Отношение сотрудников министерств и ведомств, администрации главы и правительства республики к гражданам, обращающимся с просьбами или за разъяснениями, должно быть очень внимательным, чтобы люди всегда получали исчерпывающие ответы на интересующие их вопросы

выступления Печать
27 Января 2012 года, 23:58

Общественный контроль –  путь к порядку и самоорганизации

vstrsglavami_2012_000Полный текст выступления Президента Республики Саха (Якутия) Е.А.Борисова на встрече с главами муниципальных образований Республики Саха (Якутия), 27 января 2012 года, г.Якутск

Дорогие жители республики!
Уважаемые коллеги!

Чуть более полутора лет назад я вступил в должность Президента Республики Саха (Якутия). И все вы являетесь свидетелями и участниками той каждодневной, предельно насыщенной работы, которая проводится в республике.
Моя деятельность была и остается абсолютно открытой и честной. Приступая к обязанностям главы региона, я заявил об этом в первую очередь.
Также я сказал, что в своей работе буду тесно взаимодействовать со всеми институтами гражданского общества и вообще с любым конкретным человеком. Поскольку только объединившись вокруг наших общих проблем, проявляя совместную активность и ответственность, мы сможем добиться нужных результатов, достигнуть поставленных целей.  И за прошедшее короткое время – я говорю это сейчас совершенно уверенно – мы постарались не обойти стороной ни одну значимую для республики проблему.
Это проблемы разного свойства и содержания. Среди них есть проблемы текущие, требующие оперативных решений. Есть проблемы системные, решение которых предполагает гораздо больше времени и усилий. Имеется еще одна разновидность проблем, которые я бы назвал проблемами бюрократии. Подобные проблемы обычно возникают на ровном месте. В результате бездействия, попустительства, неповоротливости, низкой исполнительской дисциплины отдельных чиновников, руководителей они множатся, усугубляются, перерастают в серьезные неприятности, как для простого гражданина, так и для самого чиновника-бюрократа, бьют по авторитету власти вообще.
Конечно, в чем-то мы преуспеваем больше, в чем-то темпы происходящих преобразований оставляют желать лучшего. Но в целом намеченные в начале исполнения моих президентских полномочий планы – достаточно ясны и конкретны. Все они нашли отражение в принятых недавно 37 государственных целевых программах Республики Саха (Якутия). В этих планах нет вопросов, лишенных внимания, а есть стремление к движению вперед по всем определяющим направлениям.
Остановлюсь на главных позициях.
Первое. Вступая в должность президента, я обещал обеспечить преемственность в проведении экономической политики.
Как складывается ситуация сегодня? Об этом в своем докладе подробно рассказал первый заместитель председателя правительства республики Алексей Александрович Стручков. Единственное, могу добавить, что в целом по главным макроэкономическим показателям Республика Саха (Якутия) занимает уверенные позиции, как на Дальнем Востоке, так и в Российской Федерации. Все проекты, которые мы приняли, полностью реализуются.
Второе.
Говоря о перспективах развития сельского хозяйства, я отмечал, что настало время в корне пересмотреть наши подходы к вопросам функционирования сельского хозяйства.
Проведена значительная работа. Мы посоветовались с народом, нашли встречное понимание и начали реформу, которая заключается в постепенной передаче всем муниципальным образованиям республики отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства. Конечно, пока мы только в начале пути. Но положительные результаты уже видны. Строятся новые коровники, овощехранилища, пункты переработки молока и мяса. В результате многолетней целенаправленной селекционной работы наших ученых выведены новые высокопродуктивные породы и линии лошадей. И эта работа продолжается.
С учетом существующих реалий мы разрабатываем новые механизмы государственной поддержки сельского хозяйства. Так, в целях обеспечения сохранения и прироста поголовья скота на 2012 год предусматриваем средства в размере 400 млн. рублей. По моему поручению завершается работа по обеспечению за счет бюджетных субсидий, направляемых на село, гарантированной заработной платы работников животноводческих комплексов. Сегодня злободневная проблема передачи земель  для сельскохозяйственного пользования находится под контролем правительства республики.
Третье. Вступая в должность президента, я поставил задачу, что мы будем всеми силами содействовать созданию благоприятных условий для вовлечения населения в предпринимательскую среду. И об этом сегодня в своих выступлениях подчеркивали наши главы поселений.
Что происходит здесь? В республике введена система налогообложения на основе патента. Снижена ставка упрощенной системы налогообложения с 10% до 5% для налогоплательщиков, занятых в сфере производства. Установлено снижение на 40% арендной платы субъектам малого и среднего предпринимательства при предоставлении им объектов государственной собственности. Планомерно пополняется Гарантийный фонд развития малого предпринимательства республики. Открыты льготные кредитные линии. Ведется строительство технопарков и бизнес-инкубаторов. Разработана подпрограмма «Поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 гг.». Возрождена и успешно взаимодействует с бизнесом Торгово-промышленная палата РС(Я). Обращаю ваше внимание: многое сделано за последние полтора года по налоговой, бюджетной, имущественной поддержке бизнеса.  Кто-то скажет, что и этого мало? Пожалуйста, предлагайте новые варианты и пути поддержки предпринимательства. Мы готовы и дальше помогать. Но основные условия для деятельности малого бизнеса созданы. Значит, надо работать, развивать свое дело, вовлекать в него новых людей и новые сферы. Предпринимательство решает огромную задачу по созданию новых рабочих мест.  Только в 2011 году создано более 3 тысяч рабочих мест в республике.
Четвертое. Мы договаривались о проведении сильной социальной политики. Мы продолжили линию по возведению не менее 10 новых школ в год. Впервые на государственном уровне начата работа по строительству и реконструкции детских садов. В республике строятся современные спортивные объекты, объекты культуры и здравоохранения.
Мы постарались поднять статус профессии учителя. Впервые увеличен объем бюджетных ассигнований на повышение зарплаты специалистов государственных библиотек и музеев.
Реализуется Программа модернизации здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2011-2012 годы с общим объемом финансирования в размере 8,2 млрд рублей, приобретаются сотни единиц медицинского оборудования. По показателям здоровья населения республика занимает первое место в Дальневосточном федеральном округе. Уровень рождаемости продолжает ежегодно расти, динамично снижается уровень младенческой смертности, неуклонно увеличивается естественный прирост населения республики.
Начала работать государственная республиканская программа «Безбарьерная среда», целью которой является повышение качества жизни инвалидов, их поддержка.
Мы выделили собственные средства бюджета на субсидирование внутриулусных социально значимых авиаперевозок, что позволило выполнить более 1000 рейсов, перевезти более 21 тысячи пассажиров в 22 улусах республики. И эта работа продолжается. В 2012 году предусматривается несколько сотен миллионов рублей на эти цели, и не только на внутриулусные, но и на межрегиональные перевозки.

Уважаемые коллеги!
Мы и дальше готовы нести неэффективные, с точки зрения отчетности перед федеральными органами, расходы в образовании, здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве, о которых говорил сегодня первый заместитель председателя правительства.  Потому что приоритетом для нас всегда будет не место в рейтинге, а выполнение свои социальных и конституционных обязательств перед жителями нашей республики, имеющей особые, отличающиеся от всех прочих субъектов территориальные, климатические и демографические условия. Но эти условия до сих пор не учитывались центральными органами власти. Мы такую методику оценки считаем неприемлемой. Об этом я позавчера говорил на встрече с Заместителем Председателя Правительства России Д.Н. Козаком. По его словам, отныне данная методика должна быть отменена.
И все же подчеркну, что бюджетные расходы всегда должны подкрепляться реальными делами. А вы знаете, какие огромные средства расходуются у нас в сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении и других отраслях, в том числе по выплате заработной платы. В 2012 году только расходы на заработную плату из республиканского бюджета будут составлять 41 миллиард рублей.
Пятое. Приоритетом социальной политики республики я обозначил обеспечение якутян доступным и качественным жильем.  Мы поставили задачу за пять лет увеличить объемы  ввода нового жилья, как минимум, в полтора раза и довести до 450 тысяч квадратных метров в 2015 году. И эта задача тоже решается. В этом году мы должны довести объемы строительства жилья до 350 тыс.кв. метров.
Государственная программа «Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 годы», утвержденная в прошлом году, предполагает реализацию новых направлений в этой важнейшей работе: строительство жилого фонда социального использования, государственную поддержку граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков, предоставление социальных выплат на улучшение жилищных условий семей, имеющих пять и более детей, увеличение финансирования на индивидуальное жилищное строительство и другие меры.
Шестое. Мной было заявлено о необходимости повышения эффективности государственного управления, исполнительской дисциплины и ответственности руководителей.
Перечислю лишь некоторые меры из тех, что предприняты в этой части. Во-первых, существенным образом изменена структура исполнительных органов государственной власти республики. Ровно наполовину обновлен кадровый состав правительства, назначено четырнадцать новых руководителей министерств и ведомств, проведена серьезная ротация кадрового состава кабинета министров. Я остаюсь верен тому, о чем говорил ранее:  чиновник, который не в состоянии решать реальные задачи, не должен находиться у власти. То же самое касается руководителей районного и поселенческого уровня, хозяйствующих субъектов. Меры воздействия на нерадивых начальников у нас имеются, и вы о них хорошо знаете.
В целях повышения эффективности государственного управления, проведения административной реформы, мы практически завершаем работу по созданию электронного правительства. По кадровой политике мы провели сегодня до обеда обстоятельный разговор, где я сказал, что  нам и в дальнейшем предстоит очень серьезная и многосложная работа в этом важном аспекте.
Седьмое. Я призвал жителей республики ступить на путь трезвого образа жизни, призвал к противодействию такому губительному явлению, как алкоголизм. Внесены изменения и дополнения в законодательство республики по профилактике пьянства, защите здоровья детей и молодежи от опасности употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Есть разные мнения на этот счет, но общественность республики в целом поддержала наши инициативы. И согласно данным специалистов, работа по борьбе с пьянством дает положительные результаты, наметилась тенденция к стабилизации распространения алкоголизма в республике, снижению преступности на почве пьянства.
Одновременно мы придаем еще большее значение  популяризации здорового образа жизни. Главным образом, это делается для воспитания подрастающего поколения, нашей молодежи. Потому что будущее республики, будущее нашей страны – за молодыми людьми. Сегодня у нас возродились молодежные студенческие отряды, проводятся деловые игры для молодых специалистов и студентов, сформированы и действуют Молодежное правительство и Молодежный парламент республики. У нас появляется все больше талантливых молодых ученых, педагогов, предпринимателей, управленцев и просто активных ребят, которых надо поддерживать.
Я повторяю, и буду повторять это везде. Мы должны работать с молодежью, мы обязаны вовлекать молодежь в развитие нашей экономики, повышать их мотивацию к учебе и к труду, официально закрепить понятие «наставничество» на производстве.
Восьмое. С первых дней своего пребывания на посту президента, да и до этого, я возлагал и продолжаю возлагать большие надежды на колоссальную роль культуры и духовности, как основополагающих факторов успешной адаптации общества к новым реалиям жизни. Чтобы  противостоять угрозам глобализации, преодолевать неверие в собственные силы и развиваться, мы должны обладать высокой степенью духовности, культуры, образованности, иметь правильные нравственные установки, помнить и изучать свои исконные традиции, родные языки.
Изменить менталитет общества, переломить психологию людей непросто.  Но  у меня все-таки есть ощущение, что определенный положительный сдвиг произошел и в этом важнейшем для всех нас направлении. И я надеюсь, что со временем мы будем чувствовать изменения в духовном оздоровлении жителей нашей республики еще сильнее. А это поможет нам легче, быстрее справиться и с другими проблемами.
Добавлю, что в 2012 году, объявленном Президентом России Годом российской истории, нам стоит еще раз задуматься не только о правильной оценке хода исторических событий, но и о заполнении белых пятен, существующих в собственной истории народов Якутии. И здесь я связываю большие надежды с нашими научными силами.
Наконец, девятое. Еще один пункт, о котором хотелось бы сказать отдельно – это взаимоотношения республики с федеральными органами власти. Считаю, что нам удалось выстроить ровную и эффективную систему работы со всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации. В этой работе нет заискивания, нет конфронтации, нет недомолвок. А есть постоянный доверительный диалог, исходящий из тех проблем и задач, которые мы совместно стараемся решать. Очень отрадно, что в большинстве случаев позиция Республики Саха (Якутия), всегда максимально выверенная и аргументированная, находит встречное понимание и одобрение у федерального руководства, у территориальных органов в нашей республики, и у  первых лиц государства.
Примеров тому много. Приведу самый свежий. Это вопрос, связанный с ситуацией вокруг компании «АЛРОСА», которая искусственно накалялась некоторыми группами лиц перед выборами в Госдуму с одной единственной целью – дестабилизировать обстановку в республике. Благодаря поддержке высшего руководства страны компания осталась подконтрольной государству. Руководство республики отстояло свою позицию.
Считаю, что во многом благодаря настойчивым убеждениям, объективным доводам Республики Саха (Якутия), как и других субъектов Дальнего Востока и Забайкалья, в ноябре прошлого года был создан Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, а сегодня начата работа по созданию Корпорации развития Сибири и Дальнего Востока.  Склонен думать, что немалая лепта нашей республики есть и в том, что в России сегодня начинается процесс децентрализации полномочий.
Стабильные, доверительные, прочные отношения с федеральным центром – это принципиальный фактор успешного экономического и социального развития  Республики Саха (Якутия). Мы не хотим затягивания сроков исполнения принятых и согласованных планов. Нам не нужны неожиданные повороты в утвержденных проектах. Нас не устраивают перспективы поиска новых договоренностей, повторного прохождения этапов, порой очень трудных, которые мы уже благополучно преодолели за эти десять лет. Мы отчетливо понимаем, что успешное будущее республики во многом связано со стабильной и устойчивой властью в Российской Федерации.
Мы за политику, основанную на стабильности и развитии, а не за тех, кто сегодня выводит людей на улицу и ходит в посольство Соединенных Штатов Америки, пытаясь расшатать страну.

Уважаемые коллеги!
На перечисление остальных проблем, над которыми мы работаем, у меня не хватит времени.  Много делается в сфере энергоресурсосбережения, ЖКХ, развития телекоммуникаций и связи. Мы прикладываем усилия для повышения правовой культуры населения, противодействия коррупции, сокращения уровня преступности в республике и так далее.
Безусловно, не во всем мы справляемся с поставленными задачами так, как хотелось бы. На то есть и объективные причины, связанные с особенностями территории республики. Есть и субъективные обстоятельства, в том числе мои собственные недоработки и даже отдельные ошибочные решения.
Я готов признать, что сегодня вне зоны нашего пристального внимания остаются северные территории, хотя сегодня мы начали строить объекты, пытаемся пробить новый федеральный закон «Об Арктической зоне Российской Федерации», очень много значащий для развития Крайнего Севера и поддержки коренных малочисленных народов. Я вынужден констатировать, что при огромных финансовых вливаниях пока так и не удалось полностью решить накопившиеся десятилетиями проблемы в коммунальном хозяйстве, в строительстве школ и детских садов. В последние годы у нас возникает много стихийных бедствий – наводнения, засуха, лесные пожары. Бюджет несет в связи с этим большие затраты. Поэтому все острее становится проблема неразвитости страхового бизнеса в республике.   По-прежнему не выработаны все надлежащие механизмы для персонификации льгот. Остаются нерешенные вопросы в сфере миграционной политики. Ситуация в городе Якутске, в столице республике, оставляет желать лучшего. Поэтому столице республики нужен по-настоящему сильный и эффективный руководитель, прежде всего умеющий грамотно ставить задачи, управлять ресурсами, искать и осваивать средства.
Тем не менее, повторю еще раз, что за прошедшие полтора года мы расставили приоритеты и ведем работу по всем без исключения направлениям. Основные обязательства принятые Президентом Республики Саха (Якутия) с вашей поддержкой сегодня выполняются. Однако надо понимать, что пейзажи за нашими окнами не поменяются сразу. Надо отдавать себе отчет в том, что переход из разрухи 90-х годов к желаемому уровню благосостояния и качества жизни потребует немало времени и напряженной работы. Но эту дорогу осилит идущий.
К сожалению, у нас есть так называемые наблюдатели и политики, которым выгодны неразбериха, противостояние, отрицание всего позитивного. Они не видят или не хотят видеть созидательных процессов, но зато всегда прозорливы на любой отрицательный факт. Иногда даже физически чувствуется, насколько они приободряются, буквально расплёскивая свое злорадство от того, что где-то случаются неприятности, что по каким-то причинам людям не становится лучше. Так может вести себя только тот, кто не любит свой народ и свою республику.
Жаль, что такие «деятели» не помогают, а мешают нам развиваться, пренебрегают интересами республики и ее населения.  Они болезненно и ревностно воспринимают призывы к консолидации, к объединению усилий, фанатично выпячивая свою никчемную оппозиционность. Они занимаются измышлениями, разыгрывают дешевые трюки, преследуя сугубо узкие цели. Кто-то из них оправдывает тем самым собственную политическую несостоятельность, кто-то обеляет свои прошлые грехи,  кто-то занимается откровенным шантажом для получения определенных преференций, высоких должностей. На них не надо обращать внимание, какую бы должность они не занимали. Они этого внимания не заслуживают. Для них это только дополнительный повод поговорить о своей значимости, позаниматься самопиаром.
Органам власти сегодня, может быть, даже не хватает критики. Но критики объективной, обоснованной, обращенной на изменения к лучшему, а не на то, чтобы безапелляционно обвинять кого-либо.
Обществу нужно разъяснять, как отличать критику от критиканства, конкретные планы действий от неподкрепленных ничем обещаний, конструктивные предложения от пустословия. Ни один так называемый оппозиционер за эти полтора года не дал мне ни одного дельного предложения, совета. Зато много хороших советов, рекомендаций я получаю при встречах с вами, с простым народом, с жителями республики, которым я верю и на мнение которых опираюсь всегда.
В Республике Саха (Якутия), в отличие от других субъектов, на протяжении многих поколений, в силу особенностей нашего северного менталитета сохраняется общественная и политическая стабильность, благодаря которой у нас есть уникальная возможность многое сделать.
И мы все равно добьемся всех поставленных целей, решим все задачи. Если мы еще не видим ощутимых результатов в каких-то вопросах сейчас, они обязательно появятся в скором будущем.
Что сегодня волнует население больше всего? В пятерке наиболее болезненных вопросов остаются безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неблагоустроенность территорий, загрязнение окружающей среды. Также пока не отходят на второй план такие традиционно острые темы, как повышение тарифов на электроэнергию, цен на топливо, высокие тарифы на авиаперелеты, газификация населенных пунктов, строительство социальных объектов, улучшение жилищных условий. Как я уже сказал, над всеми этими проблемами мы сегодня все вместе работаем.
С другой стороны, у населения присутствуют оправданные запросы на обеспечение прозрачности деятельности органов власти, на усиление борьбы с коррупцией, на уважительное отношение представителей власти к простым людям, на более скромное поведение руководителей властных органов и бизнеса, на упрощение оформления документов, на эффективную государственную поддержку.  Такова  реальная картина сегодняшнего дня.
Первостепенная задача государственных и муниципальных служащих, руководителей всех рангов – слышать и чувствовать эти запросы общества, давать своевременные и верные ответы, принимать действенные решения. В адрес властей поступает масса нареканий из-за того, что люди не  получают от чиновников ответы на свои вопросы. Эту психологию чванливости, надменности людей при исполнении надо безжалостно ломать, создавать условия нетерпимости по отношению к тем, у кого находится сто причин и тысяча дел, лишь бы избежать прямого и честного общения с посетителями, с народом.  А ведь именно такая страусиная позиция чиновников зачастую порождает отторжение общества от власти, неверие людей, препятствует тому, чтобы всё население было вовлечено в решение общих задач, не дает хода гражданским инициативам населения.
Поэтому я призываю всех сидящих здесь руководителей как можно скорее уходить от закрытости, от излишней перестраховки, от боязни брать на себя ответственность. Не к вам люди должны записываться на прием, а вы сами обязаны выходить к людям, объяснять и разъяснять им ситуацию, отвечать на их обращения, видеть и знать их проблемы. Вам придется это делать, вы все равно не уйдете от необходимости вплотную, бок о бок работать с общественностью. Это в ваших же интересах. И это касается не только глав муниципальных образований, но и членов правительства, и депутатов, и всех остальных.

Для этого в ближайшее время будут приняты следующие меры.
- В целях обеспечения эффективной деятельности органов государственной и муниципальной власти на территории Республики Саха (Якутия) готовится проект Указа Президента РС(Я) «О развитии системы общественного контроля в РС(Я)». На всех уровнях будет вводиться общественный контроль. На уровне муниципальных районов и городских округов могут быть созданы Общественные советы из представителей партий, общественных организаций. На поселенческом уровне должны формироваться общественные комитеты народного контроля из числа местных жителей, активистов, лидеров общественного мнения.
- Вместо традиционных отчетов исполнительных органов государственной власти республики, начиная с этого года, будет представляться отчет правительства о деятельности властей по отношению к каждому конкретному муниципальному району, городскому округу, каждому наслегу наслегу или поселению. В рамках проведения отчетов органов власти необходимо создать условия открытого диалога с населением по насущным проблемам.
- Начиная с этого года, организуются персональные отчеты всех руководителей министерств и ведомств, членов правительства перед представителями курируемых ими отраслей, общественностью, с охватом всех муниципальных районов и городов республики.  Аналогичные отчеты рекомендуется проводить перед коллективами руководителям предприятий и организаций республики. И эта работа сегодня уже практически началась.
- Мы приступаем к формированию кадрового резерва на наслежном и поселенческом уровнях на открытой конкурсной основе, с проведением общественных слушаний в рамках реализации Концепции кадровой политики республики до 2020 года. При этом расстановку и назначение руководящих кадров учреждений и организаций на  уровне наслегов рекомендуется проводить только с поддержки большинства членов данного трудового коллектива.
- Должен войти в практику механизм отзыва или увольнения по настоянию общественности руководителей организаций и учреждений, злоупотребляющих спиртными напитками.
- Во всех без исключения муниципальных образованиях должны быть предусмотрены ответственные лица по работе с обращениями граждан, которые будут служить связующим звеном между населением и органами власти.
- Следует регламентировать порядок действий исполнительных органов власти всех уровней в  случаях опубликования критических, общественно резонансных материалов в СМИ. Все материалы подобного характера, за исключением анонимных, должны быть приняты к рассмотрению и по ним должны даваться ответы и разъяснения.
- Каждому наслегу, с учетом мнения общественности, будет дано право дифференцированно подходить к вопросу определения сферы деятельности специалистов, которые предусмотрены за счет государственного бюджета республики.
- В перспективе, в том числе в наступившем году, нам надо будет думать, советоваться и принимать  решения не только по координации представителей органов государственной власти на местах, но и по дальнейшему уточнению полномочий местных органов власти в области сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, культуры, других направлений, по совершенствованию межбюджетных отношений. Для этого необходимо создать трёхсторонние комиссии, состоящие из представителей правительства, муниципальных образований районного, городского и поселенческого уровней. Необходимо разработать эти предложения в течение первого полугодия 2012 года.
- С учётом того, что мы ведем работу по совершенствованию межбюджетных отношений и увеличиваем определённым образом финансовую поддержку поселенческих бюджетов, предлагаю Правительству Республики Саха (Якутия), с учётом того, что всегда не хватает средств для муниципальных образований поселенческого уровня, предусмотреть для решения текущих задач, связанных с благоустройством поселений и для других назначений, в этом году каждому поселению по 500 тысяч рублей, а с 2013 года – по 1 миллиону рублей.  Также с 2013 года предусматривать каждому районному центру ежегодно по 5 миллионов рублей для исполнения функций районных центров.
- Пересмотреть в сторону увеличения объемы стимулирующих выплат по итогам года для лучших муниципальных образований республики. Необходимо, чтобы эти стимулы были более ощутимыми.

***

Уважаемые товарищи!
Вы представляете сегодня главную движущую силу нашей республики – каждый из вас и все вместе. За каждым из вас стоят сотни и тысячи людей, наших земляков, ощущающих острую потребность в дальнейших переменах, в качественных преобразованиях. На плечах каждого из вас лежит очень большая ответственность. И я бы хотел бы еще раз напомнить вам об этой ответственности.
Развитие системы общественного контроля – еще один инструмент для повышения самоорганизации и инициативности населения, эволюции управленческих процессов, в том числе на самом низовом поселенческом уровне, наведения порядка во всех сферах – от уборки улиц до строительства объектов, от бытового обслуживания до деятельности правоохранительных органов.
Усиление общественного контроля – еще один шаг к тому, чтобы консолидировать всех жителей республики, направить в единое русло синергию власти и общества. Если мы хотим становиться благополучным регионом с сильной экономикой и высоким уровнем жизни, то главная потребность сегодняшнего дня определяется именно этим.
Не только власть, но и общество должно нести определенные обязательства за всё, что происходит в республике, в отдельно взятом районе или наслеге. В этом смысле хочу подчеркнуть, что предстоящие 4 марта 2012 выборы глав муниципальных образований республики станут еще одной   проверкой того, насколько высока гражданская ответственность якутян.
И последнее. 2012 год, объявленный Годом единения и дружбы народов в Республике Саха (Якутия), должен стать для всех нас годом окончательного и бесповоротного перехода от формирования планов и программ к конкретным и решительным действиям, к интенсивной работе.
У нас нет ни времени, ни поводов для простоя.  Наша цель – стремиться и двигаться только вперед!  Девиз остается прежним: мы все в ответе за свою республику!
Желаю главам муниципальных образований больше ответственности, больше инициативы и самостоятельности. Пусть залогом вашей успешной работы станут поддержка населения и ваш личный авторитет, завоёванный честным и неустанным трудом во благо людей. Руководство республики со своей стороны будет оказывать вам всестороннюю поддержку.
Спасибо за внимание.