В результате того, что газеты и телевидение не всегда своевременно отзываются на реальные потребности общества, мы приходим к ситуации, при которой народ слабо информирован о своих возможностях.  А это корень многих проблем.

выступления Печать
10 Октября 2015 года, 22:26

Текст выступления Главы РС(Я) Е.А.Борисова на пленарном заседании ХIII Съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия): «Образование и общество: интеграция во имя ребенка» (9 октября 2015 года, г.Якутск)

teachers-15-99Уважаемые делегаты съезда! Дорогие якутяне! Меня радует, что ход и атмосфера обсуждения намного отличается от предыдущих съездов. Если раньше преобладал разговор о материальном состоянии школ, повышении статуса учителя, то сегодня из ваших выступлений можно сделать вывод: современный учитель Якутии больше внимания уделяет содержательной части образования, улучшению методики обучения, чтоб добиться более качественных результатов.

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсуждаем стратегию развития образования в соответствии с современными запросами. В отличие от неопределённости 90-х годов и 2000-х годов, когда мы только нащупывали стратегические перспективы, теперь Республика Саха (Якутия) уже четко представляет горизонты своего будущего, как минимум, до 2030 года.
В основу повышения благосостояния республики в ближайшие десятилетия будет, как и сегодня, закладываться промышленное освоение, повышение эффективности сельскохозяйственного производства, дальнейшее расширение транспортной и энергетической инфраструктуры. Это значит, что мы уже сейчас можем твёрдо говорить о сохраняющейся высокой потребности в инженерно-технических и естественнонаучных кадрах.
В то же время нам, конечно, нельзя будет обойтись и без гуманитариев высокой квалификации, поддерживающих на достойном уровне ценность культурного, духовного, творческого начала в обществе. Мы знаем, что стабильность экономики будет во многом зависеть и от качества нашей предпринимательской среды. Причём не только замыкающейся на принципе «купи – продай», а производящей что-то, создающей какую-то продукцию, в том числе инновационную. Следовательно, нам нужно с малых лет прививать школьникам экономическую и финансовую грамотность, деловые качества, стремление к успеху. А какие предметы для этого важны?
По результатам социологических исследований, проведенных в республике специально к этому съезду, в рейтинге самых важных предметов родители ставят на первое место физику и математику, на второе – русский язык и литературу, на третье – иностранные языки. Дальше с заметным отставанием идут физическая культура, родные языки и литература, историческое и естественнонаучное направление, информатика. Вот такой запрос идёт от семей. Думаю, это предмет для обсуждения в каждой школе.
В этом году моим указом на базе Физико-математического форума «Ленский край» создана Малая академия наук Республики Саха (Якутия). Перед ней стоит задача – объединить ресурсы школы, науки и университета, вывести на новый уровень техническое творчество школьников, мотивировать их к науке и инженерному образованию. Необходимо создать условия для быстрого развивается сети технопарков, лабораторий робототехники, политехнических школ, профессионально-образовательных кластеров.
Уникальная особенность Якутии в том, что у нас создана система агротехнологического образования, включая школы, колледжи и сельскохозяйственную академию. Одних агрошкол, которые получают дополнительную финансовую поддержку, в республике 96 учреждений или 15% от общего количества. Все они ведут не только образовательную, но и хозяйственную деятельность, реализуют свою продукцию. Каждый год открывается до 30 летних трудовых лагерей. Надо расширять их финансово-хозяйственную самостоятельность. Не должно быть единого подхода ко всем, надо учитывать кадровый потенциал, условия, мнение общественности, родителей. Но в целом это очень полезная практика, когда ребята работают в семейных крестьянских хозяйствах, выступают как самостоятельные фермеры, а школа организует им индивидуальный график занятий.
Также надо поддерживать и школьные бизнес-инкубаторы, деятельность молодых предпринимателей как направление индивидуальной подготовки учащихся. Самостоятельный труд, опыт организации пусть небольшого бизнеса – это лучший путь воспитания молодежи. В течение двух лет нам надо создать в каждом районе создать не менее двух школьных бизнес-инкубаторов.
Несколько слов о дополнительном образовании, которое иногда играет большую роль в формировании личности, чем общедоступное. Замечу, что из 135 тысяч человек, обучающихся сегодня в общеобразовательных организациях республики, только около 78 тысяч (примерно, 58 процентов) охвачены дополнительным образованием. В этом направлении нам ещё есть, куда продвигаться. Многие школы сейчас имеют хорошую материальную базу и сильный педагогический состав, способный осуществлять услуги дополнительного образования, в том числе для дошкольников. На мой взгляд, здесь могли бы шире привлекаться и учителя-ветераны.
Не могу не заострить внимание на развитии Единого детского движения. По сути это тоже сфера дополнительного образования. Что можно противопоставить росту детской жестокости, правонарушений? Только позитивный опыт общения и реальных дел. Мы прошли организационный этап создания Единого детского движения, теперь пора выходить на содержательный уровень работы, укрепить ресурсы республиканского Центра детского движения и в каждом муниципальном образовании принять целевую программу.
Относительно недавно появилась новая педагогическая профессия – тьютор, помогающая подросткам в определении своих способностей. Однако в большинстве школ республики эта практика пока отсутствует. Нам надо заняться подготовкой тьюторов и с их помощью вводить комплексное сопровождение профессионального выбора молодежи. Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Для Якутии это принципиально новый вид педагогики. Прошу внести более конкретные предложения по поддержке этого направления.

Уважаемые участники съезда!

В этом году в первый класс пошли юные якутяне, которые к 2030 году получат высшее образование. Думаю, вы согласитесь, что мы обязаны сделать всё от нас зависящее, чтобы это поколение учащихся получало образование, которое не ограничивается только конкретными знаниями, а закладывает в людях ответственность, самостоятельность, готовность к кооперации, языковую, информационную и технологическую компетентность. Особый акцент надо делать на формирование морально-нравственных качеств, практического опыта. Такие навыки будут необходимы ребятам не только для трудоустройства и успешной карьеры, но и для активной гражданской позиции, для успешной личной и семейной жизни.
Чтобы всё вышеперечисленное реализовать на практике, мы и повышаем статус главного действующего лица образовательной системы – самого педагога.
За период с 2010 года финансирование образования в республике увеличено в 6,4 раза, а зарплата учителей выросла в два с лишним раза.  Сейчас Якутия занимает 7 место по уровню заработной платы педагогических работников среди всех субъектов Российской Федерации.
Мы и дальше будем сохранять объемы и обязательства по возведению школ и детских садов, расширять государственно-частное партнерство в этом направлении. Полагаю, правительству вполне по силам ликвидировать все аварийные школы и детские сады к 2022 году. На сегодняшний день у нас насчитывается 73 аварийные школы и 28 аварийных детских садов.
Для поощрения педагогов-лидеров существует грантовая поддержка. В этом году моим указом установлено 36 грантов по 100 тысяч рублей лучшему учителю в каждом муниципальном образовании по итогам независимой профессионально-общественной экспертизы. Сегодня поручаю правительству республики подготовить указы о выделении такого же количества грантов и в том же размере для педагогов дополнительного образования детей и отдельно для педагогов дошкольного образования. Их работа не менее значима.
Что ещё нужно сделать для того, чтобы учителя и воспитатели оправдывали наши большие ожидания?
Вернусь к социологическому исследованию, которое было проведено по моему поручению не только среди педагогов, но и среди населения. По итогам опроса практически 70 процентов, то есть преобладающее большинство якутян, удовлетворены качеством дошкольного, дополнительного, общего, профессионального образования. В 2010 году эта цифра составляла 60 процентов.
В то же время по итогам опроса вы, учителя, даёте неудовлетворительную оценку эффективности общественного участия в управлении образованием, выделяете такие проблемы как цифровое неравенство, кадровый дефицит, трудности молодых педагогов.
Обращаю внимание руководителей республиканских ведомств, что наши учителя недовольны ростом пустой бумажной работы, бесполезных отчетов и справок, частых и неэффективных проверок. Когда работа подменяется отчетами, мы за деревьями не видим леса, теряем цели деятельности. Мы обстоятельно поговорили сегодня об этом с руководителем Рособрандзора Сергеем Сергеевичем Кравцовым.
Нам нужно сместить акценты в деятельности управленческих структур всех уровней образования республики, в том числе в административно-хозяйственном секторе, на решение проблем качества обучения. Мы обязаны быстрее реагировать на запросы общества.

Уважаемые педагоги!

Все направления вашей деятельности, так сказать, маяки, установлены в новых законах и стандартах. В республике принято более 20 законов, регулирующих образовательную систему.
По вашим выступлениям вижу: что делать – вы знаете. На сегодняшнем этапе сложности возникают на практике, когда надо отвечать на вопрос «как делать?».  Вот здесь и возникают жизненные проблемы, педагоги начинают ощущать дефицит методической помощи и поддержки.
Важно, что мы видим республиканскую систему образования как неотъемлемую часть единого российского образовательного пространства, но со своими национальными и этнокультурными особенностями. Несомненно, здесь большая ответственность лежит именно на нас самих. Например, никто, кроме нас не разработает ресурсы для дистанционного образования на родных языках. Точно так же, мы сами должны разработать собственную систему оценки качества образования. Поэтому министерство образования совместно с Северо-Восточным федеральным университетом должны разработать все необходимые методические материалы. Не в целях аттестации или критики воспитателей и учителей, а для того чтобы педагоги сами могли обсудить проблемы ребенка и помочь ему.
Также прошу профильное министерство вместе с представителями вузовской науки пересмотреть подходы к инициированному мной проекту «ПРОФИ-учитель». Это должен быть не конкурс, не экзамен, а комплексная программа совершенствования всех педагогов.
Сегодня актуализируется снижение учебной нагрузки педагогов при сохранении достигнутого уровня заработной платы. Специалисты считают, что для этого в оплате труда необходимо учитывать не только уроки, но и индивидуальную работу с учащимися, проектную деятельность. Прошу министерство не затягивать решение, поработать с экспертами и определить механизмы. Работа с детьми требует высокой степени самостоятельности педагогов, свободы от излишнего контроля и административного вмешательства.

Уважаемые коллеги!

Наш съезд проходит под девизом «Образование и общество: интеграция во имя ребёнка». Что стоит за этим лозунгом?
С одной стороны, мы, конечно, должны понимать, что сама профессия учителя всегда предполагала его более широкую миссию, чем просто преподавание уроков. Школы должны быть своеобразными центрами притяжения общественной активности, а учителя – лидерами общественного мнения, так называемыми агентами позитивных перемен не только в своих коллективах, но и в своих населённых пунктах, особенно в сельской местности.
С другой стороны, вопросы просвещения и воспитания подрастающего поколения никогда не решались в отрыве от остального общества – от родителей и других членов семьи, от трудовых коллективов, от средств массовой информации и так далее. Важно, чтобы всё население помогало педагогам воспитывать достойную смену. И начинать интенсивнее проявлять себя в этом вопросе надо прежде всего главам муниципальных образований, руководителям предприятий и организаций, общественным советам, родительским комитетам на местах.
Один из запланированных нами целевых ориентиров к 100-летию Якутской АССР – придать новый импульс шефству предприятий. Государство поддерживает развитие профессиональной ориентации, профильных фирменных классов. Работодатели, в свою очередь, должны более предметно готовить кадры для промышленности.  Нужно всестороннее социальное партнерство в этом направлении.
И, конечно, родители не должны оставаться за порогом образовательных организаций. Республиканский законопроект о родительской ответственности, широко обсуждаемый сегодня, надо внести как можно скорее, желательно до конца текущего года.
Завершая выступление, хотел бы отметить, что в ближайшей перспективе на систему образования окажут влияние следующие факторы, с которыми предстоит считаться:
Во-первых, рост численности дошкольников постепенно стабилизируется, зато будет расти численность детей школьного возраста и количество обучающихся в среднем профессиональном образовании. Спрос на высшее образование сохранится.
Во-вторых, продолжится увеличение населения городов и районных центров. При этом – надо честно в этом признаться – будет расти доля детей трудовых мигрантов.
Проблемы с нехваткой финансовых средств на строительство объектов образовательных учреждений будут существовать и в дальнейшем. Но главное: приоритет их возведения сохранится, а требования к качеству усилятся. Одна из причин, почему возникают проблемы с качеством строительных работ, в том, что заказчик заключает договора с подрядчиком, не прописывая правила участия самой образовательной организации в ходе строительства. Это надо исправить. Ставлю задачу перед министерством образования – повсеместно организовывать общественный контроль за сроками и качеством строительства школ, детских садов и других объектов. А от министерства строительства требую при окончательной приёмке объектов обеспечивать наличие официального заключения администрации образовательного учреждения.
В области нормативного финансирования отрасли мы исходим из распределения полномочий: региональный бюджет должен финансировать образовательную программу, а местный бюджет – содержание и обслуживание зданий, а также прочие не образовательные услуги. Это реализуется в дошкольном образовании и будет действовать в финансировании школ. Причём не только в муниципальных, но и в частных образовательных организациях. Такой равный подход успешно стимулировал бы развитие негосударственного сектора в дошкольном образовании. Нам необходимо превратить систему финансирования образования в мощный экономический рычаг управления.

Дорогие друзья!

Хорошо, что наш съезд стал площадкой для откровенной профессиональной дискуссии. Но хочу обратить внимание организаторов: образовательная политика должна быть понятной и пригодной для реализации в практическом плане не только для сидящих в этом зале, но и для всех жителей республики.
В начале этой недели в Кремлевском дворце подводились итоги Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015». В число двадцати лучших учителей страны вошел якутянин Артур Гаврильевич Моисеев. Это очень достойный результат. Но я очень надеюсь, что в ближайшие годы кто-то из наших талантливых педагогов возьмёт главную высоту – звание абсолютного победителя, что позволит Якутии принять у себя всероссийский этап этого престижного конкурса.
Знаю, что наши педагоги – люди творческие, болеющие за своих подопечных и любящие свою работу! Я всем вам желаю быть терпеливыми, сильными, эффективными, конкурентоспособными. В таком же духе воспитывать своих учеников и гордиться ими!

Спасибо!

Фото Василия Кононова