Эффективность и качество производства в условиях рыночной экономики становятся определяющими факторами. А добиться эффективности без модернизации невозможно.

доклад Печать
10 Декабря 2008 года, 04:17
siezd-trans-5.jpgПолный текст выступления Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) на II cъезде работников транспортного комплекса Республики Саха (Якутия)
«Опережающее развитие транспортной инфраструктуры как условие  экономического роста Республики Саха (Якутия)» 
 

 

 

 

Уважаемые делегаты и гости II Съезда работников
транспортного комплекса Республики Саха (Якутия)!

Приветствую вас и поздравляю с началом работы Съезда!
Для работников транспортной отрасли, вообще для всех участвующих в сегодняшнем форуме коллег – представителей органов государственной власти, местного самоуправления, бизнеса, науки, пользователей транспортными услугами – это одновременно и большой праздник, и очень серьезная основательная работа. Так как нам предстоит, прежде всего, оценить результаты, достигнутые со времени проведения I Съезда работников транспортного комплекса республики, который состоялся ровно 4 года назад – в декабре 2004 года. А, кроме того, консолидировав усилия, выработать согласованные направления дальнейшего развития отрасли в современных условиях.
2008 год близится к своему завершению. Надо признать, что он был непростым для республики, равно как и для всей страны. Кризисные явления, происходящие сегодня в мире, к сожалению, не могут не сказываться и на нашей внутренней региональной экономике. Однако больших потрясений  в уходящем году нам удалось избежать. Президентом и Правительством Республики Саха (Якутия) предпринимаются все необходимые меры для минимизации возможных негативных последствий глобальной финансовой нестабильности и в будущем.
Так или иначе, возникший в 2008 году экономический дисбаланс, как я уже не раз говорил в своих выступлениях, невольно подтвердил правильность выбранного нами курса на диверсификацию, а следовательно на обеспечение гораздо большей устойчивости нашей экономики. Еще больше усилил значимость утвержденной на федеральном уровне Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, которая имеет мощный межрегиональный эффект и полностью вписывается в генеральный план развития всей страны.
Несмотря на определенные трудности, совершенно оправданно возникающие сейчас буквально повсюду,   Республика Саха (Якутия) продолжает оставаться экономическим лидером Дальнего Востока. Основа развития нашей экономики – уникальная минерально-сырьевая база, богатейшие природные ресурсы, только разведанные запасы которых оцениваются в сумму более 70 триллионов рублей. Эти богатства должны работать на будущее Якутии, Российской Федерации в целом, способствовать повышению уровня благосостояния населения.
Роль транспортного комплекса в процессе диверсификации якутской экономики, обеспечении нормальной жизнедеятельности республики, бесспорно, является одной из главных.  И мы с вами прекрасно понимаем, что без опережающего развития транспортной инфраструктуры, без этой первоосновы всей системы хозяйствования, нам не добиться реального экономического роста, реального повышения уровня и качества жизни людей. 
Благодаря слаженной системной работе в этом направлении, нам уже удалось достигнуть многого.  За четыре года, прошедшие с момента проведения I съезда, мы добились от федерального руководства не только ясного понимания самой сути проблем функционирования транспортного комплекса республики, не только принятия ряда основополагающих документов, оговаривающих соответствующие объемы финансирования наших транспортных проектов, но и начала их активного освоения. 

_________________________________________________

Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) осуществляется в полном соответствии с ключевым стратегическим документом – Транспортной стратегией Республики Саха (Якутия) до 2025 года, которая, напомню, была широко обсуждена делегатами предыдущего Съезда.
Направления транспортной политики страны в целом и республики сегодня определяют принятые в нынешнем году на федеральном уровне Транспортная стратегия России до 2030 года, Стратегия развития железнодорожного транспорта России до 2030 года, Федеральные целевые программы.
Как я уже сказал, Республика Саха (Якутия) – один из первых дальневосточных субъектов, разработавших долгосрочный документ развития – Правительством Российской Федерации одобрена Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС(Я) до 2020 года. На региональном уровне принята Государственная целевая программа развития транспортного комплекса республики на период до 2015 года.
Все эти документы взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и разработаны, прежде всего, в целях увеличения роли транспорта в повышении качества жизни населения, обеспечения безопасности и высоких темпов устойчивого экономического роста.
Уже сегодня начинает реализовываться Инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии», который предусматривает строительство почти 330 км железнодорожных и около 150 км автомобильных подъездных путей к местам залегания природных ресурсов. В этом году возобновлено строительство железнодорожной линии Улак-Эльга, которая позволит обеспечить освоение Эльгинского угольного месторождения.

На первом этапе реализации транспортной политики в республике основной задачей было – не допустить в условиях недостаточного финансирования существенного ухудшения состояния транспортной системы республики, ее деградации и в целом обеспечить потребности экономики в транспортных услугах в этот период, а также создать предпосылки для дальнейшего развития.

Это позволило остановить спад пассажирооборота, обеспечить рост транспортной подвижности населения в 1,2 раза, достичь ожидаемого роста прогнозного совокупного грузооборота по всем видам транспорта.
В 2007 году значительно увеличены объемы перевозок грузов, что связано с выполнением  грузоперевозок для строительства трубопровода «ВС-ТО», обустройством Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения.
По итогам 2008 года будет достигнут миллионный рубеж по перевозке пассажиров воздушным транспортом.
Пассажироперевозки речным транспортом имеют положительную динамику. Связано это, в первую очередь, с увеличением объема субсидирования социально-значимых линий из республиканского бюджета в 2008 году в 3,5 раза (около 6 млн. рублей). На 2009 год предусмотрено средств в 4 раза больше. И это, конечно, тоже прямым образом отразится на транспортной доступности и росте пассажиропотока. 
Был реализован ряд важнейших для республики задач в области развития транспортного комплекса.

На федеральном уровне удалось решить вопрос продолжения строительства железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск. Получено положительное заключение Главгосэкспертизы РФ по проекту совмещенного мостового перехода через р. Лена в районе г.Якутска. Буквально вчера (8 декабря т.г.) состоялось открытие моста через р.Амга на железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск, тем самым пройден 100-километровый рубеж на пусковом комплексе Томмот-Якутск (Нижний Бестях).
В 2005 году завершен первый этап формирования опорной сети автомобильных дорог - ликвидированы грунтовые разрывы на автомобильных дорогах «Вилюй» и «Колыма». А совсем недавно в октябре 2008 года завершена ликвидация последнего грунтового разрыва на участке Кюбюма – Селерикан автомобильной дороги «Колыма».
С 2004 года на территории республики введено в эксплуатацию 310 км, отремонтировано 900 км  автодорог, построено 5 больших мостовых перехода протяженностью свыше 100 метров.

За счет средств республики приобретены 7 новых воздушных судов Ан-3, которые переданы в авиакомпанию «Полярные авиалинии» для осуществления внутриулусных перевозок. Авиакомпанией «Якутия» по схеме финансового лизинга приобретено  два Ан-140, а так же два Боинга 757-200.
Силами воднотранспортных предприятий проводится реновация и строительство речных судов. Так, с вводом в действие Жатайского слипа в ОАО «ЛОРП» началась реновация судов (танкеров) «река-море» в соответсвии с требованиями международной Конвенции в части обеспечения безопасной перевозки нефтепродуктов.
 ОАО АК «Железные дороги Якутии» реализуется программа технического перевооружения парка локомотивов путем модернизации тепловозов с использованием передовых технологий.
С 2003 года на условиях софинансирования за счет средств республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований приобретено 174 автобуса для организации пассажирских автотранспортных перевозок.
Переданы в федеральную собственность объекты транспортного комплекса республики: объекты аэродрома ГУП «Аэропорт Якутск», имущественный комплекс аэропортов с созданием федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера», автодорога «Вилюй» и т.д.
Начиная с 2004 года, ежегодно проводились совместные совещания по вопросам развития транспорта на самом высоком уровне: с участием  Президента России В.В. Путина, Председателя Правительства Российской Федерации, полномочного представителя Президента России в Дальневосточном федеральном округе, Минтранса России, которые успешно реализуются.

Второй год транспортный комплекс Якутии с активным участием предприятий транспорта республики успешно представляется на Международном транспортном форуме в г. Сочи, организатором которого является Минтранс России.

На территории республики успешно реализуется федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».
За последние два года в рамках программы финансирование из федерального бюджета по объектам Республики Саха (Якутия) увеличилось более чем в 4 раза. Общий объем финансирования на 2008 год на реализацию мероприятий транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) составляет 13 млрд 675 млн. руб., в том числе:

- за счет федерального бюджета – 9 млрд 783 млн. руб. (72 %);
- из республиканского бюджета – 998 млн. руб. (7 %);
- из внебюджетных источников – 2 894 млн. руб. (21 %);

С 2010 года начнется реализация новой Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» на период до 2015 года, утвержденной в мае 2008 года. Будут реализованы следующие стратегические проекты республики:

- Завершение строительства железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск в 2013 году с возведением совмещенного мостового перехода через р. Лена в районе г. Якутска;
-
Дальнейшее строительство и реконструкция федеральных автодорог «Колыма», «Лена», «Вилюй», региональных автодорог;
-
Комплексная реконструкция инфраструктуры внутренних водных путей Ленского бассейна;
-
Реконструкция аэропортов Жиганск, Маган, Полярный, Усть-Нера, Якутск.

Как уже было отмечено, с 2007 года реализуется региональная Государственная целевая программа развития транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на период до 2015 года, которая должна обеспечить комплексный подход к развитию всех видов транспорта.
Общий объем финансирования для реализации мероприятий Программы на 2007-2015 годы составляет 447,6 млрд. рублей, в том числе: за счет средств Федерального бюджета 310,2 млрд. рублей (69,3 %), республиканского бюджета 17 млрд. рублей (3,8 %), внебюджетных источников 120 млн. рублей (26,9 %).  Объем внебюджетных средств подтверждает насколько для нас важно государственно-частное партнерство в транспортной сфере.

Самой ресурсоемкой и одной из ведущих по значимости в целевой программе является подпрограмма «Железнодорожный транспорт», ее доля в общих расходах превышает 56 %.
Важным приоритетом становится сегодня обеспечение сохранности существующей дорожной сети, выполнение работ по строительству и реконструкции, ее содержанию и ремонту. Общий объем расходов на реализацию подпрограммы «Автомобильные дороги» составит 28% (почти 124 млрд. рублей).

Таким образом, фактический, объем финансирования в развитие транспорта республики в рамках федеральной и региональной программы за  5 лет увеличился в 3,8 раза и составил в 2008 году по всем источникам 15,8 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 11 млрд. рублей.
Несмотря на достигнутые положительные результаты в целом по транспортному комплексу, имеются сложности в финансовом состоянии самих предприятий транспортного комплекса. Если в прошлом году с убытком отработали такие предприятия транспорта, как судоходная компания  «Арктическое морское пароходство» и авиакомпания «Полярные авиалинии», то в этом году отрицательный финансовый результат  прогнозируется уже у шести транспортных компаний, в основном у речников. У предприятий ограничены собственные оборотные средства, проблематичным стало привлечение кредитных ресурсов. И, как следствие, своевременность расчетов по кредиторской задолженности, в том числе за топливо при интенсивном росте его стоимости.
Правительством республики будут приняты все необходимые меры для поддержания жизнеобеспечивающих предприятий. Разработан план антикризисных мероприятий.
Правительство принимает решение по отсрочке платежей по расчетам за бункерное топливо. На федеральном уровне ставятся вопросы по предоставлению государственных гарантий с целью привлечения льготных кредитов и т.д.
Ярким примером является оказание финансовой поддержки  авиакомпании «Полярные авиалинии»  на погашение задолженности по налогам, поддержание летной годности и погашение кредиторской задолженности. И по итогам года авиакомпания  выходит на положительный результат.

Кроме того, ряд системных задач, сегодня остается не решенным, это:·                 Неравномерность развития транспортной инфраструктуры и инфраструктурные ограничения; ·                 Нарастающий износ основных фондов; ·                 Разобщенность деятельности различных видов транспорта;·                 Низкая доля участия частного капитала в инвестиционных проектах по развитию транспортной инфраструктуры. ·                 Необходимость совершенствования кадрового состава.

Остановлюсь более подробно на каждой из этих задач:

Первое. Неравномерность развития транспортной инфраструктуры сдерживает реализацию экономического потенциала республики.

В республике слабо развита опорная сеть автодорог, сохраняется сезонность транспортной доступности огромной территории республики. Из 552 сельских населенных пунктов всего 208 соединяют автодороги с твердым покрытием.
Густота железнодорожных путей общего пользования в республике в разы ниже, чем в среднем по России. Из-за отсутствия железных и автомобильных дорог не осваиваются крупные разведанные месторождения полезных ископаемых (урановые, железных руд Южной Якутии, месторождений золота на Востоке и группы месторождений газа на Западе республики и др.).

В нашей республике, где авиация является основным и единственным круглогодичным видом транспорта, 80% аэропортов не соответствуют Федеральным авиационным правилам.
Вследствие интенсивного повышения стоимости авиационного топлива и аэропортовых сборов рост тарифов на местные авиаперевозки опережает рост денежных доходов населения, что негативно сказывается на уровне транспортной доступности как внутрирегиональных, так и магистральных авиаперевозок. С начала года в республике тарифы повысились более чем на 35%.
В федеральном бюджете с этого года предусматриваются средства на снижение авиационных тарифов на магистральных перевозках. Правительство республики уже направило свои предложения по механизму субсидирования по всем направлениям, включая внутрирегиональные социально-значимые перевозки. Работа в этом направлении ведется.

В последние годы снизились гарантированные габариты и пропускная способность водных путей на реках Лена, Вилюй, Алдан, Яна, Индигирка, Колыма, Анабар, где глубины составляют 70-75% от уровня ранее достигнутых значений и обеспечивающих безопасность судоходства.

Уровень развития автомобильных дорог отстает от уровня автомобилизации, что негативно сказывается на организации дорожного движения.
По итогам 10 месяцев 2008 года на территории Республики Саха (Якутия) в сравнении с прошлым годом отмечено снижение количества   дорожно-транспортных  происшествий на 6,6%. Вместе с тем, ситуация с обеспечением безопасности дорожного движения остается сложной – в республике зарегистрировано 907   ДТП,  в которых погибли 115 и получили ранения 1120 человек. Ухудшение обстановки с обеспечением безопасности дорожного движения зарегистрировано в 11  районах республики.

Второе. Следующая нерешенная задача – нарастающий износ основных фондов на всех видах транспорта. Он составляет от 55 до 80%.
Значительная часть парка подвижного состава и транспортных средств – это устаревшие модели с низкими техническо-экономическими характеристиками.
Транспортные предприятия не располагают необходимым объемом собственных средств для осуществления программ обновления и модернизации производства. В результате основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами. Финансово-экономические механизмы, призванные обеспечить воспроизводство основных фондов и инновационную деятельность, недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспорта.
Жизненно важное значение для Севера имеет вопрос пополнения и реновации флота, в особенности класса «река-море». Только этими судами возможен завоз энергоносителей и продовольствия для государственных нужд в арктические районы Севера-Востока России и загрузка морских танкеров, прибывающих по Северному морскому пути.
Не решена проблема замены парка воздушных судов малых типоразмеров, отсутствие современных отечественных самолетов уже сегодня приводит к снижению количества местных авиаперевозок.
Наряду с задачей обновления современными транспортными средствами и оптимизации структуры подвижного состава всех видов транспорта стратегически важным направлением является удовлетворение потребности в автотранспортной технике повышенной  проходимости (вездеходах). Вездеходы необходимы для перевозок небольших партий грузов и пассажиров в отдаленных и труднодоступных местностях в условиях сурового климата и практически полного бездорожья, а также для выполнения специальных работ, мало эффективных для традиционных видов транспортных средств. На эти цели мы будем вынуждены выделять инвестиции из бюджета республики.
В 2008 году на автомобильных дорогах республики в аварийном и неудовлетворительном состоянии находились 126 мостов (48%). Около 80% автомобильных дорог не соответствует нормативным требованиям. Ежегодный недоремонт автодорог регионального значения составляет 696 км.
В последнее время все большего внимания требуют муниципальные автомобильные дороги республики, протяженность которых оценивается в 7,3 тыс. км. Их качество значительно  ниже федеральных и региональных дорог, при этом по ним осуществляются значительные объемы автотранспортных перевозок.
Необходимо в ускоренном порядке утвердить нормативы денежных затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт региональных и муниципальных автомобильных дорог. В этом году направлено 200 млн. руб внебюджетных средств на реконструкцию муниципальных автодорог. С 2009 года в Госбюджете республики предусмотрено дополнительно 200 млн. руб. на ремонт муниципальных автодорог. Конечно, этих средств недостаточно, но основным условием здесь предусматривается софинансирование со стороны муниципальных образований, на уровне 30-40%.
В портовом хозяйстве республики также накопилось немало проблем. Требуется произвести обследование и ремонт гидротехнических сооружений, реконструкцию и технологическое перевооружение грузовых терминалов в 9-ти речных и 2-х морских портах республики. Здесь мы ставим вопрос перед федеральными органами о приемке этих сооружений в федеральную собственность с дальнейшей модернизацией.

Третье. Общей проблемой является также разобщенность деятельности различных видов транспорта. Существующие виды и типы подвижного состава, транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка и плохо скоординированы в едином процессе доставки грузов и пассажиров.
Учитывая полномасштабное, синхронное развитие транспортной инфраструктуры потребуется более четкое скоординированное взаимодействие, построение оптимальной логистической схемы функционирования транспортного процесса.
Необходимо приступить к разработке планов оптимизации и изменения структуры транспортного флота в связи с приходом железной дороги до г.Якутска.


Четвертое. Следующая нерешенная задача – низкая доля участия частного капитала в инвестиционных проектах по развитию транспортной инфраструктуры.
Основной спецификой этих проектов является высокая капиталоемкость, а также длительные сроки окупаемости. Это определяет необходимость участия государства в их реализации с применением принципов государственно-частного партнерства.
Здесь я хочу подчеркнуть, что нам нужно преодолеть сложившийся стереотип отношения к транспорту как к исключительно «обслуживающей», затратной отрасли экономики: и в подходах к инвестированию, и в содержании объектов транспортной инфраструктуры. В условиях развивающейся экономики транспорт не только обеспечивает потребность экономики и населения в перевозках, но и служит материальной базой формирования социально-экономического развития региона.

Пятое. Остро стоит проблема совершенствования кадрового состава.
Перейти к этапу развития невозможно без значительного улучшения качества подготовки и переподготовки кадров на основе применения самых передовых образовательных технологий.
Естественные изменения возрастной структуры и ежегодное выбывание работников транспорта (до 5%), необходимость повышения качества обслуживания пассажиров, управления отдельными видами транспорта и технологическими процессами требуют более системной подготовки специалистов.
Сегодня в транспортной отрасли занято около 15 тысяч человек, при этом прогнозная дополнительная потребность на 2009 год составляет около 1 000 человек (в особенности в железнодорожном, водном транспорте). Остро стоит вопрос обеспечения специалистами «среднего звена» по техническим специальностям.
Федеральные учебные заведения - Якутское авиационно-техническое училище и Якутское командное речное училище - остаются единственными поставщиками кадров для авиации и воднотранспортного комплекса Якутии. Необходимо совместными усилиями решать вопросы улучшения материально-технической базы этих учебных заведений (оснащение тренажерами, строительство учебного корпуса авиационного училища, спортивного зала, бассейна речного училища).
Правительством принято решение о создании Транспортного техникума в пос. Нижний Бестях (на 200 мест) – в перспективе крупном транспортном узле. Подготовка «высшего звена» в вузах республики также переориентируется на технические специальности для обеспечения нашей экономики профессиональными кадрами.

Такие основные транспортные проблемы существуют и сводятся к конкретным задачам, реализовать которые нам предстоит сегодня и в перспективе. Это, в конечном счете, приведет к комплексному развитию всех видов транспорта республики.
В ближайшие годы будет построен аэровокзальный комплекс в аэропорту г.Якутска.
С целью обеспечения круглогодичным авиационным транспортом мероприятий по освоению нефтегазовых месторождений западной Якутии создана комиссия на федеральном уровне по проектированию и строительству аэропорта в пос .Витим с участием крупных компаний-инвесторов – ОАО «НК «Транснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «РАО «Газпром» и др.
К концу  2009 года планируется сдача рабочего проезда по трассе (320 км) железнодорожной линии Улак-Эльга.
Будет продолжено обновление парка воздушных судов – планируется приобрести дополнительно 4 единицы Ан-140, 2 Боинга 757-200.
С 2009 года будет начата программа ежегодной закупки вездеходной техники  для  муниципальных  образований Республики Саха (Якутия).
В перспективе предусматриваются  преобразования, направленные на ускоренное развитие транспортной системы, формирование опорной транспортной сети для вовлечения природно-ресурсного потенциала республики в экономику России и экономической интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Планируется реализация стратегических инвестиционных проектов: строительства железнодорожных линий Усть-Кут – Непа –Ленск, Хани – Олекминск, Якутск – Магадан, реконструкция и строительство федеральных автодорог «Лена», «Колыма», «Вилюй», региональных автодорог «Амга», «Кобяй», «Умнас», «Яна», строительство новых железнодорожных и автомобильных подъездных путей к местам залегания природных ресурсов.
Стабилизация численности и прогнозируемый прирост населения республики, рост его реальных доходов увеличат спрос на перевозки пассажиров на всех видах транспорта.
Будет построено 2680 км автодорог, в том числе доля автодорог с твердым покрытием составит 57%. Протяженность железных дорог увеличится в 10 раз и составит 4980 км. Круглогодичным транспортным обслуживанием будет обеспечено 47,5% территории республики.
К 2020 году прогнозируется значительный рост объемов перевозок грузов (в 2 раза к 2007 году), обусловленный реализацией крупных инфраструктурных проектов на территории Якутии, связанных с освоением месторождений полезных ископаемых.
Будет обеспечена полная модернизация системы управления воздушным движением путем создания Якутского укрупнённого центра управления воздушным движением, что позволит значительно увеличить пропускную способность воздушного пространства республики, повысить качество и эффективность работы служб управления воздушным движением всего региона, положительно повлияет на безопасность полётов.
В г.Якутске сформируется мощный транспортный узел. Все его объекты составят ключевой комплекс будущих транспортных технологий и эффективного взаимодействия различных видов транспорта для перевозок пассажиров и грузов в промышленно-развитых районах Центральной и Западной Якутии.
Завоз грузов речным транспортом в арктические районы Якутии будет переключен из порта Осетрово на Якутский речной порт, что приведет и к оживлению перевозок с использованием Северного морского пути, как в западном, так и в восточном направлении.
С приходом железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск на правый берег реки Лены образуется меридиональный транспортный коридор в направлении Европы (АТР – Европа). Этот коридор на сегодня самый короткий путь с востока на запад на Евразийском континенте – Транссиб – АЯМ – Севморпуть, скорость продвижения  по нему в 2 раза быстрее.

Реализация запланированного комплекса мероприятий существенно отразится на качественных показателях  к 2020 году по сравнению с 2007 годом, а именно:

- уровень транспортных издержек снизится на 30 %;

- транспортная подвижность населения возрастет в 1,5 раза;

Эти результаты будут способствовать экономическому росту, позволят повысить уровень жизни.

Системное развитие транспортной инфраструктуры, нацеленное на устранение изолированности и увеличение внутренней транспортной доступности населенных пунктов, на формирование круглогодичных наземных транспортных сообщений в комплексе с надежным и эффективным функционированием всех видов транспорта, должно стать ключом к решению целого комплекса социально-экономических проблем республики. 

И в заключение.

Уважаемые товарищи!

Успешное претворение в жизнь  «Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия)» в тесной взаимосвязи с «Транспортной стратегией России» будет зависеть от того, насколько эффективно мы будем работать по преодолению последствий кризиса мировой экономики, насколько правильно расставим цели и задачи, насколько четко сконцентрируем материальные, финансовые, технические и кадровые ресурс.

Эта работа даст свои результаты только при условии полной координации  действий всех заинтересованных участников, представителей органов государственной и муниципальной власти, бизнеса, различных смежных отраслей. И, конечно, стараниями самих транспортников – главных творцов современной транспортной инфраструктуры республики.

Желаю всем участникам Съезда успешной и плодотворной работы! 

Спасибо.