Одна из сложнейших проблем, тормозящих сегодня развитие республики – это низкий уровень ответственности. Я говорю об ответственности всех без исключения, имея в виду хотя бы соблюдение элементарных человеческих правил и норм поведения, проживания. Об ответственности людей за свои поступки, за свой участок работы, за свои семьи, за своих детей и родителей

выступления Печать
29 Ноября 2013 года, 17:22

Выступление Президента Республики Саха (Якутия) Е.А.Борисова на пленарном заседании IV съезда Совета муниципальных образований РС(Я) – Ассоциации межмуниципального сотрудничества (28 ноября 2013 года, г.Якутск)

smo-2013-900Уважаемые делегаты съезда, уважаемые приглашенные!
Мы сегодня завершаем IV съезд Совета муниципальных образований, который определяет для всех нас новые задачи. Завтра вы разъедетесь по своим районам и наслегам, приступите к повседневным делам.

Мне хочется, чтобы ваша работа закипела с удвоенной энергией, большим воодушевлением и желанием, чтобы решения, которые мы примем сегодня,  были стимулом как для вас самих, как лидеров своих поселений, так и в целом по республике.

Уважаемые друзья!

Когда мы ставим новые задачи, то всегда стараемся анализировать текущие состояние дел. Пытаемся что-то выделить, поэтому я хотел бы очень коротко остановиться на состоянии дел в республике.
Прежде всего, мы сегодня решаем три задачи для того, чтобы обеспечить развитие республики в области экономики. При этом приняты соответствующие стратегические и тактические документы, которые позволяют нам четко и ясно видеть горизонты развития республики до 2025 – 2030 годов.
Во-первых, сегодня решается задача по поддержке традиционных отраслей экономики республики, которые есть и которые будут. Имеется в виду горнодобывающая промышленность, которая действует и решает очень много задач. И сельское хозяйство, которое сегодня является не только экономической отраслью, но это и образ жизни тех людей, которые проживают в сельской местности. Это все в совокупности требует определенного внимания, определенных подходов. При этом мы понимаем, что есть сложности, связанные с особенностями республики. Прежде всего, низкая плотность населения.
Вторая основополагающая задача –  развитие инфраструктуры республики. Последние годы очень много вложено средств, чтобы построить железную дорогу, построить автомобильные дороги, линии электропередачи. Все это видно, соответственно решается разными темпами и этот вопрос. Подчеркну, что это важно не только для того, чтобы самим нам стало лучше жить, но и для того, чтобы привлечь инвестиции, чтобы через инфраструктуру были привлечены инвесторы на те или иные месторождения, в те или иные  регионы республики, где можно развивать экономику.
И третья задача. Мы понимаем, что только горнодобывающей промышленностью заниматься становится рискованно. Поэтому поставлена задача найти другие отрасли на территориях. И сегодня удается решать эту задачу. Появилась нефтяная промышленность. Появляется газовая промышленность. С этого года мы будем заниматься еще и добычей редкоземельных металлов на северо-западе республики. Это тоже уникальная отрасль. Не забываем и те проекты, которые мы определяли для себя на перспективу.
Таким образом, вокруг этих трех задач идет плодотворная работа и соответственно политика в целом по экономике, которая уже дает результаты.
Результатом является то, что сегодня бюджет республики пополняется более быстрыми темпами, чем в других субъектах РФ и в целом по России. Мы сегодня все социальные обязательства в частности, по итогам 2013 года, выполнили. А они  были очень сложные. Они были очень большие. Вы  знаете о том, что мы принимали решения, в рамках реализации указов Президента России, по повышению заработной платы. Приняли Концепцию повышения заработной платы. С 1 января 2014 года будет возможность приравнять уровень минимальной заработной платы к прожиточному минимуму по региону. Соответственно расходы бюджета увеличиваются, напряженность есть, но всё выполним.
Мы принимаем обязательства по увеличению строительства жилья. Вы это хорошо знаете. Мы с этого года очень активно начали работать по расселению граждан из аварийного жилья. Мы обращаем внимание на ЖКХ, здравоохранение, образование и т.д.  Эти задачи, конечно, должны решаться всеми нами вместе.
Показатели 2013 они остаются такими же, как в прошлые годы. Темпы роста экономики наблюдаются. Единственное, что хотел бы до вас довести: темпы роста, которых мы достигали за последние годы – 6-7 процентов в год по сравнению с уходящими годами –  в этом году сокращаются по объективным причинам. Мы понимаем, что Республика Саха (Якутия) находится на таком отдаленном расстоянии, но тем не менее зависит от общего рынка, от конъюнктуры рынка не только России, но и мирового. Мы обязаны считаться с этими  процессами. Но главное – мы обеспечиваем обязательства, решаем задачи, которые должны выполнять.
Хотя 2013 год был для нас очень сложным годом. Во-первых, вы понимаете, что это пожары, связанные с засухой. Это наводнения, стихийные бедствия, обмеление рек. Это трагедии, которые мы чувствуем в этом году,  связанные с авариями, потерями, исчезновениями. Поэтому год достаточно сложный и в психологическом плане и непосредственно в реализации наших программ. Мы провели очень сложную работу по публичному размещению акций «АЛРОСА» с учетом решения четких задач. Я много раз об этом говорил. Мы хотели все-таки узнать для себя стоимость этой компании, чтобы было  понятно всем. Эту задачу мы выполнили.
Когда реализовали по 7 процентов акций вместе с Российской Федерацией, то мы увидели, что компания в общей сложности стоит десять с половиной миллиардов долларов. Параллельно мы хотели узнать, насколько высок уровень менеджмента этой компании, и мы увидели, что менеджмент справляется со своими задачами.
В-третьих, мы хотели, чтобы все-таки размещение акций произошло на территории Российской Федерации, на Московской бирже. Чтобы создать определенные условия для России в целом по развитию рынка ценных бумаг.  И мы этой цели тоже добились.
Ну и в-четвертых, мы все-таки пришли к тому, что заключили соглашение с Правительством РФ, поставили точку в разговорах, которые шли до этого, о том, что якобы АЛРОСА переходит в частные руки. Сегодня компания остается под контролем государства.
Все эти моменты позитивные определенным образом создают условия для более уверенного развитии Республики Саха (Якутия).
Отношение к республике со стороны крупного бизнеса, со стороны руководства страны, взаимоотношения с федеральными органами власти сегодня вышли на новый уровень – конструктивный, деловой, положительный. Вот, чего мы добивались и что мы сегодня имеем.
Поэтому, уважаемые друзья, общее состояние республики, общие перспективы развития республики для нас четко-ясно видны, и мы должны, опираясь на это, дальше двигаться.
Лично для меня Совет муниципальных образований республики – это стратегический партнер, без которого не может быть эффективной работы, развития республики  и каждого муниципалитета. Потому что именно главы районов и поселений, депутаты местных советов несут главную ответственность за то, что делается на земле – в каждом районе, городе, селе и поселке. Они первыми видят конкретные проблемы, над решением которых мы должны  думать вместе.

Уважаемые друзья!
Когда мы говорим о местном самоуправлении, мы прежде всего опираемся на те решения, которые были приняты десять лет назад. В этом году мы отмечаем десятилетие института местного самоуправления. В историческом контексте  это очень короткий срок. Но с другой стороны достаточно серьезное время, которое не прошло впустую.
Конечно, сегодня положительные итоги муниципальной реформы появились. Решены вопросы собственности. Мы знаем территории свои, определены границы. Разграничены полномочия между региональными и местными уровнями власти. Речь идет о том, что – нравится нам или не нравится – мы знаем, чем должны заниматься.
Сегодня федеральное законодательство приводим в соответствие. Кроме 131-го закона есть еще федеральные законы, которые регулируют деятельность органов местного самоуправления. Мы принимаем свои собственные законы, которые способствуют развитию республики, деятельности муниципальных образований.
Мы научились передавать друг другу полномочия, хотя в этом вопросе есть много разговоров, много тем. Но при этом мы уже сегодня эту работу непосредственно начали. Мы научились предоставлять услуги – и муниципальные, и государственные. Через создание определенных структур. Это, конечно, для нас очень важный аспект, вокруг которого нам придется дальше работать. По хозяйственным делам, вопросам благоустройства мы все-таки определенные программы действий, мероприятия начали утверждать и принимать, также обеспечивать муниципалитеты в финансовом плане.Но наряду со всеми этими вещами у нас есть и определенные негативные моменты, недостатки, проблемы, которые требуют внимания. Прежде всего, речь идет о расширении перечня вопросов местного значения, полномочий.  У вас в полтора раза увеличились полномочия с момента принятия 131-го федерального закона. Конечно, они не в полной мере обеспечиваются финансированием. Но это не от того, что кто-то хочет вас каким-то образом обидеть, а именно потому что в Российской Федерации и в Республике Саха (Якутия) пока происходит становление местного самоуправления. Мы вместе учимся, вместе развиваемся. Потихоньку, постепенно все вопросы решаем. Но при этом передача полномочий опережает передачу финансирования. А задачи все равно должны решаться.
У нас в Республике Саха (Якутия) есть проблемы по земельным делам. Мы так и  не определились в вопросах использования земель, лесов и т.д, что становится камнем преткновения в развитии муниципальных образований. Эти вопросы нам необходимо с федеральными органами решать по инициативе с мест.
Конечно, сегодня большая проблема – мы в эти дни говорили – подготовка муниципальных менеджеров. Этот вопрос остается для нас крайне важным. Нам придется и дальше им заниматься.
Кроме этого, хотел бы сегодня вновь подчеркнуть недостаточную работу с точки зрения повышения гражданской активности. Это происходит на  на фоне слабой компетентности, медлительности, закрытости органов местного самоуправления, что приводит к нарастанию разочарования людей в местной власти. Это факт, это есть.  Там, где люди хорошо работают, открыто ведут себя, взаимодействуют непосредственно с народом, там это меньше наблюдается.  А там, где закрылись и отошли, конечно, нужны другие решения. Это является сегодня самой главной проблемой, о которой я хотел сказать.

Поводя итоги, я буду немножко злоупотреблять временем.
Правительство  Республики Саха (Якутия) во время работы съезда послушало много предложений и нареканий, претензий, замечаний и так далее. По итогам съезда мы должны принять соответствующие решения по этим вопросам. А с другой стороны мне бы хотелось сегодня насколько возможно дать ответы на вопросы, которые озвучены в ходе нашей совместной работы. Насколько возможно, принять оперативные решения. На них хотел бы я остановиться.
Вопросы, которые я сейчас буду озвучивать, не имеют никакого порядка. Я прямо здесь сидел готовился. Конечно, может быть по важности, скажем, объему и так далее они могут быть отличными друг от друга. Но каждый вопрос важен, потому что вы хотите получить на него ответ. Я думаю, что Правительство Республики Саха (Якутия) по тем или иным поручениям, которые будут озвучены, примет соответствующие решения.
Прежде всего, речь идет о межбюджетных отношениях, которые нам необходимо совершенствовать с точки зрения взаимодействия муниципального бюджета и республиканского бюджета. Методика каждый год совершенствуется, определенные подходы по увеличению доходной части районного и поселенческого уровней выражены. Но мы будем дальше продолжать эту работу. Тем более что здесь есть определенные нюансы. Прежде всего, по методике по численности. Есть у нас наслега, поселения, которые по численности растут быстрыми темпами. Но при этом, когда идет расчет по межбюджетным трансфертам, то эта численность учитывается по состоянию на 2010 год, по итогам переписи. Я просил бы Правительство РС(Я) найти в первом квартале 2014 года возможность решения этого вопроса через Росстат на территории Якутии. Тогда появится определенный стимул развития для самих муниципальных образований. Это первое.
Второе. Вопрос профилактики преступности. По борьбе с преступностью большую роль должны играть институты участковых. Но, к сожалению, министерство внутренних дел, которое ведет эту работу, в рамках новых законов не может полностью обеспечить наши муниципальные образования участковыми инспекторами. Потому что в любом наслеге должен быть участковый, имеющий высшее юридическое образование. К сожалению, на данном этапе нашей жизни это невозможно. Содержать участковых за счет бюджета республики мы не можем, потому что закон запрещает. Но заниматься профилактикой преступности нам все равно надо. Исходя из этого, я предлагаю Правительству РС(Я) вернуться к институту добровольных народных дружин, закон о которых принят в республике. Надо этот закон максимально реализовать применительно к нашим муниципальным образованиям, особенно поселенческого типа. Так же как и по добровольным пожарным частям, предусмотреть определенную поддержку, стимул, чтобы добровольные дружины работали в наслегах с привлечением общественности. Определенный механизм стимула должен быть выработан в течение 2014 года.
Следующий вопрос. Очень много нареканий у населения вызывает беспорядок, неотрегулированность продажи винно-водочных изделий. Уважаемые товарищи, вы не возражаете, если такие практические вопросы я буду поднимать и как бы давать ответы и решения?

(одобрительные возгласы в зале)

Необходимо упорядочить условия продажи спиртных напитков на уровне каждого населенного пункта через лицензирование и оказание помощи поселениям. Просил бы Правительство РС(Я) в муниципальных образованиях такой порядок установить, иначе получается вакханалия. Где-то начинает регулировать сам глава, где-то начинает регулировать сам бизнес. В результате в одном поселке появляется один магазин, в другом – пятнадцать. Поэтому правительство должно разработать определенный порядок, утвержденный и рекомендованный каждому поселению, как работать в этой области. Чтобы министерство сельского хозяйства участвовало в регулировании этого процесса для защиты людей, которые проживают в этих населенных пунктах.
Следующий вопрос. В общем, много разговоров мы ведем в вопросах развития сельского хозяйства. Я честно скажу, мы неэффективно расходуем средства в сельском хозяйстве. По требованию, по настоянию, по желанию сельского населения, особенно тех, кто занимается сельскохозяйственным производством, мы вкладывали много средств в сельское хозяйство. Это было оправданно в 1990-е, 2000-е годы, когда мы не знали по какому двигаться пути, какую форму хозяйства выбрать. Но  сегодня эта позиция не соответствует той политике, которая должна проводиться в условиях рыночной экономики. Сегодня недопустимо, чтобы тот, кто занимается производством сельскохозяйственной продукции, уповал только на государство, смотрел только на бюджет, на власть и при этом ничем не занимался. Эту черту мы должны переступить. Мы должны полностью поменять подходы, должны понимать, что есть рыночная экономика, работают рыночные законы и под них подстраиваться.
Министерство сельского хозяйства через правительство должно в 2014 году внести  законопроект о развитии сельского хозяйства. Этот закон должен учесть все вопросы, которые связаны с развитием сельского хозяйства, начиная с организации производства, поддержки государства, взамен множества действующих нормативных актов.  В республике должен быть один единственный акт, который настроил бы людей именно двигаться дальше. Этот закон должен появиться в 2014 году в первом полугодии.
Дальше. Сегодня мы много разговоров ведем по увеличению единиц в администрациях районов, наслегов. Но в результате того, что не хватает штатов, не решаются те или иные проблемы. Я говорил на рабочей встрече, что сегодня мы должны понимать и воспринимать такое понятие как аутсорсинг. То есть мы должны, пользуясь этим, создавать условия для развития бизнеса по тем или иным направлениям деятельности человека, в ваших отраслях, в вашем поле зрения. Пока аутсорсинг не воспринимается теми или иными исполнителями, органами власти на муниципальном уровне, республиканском уровне. Поэтому Правительство РС(Я) должно отработать четко механизмы, положения и главное нормативно, законодательно, чтобы на территории Якутии аутсорсинг был развит. Мы должны подключить к этому министерство предпринимательства, администрации на местах. То есть аутсорсинг сам по себе должен становиться спасением от того, о чем вы сегодня говорите, о дополнительных штатах.
На протяжении многих лет ситуация с жилищно-коммунальным хозяйством остается главной проблемой, волнующей якутян. Общая неэффективность  наблюдается в низком качестве услуг, платежах, высоких административных барьерах, низкой информационной открытости, неэффективности вложения средств. Необходимо правительству республики, министерству ЖКХ в первом полугодии подготовить проект нормативно-правовых актов государственного регулирования ЖКХ, предусмотрев установление и формирование инвестиционной программы и в рамках  поселений, районов республики.
Мы должны прийти к такому понятию, как долгосрочный эффект, чтобы самим не путаться и людей не путать. Вот это требование должно быть реализовано в 2014 году. У нас, к сожалению, несмотря на то, что работы ведем по энергосбережению, механизмы стимулов неясны, непрозрачны, иногда непонятны. Эти вопросы должны быть заложены в тех решениях, которые принимаются правительством.
Далее. Все-таки мы с 2014 года должны попытаться, насколько это возможно, адресно оказывать помощь всем тем людям, кто нуждается при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Сегодня мы работаем абсолютно другими формами, в отличие от общепринятых в Российской Федерации. Если в Российской Федерации цены сегодня полностью реализованы в направлении поддержки социально нуждающихся людей, то к сожалению с учетом особенностей республики, температурных режимов, мы вынуждены поддерживать ЖКХ, отрасль, предприятия. Семнадцать миллиардов рублей ЖКХ республики получает дотацию для того, чтобы удержать тарифы, которые мы сегодня им даем. При этом платят все одинаково: или это  высокооплачиваемая категория населения или низкооплачиваемая категория населения. Но в результате того, что сегодня постепенно повышаются тарифы ЖКХ по определенным законам и причинам, они становятся неподъемными для низкооплачиваемой категории населения. Чтобы было видно, насколько государство обращает внимание,  нам придется постепенно переходить на адресную поддержку таких людей, включая и поддержку предприятий республики. Задача будет очень сложной, но с 2014 года Правительству РС(Я) надо совместно с администрациями начинать заниматься этим вопросом.
Следующая тема – строительство жилья. Сегодня вопросов много, но мы поставили перед собой задачу в 2015 году добиться ввода 500 тысяч квадратных метров, увеличить в полтора раза объемы строительства жилья. На сегодня у нас есть реальная возможность в 2015 году построить 500 тысяч квадратных метров жилья. Что нам для этого нужно делать?
Прежде всего, приоритет мы заложили по аварийному жилью. Сегодня я могу смело озвучить, что в 2018 году мы можем общими усилиями в республике полностью ликвидировать аварийные дома (по состоянию на 2012 год). С учетом той финансовой обеспеченности, о которой мы договорились на федеральном уровне. И с учетом того, что мы от продажи акций «АЛРОСА» будем направлять львиную долю на решение этой задачи. Задача ликвидации аварийного жилья становится для нас приоритетной. Но мы имеем сегодня возможность это делать. При этом есть определенные сложности строительства индивидуального жилья в сельских поселениях. Поэтому я просил бы в первом квартале 2014 года Правительство РС(Я) принять отдельные решения.
В Бюджетном послании я говорил о том, что эта статья расходов по движению добрых дел «Якутия в ХХI веке» не должна сокращаться. Она остается инструментом реализации общественных инициатив. Хотя в некотором роде мы начинаем ею злоупотреблять, кое-где эти средства расходуются на капитальные объекты, на установку свай и т.д. Это должно быть исключено. Об этом правительство уже получило соответствующее поручение. Но я сегодня добавляю то, что действие этой статьи можно было расширить. Есть проблема строительства жилья в сельской местности именно для молодых людей, которые пытаются через мобилизацию каких-то  общественных сил построить себе жилье. Но возможностей не хватает. Поэтому было бы справедливо за счет движения добрых дел усилить эту статью расходов, чтобы сельские поселения в разумных размерах, с учетом той или иной потребности молодых специалистов, эту статью расходов использовали на строительство жилья для молодых специалистов. Но при этом нужно установить очень жесткие условия использования средств. По жизни эта статья расходов действительно становится мобилизующим фактором общественных инициатив. Поэтому увеличение суммы Правительство РС(Я) должно продумать на предстоящие годы. И не останавливаться на той сумме, о которой я говорил.
Также я хотел, чтобы мы могли определенную долю с этой статьи израсходовать на благоустройство домов, особенно малоимущих и неимущих людей. Все равно надо активно начинать поддерживать благоустройство индивидуального жилья в сельской местности.
Инвестиционная политика. Я повторяюсь, чтобы все четко представляли: мы инвестиционную политику будем поддерживать, из разных источников будем вам помогать строить школы, больницы, детские сады. Но при этом мы не можем продолжать это делать бесконечно, без соответствующего результата. Мы проанализировали, сколько мы строили школ и сколько это дает эффекта по расширению производства, по увеличению численности населения. К сожалению, такого эффекта мы не получили. Тогда для чего мы строим эти объекты? Поэтому правительство начинает экспериментировать, а далее переходить от эксперимента к конкретным решениям о заключении соглашений с теми поселениями, муниципальными образованиями, где строится эти объекты. Принимать обязательства, иметь определенные права, но при этом предусмотреть ответственность для  того, чтобы обоюдно выполнять. С этой точки зрения я прошу Правительство РС(Я) переделать те проекты, решения, которые уже принимали на уровне министерства экономики, отраслевых министерств и перенести на уровень правительства республики. Вот такое решение должно приниматься.
Дальше по строительным делам. Очень много проблем в вопросах проектирования, экспертизы, решения споров возникает. Разрешительные документы в каждом поселении нужно продвигать. Я думаю, правительству республики необходимо создать определенную структуру при министерстве строительства, которая занималась бы только этими делами. Потому что это становится очень большой проблемой для всех муниципальных образований. Не с кого спросить, не с кого требовать, некому работать системно, комплексно по этому профилю. Если есть необходимость увеличения  штатных единиц, это можно допустить.
Кадровый вопрос. Кто во что горазд работает в этом отношении. В целом по республике создана система по подготовке и расстановке кадров, поиск молодых талантов идет. Но когда дело касается непосредственно муниципального уровня, то сложности появляются. Мы сегодня почему-то отодвинули от кадровой работы глав муниципальных образований на поселенческом уровне. Директора школы назначает руководитель района без согласования с муниципальным образованием. Или заведующий детского сада – то же самое. И все остальное. Поэтому хотелось бы, чтобы была единая политика. В отношении школ я на августовском совещании давал поручение, чтобы министерство образования республики согласовывало. Но сегодня нам необходимо принять другое решение: чтобы директора школ, руководители других муниципальных учреждений назначались по согласованию с руководителями поселений. Администрации президента республики – выработать такое положение для поселений.

Уважаемые друзья!
В эти дни мы услышали ваши выступления о том, что те суммы, которые выделяются на благоустройство районных центров и поселений (5 миллионов – для райцентров, по 1 миллиону – для поселений), они хотя и маленькие, но дают хороший эффект. Но, к сожалению, в эти дни я слышал и другие нарекания. О том, что есть необходимость определенной дифференциации. Речь идет о том, что есть маленькие поселения, где 300-400 человек живет, а есть поселения, где 2-3 тысячи человек. Следовательно выделяемая сумма становится неадекватной по отношению к тому или иному поселению. Понимаю настроение правительства республики. Они будут горой стоять, чтобы не брать дополнительные расходы. Но я прошу все-таки по тем населенным пунктам, которые имеют численность больше 1 тысячи человек удвоить сумму поддержки, то есть с одного миллиона до двух. Таких поселений 75. Это будет справедливо.
Дальше, уважаемые коллеги.
Возможности интернет-коммуникаций представляют собой большой потенциал, который необходимо реализовать, используя получение позитивного синергетического взаимодействия общества и власти. Необходимо внедрение краудсорсинга. Активная позиция граждан, общественная экспертиза и народный контроль могут способствовать обширному взаимодействию государственных органов власти и общества в решении широкого круга проблем. Поэтому надо создать в первом полугодии 2014 года интернет-портал общественных инициатив. Правительство параллельно работает по обеспечению населения качественным и доступным интернетом.
В заключение я хотел бы, чтобы вы понимали, что местное самоуправление, исходя из постулатов Европейской хартии и вообще по жизни, имеет три формы. Это, во-первых, территория. Во-вторых, форма власти, которую вы представляете. И третье, это народное самоуправление.
За эти десять лет мы преуспели в построении территорий и с точки зрения формирования власти. Но, к огромному сожалению,  столкнулись с серьезными преградами в плане построения истинно народного самоуправления. Поэтому сегодня эта задача самая важная, самая глобальная.
Люди должны самоорганизовываться, объединяться в различные коллективы для самостоятельного решения насущных забот.  Проявление общественной активности граждан выражается в формах коллективного объединения. В сельской местности это проявляется в туолбэ. Но, к сожалению, это дело не продвигается.
Поэтому я просил бы сегодня заниматься проведением народных сходов, общественных советов. Они должны стать правилом. При этом ответственность на себя должны брать главы поселений и лидеры общественного мнения – старожилы, интеллигенция. Как писал в своем письме «Якутской  интеллигенции» Алексей Кулаковский : «Первее всего нам нужны съезды интеллигенции и переписка между отдельными членами ее, нужны наслежные окружные съезды, беседы с тойонами, агитация в народе». Сегодня, вы сами знаете, коммуникации позволяют многое. По сути, Кулаковский писал о том, что мы называем общественной коммуникацией и общественной активностью еще 101 год назад.
Еще раз повторю то, что я говорил в 2011 году на первом форуме духовности: любые проблемы быстрее решаются там, где есть система человеческих связей. Если люди умеют договариваться между собой, проявлять инициативу, они на многое способны.  Создавать кооперативы на селе, следить за общественным порядком, благоустраивать территории и т.д.  То есть перед нами сегодня стоит огромная задача.
Ваша ответственность, инициатива, творчество, наступательность и совместная плодотворная работа с нами пусть будет залогом новых побед ради жизни нашей республики.