курировал отрасль связи, поэтому не понаслышке знаю, как на территории республики внедрялись новые технологии, обеспечивалась качественная связь на селе, в труднодоступных районах.
К 2003 году, когда «Сахателеком» акционировался, он по праву являлся лучшим предприятием в своей области на северо-востоке России. И отдавать его просто так нам, конечно, не было никакого резона.
В то же время нет смысла скрывать, что в 2004-2006 годах бюджет республики был дефицитным, и для покрытия этого дефицита мы рассчитывали на средства от приватизации ОАО «Горизонт-РТ» и ОАО «Сахателеком».
Судьба «Горизонта» - предприятия, которому при любых раскладах была уготована участь оказаться поглощенным кем-то из «сотовых» гигантов – к тому моменту, кстати, уже решилась. В ноябре 2004 года 76% его акций, примерно, за 1,5 млрд рублей были реализованы компании «Мобильные телесистемы».
При все более нарастающей внешней конкуренции «Сахателеком» тоже ожидало поглощение одной из крупных российских компаний.  Республика больше не располагала средствами для инвестиций в его дальнейшее развитие. Бюджетные вложения от нас требовались колоссальные, а с другой стороны привлекательность предприятия для потенциальных инвесторов от этого вряд ли могла повыситься. Чтобы сохранить «Сахателеком» мы должны были вступать в альянс с крупными инвесторами.Во многом именно этим было продиктовано решение правительства республики реализовать определенную долю своих активов. И, если помните, еще в 2004 году, после долгих дебатов и сомнений, к мнению о необходимости продажи 51% акций «Сахателекома», пришел и парламент республики.
Реализовать этот пакет удалось, правда, далеко не сразу, так как многие потенциальные покупатели были заинтересованы в приобретении всей компании, а не ее части. Да и неясная ситуация с претензиями на наши активы федерального центра наверняка сказывалась.
Как я  уже говорил, после визита Путина в Якутск, проблема «Сахателекома» в числе прочих была урегулирована. И к концу 2006 года контрольный пакет акций приобрела ОАО «Дальневосточная компания электросвязи». Сумма сделки составила порядка 2,3 млрд рублей (на 600 миллионов выше первоначальной цены), которые пошли на покрытие бюджетного дефицита. Я убежден, что мы сумели продать контрольный пакет «Сахателекома» в самый подходящий и выгодный момент. В условиях меняющегося экономического климата, мировой финансовой нестабильности, сегодня, например, нам будет гораздо сложнее реализовать оставшиеся 49% за приличные деньги. 
____________________________________________________________

«Передача имущества ОАО «Сахателеком» в руки частного капитала, отказ от контроля со стороны государства за деятельностью крупнейших компаний неминуемо откликнется на рынке неудержимым повышением тарифов. В данном случае – за услуги всех видов электросвязи. Нет – мафиозной приватизации!»

(Виктор Губарев, 1-й секретарь Якутского рескома КПРФ, из статьи «Коммунисты республики считают приватизацию «Сахателекома» мафиозной», интернет-ресурс www.v-yakutia.ru, июнь 2006г.)

_____________________________________________________________
Далее: давайте определим, проиграла ли республика в отношении качества связи и обслуживания населения? Да нет, не проиграла. Республиканская сеть связи продолжает модернизироваться и расширяться, вводятся дополнительные линии, устанавливается спутниковая связь, в том числе в отдаленных населенных пунктах, в Арктике. Повсеместно внедряется Интернет и другие современные телекоммуникационные услуги.
Кто-то, возразив мне, вероятно, скажет: «А как же массовые сокращения? А рост тарифов?»
Отвечаю: государство – это не всегда эффективный собственник. Иной инвестор, в отличие от государства, приобретая какие-либо активы, вкладывает в них свои собственные ресурсы. Поэтому сразу начинает подходить к делу рачительно и максимально оптимизировать расходы, чтобы получать большую прибыль. А чем больше его прибыль, тем больше налогов он заплатит в наш с вами бюджет.
Да, он может модернизировать оборудование, может сокращать людей. Но при этом предприятие продолжает работать качественно, а, самое главное, рентабельно. Повторяю еще раз: телефонная связь не прерывается ни на день, при этом доходы компании неуклонно возрастают, а бюджет республики получает в казну гораздо больше средств, чем, если бы собственником оставалось государство. Чистая прибыль предприятия в 2008 году ожидается на уровне 512 млн рублей, тогда как за 2006 год этот показатель составлял всего 129 млн рублей.
Смею заверить всех критиков, что если бы «Сахателеком» и сейчас, в декабре 2008 года, оставался на 100% нашим – сокращений миновать все равно бы не удалось. Таковы современные реалии. Как бы мы хорошо не относились к людям, нужно руководствоваться не эмоциями, а экономическими законами. Если на каком-то участке на смену человеку приходят новые технологии, то с какой стати руководитель предприятия должен содержать лишних специалистов?
А вот чтобы трудоустраивать людей, обеспечивать их рабочими местами, мы должны создавать соответствующие условия для динамичного развития малого и среднего предпринимательства, в том числе и в сфере связи.
По поводу же повышения тарифов и распаляться особо не стоит, так как они регулируются не «Сахателекомом», а Федеральной службой по тарифам. К слову, по данным Госкомитета по ценовой политике – РЭК РС (Я) в 2009 году, согласно представленным заявкам, тарифы на услуги связи останутся практически без изменений, ниже темпов инфляции.

Плоды былой свободы
_______________________________________________

«…Давайте вспомним о политической и экономической ситуации в начале 90-х годов в стране в целом. Тихо, спокойно, без гражданской воли произошел распад целой системы. Это была трагедия. Многие тогда начали думать, как им жить дальше – в составе России или самостоятельно.
Мы... добились того, что наша республика стала равноправным субъектом РСФСР, суверенным социалистическим государством в составе обновленной страны… Мы приняли декларацию, по которой все недра и природные богатства, находящиеся на территории республики, служат ее народу. А вчера республика продала свою последнюю собственность…Теперь мы называемся республикой, а собственности нет…»   

(Михаил Николаев, заместитель председателя Совета Федерации РФ, первый президент РС (Я), из интервью газете «Якутск вечерний», 14.11.2008 г.)

_____________________________________________________________

Мы с вами часто повторяем, что живем в богатой республике. Но только живем почему-то небогато. А почему так происходит? Да потому что никакой радости от пассивного сидения на сундуке с сокровищами быть не может. Потому что богатство нужно пускать в оборот, извлекать из него прибыль. Что толку быть номинальными «хозяевами стратегических активов», когда у нас не хватает школ и детских садов? Когда дороги в катастрофическом состоянии? Когда мы который год безуспешно пытаемся вывести из ступора сельское хозяйство? Когда жизнь в республике полностью зависит от «северного завоза»? Что толку?
Или вы предлагаете ждать, когда по мановению волшебной палочки к нашим месторождениям сами собой пролягут транспортные магистрали и линии электропередачи, сами собой построятся нефтеперерабатывающие заводы, металлургические и газохимические комбинаты, обогатительные фабрики? Предлагаете ждать, когда из природных кладовых сами собой извлекутся десятки тонн золота и серебра, тысячи тонн нефти и газа.
Правительство часто упрекают в том, что мы реализовали свои золотодобывающие, оловянные и сурьмяные активы. Но объясните, какой прок держать в собственности предприятия-банкроты, когда для модернизации, внедрения новых технологий и возрождения некогда прибыльных производств необходимы огромные финансовые резервы? Бюджет такую ношу не потянет, а реанимировать потенциально мощные отрасли нужно.
Богатств, на которых мы сидим, хватит еще на много поколений вперед. Только разведанные запасы полезных ископаемых на территории республики оцениваются сейчас в 70 с лишним триллионов рублей. Эти запасы лежат в недрах сотни лет, могут пролежать еще неизвестно сколько, и пользоваться хотя бы частью благ, которые они могут принести нам, надо сейчас, а не потом.
Но для того, чтобы запустить эти богатства в оборот, необходимо вкладывать в них деньги. Огромные деньги. Сотни миллиардов, если не триллионов рублей. 
В Советском Союзе на освоение наших месторождений работала вся страна, в Якутию инвестировались и денежные средства, и трудовые ресурсы. В один прекрасный момент система рухнула, и республика действительно стала перед выбором: как жить дальше.
О наших политических достижениях тех лет, безусловно, можно говорить только в превосходных тонах. Как справедливо говорит глубокоуважаемый мною Михаил Ефимович, мы получили экономическую свободу, приняли Декларацию, согласно которой все недра и природные богатства, находящиеся на территории Якутии, должны были служить ее народу.
Должны были служить, но на деле вышло по-другому. Надо констатировать, что до недавнего времени экономика республики базировалась исключительно на достижениях советской экономики. На протяжении 90-х годов мы жили преимущественно за счет алмазной компании и дотаций федерального центра. Имея определенные ресурсы, мы не воспользовались тогда уникальным шансом пустить наши богатства в оборот самостоятельно, сохранив не сулящий ничего хорошего в будущем моноотраслевой принцип экономики.
Вскоре наступили другие времена. И, оглянувшись назад, мы увидели неказистые плоды нашей былой свободы.  Что досталось нам от той свободы? Полуразваленная диким переходом к рынку и длительным системным кризисом в масштабах всей страны золотодобыча. Почти полностью «убитые» оловянная и сурьмяная промышленность. Большое количество предприятий, находившихся на грани банкротства. Неслыханные долги по зарплате. И так далее, и так далее. Многие из нас наверняка прекрасно помнят те трудные годы. 
В последние годы республика постепенно поменяла прежний курс, двинулась к диверсификации экономики, к развитию новых отраслей. Однако перед нами сразу возникли труднопреодолимые преграды. И дело не только в имущественных спорах, отнявших у нас массу времени и сил. Дело в острейшей нехватке инвестиционных ресурсов, усугубляемой к тому же потерей некоторых ключевых рычагов управления собственной экономикой.

Своя чужая энергетика
В первую очередь я имею в виду якутскую энергетику – основу основ нашего промышленного потенциала. Даже все вместе взятые стратегические  активы, которые мы реализовали в последние годы, выручив за них, к тому же приличные деньги и притянув в республику инвесторов, не стоят одной компании «Якутскэнерго», которая в 1995 году была отдана в распоряжение РАО ЕЭС совершенно бесплатно.
Об этом сегодня почему-то никто из критиков не говорит и не вспоминает. А стоило бы вспомнить, что по букве заключенного 25 июня 1992 года Соглашения о разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия) «Якутскэнерго» находилось в стопроцентной собственности республики. Но в итоге компания была фактически подарена Чубайсу, без единой копейки взамен.
Конечно, первое время новые энергетические монополисты давали нам много разных обещаний. Но на деле никакой реальной помощи мы не получили – ни льготных кредитов на развитие инфраструктуры и повышение надежности энергетики, ни  прямых инвестиций от РАО ЕЭС.
По условиям договора до определенного момента республика хотя бы имела право на 20 процентов так называемых «голосующих» акций, позволявших нам напрямую контролировать деятельность «Якутскэнерго». Однако в 2000 году, после назначения гендиректором компании Константина Ильковского, эти договоренности были разорваны энергетиками в одностороннем порядке. В конце концов, владея мизерной долей в размере менее двух процентов акций компании, республика уже тогда утратила возможность напрямую вмешиваться в политику «Якутскэнерго».
Естественно, где-то через систему тарифов, где-то через систему планирования правительство обозначает свое присутствие в управлении предприятием, осуществляющим 90% поставок электроэнергии и 45% поставок теплоэнергии в республике. Но по большому счету сегодня «Якутскэнерго» работает практически автономно от нас – со всеми вытекающими из этого последствиями.
Правительство заинтересовано в том, чтобы деятельность энергетиков была ориентирована, прежде всего, на потребителя, но существующая система взаимоотношений практически не предусматривает мер ответственности энергетической компании.
В результате у нас участились аварии, только за прошлый год ущерб от всевозможных технологических нарушений на объектах электроэнергетики составил более 43 миллионов рублей. При этом на устранение их последствий и восстановительные работы направляются определенные средства. Конечно, многое списывается на изношенность сетей и оборудования. Совсем недавно, в ноябре этого года,  из-за отсутствия запаса лопаток для газотурбинной установки на Якутской ГРЭС мы вынуждены были объявлять в республике режим повышенной готовности.
Поэтому, если уж говорить о том, что республика неоправданно лишилась каких-то своих активов, то в первую очередь надо плакаться по «Якутскэнерго».
По моему твердому убеждению, именно такие стратегические предприятия, которые занимаются энергетикой, содержанием трубопроводных систем, емкостного парка нефтепродуктов, обязательно должны были оставаться под контролем республики. 
По энергетике этого не произошло.  

Сквозь призму кризиса
Решения по имущественным спорам в пользу республики – лишь часть той огромной и не всегда заметной для населения работы, которую мы проделали за минувшие пять-шесть лет. После былой экономической свободы во многих вещах приходилось наводить порядок.
Мы упорядочили собственность, исключили из обихода само понятие «бесхозяйные объекты», хотя совсем еще недавно их было огромное количество практически во всех отраслях.
Мы официально провели разграничение полномочий и собственности на всех уровнях, устранили царивший до этого хаос в земельных отношениях. Как оказалось, у нас вообще не было даже реестра собственности. То есть она была задекларирована, но не была закреплена регистрацией.
Мы добились большого прорыва в межбюджетных отношениях. Убедили федеральный центр учитывать при распределении трансфертов такие существенные нюансы, как температурный режим, уровень транспортной доступности субъектов. В результате поступления федеральных средств в казну Республики Саха (Якутия) увеличились на порядок. И это вовсе не означает, что мы попали в зависимость от российского бюджета. Тем самым мы всего лишь зафиксировали качественные и количественные критерии в методике распределения трансфертов регионам. Отстояли свое право на законное получение дополнительных ресурсов, с учетом наших климатических и территориальных особенностей. Нынешний мировой финансовый кризис показывает, насколько мы оказались правы.
Невольно кризис подтвердил и актуальность нашего курса на диверсификацию экономики, и правильность наших действий  по имущественному комплексу.
Создавая основу для развития других отраслей – нефтегазовой, металлургической, газохимической и т.д.  - мы уходим от «алмазной» зависимости и путем расширения налоговой базы снижаем любые возможные риски, связанные с экспортно-ориентированными  отраслями. Что же касается имущества, то, конечно, в условиях нынешней экономической нестабильности, когда все предприятия серьезно обесценились, нам бы ни за что не удалось выгодно реализовать пакеты ни в «Сахателекоме», ни тем более в «Эльгаугле» и «Якутугле».

В природе рынка не бывает спонсоров
________________________________________________
«За последние шесть лет, в период руководства президента Вячеслава Штырова, Якутия лишилась многих стратегических активов. Что мы имеем на сегодняшний день? Контрольный пакет «АЛРОСА» - не у республики, три стратегических месторождения золота – в структурах «Норникеля», олово – не наше, сурьма – контрольный пакет не у нас, «Якутуголь» вместе с «Эльгауголь» - этот последний пакет через бюджет не прошел. Ни Ил Тумэн, ни правительство, ни президент, ни многонациональный народ Якутии не являются в республике хозяевами». 

(Василий Филиппов, экс-кандидат в мэры г.Якутска, бывший Председатель Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн), из интеревью порталу «SakhaNews», апрель 2008 г.)
_____________________________________________________________
 
Выше я уже говорил о  том, что сидеть на богатствах и ждать, когда они будут освоены сами собой – дело бесперспективное. В развитие уже существующих и новых отраслей необходимо вкладывать колоссальные деньги.
Те значительные прогнозные показатели, которых мы должны достигнуть и, я уверен, достигнем к 2020 году, требуют инвестирования в нашу экономику значительных финансовых и технологических ресурсов.
Вывод может быть только один: без активного и тесного сотрудничества с такими мощными компаниями как «АЛРОСА», «Транснефть», «Сургутнефтегаз», «Газпром», «Мечел», «Полюс золото» и другими у Республики Саха (Якутия) не может быть будущего.
Конечно, не все наши стратегические партнеры одинаково безупречны с позиции социальной ответственности. Одни проявляют себя в этом аспекте очень активно, другие с меньшей готовностью идут на оказание республике внебюджетной поддержки. Мы признаем это, но такова жизнь. Такова сама природа большого бизнеса. Нужно раз и навсегда усвоить, что в природе рыночной экономики не бывает спонсоров. Главное, что инвестор платит налоги в бюджет. А уже государство, получая как можно больше средств в казну, обязано заниматься социальной политикой, строить и развивать села и города.
Но чтобы привлечь новых инвесторов и разбудить наши нерентабельные отрасли, нам необходимо  сначала обеспечить наличие благоприятной транспортной и энергетической инфраструктуры. Одновременно достичь всего сразу не получится. На первом этапе реализации нашей Схемы, мы должны ориентироваться на производства, которые уже находятся, так сказать, на ходу. На втором, когда экономика республики заработает более интенсивно, прибыль станут приносить и остальные производства.

Успех – лучший оратор
В заключение хочу сказать следующее. Некоторые политики, пытаясь втянуть меня в разные никому, кроме них самих не нужные интриги, заявляют о том, что якобы Борисов не имеет своего собственного мнения по многим вопросам социально-экономического развития республики.
Вынужден огорчить и этих своих оппонентов.
Я имею свою твердую и обоснованную позицию по всем вопросам хозяйственного и социального обустройства нашей республики, при этом мои действия всегда подчинены ее интересам.
Не скрою, в работе между мной и президентом порой возникают и разногласия, и споры по отдельным моментам. Однако основой нашего взаимопонимания является, прежде всего, позиция самого Вячеслава Анатольевича. А именно его неподкупная приверженность интересам Якутии, которую он не раз доказывал и в своей повседневной деятельности, и в  острых, порой бескомпромиссных дискуссиях на всех уровнях государственной власти республики и Российской Федерации. На таком уровне взаимопонимания и создается команда, способная решать возложенные на нее задачи.
Несмотря на все сложности, экономические и политические тяготы сегодняшнего дня, Республика Саха (Якутия) идет по правильному пути. А критиканы, преследующие свои узкие интересы, были и, к сожалению, будут всегда. Мне бы хотелось призвать их к благоразумию и напомнить слова одного выдающегося деятеля прошлого, сказавшего, что лучший оратор в мире – это успех.
Хватит политиканствовать и пустословить. Давайте лучше смотреть в завтрашний день с оптимизмом и работать совместно на благо нашей родной республики. Давайте вместе идти к нашим общим успехам. А лично я всегда открыт для общения с прессой и готов давать прямые ответы на любые  вопросы.