Правовая неграмотность собственников жилья остается огромным пробелом, который не позволяет нам переломить ситуацию в сфере ЖКХ.

выступления Печать
29 Ноября 2012 года, 18:24

Полный текст выступления Президента Республики Саха (Якутия) Е.А.Борисова на 324-м Пленарном заседании Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации (г.Москва, 29 ноября 2012 года)

sov-fed-300Уважаемая Валентина Ивановна! 
Уважаемые члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации!

Прежде всего позвольте выразить признательность за возможность выступить с высокой трибуны верхней палаты российского парламента. 
Якутия сегодня – это действительно динамично развивающийся регион, с хорошими темпами роста экономики и масштабными инвестиционными планами, встроенными в единую систему развития Дальнего Востока нашей страны.
Ключевые направления и ориентиры экономического развития республики заданы в стратегической долгосрочной программе –  Схеме комплексного развития производительных сил,  транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, которая была одобрена Правительством РФ. Ее основная цель – превратить отдаленный северный край в высокоразвитую территорию через решение трех задач. Первая – поддержка традиционных отраслей. Вторая – создание новых отраслей, диверсификация экономики. И третья – развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
За прошедшие пять лет реализованные инвестиционные проекты Схемы -2020 создали новые точки роста и уже заметно изменили структуру экономики Якутии. Но мы прекрасно понимаем, что избранный нами курс на диверсификацию – это только начало долгого пути к достижению цели устойчивого развития.  А вот как скоро и насколько успешно мы пройдем этот путь, зависит от очень многих обстоятельств – субъективных и объективных.
Наши преимущества очевидны, и мы их не скрываем. Помимо уникальных запасов минерально-сырьевых ресурсов, о чем мы постоянно говорим, республика имеет сегодня:
- программно-целевой метод ведения экономики;
- программный принцип формирования и расходования государственного бюджета;
- высокие инвестиционные и кредитные рейтинги международных агентств (мы входим в четверку российских субъектов, имеющих инвестиционный рейтинг международных агентств);
- перспективные отрасли, ориентированные как на российские, так и на мировые рынки;
- выгодное географическое расположение на пресечении кратчайших путей между Азией, Европой и Америкой, что дает дополнительные предпосылки для привлечения в республику крупных бизнес-структур; 
- крепкую образовательную политику, на которую мы опираемся всегда и во всем;
- достаточно молодые и экономически активные трудовые ресурсы;
- относительно высокую рождаемость и сохраняющийся естественный прирост населения;
- стабильную общественно-политическую ситуацию, гражданский мир и межнациональное согласие.
Всё это наши плюсы.

Наряду с этим, органы исполнительной власти республики стараются конструктивно работать со всеми основными субъектами экономической деятельности – и на федеральном, и на муниципальном уровне. Мы идем навстречу и создаем необходимые условия партнерства государства с частным капиталом. Принимаем меры  для стимулирования малого и среднего бизнеса. Направляем значительные бюджетные вливания на поддержку сельского хозяйства. Мы много внимания уделяем социальной политике.  Стремимся открывать новые учебные заведения, готовить квалифицированные кадры, активно работаем с молодежью. Повышаем  эффективность государственного управления, исполнительскую дисциплину и  ответственность руководителей. Наконец, мы кропотливо стараемся изменить общественное сознание населения, призываем людей не уповать на государство, а проявлять встречное движение в ответ на посылы органов власти, проявлять собственную инициативу и гражданскую ответственность, думать о созидании, о результативности труда.  И народ постепенно начинает это понимать и принимать.
Но всего вышеперечисленного всё равно мало для того чтобы избавиться от стагнирующих факторов, не позволяющих Якутии, как и остальным регионам Дальнего Востока развиваться более интенсивно.
Да, наша экономика развивается. Даже несмотря на фактическое отсутствие налоговых, зарплатных, пенсионных преференций и льгот для дальневосточников. Несмотря на недостаточные стимулы для населения жить и работать на Крайнем Севере. Несмотря на то, что у нас семь месяцев в году – зима и экстремальные климатические условия. Несмотря на огромные расстояния и низкую плотность населения. Несмотря на хроническую зависимость республиканского бюджета от федеральных трансфертов, возникшую в результате перераспределения доходов не в пользу регионов. Несмотря на объективную неконкурентоспособность многих производств. Несмотря на все это и вопреки всему этому, мы умудряемся показывать пусть медленный, но стабильный рост. Но этот рост дается нам слишком дорогой ценой.
Я бы хотел с этой высокой трибуны напомнить всем, уважаемые коллеги, что сегодня развитие Дальнего Востока – это политический приоритет главы государства Владимира Владимировича Путина. Никакой неопределенности или сомнений в этом вопросе быть не должно. Мы и так безвозвратно потеряли двадцать лет. Поэтому действовать надо сейчас, не откладывая решение трудных, но определяющих задач на завтра или на послезавтра.
Далее хотел бы перейти к конкретным предложениям.  
Прежде всего,  считаю необходимым принять комплекс взаимосвязанных правовых, административных и организационных решений, направленных на создание особых условий функционирования экономики регионов Дальнего Востока.
Мы поддержим те предложения, которые нацелены на разработку принятие специального федерального нормативно-правового акта о развитии Дальнего Востока, в котором будут предметно заложены особые условия хозяйствования и организации социальной сферы в Дальневосточном регионе, учитывающие, в том числе, специфику Якутии – территориальную и  климатическую.
Основной блок этого документа должны составлять вопросы качества жизни и реальных доходов населения.
Во-первых, в целях стимулирования притока и закрепления населения надо законодательно урегулировать вопросы заработной платы. Не секрет, что вопрос о районных коэффициентах сегодня, в условиях рыночной экономики, практически дезавуирован. Несмотря на то, что он реально выплачивается, уровень заработной платы в Якутии сопоставим, а во многих случаях даже ниже, чем в регионах центральной части страны. При этом стоимость жизни, транспортная доступность здесь в разы выше.
Во-вторых, решение проблемы миграционного оттока населения в трудоспособном возрасте, создание условий для привлечения населения напрямую связано с усилением государственной пенсионной политики.
В-третьих, не менее важной задачей по привлечению и закреплению населения является решение жилищного вопроса и развитие социальной инфраструктуры. С учётом масштаба проблемы ветхого и аварийного жилищного фонда считаю необходимым сформировать особые условия по государственной поддержке жилищного строительства в дальневосточных регионах.
Конечно, мы понимаем, что это потребует значительных капитальных вложений и прежде всего бюджетных. Но иначе все усилия по реализации приоритетных проектов на востоке страны будут напрасными.
Четвертое. Серьезной проблемой является практикуемый сегодня большинством компаний-инвесторов вахтовый метод работы. Считаю, что подобный подход не способствует оседлости населения в регионах. При этом не стоит забывать и о коренных жителях дальневосточных регионов.
Без создания условий для притока россиян на Дальний Восток мы не сможем привлекать высококвалифицированных специалистов, и эти ниши постепенно будут и дальше заполняться мигрантами из ближнего и дальнего зарубежья, что уже сегодня создает множество проблем для наших регионов.
Пятое. Изменения давно напрашиваются в системе оказания медицинской помощи. Предлагается закрепить в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» понятие «малокомплектная государственная медицинская организация» и создание условий финансового обеспечения их функционирования.
Вообще у нас по вопросам малокомплектности школ, больниц и других учреждений разговор давно идет. Но если по образованию вопросы сняты, то по здравоохранению они остаются. 
 
Это то, что касается организации социальной сферы, непосредственно граждан. Хотя здесь предложений много. Некоторые из них, думаю, требуют более детального изучения.
Помимо этого, мы, конечно, должны наполнить будущий закон особыми условиями хозяйствования для Дальнего Востока.
Здесь первостепенной задачей государства является реализация комплекса мероприятий по снижению затрат на северный завоз, что особо характерно для Якутии. Нужны федеральные субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на компенсацию расходов по доставке нефтепродуктов, топливно-энергетических ресурсов, социально-значимых продовольственных товаров для нужд населения, проживающего в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах.
Хотел бы еще отметить то, что многие принимаемые сегодня меры, направленные на развитие Дальнего Востока имеют отношение  прежде всего к субъектам хозяйствования. Но чтобы эти меры имели не косвенный, а действительно мультипликативный эффект, нам необходимо вернуться к истории, в столыпинские времена, в советские времена, когда самыми эффективными были механизмы, поддерживающие конкретного человека на Дальнем Востоке. Хотелось бы чтобы такие же механизмы были закреплены законодательно и сейчас.

Уважаемые члены Совета Федерации!
Уважаемая Валентина Ивановна!

Мы предлагаем создать совместную рабочую группу из представителей Республики Саха (Якутия), может быть, из других субъектов и Совета Федерации по разработке предлагаемого законопроекта.

И в заключение.  Уважаемые коллеги!
В эти дни в столице нашей Родины городе Москве мы отметили знаменательную дату – событие огромного исторического и общественно-политического значения –380-летие со дня вхождения Якутии в состав Российского государства.
Почти четыре века назад благодаря политической воле государства Якутия стала частью России, плацдармом для освоения новых северных и восточных земель, ее форпостом на дальних рубежах. Сегодня, на современном витке истории, Якутия вновь выступает в роли форпоста, но уже не только в географическом освоении, а в более широком смысле – в социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Восточной Сибири.
Уверен, что наша сегодняшняя встреча даст новый импульс для комплексного развития не только Якутии, но и всего Дальнего Востока, а вместе с ними – всей страны в целом!
Спасибо за внимание!