Можно много рассуждать о том, что сделано, а что не сделано. Но главное заключается в том, что мы повернулись лицом к нашему северу |
cвободная трибуна |
06 Декабря 2008 года, 03:12 |
Егор Борисов. Наветы и ответы В монологе премьера нами не изменена ни одна буква. В текст не вставлено ни одного комментария.
Я никогда не считал себя человеком, закрытым от народа. Но в своей жизни всегда ставил и ставлю на первое место работу, а уже потом все остальное, включая и общение с прессой. Однако за последние годы в Республике Саха (Якутия) произошло много важных событий, о содержании которых у кого-то иногда, в силу неправильной их трактовки различными комментаторами и журналистами, могло сложиться не совсем верное представление. Обычно не обращая внимания на такие публикации, в какой-то момент я пришел к выводу, что все-таки стоит объяснить людям некоторые вещи более подробно и обстоятельно. Власти нужна честная критика Тем не менее, свобода слова, по моему глубокому убеждению, не означает вседозволенности. Свобода слова не дает права сознательно искажать либо превратно истолковывать факты, компилировать выхваченные из разных контекстов фразы, распространять лживые сведения, высказывать огульные обвинения, вводя в заблуждение огромное количество людей. Намеренно отыскивая во всем только отрицательные моменты и не обращая внимания на положительные. В данном случае, я говорю о довольно частых попытках навязывания населению Республики Саха (Якутия) негативного отношения к ее президенту и правительству со стороны отдельных политиков, комментаторов. Характерно, что вместо открытого разговора за общим столом в поисках истины авторы подобных попыток предпочитают использовать опосредованные способы – публичные трибуны или газетные полосы. Но за все это время от них не поступило ни одного сколько-нибудь дельного предложения, которое можно было бы учесть. Ведь конструктивная критика, от кого бы она ни исходила, всегда воспринимается правительством нормально и учитывается в работе. Хуже всего, что среди тех, кто старается во что бы то ни стало опорочить руководство республики, сформировать тем самым определенное общественное мнение (а говоря прямо – среди тех, кто, не задумываясь, обманывает народ), к сожалению, оказались достаточно авторитетные в республике люди, пользующиеся уважением и доверием значительной части населения. Смысл их нападок при всем разнообразии риторики можно свести к нескольким весьма умозрительным тезисам. Нынешнее руководство республики, по словам уважаемых критиков, за последние годы фактически лишило Якутию имущества, «распродало» все ликвидные активы, отдало на откуп частным компаниям богатейшие природные богатства, и, таким образом, оставило нынешнее и грядущие поколения жителей нашего северного края чуть ли не у разбитого корыта. В качестве основных аргументов приводятся, к примеру, так называемая «федерализация» АК «АЛРОСА», реализация активов республики в ОАО ХК «Якутуголь» и ОАО «Эльгауголь», продажа контрольного пакета акций ОАО «Сахателеком». Перед тем как дать предметные ответы на все абсолютно надуманные, с моей точки зрения, претензии, позволю себе небольшое отступление. Нет смысла скрывать, что свою немалую лепту в формирование имиджа «нехорошего» правительства вносят и отдельные представители средств массовой информации. Псевдоаналитики, привыкшие пользоваться не достоверными фактами, а домыслами и слухами. Люди, не имеющие ничего общего с профессиональной журналистикой, однако именующие себя экспертами или обозревателями, которые в погоне за дешевой популярностью или материальной выгодой готовы выдать за правду все, что им заказано. Подобные информационные провокации в некоторых СМИ, к сожалению, стали нормой. Эти СМИ наживают свою популярность, чаще всего используя неудовлетворенность людей теми или иными обстоятельствами жизни. Нагнетая неверие населения во власть, вообще в завтрашний день. Это давно известный, достаточно примитивный, но, тем не менее, активно применяемый механизм эксплуатации обыденного сознания. Поэтому некоторые издания сделали негласным правилом своей работы простой принцип: чем больше ты ругаешь власть, тем выше твои тиражи. Цель оправдывает средства, и для ее достижения нечистоплотные журналисты не гнушаются ничем. В то же время, когда в судебные инстанции уходят соответствующие исковые заявления о защите чести и достоинства, это тут же преподносится как преследование «свободной прессы». Оставаясь безнаказанными, псевдоаналитики сами начинают верить в истинность своих домыслов. А уверенности им придают в первую очередь те политики, которым в угоду личным амбициям или каким-то конкретным целям, или просто в силу их убеждений в определенный момент становится выгодно делать неоднозначные заявления, произносить скандальные речи. Таким образом, возникает своеобразный эффект сообщающихся сосудов. Когда в одном из них неоправданной критики и желчи убавляется, в другом – прибавляется. В конце концов, принимать за правду, мягко говоря, не вполне достоверные сведения начинают даже люди, достаточно устойчивые к «легким слухам». Возможно, кому-то подобные рассуждения покажутся излишними, бросающими тень на свободу слова. Подчеркну: я ни в коей мере не хочу обидеть представителей СМИ, выполняющих значимую и трудную работу, играющих огромную роль в нашей жизни. Я хочу лишь обратить внимание общества, насколько важны в любом деле, в том числе в журналистике, профессионализм и порядочность. Теперь – к главному. «АЛРОСА»: мы выиграли больше, чем могли потерять ________________________________________________ «Председатель правительства Егор Борисов полностью утратил контроль за процессами, происходящими в компании «АЛРОСА», чем поставил под угрозу государственные интересы республики…» (Александр Гаврильев, народный депутат РС (Я), из выступления на 39-м пленарном заседании Государственного Собраня (Ил Тумэн) III-го созыва, ноябрь ________________________________________________ Не ошибусь, если скажу, что началом попыток дискредитации президента Штырова и правительства Борисова в узких политических интересах определенных деятелей послужил имущественный спор, связанный с алмазной компанией. На самом деле во всей этой истории политики было очень мало. Речь шла о чисто юридической и совершенно оправданной с правовой точки зрения претензии федерального центра к правительству Республики Саха (Якутия). Для тех, кто запамятовал, напомню вкратце суть дела. В 2001 году Счетная палата Российской Федерации - высший контрольный орган страны, проводя проверку деятельности акционерной компании «АЛРОСА» по вопросам соблюдения Налогового кодекса за 1999-2000 гг., обнаружила, что приобретение права собственности Якутией на имущество ПНО «Якуталмаз» и последующая передача этого имущества в аренду АК «АЛРОСА» были проведены с нарушением федерального законодательства. Следовательно, республика на протяжении длительного периода получала в свой бюджет арендные платежи незаконно. Впоследствии это же подтвердила ревизия Главного контрольного управления при Президенте РФ. «Незаконность» состояла в том, что при заключении Соглашения о разграничении госсобственности между Правительством России и Правительством Якутии в ноябре 1992 года не были учтены пункты Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года, регламентирующего принципы такого разграничения. В данном постановлении четко говорилось, что ПНО «Якуталмаз» в числе предприятий добывающей промышленности относится исключительно к федеральной собственности. Тогда как Михаил Николаев, тогдашний председатель Верховного Совета ЯССР, подписывая историческое Соглашение с Борисом Ельциным, включил «Якуталмаз» в собственность республики. Кстати, вполне допускаю, что на том этапе взаимоотношений субъектов с федеральным центром противоречие, заложенное в двух вышеозначенных документах, можно было разрешить полюбовно, путем внесения в них необходимых изменений относительно «Якуталмаза» в пользу нашей республики. Такое решение, будь оно принято своевременно, могло на корню устранить саму возможность возникновения последующего правового казуса. Но, к сожалению, этого сделано не было. Спустя десять лет, новая российская власть обнаружила данную оплошность. Вдобавок еще поставила под вопрос легитимность формирования долей в уставном капитале компании. С позиции здравого смысла права республики на имущество ПНО «Якуталмаз» сомнений не вызывали, но с правовой точки зрения выходило так, что мы получали арендные платежи незаконно. Некоторые федеральные чиновники предлагали даже взыскать с республики средства, незаконно выплачивавшиеся ей на протяжении длительного времени. Поэтому правовой спор вокруг «АЛРОСА» был действительно сложным, тяжелейшим. Материалы многотомной переписки правительства республики с Москвой, касающиеся данного имущественного конфликта, возможно, когда-нибудь будут опубликованы. Лично у меня есть большое желание в деталях рассказать населению Якутии обо всех перипетиях спора, длившегося с 2001 по 2007 год. Рассказать о тех усилиях, которые пришлось приложить президенту республики, многим членам правительства, депутатам парламента и нашим юристам для отстаивания интересов Республики Саха (Якутия) в алмазно-бриллиантовом комплексе. Рассказать о том, какими долгими и рутинными были переговоры, встречи, совещания по этим проблемам. И о том, как нам удалось постепенно, шаг за шагом убедить высокопоставленных представителей российской власти в необходимости вести диалог в иной, чем было предложено первоначально, плоскости, с учетом интересов нашей республики. В результате при сохранении максимально возможного баланса интересов региона и центра, мы не потеряли имущество, нашли способ восполнить средства бюджета, которые получали фактически незаконным путем, и, более того, приумножить их. Во-вторых, в рамках компенсации выпадающих доходов мы значительно облегчили финансовую нагрузку на наш бюджет, переложив на федеральный бюджет содержание целого ряда учреждений науки и образования, объектов инфраструктуры. В том числе аэропортового хозяйства и автодороги «Вилюй», завершение строительства которой должно было обойтись бюджету республики в сумму около 28 миллиардов рублей. Теперь эта дорога будет достроена до 2015 года за счет федеральных средств и решит многие проблемы, главная из которых – отсутствие связи с внешним миром у жителей наших отдаленных населенных пунктов. Наконец, благодаря достигнутому мировому соглашению, Республика Саха (Якутия) не просто оставила в своей собственности 40% акций и таким образом сохранила свое участие в управлении АК «АЛРОСА». За счет капитализации компании республика еще многократно увеличила стоимость своей доли. Мы ни в чем не проиграли, хотя, если вспомнить, то некоторые горе-специалисты с нашей стороны предлагали действительно проигрышные варианты решения проблемы. Например, целиком обменять на 40-процентную долю республики в «АЛРОСА» компанию «Нижне-Ленское» и наш пакет в «Якутугле». В итоге же по факту мы получили значительно больше, чем имели. Если до этого ежегодные арендные платежи от «АЛРОСА» в бюджет РС (Я) составляли 8,3 млрд рублей, то в 2007 году, при помощи механизмов восполнения выпадающих доходов, республика получила 9,8 млрд рублей. Повторяю: имущественный спор по «АЛРОСА» закончился в нашу пользу. Это очевидно для каждого здравомыслящего человека. Не признавать этого, по меньшей мере, странно. Мина замедленного действия Точно так же, по принципу сообщающихся сосудов, нам упорно продолжают записывать в пассив историю с «Якутуглем». «Они продали компанию, не думая об интересах населения!», «Пронесли вырученные деньги мимо бюджета!», «Пустили огромные средства на строительство железной дороги, которую федералы все равно бы рано или поздно построили! – многозначительно негодуют наши оппоненты. Давайте снова отставим в сторону политику. И для начала вспомним, что в 2001 году «Якутуголь» находился на грани банкротства. В течение последующих трех лет усилиями президента Штырова и правительства республики как главного акционера «Якутугля» предприятие было полностью реанимировано. Мы реструктуризировали кредиторку, решили проблему долгов по зарплате. Правильно используя конъюнктуру цен, реализовали программу по переоснащению предприятия горной техникой. Одним словом, в короткие сроки вывели «Якутуголь» из глубочайшего кризиса и сделали привлекательным для потенциальных инвесторов. У нас появилась возможность реализовать блокирующий пакет акций компании по максимальной стоимости, чтобы, с одной стороны, приобрести крупного стратегического партнера, а с другой – выручить средства для реализации на территории республики крупных проектов. Теперь совершим еще один небольшой экскурс в прошлое. В июнь 1995 года, когда Правительство РС (Я) в лице Юрия Кайдышева и Правительство РФ в лице Виктора Черномырдина подписали Соглашение о сотрудничестве в области топливно-энергетического комплекса, где было зафиксировано, что в случае акционирования «Якутугля» Республика Саха (Якутия) должна получить всего 30% акций предприятия. В самом конце 90-х другой председатель правительства республики Василий Власов, подписывая документ о пролонгации вышеуказанного соглашения с тогдашним замминистра топлива и энергетики РФ Авалишвили, попытался исправить допущенную ошибку, и соответствующая статья из него была исключена. Но, к сожалению, новое соглашение оказалось нелегитимным из-за несоответствия статуса подписанта со стороны правительства России. Проще говоря, подпись замминистра Авалишвили не могла перебить подписи премьера Черномырдина. Заложенная в соглашении 1995 года мина замедленного действия сработала через десять лет, в 2005 году, когда 25% + 1 акция «Якутугля» уже готовились к продаже. Блокирующий пакет мы все-таки реализовали, поскольку подразумевалось, что на аукцион выставляется часть доли республики, а не Российской Федерации. Но, таким образом, наши права на оставшиеся 75% минус 1 акция были автоматически оспорены – началось еще одно большое имущественное разбирательство, причины которого опять-таки уходили корнями в 90-е годы. 23 октября 2006 года Высший арбитражный суд Российской Федерации вынес решение: «Признать недействительным распоряжение Правительства РС (Я) от 18.12.2002 года №1512-р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия «Якутуголь». После выхода в свет такого документа, фактически отменившего приватизацию ОАО ХК «Якутуголь», возникла реальная угроза, что мы вообще потеряем влияние на компанию, а при определенных требованиях должны будем вернуть обратно из бюджета республики вырученные от сделки с ОАО «Мечел» 11,58 млрд рублей, которые были направлены на нужды республики. И вновь нам пришлось бросить все свои силы на защиту интересов республики. Вступать в продолжительную переписку, вести длительные бескомпромиссные переговоры. Кому нужна железная дорога? «Есть корова, два человека претендуют на неё. Один из них говорит, что молоко от этой коровы моё, другой говорит, нет, моё. В итоге соглашаются, ладно, чтобы никому не досталось это молоко, давайте мы забьем корову на мясо и продадим. Вот какой имущественный судебный спор сегодня идет. Мы вместе с Правительством России приняли решение забить корову, при этом решили, что деньги пойдут на выполнение обязательств республики в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации о строительстве железной дороги» (Эрнст Березкин, народный депутат РС (Я), из выступления на 37-м пленарном заседании Госсобрания (Ил Тумэн) III-го созыва, ноябрь _________________________________________________________ 30 марта 2007 года мы все-таки добились, чтобы Высший арбитражный суд России отменил свое, ранее принятое решение. Хотел бы обратить особое внимание, что до нас ни одному региону, судившемуся с Росимуществом по собственности, не удавалось выиграть хотя бы одного дела. Мы же выиграли, отсудив сразу четыре стратегических предприятия – «Якутуголь», «Арктическое морское пароходство», «Сахателеком» и «Технический центр телерадиовещания». Сверх того, если рассматривать ситуацию масштабно, мы еще защитили правомерность всей системы договорных отношений, сложившейся в России в 90-е годы. Ведь не секрет, что Росимущество пыталось доказать, что и Соглашение о разграничении государственной собственности между РФ и РС (Я) от 25 ноября 1992 года якобы было подписано необоснованно. Подчеркиваю: суд по «Якутуглю» мы в итоге выиграли. Тем не менее в этой ситуации вынуждены были идти на определенные компромиссы и по условиям мирового соглашения направить часть средств, вырученных от приватизации «Якутугля», на софинансирование строительства железной дороги (как исполнения ранее принятых обязательств республики) и на финансирование инфраструктурных проектов, очень значимых для нас. И здесь критиканы нашли новую благодатную для себя тему: кому нужна железная дорога? По логике некоторых комментаторов, федеральный центр заставил республику достроить «железку» за свои деньги, чтобы затем передать в федеральную собственность. Но так могут рассуждать только люди, не знающие, что общая проектная стоимость завершения строительства железнодорожной ветки Беркакит – Томмот – Якутск (Нижний Бестях), включая совмещенный мост через Лену, составляет 131,8 млрд рублей. Из этой суммы на долю Республики Саха (Якутия) согласно достигнутых договоренностей приходится финансирование всего порядка 16,5 млрд рублей. Остальной объем средств (более 100 млрд рублей) в рамках утвержденных целевых программ «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» и «Модернизация транспортной системы РФ до 2010 года» обеспечивает федеральный бюджет. А позвольте спросить: кто больше заинтересован в завершении строительства железной дороги до Якутска? Федеральный центр? Или Республика Саха (Якутия), ежегодно выбрасывающая миллиарды рублей на досрочный завоз грузов. Правительство России? Или Правительство Республики Саха (Якутия), не имеющее возможности снижать цены на ГСМ для потребителей, потому что договора поставок топлива заключаются за год до очередной навигации? Или, может быть, железная дорога не нужна нам? Не нужна нашему населению, не имеющему возможности чаще выезжать в центральную Россию, потому что дорогостоящие авиаперелеты не субсидируются, а билет до Москвы большинству якутян не по карману? К сведению читателей, только в этом году нашей железной дорогой воспользовалось около 114 тысяч жителей республики. В будущем, по данным Минтранса РС (Я), этот показатель ежегодно будет достигать 500 тысяч человек. И, наконец, нельзя не отметить еще одну немаловажную деталь, о которой кто-то вероятно не знает или предпочитает умалчивать. Посредством передачи в федеральную собственность куска железнодорожной ветки Беркакит – Томмот – Якутск (Нижний Бестях) мы добились полной реструктуризации долга республики в размере порядка 70 миллионов долларов (около 2 млрд рублей) по так называемому «золотому кредиту» – еще одному печальному наследству 90-х годов. Тем самым мы сэкономили для нашего бюджета весомые деньги, вместо того, чтобы выплачивать их в натуральном выражении. Угольный цейтнот Теперь о том, почему вообще необходимо было продавать «Якутуголь». Дело в том, что ситуация в угольной отрасли республики к 2005 году стала критической. Уважаемые оппоненты говорят, что после продажи компании мы потеряли механизмы социальной защиты населения. Однако они не говорят о том, что могло произойти, если бы компания до сих пор оставалась в собственности республики. Зато желающих приобретать «Якутуголь», по сути, не было. Таким образом, мы имели в распоряжении медленно затухающий и никому не нужный в будущем «Якутуголь» и «Эльгауголь» - перспективный, востребованный, но практически ничего не стоящий без инфраструктуры. Естественно, в этой ситуации решение о продаже активов республики в двух этих компаниях не по отдельности, как того хотелось многим, а консолидировано, представлялось единственно разумным и оптимальным. Однако структура собственности «Эльгаугля» была довольно пестрой – никто из ее акционеров не имел контрольного пакета акций компании. Якутии принадлежал пакет в 39,4% акций, 29,5% владело ОАО «Российские железные дороги», еще 28,8% - ЗАО «Восточная строительная контрактная корпорация», небольшой пакет (около 2,5%) приходился и на «Якутуголь». Руководство республики достигло договоренностей с железнодорожной монополией о том, чтобы продавать свои доли в «Эльгаугле» единым лотом. Но возникли определенные противоречия по цене, наши запросы оценивались как слишком высокие и нереалистичные. Перед нами же стояла важная задача – при всех сложностях выручить от реализации двух предприятий как можно больше средств и направить их в развитие республики. Не проесть их, не растранжирить, а инвестировать в инфраструктуру. Урегулировать все эти нюансы в комплексе было невероятно сложно. Выражаясь шахматной терминологией, мы попали в жесткий цейтнот. Оптимальная приватизация В какой-то степени имущественный спор даже сыграл нам на руку. Ведь в отсутствие источников для развития угольной отрасли правительству республики, так или иначе, все равно пришлось бы продавать и «Якутуголь», и свою долю в «Эльгаугле». Но шансов сделать это настолько выгодно, как это произошло в 2007 году, при иной конъюнктуре было намного меньше. Что получилось в итоге? Государственные пакеты акций ОАО ХК «Якутуголь» (75% минус 1 акция) и ОАО«Эльгауголь» (39,365%) были приватизированы путем внесения их в уставный капитал вновь созданного ОАО «Республиканская инвестиционная компания» (РИК) - общества, со 100-процентным участием Республики Саха (Якутия). Затем, в октябре 2007 года, совместно с имуществом ОАО «Российские железные дороги», владевшим 29,5% акций ОАО «Эльгауголь» и небольшим 60-километровым отрезком строительства железной дороги на участке Улак – Эльга, эти пакеты были благополучно реализованы на 108 (!) шаге аукциона примерно за 58,2 миллиарда рублей структуре все того же «Мечела». Порядка 42,168 млрд из общей суммы отошли в пользу ОАО «РИК». Из них 37,430 млрд выручено от продажи «Якутугля», еще 4,728 млрд – от продажи «Эльгаугля». Мы реализовали угольные активы тогда, когда стратегические интересы Якутии и Правительства РФ практически совпали. Нелишним будет также еще раз отметить, что «Якутуголь» в тот момент находился в оптимальной точке своего развития. Благодаря дальновидности руководства республики, предварительно прочно укрепившего материально-техническую базу и обеспечившего высокую рентабельность предприятия. Кое-кто пытается поставить в вину действующему правительству то, что мы реализовали весь имеющийся пакет. Мол, нужно было оставить себе определенную долю, чтобы иметь возможность хотя бы как-то влиять на тарифную политику новых собственников и обеспечивать социальную защиту трудового коллектива. Должен разубедить приверженцев такой позиции: серьезного инвестора всегда интересует именно контрольный пакет акций. Иначе он просто не пойдет на сделку и не станет вкладывать средства в проект. То есть при иных условиях нам бы не удалось найти стратегических партнеров и выручить от продажи крупные суммы. Если бы мы оставили у себя, скажем, 49%, то за счет капитализации эта доля впоследствии все равно бы уменьшалась и стала бы совсем ничтожной. Позднее мы еще вернемся к этой теме. Второе: при всех издержках, мы все-таки дали жизнь Эльге, обеспечили будущее угольной провинции, сохранили развитие отрасли в Южной Якутии. Отныне «Якутуголь» стал базовым предприятием для освоения Эльгинского месторождения, поэтому инвестор не закроет его, а будет использовать технические и кадровые ресурсы компании для начала добычи угля. И, наконец, третье: за счет устойчивого развития совместного проекта мы сумели не только кратно увеличить поступление налогов в бюджет, но и получить в свое распоряжение значительные инвестиционные ресурсы, сконцентрированные в ОАО «РИК». Благодаря этим ресурсам, мы будем создавать новую собственность республики – объекты инфраструктуры, которая тоже будет работать и приносить доход. Компания специального назначения «…Теперь, после продажи «Якутугля», у нас практически нет механизмов для социальной защиты населения в сфере тарифов на уголь. Деньги поступили в «РИК», куда контролирующие структуры республики соваться не должны. Но с какой стати Ил Тумэн не имеет права на информацию о том, сколько же денег в итоге было получено в ходе этой значимой для республики сделки и, главное, на что они расходуются?» (Борис Бубякин, экс-председатель Контрольного Комитета Госсобрания (Ил Тумэн), из интервью порталу «SakhaNews» 18.11.2008 г.) _________________________________________________________ Проект «РИК» в каком-то смысле стал для нас спасительной соломинкой и, хочу особо подчеркнуть, полностью удовлетворил руководство Российской Федерации. В свете новых обстоятельств - имущественного спора и условий заключенного впоследствии мирового соглашения, а также утверждения на уровне Правительства РФ Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 года, ОАО «Республиканская инвестиционная компания» приобрела статус компании специального назначения. Никакого дополнительного распределения средств «РИК» быть не может. Их расходование в иных целях категорически не допускается, а соответствующий контроль осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Население республики, как и депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн), безусловно, имеет право на информацию о том, на что тратятся средства ОАО «РИК». Тем более что ее никто и не скрывает. Буквально на этой неделе в парламенте республики состоялся правительственный час, посвященный отчету о деятельности Республиканской инвестиционной компании. Могу еще раз привести некоторые конкретные цифры по направлениям расходования денежных средств, полученных от продажи акций ОАО ХК «Якутуголь»: электроэнергетики – 2 млрд 573 млн рублей; на строительство агропромышленных комплексов (городков) в Витиме и Томмоте – 1 млрд 057 млн рублей; на строительство пассажирского терминала аэропорта г.Якутска – 1 млрд 384 млн рублей; на жилищное строительство – 948 млн рублей; на строительство объектов образования – 1 млрд 320 млн рублей, объектов физкультуры и спорта – 1 млрд 126 млн рублей; на строительство объектов коммунального хозяйства – 270 млн рублей и на берегозащитные сооружения в окрестностях Якутска, Олекминска, Зырянки, Ытык-Кюеля и Амги – 163 млн рублей. Государство – не всегда эффективный собственник Телекоммуникационные активы республики на пике имущественных споров с федеральным центром также подверглись угрозам отчуждения. Росимущество предъявило требование, что в соответствие с указом Президента РФ мы должны полностью передать предприятия связи, в том числе ОАО «Сахателеком», в собственность России - в целях «обеспечения единого информационного пространства страны». В то же время нет смысла скрывать, что в 2004-2006 годах бюджет республики был дефицитным, и для покрытия этого дефицита мы рассчитывали на средства от приватизации ОАО «Горизонт-РТ» и ОАО «Сахателеком». Судьба «Горизонта» - предприятия, которому при любых раскладах была уготована участь оказаться поглощенным кем-то из «сотовых» гигантов – к тому моменту, кстати, уже решилась. В ноябре 2004 года 76% его акций, примерно, за 1,5 млрд рублей были реализованы компании «Мобильные телесистемы». При все более нарастающей внешней конкуренции «Сахателеком» тоже ожидало поглощение одной из крупных российских компаний. Республика больше не располагала средствами для инвестиций в его дальнейшее развитие. Бюджетные вложения от нас требовались колоссальные, а с другой стороны привлекательность предприятия для потенциальных инвесторов от этого вряд ли могла повыситься. Чтобы сохранить «Сахателеком» мы должны были вступать в альянс с крупными инвесторами. Реализовать этот пакет удалось, правда, далеко не сразу, так как многие потенциальные покупатели были заинтересованы в приобретении всей компании, а не ее части. Да и неясная ситуация с претензиями на наши активы федерального центра наверняка сказывалась. Как я уже говорил, после визита Путина в Якутск, проблема «Сахателекома» в числе прочих была урегулирована. И к концу 2006 года контрольный пакет акций приобрела ОАО «Дальневосточная компания электросвязи». Сумма сделки составила порядка 2,3 млрд рублей (на 600 миллионов выше первоначальной цены), которые пошли на покрытие бюджетного дефицита. ____________________________________________________________ «Передача имущества ОАО «Сахателеком» в руки частного капитала, отказ от контроля со стороны государства за деятельностью крупнейших компаний неминуемо откликнется на рынке неудержимым повышением тарифов. В данном случае – за услуги всех видов электросвязи. Нет – мафиозной приватизации!» (Виктор Губарев, 1-й секретарь Якутского рескома КПРФ, из статьи «Коммунисты республики считают приватизацию «Сахателекома» мафиозной», интернет-ресурс www.v-yakutia.ru, июнь 2006г.) _____________________________________________________________ Далее: давайте определим, проиграла ли республика в отношении качества связи и обслуживания населения? Да нет, не проиграла. Республиканская сеть связи продолжает модернизироваться и расширяться, вводятся дополнительные линии, устанавливается спутниковая связь, в том числе в отдаленных населенных пунктах, в Арктике. Повсеместно внедряется Интернет и другие современные телекоммуникационные услуги. Смею заверить всех критиков, что если бы «Сахателеком» и сейчас, в декабре 2008 года, оставался на 100% нашим – сокращений миновать все равно бы не удалось. Таковы современные реалии. Как бы мы хорошо не относились к людям, нужно руководствоваться не эмоциями, а экономическими законами. Если на каком-то участке на смену человеку приходят новые технологии, то с какой стати руководитель предприятия должен содержать лишних специалистов? А вот чтобы трудоустраивать людей, обеспечивать их рабочими местами, мы должны создавать соответствующие условия для динамичного развития малого и среднего предпринимательства, в том числе и в сфере связи. По поводу же повышения тарифов и распаляться особо не стоит, так как они регулируются не «Сахателекомом», а Федеральной службой по тарифам. К слову, по данным Госкомитета по ценовой политике – РЭК РС (Я) в 2009 году, согласно представленным заявкам, тарифы на услуги связи останутся практически без изменений, ниже темпов инфляции. Плоды былой свободы _______________________________________________ «…Давайте вспомним о политической и экономической ситуации в начале 90-х годов в стране в целом. Тихо, спокойно, без гражданской воли произошел распад целой системы. Это была трагедия. Многие тогда начали думать, как им жить дальше – в составе России или самостоятельно. (Михаил Николаев, заместитель председателя Совета Федерации РФ, первый президент РС (Я), из интервью газете «Якутск вечерний», 14.11. _____________________________________________________________ Мы с вами часто повторяем, что живем в богатой республике. Но только живем почему-то небогато. А почему так происходит? Да потому что никакой радости от пассивного сидения на сундуке с сокровищами быть не может. Потому что богатство нужно пускать в оборот, извлекать из него прибыль. Что толку быть номинальными «хозяевами стратегических активов», когда у нас не хватает школ и детских садов? Когда дороги в катастрофическом состоянии? Когда мы который год безуспешно пытаемся вывести из ступора сельское хозяйство? Когда жизнь в республике полностью зависит от «северного завоза»? Что толку? Правительство часто упрекают в том, что мы реализовали свои золотодобывающие, оловянные и сурьмяные активы. Но объясните, какой прок держать в собственности предприятия-банкроты, когда для модернизации, внедрения новых технологий и возрождения некогда прибыльных производств необходимы огромные финансовые резервы? Бюджет такую ношу не потянет, а реанимировать потенциально мощные отрасли нужно. Но для того, чтобы запустить эти богатства в оборот, необходимо вкладывать в них деньги. Огромные деньги. Сотни миллиардов, если не триллионов рублей. О наших политических достижениях тех лет, безусловно, можно говорить только в превосходных тонах. Как справедливо говорит глубокоуважаемый мною Михаил Ефимович, мы получили экономическую свободу, приняли Декларацию, согласно которой все недра и природные богатства, находящиеся на территории Якутии, должны были служить ее народу. Вскоре наступили другие времена. И, оглянувшись назад, мы увидели неказистые плоды нашей былой свободы. В последние годы республика постепенно поменяла прежний курс, двинулась к диверсификации экономики, к развитию новых отраслей. Однако перед нами сразу возникли труднопреодолимые преграды. И дело не только в имущественных спорах, отнявших у нас массу времени и сил. Дело в острейшей нехватке инвестиционных ресурсов, усугубляемой к тому же потерей некоторых ключевых рычагов управления собственной экономикой. Своя чужая энергетика В первую очередь я имею в виду якутскую энергетику – основу основ нашего промышленного потенциала. Даже все вместе взятые стратегические активы, которые мы реализовали в последние годы, выручив за них, к тому же приличные деньги и притянув в республику инвесторов, не стоят одной компании «Якутскэнерго», которая в 1995 году была отдана в распоряжение РАО ЕЭС совершенно бесплатно. Об этом сегодня почему-то никто из критиков не говорит и не вспоминает. А стоило бы вспомнить, что по букве заключенного 25 июня 1992 года Соглашения о разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия) «Якутскэнерго» находилось в стопроцентной собственности республики. Но в итоге компания была фактически подарена Чубайсу, без единой копейки взамен. Конечно, первое время новые энергетические монополисты давали нам много разных обещаний. Но на деле никакой реальной помощи мы не получили – ни льготных кредитов на развитие инфраструктуры и повышение надежности энергетики, ни прямых инвестиций от РАО ЕЭС. По условиям договора до определенного момента республика хотя бы имела право на 20 процентов так называемых «голосующих» акций, позволявших нам напрямую контролировать деятельность «Якутскэнерго». Однако в 2000 году, после назначения гендиректором компании Константина Ильковского, эти договоренности были разорваны энергетиками в одностороннем порядке. В конце концов, владея мизерной долей в размере менее двух процентов акций компании, республика уже тогда утратила возможность напрямую вмешиваться в политику «Якутскэнерго». Естественно, где-то через систему тарифов, где-то через систему планирования правительство обозначает свое присутствие в управлении предприятием, осуществляющим 90% поставок электроэнергии и 45% поставок теплоэнергии в республике. Но по большому счету сегодня «Якутскэнерго» работает практически автономно от нас – со всеми вытекающими из этого последствиями. Правительство заинтересовано в том, чтобы деятельность энергетиков была ориентирована, прежде всего, на потребителя, но существующая система взаимоотношений практически не предусматривает мер ответственности энергетической компании. В результате у нас участились аварии, только за прошлый год ущерб от всевозможных технологических нарушений на объектах электроэнергетики составил более 43 миллионов рублей. При этом на устранение их последствий и восстановительные работы направляются определенные средства. Конечно, многое списывается на изношенность сетей и оборудования. Совсем недавно, в ноябре этого года, из-за отсутствия запаса лопаток для газотурбинной установки на Якутской ГРЭС мы вынуждены были объявлять в республике режим повышенной готовности. Поэтому, если уж говорить о том, что республика неоправданно лишилась каких-то своих активов, то в первую очередь надо плакаться по «Якутскэнерго». По энергетике этого не произошло. Решения по имущественным спорам в пользу республики – лишь часть той огромной и не всегда заметной для населения работы, которую мы проделали за минувшие пять-шесть лет. После былой экономической свободы во многих вещах приходилось наводить порядок. Мы упорядочили собственность, исключили из обихода само понятие «бесхозяйные объекты», хотя совсем еще недавно их было огромное количество практически во всех отраслях. Мы добились большого прорыва в межбюджетных отношениях. Убедили федеральный центр учитывать при распределении трансфертов такие существенные нюансы, как температурный режим, уровень транспортной доступности субъектов. В результате поступления федеральных средств в казну Республики Саха (Якутия) увеличились на порядок. И это вовсе не означает, что мы попали в зависимость от российского бюджета. Тем самым мы всего лишь зафиксировали качественные и количественные критерии в методике распределения трансфертов регионам. Отстояли свое право на законное получение дополнительных ресурсов, с учетом наших климатических и территориальных особенностей. Нынешний мировой финансовый кризис показывает, насколько мы оказались правы. Невольно кризис подтвердил и актуальность нашего курса на диверсификацию экономики, и правильность наших действий по имущественному комплексу. Создавая основу для развития других отраслей – нефтегазовой, металлургической, газохимической и т.д. - мы уходим от «алмазной» зависимости и путем расширения налоговой базы снижаем любые возможные риски, связанные с экспортно-ориентированными отраслями. Что же касается имущества, то, конечно, в условиях нынешней экономической нестабильности, когда все предприятия серьезно обесценились, нам бы ни за что не удалось выгодно реализовать пакеты ни в «Сахателекоме», ни тем более в «Эльгаугле» и «Якутугле». В природе рынка не бывает спонсоров ________________________________________________ «За последние шесть лет, в период руководства президента Вячеслава Штырова, Якутия лишилась многих стратегических активов. Что мы имеем на сегодняшний день? Контрольный пакет «АЛРОСА» - не у республики, три стратегических месторождения золота – в структурах «Норникеля», олово – не наше, сурьма – контрольный пакет не у нас, «Якутуголь» вместе с «Эльгауголь» - этот последний пакет через бюджет не прошел. Ни Ил Тумэн, ни правительство, ни президент, ни многонациональный народ Якутии не являются в республике хозяевами». Успех – лучший оратор В заключение хочу сказать следующее. Некоторые политики, пытаясь втянуть меня в разные никому, кроме них самих не нужные интриги, заявляют о том, что якобы Борисов не имеет своего собственного мнения по многим вопросам социально-экономического развития республики. Не скрою, в работе между мной и президентом порой возникают и разногласия, и споры по отдельным моментам. Однако основой нашего взаимопонимания является, прежде всего, позиция самого Вячеслава Анатольевича. А именно его неподкупная приверженность интересам Якутии, которую он не раз доказывал и в своей повседневной деятельности, и в острых, порой бескомпромиссных дискуссиях на всех уровнях государственной власти республики и Российской Федерации. На таком уровне взаимопонимания и создается команда, способная решать возложенные на нее задачи. Хватит политиканствовать и пустословить. Давайте лучше смотреть в завтрашний день с оптимизмом и работать совместно на благо нашей родной республики. Давайте вместе идти к нашим общим успехам. А лично я всегда открыт для общения с прессой и готов давать прямые ответы на любые вопросы. |