Для принятия правильных и взвешенных решений органы власти должны знать, что беспокоит людей и владеть объективной информацией...

cтратегия развития Печать
09 Июля 2009 года, 06:13
Фундаментальный регион

Со 2 по 4 июля в республике впервые побывал министр регионального развития РФ Виктор Басаргин. За двое суток вместе с большой группой федеральных чиновников он успел по достоинству оценить масштабы проекта «Южная Якутия», собственными глазами увидеть уникальные месторождения и строящиеся объекты, включая нефтепровод «ВС-ТО» и железнодорожную магистраль Томмот – Якутск. На итоговом совещании в Якутске Басаргин честно признался, что до этой поездки многие начинания Республики Саха (Якутия) казались ему виртуальными, однако теперь министр вынужден признать – таких масштабов и качества подготовки к реализации инвестиционных проектов он не встречал нигде в России.  




Новый центр развития экономики
Это признание Виктора Федоровича невольно напомнило слова экс-премьера РФ Михаила Фрадкова, который пару лет тому назад называл «Схему размещения производительных сил, транспорта и энергетики РС(Я) до 2020 года» фантастикой, а потом сам убедился в том, что она представляет собой вполне объективную реальность. 
Но главное, конечно, не в этом. И даже не в том, что визит Басаргина, который наблюдатели называли инспекторским, не опроверг, а лишний раз подтвердил четкость, последовательность и исключительную логистическую грамотность стратегии комплексного развития республики. Главное в том, что руководитель Минрегиона, к слову, в свое время сам отвечавший за крупный проект «Урал Промышленный – Урал Полярный», совершенно определенно констатировал: в случае осуществления на территории Якутии всего запланированного, она станет новым центром развития экономики России. Возможно, кто-то не обратил внимания на это высказывание Басаргина либо счел его излишне обнадеживающим, но в действительности, говоря так, министр ничуть не кривил душой.
__________________________________________________________________
Цитата: «… И сегодня с развитием Дальнего Востока связано решение многих долгосрочных, перспективных задач. Задач, которые имеют, по сути, принципиальное значение для нашей страны»
 (Д.Медведев, из выступления на совещании по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока 7 февраля 2008 года). 
____________________________________________________________________

Якутия и Дальний Восток
Нельзя сказать, что раньше федеральный центр совсем игнорировал Дальний Восток. В подсознании Москвы периферия страны всегда оставалась надежным оплотом – и экономическим, и геополитическим. Но в последние годы вектор государственных интересов разворачивается в сторону ДФО все интенсивнее и целенаправленнее. И заслуга нашей республики в этом процессе, каким бы громким и самонадеянным не показался такой вывод, весьма существенна.
6 января 2006 года Президент России Владимир Путин прибыл в Якутск, где провел историческое совещание по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Принято считать, что именно в тот момент были окончательно расставлены все точки над «i» в пресловутом споре вокруг так называемой федерализации АК «АЛРОСА». В общем-то, так оно и есть – именно после того приснопамятного визита Путина многолетняя тяжба медленно, но верно потянулась к пакетному мировому соглашению, заключенному в декабре того же года. А еще через несколько месяцев были благополучно для Якутии улажены и остальные имущественные дрязги, прежде всего, по «Якутуглю».
Вместе с тем можно с уверенностью сказать, что именно во время январского визита 2006 года глава государства впервые достаточно полно открыл для себя диапазон экономических перспектив нашей республики. Неслучайно он практически сразу поставил перед руководством Якутии и перед федеральным правительством общую задачу – реализацию глобальных проектов, развитие нефтегазового комплекса, транспортной системы, освоение угольных месторождений.
Спустя три месяца после этого, Путин внес еще один весомый вклад в то, что сегодня можно условно назвать экономическим промоушеном Республики Саха (Якутия). В апреле 2006 года на совещании с главами сибирских регионов он отодвинул маршрут строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» на четыреста километров севернее озера Байкал, в результате чего почти 1500 из 2700 км трассы были автоматически перемещены на территорию нефтегазоносной Якутии.
В феврале 2007 года на уровне Правительства России была поддержана «Схема – 2020», а уже в апреле Президент РФ выступил с Посланием Федеральному Собранию РФ, где, пожалуй, впервые сделал существенный акцент на необходимости комплексного развития регионов Сибири и Дальнего Востока. Наконец, в ноябре все того же 2007 года в Москве утвердили ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года», которая, как справедливо заметил Виктор Басаргин, дольше всех проходила согласование именно на уровне Республики Саха (Якутия) и во многом основывалась на нашей «Схеме-2020». 
____________________________________________________________________
Цитата: «… Республика Саха (Якутия) – это самый крупный в России субъект Федерации и одна из ее богатейших «природных кладовых». Излишне говорить, что стабильное и динамичное развитие Якутии имеет ключевое значение как Дальневосточного округа, так и для всей России…» 
(В.Путин, из выступления на совещании по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) 6 января 2006 года)
____________________________________________________________________

Кто сомневается, тот убеждается
Сегодня федеральные власти с особым пристрастием и интересом следят за тем, как в Якутии, несмотря на все трудности и препятствия, продвигается реализация амбициозных планов. Порой сомневаются, не захлебнутся ли смелые проекты под тяжестью кризисных явлений? Но вновь и вновь убеждаются в том, что республика своих позиций не сдает, а настойчиво вместе с инвесторами идет к намеченным целям по всем направлениям. 
До июльского визита аналогичные сомнения испытывал и Виктор Басаргин, головой отвечающий в том числе за развитие Дальнего Востока. Но, побывав в Якутии, он, как и его предшественники, порадовался и успокоился. Совещания по проблемам угольной промышленности, транспорта, энергетики и комплексного развития республики в целом показали, что Минрегион в рамках своей компетенции намерен максимально содействовать Республике Саха (Якутия) в реализации инвестпроектов перспективных секторов экономики, в решении вопросов жилищного строительства и реформирования ЖКХ. Соответствующие позиции позднее были закреплены в подписанном Соглашении о сотрудничестве между ведомством Виктора Басаргина и Правительством РС (Я).
В том же Соглашении оговорено, что от Республики Саха (Якутия) требуется активное участие в разработке мероприятий, стратегических и программных документов социально-экономического развития Дальнего Востока, Северных территорий и Арктической зоны. Хотя трудно себе представить, что в своем теперешнем положении, наша республика могла пренебречь такой возможностью.
Между прочим, очередную порцию предложений относительно вынашиваемой в муках «Стратегии развития Дальнего Востока до 2030 года» Президент Якутии Вячеслав Штыров, накануне возглавивший межрегиональную Ассоциацию «Дальний Восток и Забайкалье», выдал во время совещания с участием Виктора Басаргина в Якутске. В частности, он выступил с концепцией развития территорий по принципу поясов – так называемого обрабатывающего (южная часть Дальневосточного федерального округа) и индустриального (северная часть).
Запомнилось и другое высказывание Штырова – о насущной необходимости появления новых опорных городов в местах промышленного развития с целью создания достойных условий проживания людей, прекращения депопуляции и сдерживания трудовых ресурсов на Дальнем Востоке. Басаргин принял к сведению предложения Вячеслава Анатольевича, заметив, что оно достойно обсуждения.

***
Постепенно мы уже привыкли к тому, что Дальний Восток превратился в зону повышенного внимания со стороны руководства страны. Что же касается Якутии, то ей в этот исторический отрезок вольно или невольно отводится роль своеобразного плацдарма, опытной базы для форсированного развития всего региона. Объясняется это тем, что и по своей площади, и по импульсам прорыва мы, как ни крути, находимся на особом положении в социально-экономической системе координат Дальнего Востока. Безусловно, положение это не назовешь привилегированным. Надо признать, что сегодня на Дальнем Востоке у центра есть и более приоритетные субъекты, во всяком случае, с позиции финансового обеспечения. Взять хотя бы Приморский край, где в 2012 году пройдет саммит АТЭС. Но с точки зрения практики, с точки зрения целевых ориентиров, основательности и свежести инновационных подходов в стратегическом планировании Республика Саха (Якутия), несомненно, является регионом фундаментальным. И минувший визит министра регионального развития России стал еще одним тому свидетельством.